Главная | Регистрация | Вход | RSSВоскресенье, 04.12.2016, 06:53

Учителя Алматы

Меню сайта
Категории раздела
Биология [28]
ИЗО [12]
Профессиональное обучение [6]
Внеклассное чтение [16]
География [22]
Духовные ценности [10]
Если хочешь быть здоров [47]
Информатика [58]
История [48]
Иностранный язык [99]
Книжная полка [49]
Компьютер-бум [10]
Казахский язык и литература [181]
Математика [85]
Мир науки [11]
Моя Родина - Казахстан [42]
Музыка [97]
Начальная школа [399]
Общество семи муз [12]
Психологический клуб [11]
Русский язык и литература [129]
Родительское собрание [11]
Творческая личность [20]
Технология [21]
Физика [20]
Химия [31]
Экологическое воспитание [13]
Самопознание [35]
Наш опрос
Считаете ли вы результаты ЕНТ справедливыми?
Всего ответов: 1521
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Мастерская учителя » Начальная школа

Формирование практических навыков на уроках русского языка
В настоящее время современная педагогическая практика испытывает следующие затруднения:
- за последние десятилетия школьная система обучения орфографии все больше реализует подход, связанный с усилением теоретических сведений в формировании практических умений и навыков, что не позволяет в полной мере обеспечить решение одной из важнейших задач школьного курса русского языка – формирование функционально грамотной личности;
- на начальном этапе недостаточное внимание уделяется такой важной теме как «Состав слова»;
- не всегда на практике соблюдается принцип систематичности и последовательности в работе над этой темой;
- не уделяется особое внимание тем видам работы, которые активизируют мыслительную деятельность ученика, заставляют думать, искать и находить правильный ответ;
- недостаточно развивается словарный запас.
Мною разработана система заданий по данной теме.
Подготовка к изучению морфемного состава слова
Одним из способов объяснения значения слова является обращение к его родственным связям. Например, значения производных слов скворечник, кормушка легко объяснить при сопоставлении с производящими словами скворец, корм. Поэтому с первых уроков языка учу видеть родственные связи между производными и производящими словами, отвечая на вопрос: «Почему это слово имеет такое название?». Посильны для учащихся и задания типа: «Найдите общую часть в словах сад, садик, садовник. Объясните, что роднит эти слова, как пишется их общая часть?». Такая работа, проводимая в единстве с другими заданиями, способствует формированию языкового чутья, орфографической зоркости, подготавливает учащихся к усвоению понятий «Однокоренные слова».
На подготовительном этапе подвожу к пониманию словоизменительной функции окончания путем изменения слов по вопросам. Например, изменить слово дерево по вопросам: на чем? с чего? под чем? И составить с образованными формами предложения.
При выполнении таких упражнений обращается внимание на тот факт, что в процессе изменения слова образуются не новые слова, а формы одного и того же слова.
На данном этапе используются такие упражнения, как:
- выписывание из текста одного и того же слова в разных формах;
- изменение формы слова по вопросам;
- группировка слов по семантической и структурной близости;
- подбор слов, близких по значению и имеющих общую часть.

Работа над составом слова
Изучение состава слова начинается с введения понятий «родственные слова», «корень». Формирование понятия «» связано с усвоением двух их существенных признаков семантической общности (имеют что-то общее по смыслу) и структурной общности (наличие общего корня). Положительное влияние оказывает на осознание учащимися сущности однокоренных слов тот факт, что смысловая общность однокоренных слов создается общностью корня. Именно в корне заключено то общее, что «роднит» однокоренные слова, объединяет их в одну группу слов. Приставки и суффиксы вносят в смысл слова что-то свое, свою «смыслиночку»; это создает своеобразное значение каждого из однокоренных слов, отличает их друг от друга. Данный подход активизирует познавательную деятельность учащихся и, кроме того, позволяет сразу привлечь внимание детей к определенным признакам слов, на которых базируется их общность.
Вначале, на основе сравнения слов по смыслу и составу вводится термин «родственные слова», затем сообщается о том, что общая часть родственных слов называется корнем, а родственные слова иначе называются однокоренными. Для того, чтобы развить у школьников умение их распознавать, раскрываю секреты родственных слов.
Изучение однокоренных слов включает написание под единообразным наблюдением в них корня. Эти наблюдения создают основу для сознательного написания проверяемых безударных гласных, парных звонких и глухих согласных корня, непроизносимых согласных в корне, сдвоенных согласных.
Не меньшее значение имеют знания об единообразном написании корня в однокоренных словах и для формирования навыка правописания слов с непроверяемыми безударными гласными в корне слова.
Работа над корнем не ограничивается тремя уроками, специально отведенными на эту тему. Наблюдение над корнем входит в содержание уроков, которые отводятся на изучение всех морфем. Позднее словообразовательные упражнения выполняем при изучении частей речи.
Особенности изучения приставок.
Осмысление словообразовательной функции приставок осуществляется в процессе уяснения значений приставок и образования новых слов с помощью этой морфемы. Специфику приставок целесообразно рассматривать на примере глаголов, так как префиксальный способ образования наиболее характерен для этой части речи. При изучении приставок учащиеся приобретают умение отличать приставки от предлогов, усваивать единообразное написание гласных в приставках и особенности правописания согласных на конце этой морфемы.
Чтобы не допустить орфографических ошибок при изучении этой морфемы, раскрываю секреты правописания приставок. Для разных приставок – разные законы. Например.

Безвариативные приставки
Это первая группа приставок, которые пишутся всегда одинаково. Она самая большая. Эти приставки надо быстро «узнавать в лицо», чтобы не путать с другими.

Секрет безошибочного письма
Раз все приставки первой группы пишутся одинаково, то и секрет их правильного письма несложен. Надо просто узнавать их в словах. Увидев приставку первой группы, вы сразу будете знать, как она пишется.
Например, вы вдруг усомнились: что пишется в слове подмигнуть – о или а ? И сразу скажите себе: «Да ведь это же приставка под- ! Она в первой группе! Ни о каком а здесь не может быть и речи!»
Особенности изучения суффикса.
Основная задача изучения данной морфемы – познакомить учащихся с ролью суффикса в слове и на этой основе развивать у них умение осознанно использовать слова с суффиксами в своей речи.
Выясняем, что с помощью суффикса можно образовывать слова с новым лексическим значением. Суффикс придает слову тот или иной смысловой оттенок: указывает на размер предмета, меру качества предмета, свое отношение к предмету.
Чтобы познакомить учеников со словообразовательной ролью суффиксов, привлекаю суффиксы, с помощью которых образуются слова-названия различного рода предметов, а также слова, людей по их занятиям. Ученики сравнивают между собой однокоренные слова и устанавливают между ними сходство или различие по составу и по лексическому значению. На основе результатов сравнения делается вывод о том, что смысловое различие между данными словами передается с помощью суффикса, что именно с помощью суффикса от одного слова образовалось другое.
Осознание учащимися роли суффикса способствует сопоставление суффикса с приставкой и окончанием. Особенно эффективным оказывается сравнение тогда, когда оно проводится в процессе выполнения словообразовательных упражнений и, таким образом, роль приставок и суффиксов выступает наиболее наглядно. А с окончанием суффиксы сравниваем для того, чтобы предотвратить их отождествление в сознании учащихся.
Суффиксы выполняют большую строительную работу в словах.
1. Они из одних слов делают другие: учить – учитель, ученик, учение.
2. Суффиксы могут придавать самые разные смысловые оттенки. Например, показать большой предмет или маленький, симпатичный или противный.
Окончания
Так как окончание в слове одновременно выражает несколько значений (например, окончание –ый в словосочетании «смелый человек»является выразителем форм мужского рода, единственного числа, именительного падежа), изучение окончаний начинаю с раскрытия двух его признаков: окончание – изменяемая часть слова, служащая для связи слов в предложении . Окончание не служит для образования новых слов, оно лишь образовывает новые формы слова.
По мере знакомства учеников с категориями числа и рода имен существительных и имен прилагательных, а также категорий падежа имен существительных, при изучении глаголов происходит постепенное углублений знаний об окончаниях. Та слова часть, что изменяется, окончанием называется. Остальную же часть слова именуем мы основой.
Для запоминания последовательности операций разбора слова по составу использую памятку:
1. Выясняю смысл слова.
2. Узнаю, на какой вопрос отвечает и к какой части речи относится.
3. Нахожу окончание. Для этого изменяю слово по числам или вопросам.
4. Нахожу корень. Для этого подберу однокоренные слова.
5. Нахожу приставку. Для этого подберу однокоренные слова с другими приставками или без приставок.
6. Нахожу суффикс. Для этого подберу слова с такими же суффиксами.
7. Назову по порядку все морфемы.
Эффективность работы по данной теме во многом зависит от того, насколько учитель осознал целесообразность данных видов заданий.
Задания и упражнения можно видоизменять, усложнять, дополнять, проявить творчество. Ко всем отобранным заданиям подходить системно. Обязательно опираться на возможности конкретного класса и индивидуальные особенности учеников.
Категория: Начальная школа | Добавил: olgatuhbatullina (24.09.2011) | Автор: Белкова Людмила Вячеславовна E
Просмотров: 1662 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz


  • Copyright "Школа" Интернет-портал "Детство-kz"© 2016
    Сайт управляется системой uCoz