Главная | Регистрация | Вход | RSSПятница, 09.12.2016, 08:46

Учителя Алматы

Меню сайта
Категории раздела
Биология [28]
ИЗО [12]
Профессиональное обучение [6]
Внеклассное чтение [16]
География [22]
Духовные ценности [10]
Если хочешь быть здоров [48]
Информатика [58]
История [49]
Иностранный язык [99]
Книжная полка [49]
Компьютер-бум [10]
Казахский язык и литература [182]
Математика [85]
Мир науки [11]
Моя Родина - Казахстан [42]
Музыка [97]
Начальная школа [399]
Общество семи муз [12]
Психологический клуб [11]
Русский язык и литература [132]
Родительское собрание [11]
Творческая личность [20]
Технология [21]
Физика [20]
Химия [31]
Экологическое воспитание [13]
Самопознание [35]
Наш опрос
Считаете ли вы результаты ЕНТ справедливыми?
Всего ответов: 1522
Статистика

Онлайн всего: 9
Гостей: 9
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Мастерская учителя » Начальная школа

Познание мира. 3 класс. Тема " Семейный бюджет"
Тема: «Семейный бюджет»
Цели:
1) познакомить детей с понятием «семейный бюджет»;
«доходы», «расходы», «налоги», «денежные единицы»;
овладеть практическими навыками распределять семейный бюджет;
4) развивать познавательный интерес учащихся, речь, логическое мышление;
5) воспитывать мотивацию к учению, умение выслушивать мнения товарищей, работать в группах и в коллективе.
Ход урока
1. Организационный момент. (слайд 1)
Урок мы с вами начинаем
И в экономику вникаем.
“Семейный бюджет” - вот тема на уроке.
Задача наша – обсудить бюджет семьи,
Зачем он нужен, для чего?
Узнать, как можно распланировать его.
Дискуссией мы будем заниматься,
То есть обсуждать, беседовать и спорить,
Искать ответы на эти вот вопросы.
2. Сообщение темы урока.
- О чем говорится в стихотворении?
- Какова тема нашего урока?
- Сегодня мы будем говорить о семейном бюджете
3. Актуализация знаний.
- Как вы понимаете слово «Бюджет»? ( высказывания детей)
- Давайте откроем словарь Ожегова и посмотрим объяснение этого слова.(Смета доходов и расходов, государства, предприятия, семьи)
-Из чего будет состоять семейный бюджет? (Из доходов и расходов семьи).Сайд2
-Как вы понимаете «Живут доходом, а проживают расходом»? Слайд 3
-В чем измеряется доход и расход семьи?
-Какие денежные единицы Казахстана вы знаете? Слайд 4
-Что изображено на тенге? Слайд деньги
-Сторона, на которой указан ее номинал, т.е. достоинство (1 т., 5 т.), называется «решка». Противоположная сторона – «орёл». Слайд5
-Как вы думаете, почему?
-Ребро монеты называется «гурт». Надпись на монете – «легенда».
-Какие денежные единицы других стран вы знаете? Слайд 6
-Что чаще всего изображено на денежных единицах других стран?
-Значит, денежная единица, как герб, флаг, гимн является символом государства.
4. Изучение нового материала.
-Сейчас мы приглашаем семью и рассмотрим их семейный бюджет. (Инсценировка).
Вечером собралась вся семья. Сын - первоклассник не мог сидеть спокойно, ему очень хотелось сообщить новость родителям. Запыхавшись, влетели бабушка и дедушка. Последним вошел отец, усталый после работы.
- А у Петьки из соседнего подъезда новый самокат. Я тоже хочу,- сообщил сын.
-Так, сейчас разберемся, - сказал отец. Только сидите тихо. Ты – наш будущий ученый, - обратился папа к старшему сыну – студенту. – Будешь считать наш семейный доход.( группы считают доход)
- Доход – это те деньги, которые мне платят на работе, т. е. моя зарплата. Каждый месяц я приношу в дом и отдаю маме 50 000 тенге. (Отдает деньги).
Учитель. - Это деньги не настоящие, но каждый из вас должен знать, что подделка денежных единиц наказывается по закону.
Бабушка с дедушкой тоже не остались в стороне.
-Мы тоже получаем денежки, по 20 000 тенге. Раз нас двое, то это – 4 тысячи .
Учитель. – Как вы думаете, какие деньги могли получить бабушка с дедушкой?
-А я тоже приношу деньги в доход семьи, - заявил сын – студент. Вот мой вклад – 10 000 тенге.
Учитель. - О каких деньгах говорит студент? (О стипендиях).
- из чего же складывается доход семьи? Слайд 7
-А теперь подсчитаем доход нашей семьи, - сказал папа. Слайд доход семьи

Папа (зарплата) 50 000 тенге
Бабушка (пенсия) 20 000 тенге
Дедушка(пенсия) 20 000 тенге
Сын (степендия) 10 000 тенге
-Ура! Целых 100 000 тенге Можно купить несколько самокатов, - воскликнул сын – школьник.
Учитель. – Как вы думаете, так ли это?
-Как вы думаете, на что мама потратит эти деньги? (Питание, образование).
-Давайте посмотрим, как хорошо вы знаете цены на основные продукты питания.
продукты стоимость
хлеб
молоко
Мясо
Сахар
Масло
Крупы
Картофель
Мука

-В среднем на 1 человека в месяц на питание тратится . Если в нашей семье 6 человек, значит, сколько денег мы потратим в месяц на питание? Считают
-А куда еще тратятся деньги из семейного бюджета?
-Каким образом родители тратят деньги на образование? (Канцтовары, портфель, форма).
-А куда еще тратятся деньги в семье?
-А если вы заболели, то куда тратятся деньги?
-А за что еще родители платят деньги каждый месяц? (Коммунальные услуги).
-Знаете ли вы, какова плата за коммунальные услуги?
комуслуги стоимость
вода
электроэнергия
отопление
телефон

-Итак, давайте подведем баланс, подсчитаем доходы и расходы нашей семьи .
-На что больше всего тратятся деньги в семье?
-Ура! Осталось еще …..! Этого хватит на самокат! – закричал мальчишка.
-Это не совсем самокатные « денежки! Это наши накопления, - заявил отец. – Накопления – это то, что остается от дохода нашей семьи после того, как мы израсходуем деньги на все необходимое. Их можно отнести в банк. Если они хранятся в банке, то банк выплачивает за это дополнительные деньги (банковский процент).
-Я хочу посоветовать,- сказала бабушка, - где взять лишние деньги.
-Где?- дружно спросили все.
- Вот сзади вас кран, а из крана вода течет, а вон в коридоре лампочка горит, а на улице уже светло. Но ведь мы платим деньги за свет и за воду. За все приходится платить.
-Вот это деловой разговор. Это экономия.
-Подберите синоним к слову «экономия». (Бережливость).
--Объясните смысл пословиц «Бережливость дороже богатства», «Копейка рубль бережет».
6.Физкультминутка. ( Игра “Знаете ли вы номиналы денег?”. Учитель называет разные числа, если есть такие номиналы денег, то дети приседают.)
7. Закрепление пройденного материала.
Сейчас вы получите листы, на которых будут написаны названия това¬ров. Выберите те товары, которые вы посчитаете необходимыми приобрести на месяц. Не забудьте, что существует еще ряд услуг, которыми мы пользу¬емся каждый месяц. Их также надо отметить в вашем списке галочкой.
Учитель раздает лист № 1.
Лист № 1
Лекарства
Продукты
Одежда
Бытовая химия
Транспорт
Велосипед
Спортивная (музыкальная) школа, кружки
Книги
Игровая приставка
Квартплата
Кроссовки (босоножки)
Игрушки
Видеокассеты (диски)
Посещение кинотеатра
Посещение театра, цирка
— А теперь я раздам вам листы, где будут проставлены цены товаров услуг в «шустриках».
На своих листах проставьте цены рядом с выбранными вами товарами услугами.
Учитель раздает лист № 2. Лист № 2
Лекарства — 2 ш.
Продукты (хлеб, молочные продукты, мясо, рыба, масло, колбаса, кру¬пы, мука, яйца, орехи, овощи, фрукты, сыр, соль, сахар, сок, чай, кофе, конфеты, печенье, торт) — 50 ш.
Одежда —10 ш.
Бытовая химия — 1 ш.
Транспорт —10 ш.
Велосипед — 20 ш.
Спортивная (музыкальная) школа, кружки — 10 ш.
Книги — 1 ш.
Игровая приставка — 30 ш.
Квартплата (коммунальные платежи, электричество) — 20 ш.
Кроссовки (босоножки) — 5 ш.
Игрушки — 3 ш.
Видеокассеты (диски) — 3 ш.
Посещение кинотеатра — 3 ш.
Посещение театра, цирка — б ш.

— Сложите все шустрики. Какая сумма у вас получилась? А теперь я скажу, что бюджет вашей семьи рассчитан на 100 шустриков и месяц. У кого сумма больше этой цифры? Что образовалось в вашем се¬мейном бюджете? (Дефицит шустриков.)
У кого сумма меньше 100 шустриков? Что вы смогли сделать? (Отло¬жить сбережения.)
Конечно, это все условные цифры. Но что делать, если мы не укладыва¬емся в бюджет? Что можно сократить? Где можно сэкономить?
Можно ли сэкономить на транспорте? Если вы не пользуетесь проездным, то некоторые небольшие расстояния можно пройти пешком, заодно и прогуляться. Можно ли сэкономить на квартплате? На какой ее части? Только на оплате электроэнергии. Каким образом? Надо следить за тем, чтобы в доме не горело лишнее освещение. Часто бывает так, что вы ушли из своей комнаты, оставив там включенными телевизор и свет. Пока вы пьете чай на кухне, электричество горит зря. Выключив его перед уходом, вы экономите деньги.
Можно ли сэкономить на продуктах? Нельзя исключать из своего рацио¬на овощи и фрукты, крупы, мясо, рыбу и молоко. Организм должен получать полноценное питание. Можно сэкономить на покупке сладкого: конфет, мо¬роженого, чупа чупсов, печенья. Без этих продуктов мы вполне может обойтись, если на них нет денег.
Как можно сэкономить на одежде и обуви? Можно только продлить срок службы тех вещей, которые у вас есть. Это значит, надо их беречь, не рвать, лишний раз не пачкать. Если родители вынуждены купить вам третьи джин¬сы за осень, потому что вы порвали предыдущие двое, то о покупке нового красивого джемпера (или кроссовок) придется забыть на долгое время.
Конечно, можно не ходить в кино, театры, музеи, на занятия в секции и кружки. Но не стоит так обеднять свою жизнь из за того, что вы хотите ку¬пить себе какую то игру.
Решение экономических задач.
- Небольшая фирма платит в месяц налог государству 1тысячу тенге. Сколько она заплатит за 4 месяца?
- Семья имеет 10 тысяч дохода, а расхода 8 тысяч. Каков будет их накопительный фонд?
- Процентная ставка в банке составляет 5 тенге со ста рублей. Каков будет процент по вкладу с 1 тысячи тенге? С 2 тысяч тенге? ( 50 тенге, 100 тенге)
- Токарь на заводе придумал новый способ обточки железных деталей. За своё рационализаторское предложение он получил от руководства завода денежную премию. Это является запланированным видом дохода?
Рефлексия
— Мы с вами просто поиграли в семейный бюджет. А теперь представьте ваших родителей, которые не играют, а каждый ме¬сяц зарабатывают деньги и рассчитывают: на что их потратить в первую очередь, а с чем подождать.
Поэтому не обижайтесь, если вы слышите в ответ на свою просьбу: «Сейчас на это нет денег». Это не значит, что у мамы или папы нет денег в
кошельке — они есть, но не для этого. Ваши родители рассчитали, какие суммы куда пойдут в течение месяца. Ваша просьба может быть выполнен или в ущерб питанию, или в ущерб еще каких то покупок. А может быть, pодителям даже придется занимать деньги. Поэтому прежде чем обижаться и требовать чего-то, поговорите с родителями и подсчитайте ваш семейный бюджет.
9. Итог урока.
-Что такое «семейный бюджет»?
-Назовите доходы семейного бюджета.
-Назовите расходы семейного бюджета?
-Для чего нужно уметь составлять семейный бюджет?
10. Домашнее задание: составить семейный бюджет своей семьи.
Категория: Начальная школа | Добавил: lenysaa (22.11.2011) | Автор: Елена E
Просмотров: 4306 | Комментарии: 3 | Рейтинг: 5.0/2
Всего комментариев: 3
3 Svet-lana   (15.01.2012 21:32)
Тема очень актуальна!Все этапы урока очень подробно расписаны. Много дополнительного познавательного материала.

2 Бондаренко_Галина   (12.01.2012 21:16)
Интересно построен урок. Дети знакомятся с азами экономики. Учатся составлять бюджет своей семьи.Понимают что такое острая необходимость, а что такое каприз.Сейчас такие уроки очень актуальны. Большое спасибо!

1 Zheni   (07.01.2012 18:12)
Спасибо за разработку урока. Успехов вам в работе, творчестве. Поздравляю Вам с Рождеством!!!

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz


  • Copyright "Школа" Интернет-портал "Детство-kz"© 2016
    Сайт управляется системой uCoz