Главная | Регистрация | Вход | RSSЧетверг, 08.12.2016, 19:16

Учителя Алматы

Меню сайта
Категории раздела
Биология [28]
ИЗО [12]
Профессиональное обучение [6]
Внеклассное чтение [16]
География [22]
Духовные ценности [10]
Если хочешь быть здоров [48]
Информатика [58]
История [49]
Иностранный язык [99]
Книжная полка [49]
Компьютер-бум [10]
Казахский язык и литература [181]
Математика [85]
Мир науки [11]
Моя Родина - Казахстан [42]
Музыка [97]
Начальная школа [399]
Общество семи муз [12]
Психологический клуб [11]
Русский язык и литература [129]
Родительское собрание [11]
Творческая личность [20]
Технология [21]
Физика [20]
Химия [31]
Экологическое воспитание [13]
Самопознание [35]
Наш опрос
Считаете ли вы результаты ЕНТ справедливыми?
Всего ответов: 1522
Статистика

Онлайн всего: 11
Гостей: 11
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Мастерская учителя » Начальная школа

Работа с пословицами и поговорками на уроках русского языка
Развитие речи - важная задача обучения языку. Речь - основа всякой умственной деятельности, средство коммуникации. Умения учеников сравнивать, классифицировать, систематизировать, обобщать формируются в процессе овладения знаниями через речь и проявляются также в речевой деятельности. Логически четкая, доказательная, образная устная и письменная речь ученика - показатель его умственного развития.
Успехи учащихся в связной речи обеспечивают и в большей мере определяют успех в учебной работе по всем предметам, в частности способствуют формированию полноценного навыка чтения, и формированию основ орфографической грамотности.
Развитие речи не только принцип, но и составная часть содержания начального курса русского языка, а следовательно, и составная (практическая часть) уроков чтения и грамматики.
В работе по развитию речи и обогащению словарного запаса младших школьников особую актуальность приобретает разнообразие методов и приёмов, способствующих научить ребенка ясно и грамматически правильно говорить и писать, излагать собственные мысли и выражать эмоции, развивать умение общаться.
Работа с пословицами и поговорками стимулирует развитие речи. В единстве с развитием речи происходит развитие мышления. Мышление совершенствуется в речевом общении. Поэтому, работая над развитием речи, учитель одновременно развивает у школьников мышление, поднимет его на качественно новый уровень.
Приведу некоторые виды работ с пословицами и поговорками:

Пословицы и поговорки (по темам)
Изучение мягких и твёрдых согласных:
Порядок время бережёт.
Лучше в труде сгореть, чем замёрзнуть от безделья.
Поле труд любит.
И медведя люди учат.
Всякий человек вперёд смотрит.
Мороз не велик, да стоять не велит.

«Парные звонкие и глухие согласные в конце и в середине слова»:
Зимою шубка не шутка.
Кошке игрушки, а мышке слёзки.
Не будь тороплив, а будь памятлив.
Нет лучшего дружка, как родная матушка.
В зимний холод всякий молод.
Снег на полях – хлеб в закромах.
В чужих руках всё дело легко.
Рыба мелка, да уха сладка.
Глаз видит, да зуб неймёт.
Не в бровь, а в глаз.
Наш народ растёт из года в год.
На сказки герой, а на работу слаб.
Хороший друг – это настоящий клад.
Пример героя зовёт на подвиг.
Сядем рядком да поговорим ладком.
Спасибо мороз, что снега нанёс.
Терпенье и труд всё перетрут.

«Безударные гласные в корне слов»
Говорят в Москве, а слушают по всей стране.
Флот морской – границ часовой.
Смелость города берёт.
Посуда любит чистоту.
На хороший цветок и пчела летит.
На языке медок, а на сердце ледок.
Собака лает, а ветер носит.
Красна весна цветами, а осень плодами.
Нет земли краше, чем страна наша.
Тот герой, кто за Родину стоит горой.
Если дружба велика, будет Родина крепка.
Наша правда врагам глаза колет.
Апрель с водою - май с травою.
Вода на лугу – сено в стогу.
По лесу ходи – под ноги гляди.
Народы нашей страны дружбой сильны.

«Непроизносимые согласные»
Радостная жизнь сердце веселит.
Кто храбро сражается в бою, тот честно защищает Родину свою.
Человек трудолюбивый – самый счастливый.
Честный труд – наше богатство.
Рукам работа – душе праздник.
Сердце матери лучше солнца греет.
Ленивому и будни праздник.
Счастливым и красивым делает человека работа.
Дождливое лето хуже осени.
Москва от глаз далека, да к сердцу близка.
Солнце пригреет – всё поспеет.
Без коллектива и жизнь не счастлива.

«Удвоенные согласные»
У коллектива большая сила.
Хороша нива только у коллектива.
Ссора до добра не доводит.
В субботу на работу, в воскресенье на веселье.

«Правописание слов с предлогом и приставками»
Сначала подумай, потом говори.
Труд и накормит и научит.
Язык до Киева доведёт.
Родина поучает, Родина и выручает.
За край родной иди бесстрашно в бой.

«Правописание ЖИ, ШИ, ЧА, ЩА, ЧУ, ЩУ»
Умел начать – умей и окончить.
Добрая слава лежит, а дурная далеко бежит.
Не давши слова – крепись, а давши – держись.
Живи всяк своим умом.
Незнайка лежит, а знайка далеко бежит.
Кто дрожит, тот и бежит.
Не верь чужим речам, верь своим очам.
Жить – Родине служить.
Чужой земли не хотим, но и своей не отдадим.
Сам погибай, а товарища выручай.
Любую ошибку можно исправить.
Жизнь дана на добрые дела.
Чужой славой не проживёшь.
Жизнь правде посвящай.
На чужой стороне и летом холодно.
Кто с техникой дружит, тому она верно служит.
С книгой жить – век не тужить.
С песней дружить – и в бою не тужить.
Шила в мешке не утаишь.
Грибы ищут – по лесу рыщут.
Не спеши языком, торопись делом.

«Изучение слов с мягким знаком для обозначения мягкости согласных»
Маленькое дело лучше всякого безделья.
Больше дела, меньше слов.
От зорьки до зорьки моряки на вахте зорки.
Мужество рождается в борьбе.
Умел взять – умей и отдать.

«Правописание слов с разделительными ъ и ь знаками»
Без терпенья нет уменья.
Без ученья нет уменья.
Доброе молчанье лучше пустой болтовни.
От желанья к исполненью приложи уменье.
Ручьи сольются – река, люди соединятся – сила.
Красна птица пеньем, а человек уменьем.
Повторенье – мать ученья.
Здоровье всего дороже.
Уменье везде найдёт примененье.
За большим подъёмом и спуск большой.
Пословицу не обойти, не объехать.
Не стыдись говорить, коли правду хочешь объявить.
Знает кошка, чьё мясо съела.
Чтобы рыбку съесть, надо в воду лезть.
Лето собирает, а зима подъедает.
Ум без книги, как птица без крыльев.

Изучение падежных окончаний
имён существительных 1-го, 2-го, 3-го склонения»
Добрые вести не лежат на месте.
Солдата к славе ведут ученье и труд.
Умный товарищ – половина дороги.
Нашей Армии сыны – Родине верны.
Будет и на нашей улице праздник.
Делу – время, потехе – час.
И на солнце есть пятна.
Наша сила в крепости тыла.
Ленивому Микишке всё не до книжки.
По наружности о человеке не суди.
Богаче Сибири нет земли в мире.
Труд – дело чести, славы, доблести и геройства.

«Имена существительные с шипящими на конце»
На помощь надейся, а сам не оплошай.
Спящий кот мышь не поймает.
Лучше горькая правда, чем сладкая ложь.
Идёт дождь, даст он рожь.
Хорошую речь хорошо и слушать.
Книжка – лучший товарищ.
Ростом с мышь, а храбрый малыш.
Наука – источник знаний, знание - светоч жизни.

«Личные окончания глаголов I и II спряжения»
«Не с глаголами»
Правда в воде не тонет, в огне не горит.
Ласточка день начинает, а соловей кончает.
Умелый воин не дрогнет в бою.
Труд кормит, а лень портит.
Хвастун и правду скажет – ему никто не поверит.
Умный человек не тратит много слов.
Берись дружно, не будет грузно.
Лето собирает, а зима подъедает.
Читает – летает, да ничего не понимает.

«Личные окончания глаголов 2-го лица»
Слово не воробей: вылетит - не поймаешь.
Без пословицы не проживёшь.
Одной рукой узла не завяжешь.
Что написано пером, того не вырубишь и топором.
Скажешь – не воротишь, напишешь – не сотрёшь, отрубишь – не приставишь.
Слезами горю не поможешь.
Веника не сломишь, прутья по одному все переломаешь.
Поспешишь – людей насмешишь.
Что посеешь, то и пожнёшь.
Человека тогда познаёшь, когда на деле его узнаёшь.
Делаешь наспех, сделаешь на смех.

«Местоимения»
Одна у человека мать, одна у него и Родина.
Живи для людей, поживут люди для тебя.
Герой умирает, а слава его живёт.
Брат мой, а ум у него свой.

«Неопределённая форма глагола»
Без дела жить – только небо коптить.
Учить – ум точить.
Любишь кататься – люби и саночки возить.
Грамоте учиться – всегда пригодиться.
Умел ошибиться, умей и поправиться.

«Имя прилагательное»
Зимнее солнце плохо греет.
Береги землю любимую, как мать родимую.
Ударная работа человека красит.
За худым пойдёшь, худое и найдёшь.
Труд – дело чести: будь всегда на первом месте.
Без хорошего труда нет и плода.
Хорошим словом мир освящается.
Хорошую речь хорошо и слушать.
Летний день за зимнюю неделю.
Ленивой лошади любая дорога кажется дальней.
Жизнь дана на добрые дела.

Работа с пословицами и поговорками.

1) Прочитай пословицу.
Слово не воробей: вылетит – не поймаешь.
Объясни её смысл. Придумай историю, в которой можно было бы использовать эту пословицу.
2) Прочитай пословицы.
Тот г…рой, кто за Род…ну ст…ит г…рой. На х…роший цв…ток и пч…ла л…тит. С…бака лает, а в…тер носит.
На какие две группы можно разделить слова с пропущенными буквами? Объясни смысл пословиц.
3) Прочитай пословицы.
Кто много желает, тот мало имеет.
Лишнее пожелать – последнее потерять.
Напиши по памяти. Объясни смысл пословиц. Подбери ещё одну пословицу на эту же тему. (Много желать – добра не видать). Назови глаголы, имеющиеся в пословицах.
4) Составь рассказ, который можно озаглавить пословицей «Что посеешь, то и пожнёшь».
5) Составь из слов пословицу и напиши. Объясни её смысл.
Что, пером, не вырубишь, написано, топором.
Сделаешь, на смех, наспех, делаешь.
Съесть, надо, чтобы, рыбку, лезть, в, воду.

6) Восстановите пословицы, подобрав к ним соответствующие сравнения:
1. Друг неиспытанный, что...
2. Дурную славу нажить, как...
3. За старой головой, как...
4. Красавица без ума, что...
5. Красна девка в хороводе, что...
6. Ласковое слово, что...
Сравнения для вставки: что кошелёк без денег; как за каменной горой; что орех не сколотый; как пить попросить; что маков цвет в огороде; что весенний день.

7) Восстановите пословицы, вставляя пропущенные прилагательные:
1. За (какой?) головой, как за каменной стеной..
Слова: крепкой, большой, дурной, молодой, старой.
1. (Какое?) слово, что весенний день.
Слова: умное, доброе, ласковое, хорошее.
3. (Какая?) книга - лучший друг.
Слова: хорошая, полезная, умная, содержательная, интересная, занимательная, поучительная.
4. (Какую?) дружбу и топором не разрубишь.
Слова: прочную, крепкую, хорошую.

8) Прочитай пословицу. Объясни её смысл. Придумай историю, в которой можно было бы использовать пословицу:
«Нет в мире краше Родины нашей».

Игра “Закончи пословицу”
Цель. Закрепление понятия о глаголе, знакомство с глаголами, противоположными по смыслу.
Содержание. В игре участвует 3 команды по 4 человека. На доске записаны в 3 столбика пословицы, в каждой из которых один из глаголов пропущен. Задача: дописать пропущенный глагол с противоположным значением и объяснить пословицу. Класс оценивает работу команд.
Материал для игры:
Мир строит, а война……..(разрушает).
Смелый побеждает, а трус…….(погибает).
Труд кормит, а лень……..( портит).
Человек от лени болеет, а от труда……(здоровеет).
Лето припасает, а зима…….(подъедает).
Лентяй ест – греется, а работает -……..( мёрзнет).
Сумел завязать, сумей и …….(развязать).
Чем зря кричать, лучше ……(помолчать).
Декабрь год кончает, а зиму…..(начинает).
Легко друга потерять, но трудно …..(найти).
По одёжке встречают, а по уму ……( провожают).
Ласточка день начинает, а соловей….(кончает).
Категория: Начальная школа | Добавил: irinka93 (25.01.2012) | Автор: Гольдина Светлана Петровна
Просмотров: 9953 | Рейтинг: 1.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz


  • Copyright "Школа" Интернет-портал "Детство-kz"© 2016
    Сайт управляется системой uCoz