Главная | Регистрация | Вход | RSSВторник, 06.12.2016, 13:09

Учителя Алматы

Меню сайта
Категории раздела
Биология [28]
ИЗО [12]
Профессиональное обучение [6]
Внеклассное чтение [16]
География [22]
Духовные ценности [10]
Если хочешь быть здоров [47]
Информатика [58]
История [48]
Иностранный язык [99]
Книжная полка [49]
Компьютер-бум [10]
Казахский язык и литература [181]
Математика [85]
Мир науки [11]
Моя Родина - Казахстан [42]
Музыка [97]
Начальная школа [399]
Общество семи муз [12]
Психологический клуб [11]
Русский язык и литература [129]
Родительское собрание [11]
Творческая личность [20]
Технология [21]
Физика [20]
Химия [31]
Экологическое воспитание [13]
Самопознание [35]
Наш опрос
Считаете ли вы результаты ЕНТ справедливыми?
Всего ответов: 1521
Статистика

Онлайн всего: 4
Гостей: 4
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Мастерская учителя » Начальная школа

Формирование тестовой культуры младших школьников на уроках математики.
Одной из предпосылок воспитания у школьников интереса к учебному предмету, по мнению психологов, является частая проверка результатов, т.е. постоянный контроль за качеством учебных достижений.
Необходимость постоянно увеличивать объем информации, ее сложность, обусловленная характером учебным программ, а также возможность проконтролировать процесс усвоения учебного материала, вовремя заметить и ликвидировать пробелы в знаниях учащихся вынуждает обращаться к нетрадиционным методам контроля.
Общеизвестно, что важнейшим критерием оценки деятельности учителя являются сформированные компетенции учеников. Проверить их глубину и прочность можно с помощью тестов, цель которых – оценить результаты обучения.
Отметим, что, разрешая проблему выявления пробелов в знаниях учащихся и их корректировки, учитель одновременно ставит и решает и общепредметные задачи, такие, как воспитание средствами данного предмета, развитие логического мышления учащихся, обучение детей умению самостоятельно выполнять задания, работать со справочной литературой. Можно сказать, что помимо контролирующей функции тесты выполняют и обучающую. Обучающий характер тестов заложен, во-первых, в принципе их составления: ученику необходимо выбрать вариант из предложенных. Во-вторых, в процессе выполнения того или иного задания отрабатываются приемы применения соответствующего правила, развивается мышление и внимание, активизируются исследовательские навыки, что, в конечном итоге, ведет к повышению уровня знаний.
Тесты достижений возникли из разных форм проверки знаний учащихся: контрольных вопросов и заданий, контрольных работ, экзаменационных билетов. В хорошем тесте ученику задаются такие же важные, тщательно продуманные вопросы, какие задает учитель в классе. Следовательно, тест выявляет не только знания, умения и навыки, но и понимание закономерностей, лежащих в основе изучаемых процессов и явлений. Поэтому тест в разных вариантах может стать средством тренировки и самоконтроля. например, тесты, направленные на поиск ошибок, которые в последнее время получили достаточно широкое распространение, несмотря на различное отношение к этим заданиям в педагогических кругах. Например:
Где допущена ошибка при сравнении величин:
а) 100см > 10дм;
б) 100дм² = 1м²;
3) 70см < 8дм.
Включение в тесты таких заданий необходимо, потому что они помогают формированию осознанных умений, дают возможность через поиск «чужих» ошибок находить свои, иными слова, позволяют обучать самоконтролю. Психологи считают, что в силу особенностей этого возраста чужие ошибки дети видят лучше, чем свои.
С помощью тестов можно реализовать все формы контроля: предварительный, осуществляемый в начале учебного года с целью определения знаний учащимися важнейших элементов курса математики; текущий, который проводится в процессе усвоения каждой изучаемой темы; тематический; итоговый. Но необходимо целесообразное сочетание метода тестов с другими методами контроля. Только тогда метод тестов может стать полезным в руках учителя-практика.
Формирование тестовой культуры нужно начинать в начальной школе. Недостаточная подготовка младших школьников к особенностям тестирования не позволяет им полностью раскрыть свои достижения в обучении. Поэтому необходимо предварительное знакомство с этой процедурой: например, введение в ход урока 1-2 заданий в форме теста с обязательными комментариями. Перед проведением каждого теста (даже небольшого) обязательным является вводно-мотивационный и технологический инструктаж: рассказать учащимся о целях тестирования в доступной их возрасту форме, сообщить им о необходимости выполнения заданий в отведенное для тестирования время. При проведении итогового теста-контроля следует обратить внимание учащихся на то, что целесообразно выполнять задания в предложенной последовательности, не задерживаться слишком долго на одном задании. К заданиям, вызвавшим затруднение, можно вернуться, выполнив остальную работу.
В основе методики разработки тестов по математике для начальной школы лежит учет специфики данной ступени обучения: правила формулирования содержания и инструкции выполнения тестовых заданий должны отвечать определенным требованиям; обязательна проверка с точки зрения объективности, корректности заданий и соответствия назначению теста; подбор вариантов ответов, которые не являются правильными, но внешне близки им; глубокое знание учебного предмета. Отбор тестового материала по математике для начальной школы определяется общими требованиями: легкостью понимания его учениками, относительной новизной для школьников по способу решения и содержанию, лаконичностью, экономичностью с точки зрения выполнения; тестовое задание проверяет один элемент знания, четко сформулировано, имеет однозначный ответ.
Проверив и оценив тестовые задания, учитель имеет возможность выявить типичные ошибки, то есть определить материал, который еще требует отработки и понять причину ошибок. По итогам анализа работы учитель может выработать концепцию своих дальнейших действий: спланировать целенаправленное повторение и закрепление изученного материала, подготовить и провести урок-контроль.
Работая по тестовой методике с первого класса, младшие школьники учатся видеть результаты своего труда, контролировать себя. Это способствует активизации их мыслительной деятельности, развивает внимание, наблюдательность, предупреждает появление ошибок. И в 4 классе при систематической работе с тестами качество знаний достигает 98%.
Использование тестов в качестве формы контроля за уровнем учебных достижений младших школьников по математике дает возможность объективной оценки знаний и умений учащихся по единым критериям и приучает их к осознанному выполнению учебных заданий на всех этапах усвоения материала и способствует формированию самоконтроля – одного из важнейших психических новообразований.
Варианты использования на уроках тестов могут быть различными. Выбор каждого из них зависит от особенностей изучаемой темы, подготовленности класса, а также готовности учителя к этой работе. Как уже было отмечено, роль тестов достаточно велика, однако при всех их достоинствах, нужно учитывать, что ответы на вопросы в системе тестирования кратки и не всегда аргументированы, что не может не сказаться на развитии монологической речи учащихся, их способности обоснованно делать выводы. Поэтому речь идет о месте тестирования в системе обратной связи как одного из способов проверки знаний учащихся. Не отказываясь от традиционных методов опроса, следует использовать тесты там, где это удобно и целесообразно, что, без сомнения, повысит уровень знаний и развития учащихся при тех же затратах времени и усилий.

Список использованной литературы:
1.Алёшина Т.Н., Савинцева Н.В. Тесты как форма контроля // Начальная
Школа – 1993, № 1.
2. Бенеш Н.И. Тесты для начальной школы. // Арман-ПВ, 2004.
3. Воскерчьян С.Н. Об использовании метода тестов при учёте успеваемости
школьников // Советская педагогика.- 1973, № 10.
4. Горина О.П. Тестовые задания в начальном курсе математики. // Начальная школа. - №10. – 2008.
5. Иванцова И., Куттыкужанова З. К вопросу о контроле качества знаний. //
Учитель Казахстана. – 1999, 24 апреля.
6. Интернет – ресурсы.
Категория: Начальная школа | Добавил: Лёля (11.12.2011) | Автор: Елена Логвина E
Просмотров: 1701 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 1
1 Лёля   (17.12.2011 15:07)
Спасибо за информацию, я выбрала материал, который мне более всего понравился. Могу я теперь получить свидетельство о публикации данной статьи?

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz


  • Copyright "Школа" Интернет-портал "Детство-kz"© 2016
    Сайт управляется системой uCoz