Главная | Регистрация | Вход | RSSСуббота, 10.12.2016, 17:42

Учителя Алматы

Меню сайта
Категории раздела
Биология [28]
ИЗО [12]
Профессиональное обучение [6]
Внеклассное чтение [16]
География [22]
Духовные ценности [10]
Если хочешь быть здоров [48]
Информатика [58]
История [49]
Иностранный язык [99]
Книжная полка [49]
Компьютер-бум [10]
Казахский язык и литература [182]
Математика [85]
Мир науки [11]
Моя Родина - Казахстан [42]
Музыка [97]
Начальная школа [399]
Общество семи муз [12]
Психологический клуб [11]
Русский язык и литература [132]
Родительское собрание [11]
Творческая личность [20]
Технология [21]
Физика [20]
Химия [31]
Экологическое воспитание [13]
Самопознание [35]
Наш опрос
Считаете ли вы результаты ЕНТ справедливыми?
Всего ответов: 1523
Статистика

Онлайн всего: 3
Гостей: 2
Пользователей: 1
murzabekdami

Каталог статей

Главная » Статьи » Мастерская учителя » Начальная школа

Урок самопознания на тему: "Жить по совести" 4 класс
Тема: Жить по совести.
Цель урока: углублять представления учащихся о нравственных качествах человека.
Задачи: раскрыть значение понятий «совесть человека», «благородство», «честь»; развивать, творческие способности, стремление жить в ладу с совестью; воспитывать такие качества, как честность, правдивость.
Оборудование: Цветик-семицветик, карточки с вопросами, «кирпичики».
Круг радости: «Теплая пушинка»
В одной сказочной стране, которая называется «Страна теплых пушинок», все люди очень любили дарить пушинки друг другу. Как только они встречали друг друга, то сразу же доставали теплую пушинку из мешочка и дарили ее. Это означало: «Я рад встрече с тобой; ты очень хороший; я тебя очень люблю…». Пушинка мягкая, теплая, разноцветная, и ее приятно держать на ладошке. Каждый человек, который получал в подарок пушинку, сразу же чувствовал тепло, внимание и заботу.
– Фея Любви прислала мешочек с теплой пушинкой для каждого из вас.
Воспитатель раздает пушинки, сделанные из кусочков синтепона, ваты, мишуры, пуха и прочих мягких материалов.
– Каждую пушинку нужно согреть в ладони и прошептать ей нежные и ласковые слова любви. Если подарить пушинку со словами любви, она станет волшебной.
Воспитатель предлагает подарить пушинки друзьям с добрыми пожеланиями.
Цитата урока
Учитель обращает внимание на цитаты урока:
«Берегись всего того, что не одобряется твоей совестью».
Лев Толстой, русский писатель.
«Без совести и при большом уме не проживёшь».
Максим Горький, русский писатель.
• Как вы понимаете смысл этих выражений?
• Знаете ли вы людей, о которых можно сказать «честный, совестливый человек»?
• Как вы понимаете значение слова «совесть»?
(Ответы учащихся).
Даются определения:
Совесть – чувство нравственной ответственности за свое поведение перед окружающими людьми, обществом. (С. Ожегов.)
Совесть – нравственное сознание, нравственное чутье или чувство в человеке; внутренне сознание добра и зла; тайник души, в котором открывается одобрение или осуждение каждого поступка; чувство, побуждающее к истине и добру, отвращение от лжи и зла; невольная любовь к добру и истине, прирожденная правда. (В.И.Даль.)
Итак, ребята, вспомните, пожалуйста, какую-нибудь ситуацию, когда вам вашему, близкому другу (подруге) или родственнику сказали неправду, обманули? (Дети рассказывают).
Скажите, а какие чувства вас охватили в этот момент? (Дети описывают свое состояние). Как вы считаете, справедливо с вами поступили? (Ответы детей).
- А сейчас расскажите, пожалуйста, были ли в вашей жизни такие случаи, когда вы сами обманули кого-либо? (Ответы детей).
- А сейчас поставьте себя мысленно на место обиженного вами и подумайте: захотели бы вы, чтобы с вами обошлись так же? (Дети могут не отвечать, а промолчать).
- Есть одно очень важное правило: “Поступай всегда так, как бы ты хотел, чтобы поступали по отношению к тебе”.
- Ребята, пусть эти золотые слова определяют все ваши поступки в жизни. Каждый из нас, живущих на земле, хочет, чтобы окружающие люди любили нас, заботились о нас, относились к нам с пониманием и уважением.
Игра “Цветик – семицветик”
(На каждом лепестке цветка написано слово, “срывая” лепесток, ребята придумывают ситуацию, когда это слово может быть использовано или читают стихотворение о нем).
Стыд, честность, справедливость, лень, доброта, лживость, воспитанность.
Задание: выберете из данных слов и дополните качества человека, который -
Как вы считаете, кому легче живется? Почему? (ответы детей)
*Сложение пословицы из слов:
“В ком стыд, в том и совесть”
*Чего по-вашему стоит стыдиться в жизни?
(Карточки с вопросом и ответами)
1- физических недостатков;
2- неблагополучных поступков;
3- поношенной, но аккуратной одежды;
4- невежества;
5- своей внешности;
6-бездушного отношения к окружающим.
Чтобы стать ловким и сильным, упражняют тело. Чтобы научиться хорошо
решать задачи, упражняют ум. А можно ли упражнять совесть? Если да, то каким образом?
Эта работа ума и сердца. Происходит в деятельности, в поступках, в размышлении о своем поведении.
Чтение рассказа «Испытание учителя» А. Кунанбаев, применяя прием «рассказ с остановкой».
(Чтение рассказа с 83)
Вопросы:
- Объясните, как вы понимаете слова: «Моё Я всегда наблюдает за мной.
- Можно ли назвать поступок мальчика благородным?
- Что такое благородство?
Благородство – проявление высокой нравственности, соединенной самоотверженностью и честностью.
Инсценирование «Что труднее?».
Учитель предлагает детям разделиться на две группы и каждой разыграть следующую ситуацию:
Из-за слишком активных игр в доме дети разбивают вазу с цветами и проливают воду на коврик, хотя взрослые предупреждали, что дом не место для игры с мячом.
Учитель предлагает детям найти выход из этой сложной ситуации. Каким способом - они должны подумать сами. Роли распределяются при помощи известных детям считалочек.
Дети показывают подготовленные сценки.
• Что сделать легче – сказать правду или солгать?
• Что вы чувствуете, когда говорите правду?
• Что вы чувствуете, когда обманываете? (Ответы детей).

Творческая деятельность
Давайте выберем кирпичики с названием тех качеств, с помощью которых будем воспитывать в себе Совесть и построим домик, куда будем заходить, когда почувствуем, что мы не правы. Дополним их своими личными( каждый ребенок пишет на листе бумаги главное качество «Совести»)
Честность Обида, ссора, драка Доверие друг к другу Взаимо-понимание

Забота о других Грубость Преданность,верность Радость иулыбка

Теплота Сочувствия Справед-ливость Жадность Щедрость,доброта

Чуткое отношение друг к другу Умение прощать Умение видеть хорошее

Круг «От сердца к сердцу»
Учащиеся исполняют песню «Дорога добра» под фонограмму.
Сл. Ю.Энтина, муз. М. Минкова
Дорога добра

Спроси у жизни строгой:
Какой идти дорогой,
Куда по свету белому
Отправиться с утра?
Идти за солнцем следом,
Хоть этот путь неведом, 2 раза
Иди, мой друг, всегда иди
Дорогою Добра!

Забудь свои заботы,
Падения и взлеты.
Не хнычь, когда судьба ведет
Себя не как сестра.
Но если с другом худо,
Не уповай на чудо… 2 раза
Спеши к нему, всегда иди
Дорогою Добра!

Ах, сколько будет разных
Сомнений и соблазнов!
Не забывай, что это жизнь –
Не детская игра.
Ты прочь гони соблазны,
Усвой закон негласный: 2 раза
Иди, мой друг, всегда иди
Дорогою Добра!
Категория: Начальная школа | Добавил: Tkachenko (17.02.2012) | Автор: Ткаченко Надежда E
Просмотров: 11600 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 4.2/5
Всего комментариев: 1
1 Galina   (25.02.2012 12:27)
Cпасибо за интересную и полезную статью. Я преподаю драму (искусство театра), работаю в постоянной интеграции с литературой и самопознанием. Ведь у нас общая цель - развить личность ребенка! Я считаю возможным использовать материалы статьи в своей работе. Очень интересна идея сочинения ситуаций на слова игры "Цветик-семицветик" и др. Можно на этом построить сочиненный детьми спектакль, как мозаику. И сложится картинка "Нравственный облик Человека". Cпасибо!

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz


  • Copyright "Школа" Интернет-портал "Детство-kz"© 2016
    Сайт управляется системой uCoz