Главная | Регистрация | Вход | RSSВоскресенье, 04.12.2016, 11:13

Учителя Алматы

Меню сайта
Категории раздела
Биология [28]
ИЗО [12]
Профессиональное обучение [6]
Внеклассное чтение [16]
География [22]
Духовные ценности [10]
Если хочешь быть здоров [47]
Информатика [58]
История [48]
Иностранный язык [99]
Книжная полка [49]
Компьютер-бум [10]
Казахский язык и литература [181]
Математика [85]
Мир науки [11]
Моя Родина - Казахстан [42]
Музыка [97]
Начальная школа [399]
Общество семи муз [12]
Психологический клуб [11]
Русский язык и литература [129]
Родительское собрание [11]
Творческая личность [20]
Технология [21]
Физика [20]
Химия [31]
Экологическое воспитание [13]
Самопознание [35]
Наш опрос
Считаете ли вы результаты ЕНТ справедливыми?
Всего ответов: 1521
Статистика

Онлайн всего: 9
Гостей: 9
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Мастерская учителя » Начальная школа

Одна голова хорошо, а две лучше.
Логвина Елена Васильевна
учитель начальных классов
первой категории
школы-лицея №1 города Астана

Одна голова хорошо, а две лучше.
Я хочу поделиться с вами, уважаемые коллеги, методикой организации обучения детей, которая незаслуженно обойдена вниманием учёных, с опаской воспринимается педагогами, но, не побоюсь этого слова, вызывает восторг у детей и даёт потрясающие результаты с точки зрения качества знаний.
Речь идёт о групповой работе на уроках познания мира. В чём преимущества групповой работы как методического приёма учителя, стремящегося не только дать ребёнку определённый набор знаний, но и воспитать его коммуникабельным, мобильным, грамотным в сфере межличностных отношений?
Эти преимущества я условно разделяю на три группы:
- позитивные с точки зрения познавательной деятельности;
- позитивные с точки зрения воспитания личностных отношений;
- позитивные с точки зрения развития классного коллектива.
К первой группе я отношу активный характер познания, который предполагает групповая работа, взаимодополнение и взаимораскрытие детей в группе, улучшение качества знаний при групповой организации обучения по сравнению с результатами, которые дают индивидуальная или коллективная формы работы на уроке.
Ко второй группе я причисляю стирание обидных различий между детьми по принципу успеваемости. В группе сильные и слабые ученики. Учатся выслушивать и учитывать мнение друг друга. Кроме того, групповые занятия способствуют формированию у детей адекватной (не заниженной, но и не завышенной) самооценки.
К третьей группе преимуществ я отношу создание в классе положительного эмоционального настроя на учёбу и отношения со сверстниками, оживление и активизацию межличностных контактов среди одноклассников.
Постараюсь пояснить всё сказанное на примере одного из разработанных мной уроков познания мира.
Прежде всего, поясню, что каждая группа должна подбираться из детей, разных по уровню знаний, характеру и темпераменту, разного пола.
Итак, когда группы в моём классе уже были сформированы с учётом этих принципов, я стала активно использовать групповую работу на своих уроках.
К примеру, на обобщающем уроке познания мира в 4 классе на тему «Природа нашего края», где дети получили два групповых задания. Согласно первому, требовалось составить рассказ о местах обитания растений и животных в Казахстане на основе плана. Согласно второму – разработать рекомендации сверстникам по охране природы в Казахстане и нарисовать экологический знак в защиту природы родного края.
Выполняя первое задание, дети вспомнили (а может быть, напомнили друг другу) целый комплекс тем. Одни в процессе изучения темы лучше усвоили раздел «Виды животных», другие «Климатические зоны Казахстана», третьи – экологические темы. В результате групповой работы ребята обменялись усвоенными знаниями и «чужие» знания стали «общими».
Наблюдая за речевым поведением детей во время составления рассказа по плану, я заметила использование детьми таких приёмов речевого общения, как полемика, дополнения, разъяснения, доказательства, создание определений. Часто ли дети задействуют такие широкие возможности своей речи при индивидуальных ответах или коллективном опросе?
Анализируя межличностный климат в группах, я обратила внимание на стремление слабоуспевающих учеников «выделиться», показать себя в группе, что обусловлено меньшим количеством детей в группе по сравнению с классом и, соответственно, более определённым и ясным микроклиматом группы.
Выполняя второе задание, дети задействовали не столько репродуктивное (как при первом задании), сколько творческое мышление. Они должны были изобрести «Свод правил» экологически правильного поведения сверстников и отразить принципы экологизма поведения в графическом изображении.
Поскольку конкретно-фактическая подоплёка этих заданий чрезвычайно ограничена, перед детьми возникла необходимость изобрести нечто новое, организовать это новое в смысловой последовательности и преобразить словесную информацию в графическую.
Это опыт развития творческого мышления детей через выполнения групповых заданий дал в моём классе потрясающие результаты.
К примеру, вырабатывая кодексы экологически чистого поведения, ребята предлагали такие меры, как запрещение в Казахстане браконьерства, организация детских «Зелёных патрулей» и даже внесение изменений в закон «Об охране среды» в сторону ужесточения наказания для нарушителей баланса в природе.
Что касается эмблемы в защиту природы, то все педагоги знают, как трудно в одиночку придумать рисованный символ чего-либо. В группе же при выполнении такого задания царит настоящий творческий бум.
Ребята одной группы изобразили идею замены бензиновых двигателей автомобилей на электрические, другой – показали на рисунке чистый лес и тот же лес после посещения человека, третьей – нарисовали знаки, которые, по мнению ребят, надо установить в наших городах для воспитания у людей бережного отношения к природе.
Таким образом, групповая работа на уроках познания мира расширяет возможности познания детьми окружающего мира, поскольку в своей мыслительной деятельности ученики опираются не только на резервы своей памяти, но и резервы памяти своих товарищей. Способствует развитию коммуникативных качеств личности, умения слушать других людей, искать компромиссы и нести ответственность за свои слова. Улучшает микроклимат классного коллектива, работает на сплочение учеников, открывает детей друг другу с лучшей стороны.
Можно сказать, что групповая форма организации обучения – это «золотая середина» между индивидуальной и коллективной формами, которые всё-таки грешат рядом крайностей. Но самый лучший эффект даёт использование всех этих трёх форм в зависимости от их целесообразности.
Рекомендую вам, дорогие педагоги, чаще использовать групповое обучение на своих уроках, ведь даже народная мудрость гласит: «Одна голова – хорошо, а две – лучше».
Категория: Начальная школа | Добавил: Лёля (05.07.2011) | Автор: Елена Логвина E
Просмотров: 1357 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 2
2 Калинка   (27.06.2016 19:39)
Очень часто использую на уроке познания мира групповую форму работы. Абсолютно согласна, что такая форма работы на уроке даёт положительные результаты с точки зрения качества знаний.

1 rahimowa   (09.01.2012 19:08)
Отличная идея!Постараюсь тоже на свих уроках использовать групповые работы.Спасибо!

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz


  • Copyright "Школа" Интернет-портал "Детство-kz"© 2016
    Сайт управляется системой uCoz