Главная | Регистрация | Вход | RSSВоскресенье, 04.12.2016, 19:15

Учителя Алматы

Меню сайта
Категории раздела
Биология [28]
ИЗО [12]
Профессиональное обучение [6]
Внеклассное чтение [16]
География [22]
Духовные ценности [10]
Если хочешь быть здоров [47]
Информатика [58]
История [48]
Иностранный язык [99]
Книжная полка [49]
Компьютер-бум [10]
Казахский язык и литература [181]
Математика [85]
Мир науки [11]
Моя Родина - Казахстан [42]
Музыка [97]
Начальная школа [399]
Общество семи муз [12]
Психологический клуб [11]
Русский язык и литература [129]
Родительское собрание [11]
Творческая личность [20]
Технология [21]
Физика [20]
Химия [31]
Экологическое воспитание [13]
Самопознание [35]
Наш опрос
Считаете ли вы результаты ЕНТ справедливыми?
Всего ответов: 1521
Статистика

Онлайн всего: 18
Гостей: 18
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Мастерская учителя » Начальная школа

Творческие задания и их роль в формировании познавательных интересов младших школьников
Проблема познавательного интереса – одна из актуальных. Педагогической наукой доказана необходимость теоретической разработки этой проблемы и осуществление ее практикой обучения.
Необходимость готовить к творчеству каждого растущего человека не нуждается в доказательствах. Именно на это должны быть направлены усилия педагогов.
Тяга к творчеству, которая (как и всякая чисто человеческая потребность) является не врожденным качеством, не природным даром, а результатом воспитания (стихийного, незаметного или организованного, очевидного) – эта тяга к творчеству может быть сама обращена в средство педагогического воздействия, в частности, в средство формирования познавательных интересов младших школьников, в средство формирования потребности учиться, получать знания.
Большинство детей может хорошо учиться в школе. Только им надо помочь стать более «обучаемыми», выработав комплекс общеучебных умений и навыков, которые способствуют качественной познавательной деятельности; развивать способность не только к быстрому приобретению знаний, но и к их эффективному применению на практике. Этот вопрос является не только очень важным, но и принципиально значимым для подавляющего большинства учителей и родителей, думающих о завтрашнем дне всей нашей системы образования.
Очень часто и учителя, и родители, да и сами ученики бывают недовольны результатами обучения в школе. Кто-то смиряется с ситуацией, некоторые пробуют ее объяснить, списывая проблемы на усложненность программ, невнимание или слабую подготовку учителей, а то и неспособность детей к эффективному и качественному усвоению материала. Но есть и такие, кто пытается бороться с ситуацией. Но иногда и они не могут понять – с чего начать работу, как ее организовать с точки зрения рациональной последовательности, определенной системы, как сделать так, чтобы дети полюбили школу, учителей, сам процесс приобретения знаний.
В последнее время все больше ученых сходятся во мнении, что начинать надо с развития познавательных способностей детей, обеспечивающих высокий уровень обучаемости, восприимчивости человека к обучению.
Известно, что развитие познавательных способностей школьников в процессе обучения можно рассматривать в двух аспектах: как УСЛОВИЕ эффективности познавательной деятельности и как ПРЕДМЕТ их целенаправленного формирования.
В теории и практике обучения сравнительно широко рассматриваются вопросы учета познавательных способностей и недостаточно раскрываются эти способности как предмет развития в учебном процессе.
В средней школе №28 в общеобразовательную программу начальных классов введены уроки логики, информатики и развития речи. На этих уроках осуществляется довольно эффективный подход, направленный в первую очередь на развитие ряда параметров, входящих в понятие «обучаемость» и обеспечивающих «победное» учение детей. Среди этих показателей можно выделить важнейшие:
- быстрота реакции;
- психические механизмы, лежащие в основе эффективности любой познавательной деятельности (внимание, все виды памяти, воображение);
- умение решать нестандартные, творческие задачи.
Если вспомнить, например, как реагирует класс на простейший вопрос учителя, ответ на который, без сомнения, знают все. Малая часть (3-5 человек) ответят сразу же, еще несколько – чуть позже, но ведь будут и те, которые не успеют. Недаром психологи говорят о наличии так называемых «быстродумов» и «тугодумов». Причем последние – чаще всего обычные, далеко не глупые дети, просто они такие, какие есть. И эта маленькая на первом этапе проблема их медлительности со временем, как снежный ком, может нанизать еще множество других и создать безвыходную ситуацию.
Какие бывают способы получения информации? Как известно, она поступает по трем каналам – зрительному (визуальному), слуховому (аудиальному) и кинестетическому (при помощи органов чувств). Конечно же человек использует все каналы восприятия, но в разной мере, так как от рождения у 90% людей лучше развита зрительная память и лишь у 6% - слуховая. Наша современная школа ориентирована на слуховое восприятие материала. В связи с этим получается, что лишь небольшая часть детей в классе может качественно воспринимать устную речь учителя. Поэтому, в современных условиях следует уделять целенаправленное внимание развитию и слуховой памяти.
В своей работе во 2 – 3 классах я использую рабочие тетради, «Творческие задания», разработанные по следующей методике, направленной на развитие творческих способностей в системе занятий по различным учебным предметам. Структура этой тетради включает в себя 4 последовательных этапа:
1. Разминка.
2. Развитие психических механизмов, лежащих в основе творческих способностей учащихся (памяти, внимания, мышления, воображения). Работа по формированию и развитию на основе специальных задач, в том числе и по вводу рациональных приемов, ориентированных на организацию управляемой (а не путем «проб и ошибок») деятельности учащихся , позволяет добиваться значительных результатов в развитии познавательных и творческих способностей.
3. Этап решения частично-поисковых задач.
4. Выполнение творческих заданий, рассчитанных на «новые повороты» при рассмотрении давно известных понятий, на неожиданные, непривычные комбинации с целью воспитания у учащихся умения видеть новое в известном, использовать полученные знания в новых или сильно видоизмененных условиях.
Программа этой тетради построена так, что в ней соблюдается строгая последовательность в усложнении условий предлагаемых задач. Раз от раза уточняются и усложняются анализ задач, характеристика поиска нового решения, уровень проявления самостоятельности, сочетание действий и размышлений. Комплекс заданий, задач, упражнений, тренингов, игр помогает каждому ребенку создать базу для формирования прочных знаний и умений, позволяет повысить интерес не только к конечным результатам, но и к самому процессу познания. Некоторые правила и определения входят в большое количество разнообразных заданий и повторяются в разных формах. Это сделано специально для многократного повторения значимых понятий. По мнению психологов, существует «золотое правило запоминания», в соответствии с которым для качественного усвоения необходимой информации, после предъявления, ее следует актуализировать и проверить трижды: на первом, третьем и седьмом занятии. И если на последнем уроке ученики ответят на все вопросы по этой проблеме правильно, значит, знания перешли в долговременную память.
В связи с вышесказанным такие задания можно использовать:
- для самостоятельной проработке информации детьми во время летних каникул с целью актуализации и отработки знаний, умений и навыков, усвоенных в школе в течении учебного года;
- при прохождении соответствующих тем в составе того или иного предмета, так как построение материала интегративное, способствующее выработке системного мышления;
- на специальных занятиях по развитию познавательных способностей или на интегрированных уроках обобщающего повторения.
Приведу пример одного из занятий.
1. Разминка. В этом задании ваш ответ должен быть представлен в виде числа.
Ответьте на вопрос: «Сколько?»
- Козлят пытался съесть злой волк из популярной сказки?
- Раз надо отмерить, чтобы один раз отрезать?
- Дней в неделе?
- Мушкетеров было в романе А. Дюма?
- Сантиметров в метре?
- Месяцев во времени года?
- Друзей не надо менять в обмен на сто рублей?
2. Развиваем быстроту реакции.
Закончите предложение, подставив одно противоположное по значению слово:
- После зимы наступает весна, а после осени - …
- Луна близко, а Солнце …
- Мама встает рано, а я …
- Есть фрукты и овощи полезно, а много сладостей …
Составьте предложения из данных слов, употребив их в нужной форме.
- Школа, ходить, любить, я, в.
- Живем, красивый, мы, Астана, в, город.
- Как, знать, кто, мальчик, этот, звать?
Добавьте одну букву в слово так, чтобы получилось новое слово (Рок-занятие в школе-урок).
Село – без него на лошади непросто ездить.
Банк – стеклянный сосуд для консервирования.
Шпага – тонкая бумажная веревка.
3.Развиваем речь. Ответьте на вопросы и запишите ответ рядом в столбик.
- Чокан – это имя, а Валиханов- …
- «Слово не … , вылетит не поймаешь».
- Столица нашей Родины- …
- И тонкая, и общая, и в клеточку.
- И Астана, и Алматы, и Караганда.
- 7Я – семья, 40А - …
- Сын – дочь, мальчик - …
4. Числовой диктант.
* Ко всем ногам тройки лошадей прибавьте наибольшее однозначное четное число
* К количеству нот в нотном стане прибавьте порядковый номер ноты СИ
* Количество часов в сутках разделите на число четвертей часа
* Количество букв в названии любимого лакомства Вини-Пуха умножьте на число букв названия подарка Пятачка ослику Иа на день рождения.
5. Развиваем слуховую память. Это задание следует выполнять вдвоем. Один пусть читает предложенные слова, а второй, воспринимая их только на слух, пусть попытается произнести услышанное задом наперед. Например, один говорит: «ОЛЕС», а второй «СЕЛО».
АМАМ, АКЕР, АГИНК, КАМ, АМАР, АПМАЛ, АНСЕВ, АКУР, СЕЛ, АКШАЧ.
6. Логико-поисковые задачи.
1.Проанализируйте закономерность образования слова в скобках и отгадайте пропущенное слово:
Лоток (клад) лодка сироп (пират) трал отрава (март) мина
Олимп (…) катер вагон (…) рвач участь (…) веер
Клюв (воск) сорт мираж (шарик) шелк груша (луна) линия
Баян (…) мина краса (…) пень слива (…) полет
Ответы: порт, нагар, врач, нимб, псарь, пила, блик, омар.
2. *После фигурного катания спортсмены разделись и оставили в раздевалке десять коньков. Сколько фигуристов тренировалось на катке?
*Батон разрезали на 10 частей. Сколько разрезов потребовалось для этого?
*Вспомните популярную детскую сказку про репку, которую хотя и с большим трудом, но вытянули. Сколько глаз увидели этот овощ?

Практическая значимость такой работы обусловлена тем, что ее результаты могут быть использованы в практической деятельности учителей.
Категория: Начальная школа | Добавил: olgatuhbatullina (24.09.2011) | Автор: Белкова Людмила Вячеславовна E
Просмотров: 2216 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz


  • Copyright "Школа" Интернет-портал "Детство-kz"© 2016
    Сайт управляется системой uCoz