Главная | Регистрация | Вход | RSSВоскресенье, 04.12.2016, 19:17

Учителя Алматы

Меню сайта
Категории раздела
Биология [28]
ИЗО [12]
Профессиональное обучение [6]
Внеклассное чтение [16]
География [22]
Духовные ценности [10]
Если хочешь быть здоров [47]
Информатика [58]
История [48]
Иностранный язык [99]
Книжная полка [49]
Компьютер-бум [10]
Казахский язык и литература [181]
Математика [85]
Мир науки [11]
Моя Родина - Казахстан [42]
Музыка [97]
Начальная школа [399]
Общество семи муз [12]
Психологический клуб [11]
Русский язык и литература [129]
Родительское собрание [11]
Творческая личность [20]
Технология [21]
Физика [20]
Химия [31]
Экологическое воспитание [13]
Самопознание [35]
Наш опрос
Считаете ли вы результаты ЕНТ справедливыми?
Всего ответов: 1521
Статистика

Онлайн всего: 18
Гостей: 18
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Мастерская учителя » Начальная школа

Интегрированный урок по познанию мира и экологии. 4 класс
Выполнила Андреева Валентина Александровна
Учитель начальных классов школы – лицея № 3
Г. Степногорска

Внеклассный урок по познанию мира в 4 классе
с применением интерактивных методов обучения, развивающего обучения.

« Охрана окружающей среды»
«Мы дети твои, Земля!»
Цель: через эмоциональное состояние создать условия воспитания бережного отношения к природе, родной земле, необходимости охранять её, познакомить с экологическими проблемами, способствовать восприятию любви к природе, осуществлять патриотическое воспитание, о правилах поведения на природе, формирование чувства сопричастности к происходящему вокруг, воспитание любви к Родине.
Оборудование: интерактивная доска со слайдами, сюжет фильма «Экология», физическая карта полушарий, глобус, эмблемы участников турнира.

Включение в тему
(слайд № 1)
Берегите эти Земли, эти воды
Даже малую былиночку любя.
Берегите всех зверей внутри природы,
Убивайте лишь зверей внутри себя!
Ведущий: Сегодня мы с вами на миг заглянем в одну из страниц календаря день 5 июня, который в нашей стране отмечается, как день Охраны окружающей природы.
Приветствие Земле!
Я, Приветствую тебя, Земля!
Я, Приветствую тебя, Солнце!
Я, Приветствую тебя, Вода!
Я, Приветствую тебя, Воздух!
Мы, Приветствуем всех вас!
(На фоне музыки)
Ведущий:
Есть просто храм,
Есть храм науки.
А есть ещё природы храм
Навстречу солнцу и ветрам
Он свят в любое время суток
Открыт для нас в жару и стынь
Входи сюда, будь сердцем чуток
Не оскверняй его святынь!
Ученик:
Я люблю тебя, Земля!
И хочу, чтоб ты жила
Хорошела с каждым годом
Плодоносила, цвела.
Берегите эту Земля!
Ведь она у нас одна
Защитим её все вместе
Мы, как дружная семья.
Будем мусор убирать,
Не сорить, не обижать!
Ведущий:
Древние люди всегда поклонялись матушке природе. Они понимали, что полностью зависят от неё. Человек знал, что земля его поит, кормит, обувает, одевает, веселит и даже карает. Но постепенно человек стал отгораживаться от окружающего его мира. Мы чаще видим неухоженные поля, горы мусора, загрязненные реки, высохшие озера, вырубленные леса. Мы дышим отравленным воздухом и едим отравленные «удобрениями» овощи и фрукты. Печальную эстафету примет от нас с вами век грядущий, новое поколение детей и взрослых. Набатным словом звучит слово «Экология»
- А вы, ребята, знаете, что это за слово? Что оно означает?
Ответы учащихся: Слово «Экология» с греческого ойкос(эко)- дом, жилище, логия (логос) – наука.
Ведущий:
Ребята, когда возникла наука экология и что она изучает?
Ответы учащихся:
Понятие экология впервые определил немецкий зоолог в 1868 Геккель. В целом это наука о доме, о взаимоотношении человека с окружающей нас средой. Она изучает нашу Землю, охрану природы, её защиту.
Ведущий: Давайте вспомним, сколько лет назад образовалась планета Земля?
Ответ: 5 миллиардов лет назад.
Ведущий: Представим себе, что 5 миллиардов – это 1 час, а в часе 60 минут. И что же произошло за это время?
(звучит музыка набата)
Ученик: 0 минут образовалась новая планета.
Ученик: через 10 минут зародилась новая клетка.
Ученик: через 30 минут в океане появились сине-зеленые водоросли, которые производили кислород.
Ученик: через 52 минуты в океане появились маленькие животные – трилобиты.
Ученик: через 55 минут появились на планете большие деревья.
Ученик: через 56 минут в воздухе поднялись огромные ящерицы.
Ученик: через 57 минут появились динозавры.
Ученик: через 58 минут появились первые птицы и звери.
Ученик: 59 минута появились первые люди на земле.
Ученик: 60 минута - появились мы, сегодняшние жители.
Ведущий: Вот такой эволюционный процесс прошел человек 5 миллиардов лет тому назад. С тех пор человек и природа стали частью друг друга.
- Можно ли сказать, что человек и природа, едины?
(Доказательства учащихся о том, что человек и природа едины.)
Ответ: Человек является частью всего окружающего нас мира. И природа стала нашим домом, а мы стали хозяевами в нем.
Ученик: Моя планета – человеческий дом.
Но как ей жить под дымным колпаком?
Где сточная канава океан?!
Где вся природа поймана в капкан?
Где места нет ни аисту, ни птице
Где стонут травы «Больше не могу…»

И все живое стонет.. помоги.
(исполняется песня об экологии)
Ведущий: Сегодня мы все вместе попытаемся понять, что же происходит на нашей огромной планете под названием, Земля! Вам представится возможность побывать в роли эколога, где вы должны разрешить ряд экологических проблем, сформировать правила поведения на природе, выразить свои чувства к происходящим экологическим проблемам на планете, в стране, привести примеры бережного отношения к окружающей нас природной среде.
В решении некоторых экологических проблем согласились принять участие три команды.(представление команд)
1 команда «Экоша»
2 команда «Знатоки»
3 команда «Защитники»
(представление жюри)
Ведущий: Внимание на экран. Великий драматург Бернард Шоу
Слайд № 2
«Теперь, когда мы научились летать по воздуху , как птицы, плавать под водой, как рыбы, нам не хватает только одного – жить на Земле, как люди!»
(просмотр сюжета из фильма «Экология»)
Ведущий: Прокомментируйте, что вы увидели и дайте оценку происходящему. Обобщение.
Задание для первого тура.
Ведущий: А сейчас экологические новости в разрезе планеты, страны и города.
Экологические новости (Слайд № 3)
Ежегодно от загрязнения окружающей среды погибает 8000 человек. 8 миллионов погибнет от смога на Земле до 2020 года, который висит над нашей планетой. 80% всех заболеваний передается через употребления загрязненной воды – от этого умирает 25 миллионов человек. В очень бедных регионах мира, как например Африка, Австралия – дети не доживают до 5 лет, все болезни связаны с окружающей средой.
Ученики: Первое место в списке самых экологически чистых стран мира занимает Финляндия. Второе и третье места занимают Нидерланды и Дания. Четвертое место принадлежит Колумбии, пятое – острову Суматра. Шестое место принадлежит Коста-Рика, На седьмом месте стоит Канада, на восьмом Бельгия, на девятом месте расположилась Австрия. Десятое место по праву принадлежит Швейцарии.
Ведущий: Перед вами карта Казахстана, давайте вместе с вами отметим черными каплями глобальные проблемы в нашей стране.
(Сообщение детей об экологических глобальных проблемах в стране и городе.)
Ученики: В промышленных районах гибель лесов носит массовый характер. Так в Восточно-Казахстанской области в районе городов Лениногорска и Зыряновска, где добываются и перерабатываются цветные металлы: свинец, цинк, кадмий и др. погублены десятки гектаров прекрасного хвойного леса.
Повышенный уровень загрязнения наблюдается в городах: Зыряновске, Актау, Темиртау, Таразе, Петропавловске, Шымкенте, Алматы. Наиболее валовые выбросы загрязняющих веществ от стационарных источников наблюдались в Карагандинской области - более 30% выбросов по республике. Основные
загрязняющие вещества: пыль, диоксиды серы и азота, углеводороды. Самым грязным воздухом дышат жители Лениногорска, Усть-Каменогорска, Актюбинска, Алматы и Зыряновска. Основным источником выбросов является железнодорожный транспорт. Превышение допустимых норм концентрации пыли
прослеживалось также в Лениногорске, Зыряновске, Темиртау, Шымкенте, Семипалатинске и Балхаше. Следующая причина - это загрязнение водных
ресурсов. Из великих рек по загрязнению лидирует Иртыш и Урал. Грязнее стала Сырдарья. Вызывает тревогу и радиационная обстановка в районах урановых месторождений, таким городом является и наш город Степногорск, где находится хвостохранилище для сброса радиоактивных отходов, которые перерабатывает завод ГМЗ. Мы протестуем вместе с жителями города и вносим своё предложение: сохранить город экологически чистым для всех жителей Степногорска и прилегающих районов.
Ведущий: И что же мы видим?
Ответы учащихся: черных капель больше, чем голубых.
Ведущий: Что же происходит?
Ответы учащихся:
Загрязнение воды, почвы, воздуха, оскуднение животного и растительного мира приобретают с каждым днем глобальные проблемы. Земля станет от людского безобразия,
Ведущий: Чтобы меньше было черных пятен, а больше голубых нужно:
Ответы учащихся: Человек не должен вредить Земле, обращаться бережно, лучше землю использовать в благих целях, беречь леса, озера, реки, словом охранять родину.
Ученик: (на фоне музыки)
«Стали люди сильнее, чем Боги
И судьба Земли у них в руках
Но темнеют страшные ожоги
У Земного шара на боках.
Мы давно освоили планету
Широко шагает этот век
На Земле ж белых пятен нету
Черные? Сотрешь ли человек?...»
Предлагаются экологические ситуации
Слайд № 4
В результате человеческой жестокости сайгаки оказались на гране исчезновения. Всего 15-20 лет назад в Казахстанских степях бродили огромные стада сайгаков. Сейчас численность этих животных по всей Республики не превышает 30 тыс.
Ведущий: Что нам с вами надо сделать для того, чтобы сохранить этих животных, которые сегодня на гране исчезновения. (Учащиеся решают проблему, ответы)
Слайд № 5
За последние 30 лет в следствии забора воды из рек и выброса отходов в падающих в Аральское море, уровень воды понизился на 14 метров

Ведущий: Как бы вы разрешили эту проблему? (Учащиеся решают проблему, ответы)
Слайд № 6
Состояние биоресурсов в Каспийском море сегодня вызывает тревогу у жителей. Загрязнение воды безконтрольный лов рыбы могут привести к тому, что через 2-3 года ценные породы осетровых рыб окажутся в Красной книге.
Ведущий: Как бы вы разрешили эту проблему? (Учащиеся решают проблему, ответы)
Ведущий: (внимание на экран)
Слайд № 7
«Я сорвал цветок – и он завял»
«Я поймал жука – и он умер у меня на ладони»
«Я посадил птицу в клетку и она погибла в неволе»
«И тогда я понял, что прикоснуться к красоте можно только сердцем» (исполнение песни об экологии)
Ученик: К. Паустовский «Человеку нельзя никак жить без родины, как без сердца»
Ведущий:
Прежде чем приступить к выполнению задания предлагаю провести тренинг, который называется «Дыхание счастья»
При вдохе вы вдыхаете медленно ароматы любимых цветов, радость, удачу, здоровье, тепло, любовь и свет.
При выдохе мысленно выдыхается мусор, грязь, болезни, печаль, обиды, неудачи, зло, глупость, ненависть.
Тур № 2
Конкурс «Веселая полянка»
Каждой команде раздаются конверты, где находятся задания для 2 тура.
Вопросы команде № 1
1.Иногда, особенно весной можно увидеть, как сороки цепляются к молодым телятам. Они садятся им на спину, шею, ноги. Животные их не прогоняют, а спокойно едят траву. Почему сороки набрасываются на телят?
• Они выщипывают шерстинки для гнезда.
• Лечат животных.
• Просто играют.
Ответ: часто слышим о сороках-воровках, сплетницах, обманщицах, а вот есть сороки - ветеринары, которые лечат животных.
2. «Ох, не любят меня люди! Голос видите ли мой им не нравится. И глаза говорят у меня некрасивые, не нравится, что днем я сплю, а ночью я летаю. Считают, что беду приношу»
• Ворона
• Сова
• Летучая мышь
Ответ: Вот уже 40 лет совы находятся под охраной закона. Одна серая сова за лето убивает тысячи мышей полевок, которые способны уничтожить за лето 1 тонну зерна.
3. Ребята нашли в лесу птенца, выпавшего из гнезда. Как им поступить, чтобы не навредить бедняге?
• Взять с собой и покормить
• Найти гнездо и положить туда
• Вообще не брать.
Ответ: Вообще не брать.
4. На земном шаре нет, пожалуй, такого существа, о котором рассказано столько легенд и небылиц, как о нас. Не нравится, что темноту мы любим, что на обычных зверей и птиц не похожи. Но мы же друзья человека, а не враги. Что же нам делать? Ведь мы такие уродились? Обижают нас часто?
• Жаба
• Змея
• Летучая мышь.
Ответ: Конечно же летучая мышь.
- А чем же она питается?
Ответ: насекомыми, ночными бабочками, пауками, комарами. За 30 минут 1 мышь съедает 115 мучных зверей, за вечер – до 500 комаров.
5. Это растение есть нельзя. Для некоторых насекомых и для взрослых – это смертельный яд, а для некоторых животных – это лекарство.
• Подберёзовик
• Мухомор
• Опёнок
Ответ: мухомор является ядовитым грибом не предназначенным для еды, но лекарственным растением.
Вопросы команде № 2
1.Растение, которое может указать прогноз погоды. Если его цветы раскрыты – к хорошей погоде, перед плохой погодой эти цветы – закрываются.
• Одуванчик
• Колокольчик
• Молочай
Ответ: одуванчик является барометром погоды.
2. «Сама знаю, что не красавица я. Окажись я рядом, многие шарахаются в сторону, а то ещё камки бросят или ногой пнут. А за что? Не всем же быть красивыми? А польза от меня большая»
• Змея
• Жаба
• Летучая мышь
Ответ: жаба, потому что она съедает комаров.
3. У какого насекомого орган слуха находится на голени передних ног?
• Сверчок
• Кузнечик
• Бабочка
Ответ: У кузнечиков орган слуха находится на ногах.
4. С моего цветка берет пчелка самый вкусный мед. А меня все же обижают, шкуру тонкую сдирают?
• Черемуха
• Липа
• Береза
Ответ: из коры липы плетут лапти и корзины.
5. Соцветие какого растения в течении дня поворачивается вслед за солнцем?
• Одуванчик
• Подсолнух
• Мак
Ответ: подсолнух. Не зря его название сродни солнцу.
Вопросы команде № 3
1.Про какое дерево сказано:
Первое дело-мир освещать
Второе дело - крик утешать
Третье дело – больных лечить
Четвертое дело – чистоту соблюдать.
• Липа
• Рябина
• Береза
Ответ: береза. Из нее делают лучины, березовый деготь для смазки колес у телеги, лекарственные настои, веник березовый в бане.
2.Вьют ли гнезда перелетные птицы на дальнем юге?
• Вьют
• Нет
• Вьют, если зима на Родине, откуда они прилетели, затянулась.
Ответ: нет - потому что зимой трудно добывать корм.
3. Для чего скворцы затаскивают в скворечник рассаду помидоров?
• Для дезинфекции
• Для подстилки
• Для заделывания щелей.
Ответ: рассада нужна для того, чтобы из гнезда выгнать воробьиных блох, которые бояться запаха помидоров.
4.Для чего дрозды, трясогузки, скворцы, вороны и другие хитрые птицы садятся на муравейник?
• Поесть муравьиных яиц
• Для принятия приятных оздоровительных ванн
• Просто передохнуть.
Ответ: птицы в муравейнике избавляются от насекомых паразитов. Муравьиная чистота настолько пахнет, что убивает насекомых. Поэтому птицы принимают муравьиные гигиенические ванны.
5.Это растение и яд и лекарство. Как лекарственное средство оно улучшает работу сердца.
- Земляника
- Лесной ландыш
- Одуванчик
Ответ: лесной ландыш.
• Черемуха
• Липа
• Береза
Ответ: из коры липы плетут лапти и корзины.
5. Соцветие какого растения в течении дня поворачивается вслед за солнцем?
• Одуванчик
• Подсолнух
• Мак
Ответ: подсолнух. Не зря его название сродни солнцу.
Ведущий: Книга природы открывается по настоящему для всех тогда, кто способен по настоящему понимать её язык. Поэтому каждый по своему её любит.
- А как её любите вы, ребята?
Ответ: посажу дерево, позабочусь о раненной птице, не буду ломать ветви деревьев, не разрушать гнезда, муравейники, убивать животных, насекомых и птиц.
Ведущий: Переходим к третьему туру.
Тур № 3
«Заморочки из бочки», блиц ответы.
1. Кто кукует у кукушки? (самец)
2. Кто может пить ногой? (лягушка)
3. Состояние реки, когда вода заливает большие территории? (половодье)
4. Какой снег тает быстрее – чистый или грязный? (грязный)
5. Самый быстрый зверь? (Гепард)
6. Какая птица умело подражает голосам других птиц? (скворец)
7. Как называют ученого изучающего отношения между существами населяющими землю?(эколог)
8. Как называют подкормку для повышения урожая растений?(удобрение)
9. Как называется верхний плодородный слой земли, из которого растение получает воду и питательные вещества? (почва)
10. Какой гриб носит имя лесного хищного зверя? (лисичка)
11. В какое время года можно наблюдать туманы? ( во все времена года)
12. Как называется изменение густоты и окраски шерсти у животных? (линька)
13. Чем полезна лисица для сельского хозяйства? (она уничтожает полевых мышей)
14. Как называется загрязнение атмосферы в виде тумана, который состоит из пыли и различных газов? (смог)
15. В пустыни ни кто не живет, там есть только песок. Это так или нет? (нет, там есть растения и животные)
Слайд № 8-9
Наш мир тонкий, как паутинка. Он сложен и уязвим. Коснись одной паутинки и дрогнет все остальное. И мы не просто касаемся паутины, мы оставляем в ней зияющие дыры.
«За растения и животных некому заступиться, кроме нас, людей, которые населяют планету, но не являются собственниками», так говорил известный ученый зоолог и писатель Джеральда Даррелла.

Работа в группах «Напиши обращение к человеку»

Ученик: Мы любим лес в любое время года
Мы слышим речек медленную речь
Все это – называется- природа.
Давайте же всегда её беречь!
В лучах ромашки солнечного цвета,
Такие, что светлей на свете жить!
Природой называется все это!
Давайте же с природою дружить!
Ученик: «Прости, Земля, прости
Мы, люди, так тебя обидели
Груз совести за это нам нести
На многое смотрели и не видели
Мы думали всегда, так было надо
Мы рьяно жгли, сушили и рубали
И вот теперь, за это нам награда
Красивые сады, поля на гниль и пыль сменили…»
Экологические частушки
Раньше люди говорят На поляне, на лесной
Был у нас прекрасный сад Слет туристов был весной
А теперь на месте том Целый месяц с той полянки
Тонны мусора кругом. Убираем банки-склянки.

Выйду я на улицу Если б только мы все знали
Вижу небо хмурится Как природу защищать
Тут заводы задымили Жить бы сразу лучше стали
Посижу лучше в квартире. Свежим воздухом дышать.

В парке нашем у реки
Пели раньше соловьи
А теперь одно слыхать
Мусор надо убирать.
Ведущий: Давайте вместе выработаем правила поведения в природе.
- Почему их нужно соблюдать?
-К чему может привести их нарушение?
Ответы учащихся, и на слайде обобщение.
Слайд 10
Зверей и птиц не пугать!
Деревьям ветки не ломать!
Правила поведения в природе соблюдать!
Ученик: Дерево, трава и птица
Не всегда умеют защититься
Если будут уничтожены они
На планете мы останемся одни.
Ведущий: Человек живет на Земле в окружении растений и животных.
Ученик: В небе птицы летают стаями, в воде рыбы ходят косяками, а в земле муравьи обитают семьями. люди тоже живут вместе, делают одно общее дело.
О, люди, мыслю я. У всех у нас
Есть мать одна по имени Природа!
У ней для всех хватает доброты
И мы живем, запечатлев навеки
В душе её прекрасные черты-
Поля, луга, леса, моря и реки
Три клада у Природы есть: вода
Земля и воздух – три её основы.
Ведущий: Слайд № 11
Книга природы открыта только для того, кто по-настоящему понимает её язык. Ученые всего мира бьют тревогу. Ими создан список редких видов животных и растений, которые занесены в красную книгу.
Ученик: Красная книга - красная
Значит, природа в опасности!
Значит нельзя терять даже мига
Все живое хранить зовет!
Пусть зовет не напрасно
Красная книга – красная!
Ведущий: Какие виды животных и растений, птиц занесены в красную книгу?
(ответы учащихся)
Ведущий: Слайд № 12
На территории нашей страны существует различное множество Заповедников, охраняемых зон природных, где находятся животные, птицы, насекомые, собрана разнообразная фауна и флора.
- Назовите, пожалуйста, заповедники расположенные на территории нашей страны? (Ответы детей)
Заповедник Аксу-Джабаглы
Заповедник Алакольский
Заповедник Алматинский
Заповедник Барсакельмес
Заповедник Западно-Алтайский
Заповедник Каратауский
Заповедник Кургальджинский
Заповедник Маркакольский
Заповедник Наурзумский
Заповедник Устюртский
Ученик:
«Заповедники»-это слово
Всем и каждому знакомо
В ней животных охраняют
Кормят и Оберегают
Запрещают здесь охоту
Проявляют здесь заботу
О растениях лесных
Луговых и полевых!
водоемов и болот
Вся природа здесь живет
Под охраной человек
Много лет, от века к веку!

( карта Казахстана и картинки к ней)
Ведущий: Расселить животных и сосновый бор по заповедникам.
Ученик: Птицы, рыбы, звери
В души людям смотрят
Вы их жалейте, люди!

Ведущий: Расселить животных и сосновый бор по заповедникам.
Ученик: Птицы, рыбы, звери
В души людям смотрят
Вы их жалейте, люди!
Не убивайте зря!
Ведь небо без птиц – не небо!
А море без рыб – не море!
А земля без зверей не Земля!
И мы твои дети, Земля!
Ведущий: Взгляни на глобус-шар земной
Ведь он вздыхает – как живой
И шепчут нам материки
Ты береги нас! Береги!
(дети поддерживают глобус, прикрепляя свои ладони, вырезанные из бумаги)
Ученик: Как яблоко на блюдце,
У нас земля одна.
Не торопитесь люди
Все выскрести до дна
Мы общей жизни зерна
Одной судьбы родня,
Нам пировать Позорно
В счет будущего дня!
(исполнение заключительной песни)
Категория: Начальная школа | Добавил: irinka93 (21.11.2011) | Автор: Валентина Александровна Андреева
Просмотров: 4390 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz


  • Copyright "Школа" Интернет-портал "Детство-kz"© 2016
    Сайт управляется системой uCoz