Главная | Регистрация | Вход | RSSПятница, 09.12.2016, 12:42

Учителя Алматы

Меню сайта
Категории раздела
Биология [28]
ИЗО [12]
Профессиональное обучение [6]
Внеклассное чтение [16]
География [22]
Духовные ценности [10]
Если хочешь быть здоров [48]
Информатика [58]
История [49]
Иностранный язык [99]
Книжная полка [49]
Компьютер-бум [10]
Казахский язык и литература [182]
Математика [85]
Мир науки [11]
Моя Родина - Казахстан [42]
Музыка [97]
Начальная школа [399]
Общество семи муз [12]
Психологический клуб [11]
Русский язык и литература [132]
Родительское собрание [11]
Творческая личность [20]
Технология [21]
Физика [20]
Химия [31]
Экологическое воспитание [13]
Самопознание [35]
Наш опрос
Считаете ли вы результаты ЕНТ справедливыми?
Всего ответов: 1522
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Мастерская учителя » Начальная школа

Формирование логического мышления у первоклассников на уроках математики.
Логвина Елена Васильевна
учитель начальных классов
первой категории
школы-лицея №1 города Астана

Формирование логического мышления у первоклассников на уроках математики.

Формирования мышления учащихся младших классов – одна из актуальных и ключевых задач современной школы.
Один из известных психологов А.Н.Леонтьев обоснованно считал, что «жизненный, правдивый подход к воспитанию – это такой подход к отдельным воспитательным и даже образовательным задачам, который исходит из требований к человеку: каким человек должен быть в жизни и чем он должен быть для этого вооружён, какими должны быть его знания, его мышление, чувства, интллект». Следовательно, организуя и проводя обучение младших школьников, необходимо иметь в виду тот идеал человека, который необходим современному обществу, а именно: человека, обладающего мобильным мышлением, высокой нравственной культурой, умением активно добывать знания. Если мы с этой точки зрения посмотрим на задачи общего образования, в частности на задачи школьного курса математики, то придём к выводу, что начальная школа в силу своей возрастной специфики вполне располагает возрастной специфики вполне располагает возможностями реализации этих задач, в частности – формирование логического мышления.
Как известно, мышления – психологический процесс опосредованного и обобщённого отражения окружающего мира. Функция мышления – расширение границ познания путём выхода за пределы чувственного восприятия.
Мы решаем задачу формирования у учащихся логического мышления в процессе изучения математики, обращая внимание на воспитание у учащихся разумности таких форм логического мышления как понятия, суждение и умозаключения.
В психологии понятия характеризуются как форма мышления, отражающая существенные свойства, связи, отношения предметов и явлений, выраженная словом или группой слов.
Суждения, как известно, - основная форма мыслительного процесса; это утверждение или отрицание. Суждение детей, конечно, насыщенны эмоциональностью.
Умозаключения – это форма мышления, при которой на основе нескольких суждений делается определённый вывод.
Уточним, что мы будем понимать под логическим мышлением. Это способность учащегося сравнивать, анализировать факты учебной информации, рассуждать, обобщать, делать умозаключения.
Естественно, что логика мышления не дана человеку от рождения, он овладевает ею в процессе жизни, в обучении. Роль обучения математике в воспитании у учащихся логического мышления огромна хотя бы потому, что в математике ученик с наибольшей полнотой, наиболее выпукло и прямо может увидеть демонстрацию почти всех основных законов элементарной логики, участвовать в логической закономерности мышления.
Развитие мышления учащихся многократно ускоряется и усиливается, если учитель, обучая математике, одновременно учит умелому применению различных мыслительных приёмов: анализа фактов, обобщения, сравнения, абстракции. Действительно, мышление учащегося проявляется в умении применять различные приёмы мыслительной деятельности к изучаемому материалу, к решению задачи.
Развитие логического мышления учащихся осуществляется следующими этапами:
1. Знакомим учащихся с отдельными мыслительными приёмами. Причём знакомим с этими приёмами обязательно в процессе обучения соответствующего материала.
2. Совместно с учащимися приходим к выводу что прием, с которым сегодня познакомились в процессе изучения новой темы или решения задачи, не потребовал лишней траты времени. Более того, этот приём облегчил понимание. Его использование усилило интерес к изучаемому материалу.
3. Выбор того или иного мыслительного приёма осуществляем в зависимости от содержания изучаемого материала. Потому в дальнейшем, когда учащиеся повторно встречаются с тем или иным приёмом, напоминаем, что приём нам уже знаком. Далее выделяем те особенности данной и раннее изученной темы, благодаря которым целесообразно использовать данный приём.
4. Учим комплексному использованию различных мыслительных приёмов во всевозможных комбинациях друг с другом, например, анализу и синтезу (мыслительному расчленению явлений для выделения составляющих элементов и постановлению целого), абстракции – выделению одной стороны, свойства и обобщению (отбрасыванию единичных признаков при сохранении общих). Абстракция и обобщение (как операции логического мышления) – две взаимосвязанные стороны единого мыслительного процесса, при помощи которого мысль ребёнка идёт к познанию.
5. В дальнейшем вырабатываем привычку самостоятельного применения мыслительных приёмов.
Рассмотрим пример: решение задачи в первом классе.
1. Решение начинается с анализа условия задачи необходимого для выяснения того, как надо действовать, чтобы её решить, соотнесения того, что дано, с тем, что нужно найти, узнать.
2. Составить краткую запись задачи.
3. По модели задачи построить её математическую модель. Центральным звеном в решении задач является нахождение основного пути или способы её решения. Идея решения возникает в виде догадки или гипотезы, представляющей собой предвосхищающий синтез, опирающийся на предыдущий анализ условия задачи.
4. Важную роль в процессе решения задач играет речь. Весь этот процесс проникается словами, имеющими место и там, где мы мыслим «про себя». При этом функционирует внутренняя речь. Функциональная роль внутренней речи по-разному выступает в зависимости от содержания мыслительных задач, соотношения в них образных и понятийных компонентов, мотивации мыслительной деятельности.
Но сама по себе речь ещё не обеспечивает разв итие логического мышления. Мыслительная деятельность успешно активизируется и развивается там, где учащиеся осознают новые вопросы, включается в поиски ответов на них, сначала в сотрудничестве с учителем, а затем и самостоятельно, постепенно переходит от простых к всё более усложняющимися вопросам.
Такая работа играет решающую роль в формировании у учащихся способности думать, т.е. обобщенного умения ставить, осознавать вопросы, находить пути их выяснения, выполнять необходимые для этого операции, делать правильные умозаключения. Умение думать – центральное звено умения учиться.
Очень полезно для развития логического мышления учащихся самостоятельное составление математических задач с не сформулированными вопросами, оригинальным содержанием, задач на сообразительность. В такой деятельности соединяются учебные, познавательные и практические задачи, что имеет важное значение для развития логики мышления.
Выявляя трудности, с которыми сталкиваются учащиеся при решении мыслительных задач, нужно помогать преодолевать эти трудности собственными усилиями учащихся, вырабатывать необходимые для этого способы действия, а не давать решения этих задач в готовом виде.
Развитие логического мышления создаёт внутренние условия для сознательного, полноценного усвоения знаний и умений, воспитания умственных, нравственных и других качеств, подготовки к творческой деятельности, к активному участию в создании материальных и духовных ценностей.

Список использованной литературы:
1. Баракина Т.В. Возможности изучения элементов логики на уроках математики и информатики в начальной школе // Начальная школа плюс до и после. – 2009. – №4. – С. 33 – 37.
2. Иванова Е.В. Развитие логического мышления на уроках математики // Начальная школа плюс до и после. – 2006. – №6. – С.59 – 60.
3. Липина И. Развитие логического мышления на уроках математики // Начальная школа. – 1999. - № 8. С. 37-39.
4. А. Н.Леонтьев "Психологические вопросы сознательности учения".
Категория: Начальная школа | Добавил: Лёля (04.07.2011) | Автор: Елена Логвина E
Просмотров: 2629 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz


  • Copyright "Школа" Интернет-портал "Детство-kz"© 2016
    Сайт управляется системой uCoz