Главная | Регистрация | Вход | RSSЧетверг, 08.12.2016, 19:17

Учителя Алматы

Меню сайта
Категории раздела
Биология [28]
ИЗО [12]
Профессиональное обучение [6]
Внеклассное чтение [16]
География [22]
Духовные ценности [10]
Если хочешь быть здоров [48]
Информатика [58]
История [49]
Иностранный язык [99]
Книжная полка [49]
Компьютер-бум [10]
Казахский язык и литература [181]
Математика [85]
Мир науки [11]
Моя Родина - Казахстан [42]
Музыка [97]
Начальная школа [399]
Общество семи муз [12]
Психологический клуб [11]
Русский язык и литература [129]
Родительское собрание [11]
Творческая личность [20]
Технология [21]
Физика [20]
Химия [31]
Экологическое воспитание [13]
Самопознание [35]
Наш опрос
Считаете ли вы результаты ЕНТ справедливыми?
Всего ответов: 1522
Статистика

Онлайн всего: 11
Гостей: 11
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Мастерская учителя » Начальная школа

исследовательский проект "Дрессировка улитки"
ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 4
ИМЕНИ КАМАЛА МАКПАЛЕЕВА
ПРОЕКТНАЯ РАБОТА
«Дрессировка улиток»
Автор проекта:
Клопот Данил, ученик 2 «Б» класса
Руководитель проекта:
Евсюкова Татьяна Анатольевна,
учитель начальных классов.
Павлодар, 2012 год

ПАСПОРТ ПРОЕКТНОЙ РАБОТЫ
Тема проекта: «Дрессировка улиток»
Цель проекта: научиться наблюдать за животным миром, ставить эксперименты и описывать полученные результаты.
Объект исследования: брюхоногие улитки Yellow Pomacea canaliculata. .
Предмет исследования: исследование особенностей жизнедеятельности и поведения улиток - ампуллярий в неволе (выработка условных рефлексов, возможность дрессировки беспозвоночных животных).
Учебный год: 2011 - 2012.
Авторы проекта: Клопот Данил, ученик 2 «Б» класса.
Руководитель проекта: Евсюкова Татьяна Анатольевна, учитель начальных классов.
Гипотеза:

Если систематически тренировать улитку – яблоко, используя её пищевые пристрастия, ласку, доброту,
то выработаются прочные и четкие навыки, выполняемые в ответ на подаваемые хозяином сигналы,
потому что гуманный метод дрессировки, основанный на особенностях животного, стимулирует ум и привязанность любого живого существа.

Цель проекта: приручить улитку, научиться наблюдать за животным миром, ставить эксперименты и описывать полученные результаты.

Задачи проекта:

1. Определить вид улитки по форме раковины.
2. Разработать методику проведения эксперимента по изучению возможности дрессировки улиток ампуллярий.
3. Провести экспериментальную и исследовательскую работу по выработке условных рефлексов у брюхоногих улиток на пищевые раздражители.
4. Описать полученные результаты и сформулировать выводы к работе,
5. Поделиться своими наблюдениями со всеми любителями животных.

ОГЛАВЛЕНИЕ:

1. Введение…………………………………………………………… 4
2. Дрессировка животных…………………………………………… 4
3. Определение вида улитки ………………………………………... 6
4. Описание определяемого вида …………………………………… 9
5. Изучение ответных реакций моллюска на действие пищевых раздражителей…………………………………………………… 11
6. Выработка простейших условных рефлексов у улиток на пищевой раздражитель…………………………………………………… 12
7. Выводы…………………………………………………………… 14
8. Литература……………………………………………………… . 15

ВВЕДЕНИЕ.

Однажды учительница биологии подарила ученикам 4 класса трех малюсеньких улиток. Ученики начальной школы целый год выращивали улиток, наблюдали за их жизнью, изучали специальную литературу. В результате были выработаны рекомендации по содержанию, кормлению, выращиванию моллюсков. Однако осталось много не изученного и интересного.
Мне улитку подарила моя учительница Татьяна Анатольевна. Я внимательно прочитал работу учеников начальной школы и узнал для себя много интересного и полезного. Однако вид улиток очень отличался и для начала я решил определить вид моей улитки. Изучив множество литературы, я узнал, что могут привыкать к людям и задумался – поддаются ли улитки дрессировке?
На этот вопрос я и попытаюсь ответить в своей работе.
Так, что ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОДОЛЖАЕТСЯ!


ДРЕССИРОВКА ЖИВОТНЫХ.

В основе высшей нервной деятельности лежат условные рефлексы и сложные безусловные рефлексы. Рефлекс – это ответная реакция живого организма на воздействие какого-либо определенного фактора внешней или внутренней среды, проявляющаяся в сокращении мышц или совершении действий. Обычно выделяют условные и безусловные рефлексы.
Условные рефлексы – это рефлексы индивидуальны и приобретаемы организмом в течение жизни. Условные рефлексы открыл И.М. Сеченов, в дальнейшем они были глубоко изучены И.П. Павловым и его школой. Исследование условных рефлексов открыло широкие перспективы в познании функций головного мозга и его самой совершенной части – коры.
Безусловные рефлексы – это врожденные видоспецифичные реакции животного на изменения внешней и внутренней среды.
Дрессировка животных осуществляется путем систематической тренировки животного, при которой подкрепляются требуемые двигательные реакции и их сочетания и упразняются нежелательные движения. В результате дрессировки, как правило, вырабатываются прочные и четко скоординированные двигательные акты, достигающие подчас большой сложности. Выполняются они животным всегда в ответ на подаваемые человеком сигналы.
При цирковой дрессировке, рассчитанной на зрелищный эффект, раньше практиковался преимущественно болевой метод – наказание (иногда весьма жестокое) животного за каждое неправильное движение. В настоящее время его в основном сменил гуманный (и более эффективный) метод дрессировки, основанный на учете особенностей животного (естественного поведения), его предварительное приручение, хорошего с ним обращении и пищевом подкреплении правильно выполненных движений.

Можно ли дрессировать беспозвоночных?

Ряд ученых исследовали у кольчатых червей и улиток способность к образованию простейших навыков. Для этой цели чаще всего использовалась методика выработки оборонительных условных реакций в Т-образном лабиринте.
Улитки обучались поворачивать в правый или левый рукав лабиринта. Безусловным раздражителем служил переменный ток различной интенсивности, а условным - сам лабиринт. Критерием выработки рефлекса служило увеличение числа поворотов в рукав лабиринта, где животное не подвергалось электрической стимуляции.
У улиток удавалось выработать устойчивые условные рефлексы на тактильное раздражение, пищу свет, вибрацию. Результат показал, что у улиток вырабатываются реакции, обладающие всеми основными свойствами истинных условных рефлексов.
Ампуллярии не любят яркого света. А вот со слухом у улиток не очень: его просто нет. Впрочем, это вряд ли можно назвать особым недостатком. Зато с обонянием у ампуллярий всё в порядке: пищу они чуют достаточно далеко.
В своей работе мы попытаемся дрессировать улиток, используя исключительно приятные ей пищевые раздражители т.к. дрессировка с использованием болевого раздражителя жестока по отношению к такому замечательному животному.


Исследование: «Определение вида улитки».
Цель: определить вид и пол аквариумной улитки ампуллярии.
Объект исследования: улитка ампуллярия.
Типичные черты наиболее популярных аквариумных видов ампуллярий:
Идентификация ампуллярии на предмет принадлежности к определенному виду достаточно важна, поскольку их пристрастия в еде от вида к виду слегка отличаются.
Выделены 3 вида улиток ампуллярий:
Pomacea bridgesi или улитка-загадка
За годы выращивания в неволе выведены многие цветовые варианты.

Yellow Pomacea canaliculata.
Природная разновидность коричневая с темными полосами.

Marisa cornuarietis или гигантская катушка.

Идентифицировать вид ампуллярий можно по форме раковины. Важно не обращать внимания на цвет раковин улиток, когда вы определяете вид по фотографиям. Существует множество вариаций всевозможных расцветок тела и раковины внутри одного и того же вида.

Pomacea bridgesi: Плоские скаты соседних витков и 90° угол между устьем и первым витком.
Размер: от 45 до 65 мм.
Pomacea canaliculata: Наползающее на первый виток устье, угол менее 90°
Раковина этого вида более скругленная.
Размер: от 45 до 80 мм.
Pomacea paludosa: Очень пологие скаты витков и угол к устью более 90°, верхушка раковина по форме приближается к конусу.
Размер: от 45 до 65 мм.
Измерив параметры моей улитки, был определен угол между витками менее 90°, размер 30 мм. Вид улитки - Pomacea canaliculata.


Определить пол моллюска не представляется возможным. Понаблюдав некоторое время за повадками и характером моллюска, то есть по субъективным признакам, решено, что улитка мужского пола. Дана кличка – Роджер. Хотя, как доказано учеными слух у всех видов моллюсков отсутствует, выдвинуто предположение, что улитка реагирует на звуковые колебания воздуха.
Внимательно рассмотрев раковину были замечены мелкие повреждения, заметно начальная стадия разрушения раковины.

Также в процессе изучения несколько раз удалось увидеть дыхательный орган улитки – сифон. Тонкая трубочка достигает 5 сантиметров и позволяет получать кислород для дыхания с поверхности.

Вывод: С помощью проведенных измерений раковины удалось точно определить вид. Наблюдения за повадками, характером данной улитки помогли в определении пола. Предположительно – мужской, имя – Роджер. Начало разрушения раковины свидетельствует о мягкой воде. Для восстановления «домика» требуется добавки в виде мела или толченой яичной скорлупы.

Описание определяемого вида.

Семейство ампуллярии или Ampullariidae объединяет пресноводных улиток, обитающих в тропиках по всему миру, некоторые виды ампуллярий встречаются в продаже для аквариумов и прудов.
Их привлекательная внешность и относительно большие размеры (от 5 до 15 см / от 2 до 6 дюймов, в зависимости от вида) немало способствовали популярности этих созданий. Однако, несмотря на широкое распространение ампуллярий, множество мифов окружает их, также называемых улитками-загадками.
По принятой в настоящее время классификации семейство Ампуллярии (Ampullariidae) делится на несколько родов: Asolene, Felipponea, Marisaи Pomacea – проживающие в западном полушарии (Южная и Центральная Америка, Вест-Индия и юг США), в то время как роды Afropomus, Lanistes и Saulea обитают в Африке. Род Pila встречается как в Африке так и в Азии.
То, что ампуллярии раздельнополые – еще один малоизвестный факт. К сожалению довольно затруднительно определить пол большинства ампуллярий только по их внешнему виду, пока самка не отложит икру.
Ампуллярии проживают в широком диапазоне экосистем, от болот, канав и прудов до озер и рек. Большинство видов предпочитает стоячую воду проточной и только немногие виды приспособились к жизни в реках с быстрым течением.
Сочетание легкие/жабры свидетельствует о приспособленности ампуллярий к жизни в воде с низким содержанием кислорода. Это обычное дело в болотах и мелководных водоемах. Без легких улитки бы полностью зависели от жабр, что отрицательно сказалось бы на выживании вида.
Еще одно приспособление для выживания – крышка устья раковины позволяет пережить периоды засухи, нередкие в местах обитания ампуллярий. В таких случаях моллюски закапываются в ил и впадают в спячку, плотно закрыв крышку. Крышка также служит защитой от хищников.
Если условия содержания позволяют ампулляриям пребывать в активном состоянии круглый год (нет засухи или холодов), тогда они не впадают в спячку.
Многие виды имеют еще одну замечательную анатомическую особенность: дыхательную трубку-сифон. Этот орган, образованный складками мантии на левой стороне шеи, практически не заметен когда улитка им не пользуется. Как только ампуллярии понадобится освежить воздух в легких, она формирует из складки мантии трубку (сифон), что позволяет ей дышать воздухом, находясь в подводном положении.
Ампуллярии прекрасно уживаются с большинством аквариумных рыбок, если конечно те не относятся к видам, питающимся моллюсками. Также многие рыбки норовят пощипать ампуллярий за усы, но улитки быстро приучаются держать усы под раковиной.
Также обязательна крышка на аквариуме, чтобы предотвратить побеги по ночам. Не хотите же вы начинать с поисков вашей улитки на полу!
Необходимо также оставить несколько сантиметров воздушного пространства, чтобы улитки имели возможность подышать свежим воздухом. Несмотря на то что у них кроме легких есть жабры, они утонут, если оставить их без воздуха.
Ампуллярии не требовательны к качеству воды, они способны жить в куда более суровых условиях, чем большинство рыб. Если вода слишком мягкая (с низким содержанием кальция), можно поправить дело добавив мелко дробленые мрамор, известняк, морские раковины или один из препаратов, которые продаются в зоомагазинах для увеличения жесткости воды.
Ампуллярии едят почти все, что могут перетереть и проглотить. Овощи – огурцы, шпинат, морковку и салат-латук, корм для рыбок, мертвых рыбок, улиток и их икру – все это они едят.
Количество еды должно соответствовать потребности улиток. Не надо бояться перекормить улиток, но и нет смысла захламлять аквариум гниющими остатками несъеденного корма.

Так как ампуллярии тропические жители, температура должна быть в диапазоне 18 – 28 C.
Активность улиток возрастает с температурой и если они еле передвигаются при 18 C, зато как грациозны их плавные движения при 24 C и выше! Температура влияет не только на подвижность улиток, но и определяет длительность их жизненного цикла.


Изучение ответных реакций моллюска
на действие пищевых раздражителей.
Цель: Определить пищевые пристрастия Роджера.
Оборудование: улитка - ампуллярия Роджер, Т – образный лабиринт; свежее яблоко, сок алоэ; кусочек хлеба, свежая морковь.
Ход работы.
Положим в противоположные коридоры лабиринта кусочек хлеба и свежую морковь, выпускаем улитку и наблюдаем за выбором животного.
Положим в противоположные коридоры лабиринта свежее яблоко и очищенный лист алоэ, выпускаем улитку и наблюдаем за выбором животного.
Результаты исследований занесем в таблицу:

Материалы Алоэ Кусочек хлеба Морковь Свежее яблоко
Выбор улитки _
_ + +


Вывод: Наблюдая за действиями улитки по выбору пищи выявлено, что не зависимо от местоположения предлагаемых лакомств, Роджер ни разу не приблизился к листу алоэ, несколько раз приближался и обиженно отворачивался от кусочка хлеба. Роджер проявил себя настоящим гурманом, с удовольствием жуя яблоко или кусочек морковки и выказывая недовольство при попытке возвратить его в банку.

Эксперимент: «Выработка простейших условных рефлексов у улиток
на пищевой раздражитель».
Ход работы:
1. Сконструируем Т-образный лабиринт.
2. В один рукав лабиринта положим кусочек моркови, а в другой корку хлеба.
3. Выпустим улитку и наблюдаем, в какой рукав поползет моллюск. Сделаем соответствующие выводы.
4. В последующие дни кормим улитку в Т-образном лабиринте, таким образом, чтобы у улитки выработался условный рефлекс на пищевой раздражитель.
5. Поменяем местами огурец и корку апельсина, и наблюдаем устойчивость и угасание условного рефлекса. Делаем выводы.
6. Наблюдаем, за сколько дней происходит привыкание к расположению огурца в другой стороне лабиринта. Делаем выводы о том, в какой стороне (правой или левой) выработка условного рефлекса происходила быстрее.
Объясняем полученные результаты, отвечаем на вопрос о возможности дрессировки.
Ход эксперимента:
1. В течение недели кладем в правый рукав лабиринта морковь, в левый корку хлеба. Улитка медленно, но постоянно выбирает любимую морковь. С каждым днем выбор происходит быстрее.
2. В течение следующей недели морковь располагалась в левом рукаве, а кусочек хлеба – в правый. Впервые два дня улитка с трудом и медленно находит лакомство. Постепенно улитка привыкла к новому расположению и стала безошибочно находить искомое.
3. Постепенно улитка привыкла к кормлению в определенном месте. Перемена мест вызывала недовольство и протест. Роджер понял все хитрости и стал узнавать хозяина.

ВЫВОДЫ:
Ампуллярия – достаточно умное существо. У неё вырабатываются все виды условных рефлексов. Моя улитки отличает "своих" людей от "чужих". Так, если в руки их брал незнакомый человек, они прятались в свою раковину, плотно закрывая створку.
Ампуллярии глухие и немые: нет у него ни голосового, ни слухового аппарата. На громкие звуки моя улитка не реагировала никак, скорее она чувствовали вибрацию звуковых волн.
Глаза располагаются на небольших выступах: освещение они чувствуют, видят. Очень яркий свет эти животные не любят.
В ходе экспериментов, я убедился, что самым выраженным способом общения является химический. Мои улитки живо реагировали на пищевые раздражители: алоэ и апельсин вызывали отрицательную реакцию, а салат и огурец положительную.
В ходе работы, я выяснил, что улитки способны к обучению - у них вырабатываются условные рефлексы. Ампуллярии может запоминать расположение объектов в террариуме и даже капризничать по поводу еды, они привыкают к уменьшению и увеличению освещенности.
При многократном повторении пищевого раздражителя (кусочков огурца), через некоторое время вырабатывается условный рефлекс на Т-образный лабиринт. Скорость выработки привыкания зависит от природы раздражителей, их силы и величины интервалов между их применениями. Особенно хорошо улитка реагировала на безусловный раздражитель - морковь, когда она была голодна и на небольшом расстоянии в 6 – 8 сантиметров.
Раковина улитки закручена вправо, и именно поэтому, я думаю, в правом рукаве лабиринта она находила пищу быстрее, и условный рефлекс сохранялся дольше (до 5 – 7 дней), чем в левом рукаве лабиринта (3 – 4 дня).
В ходе работы, я выяснил, что улитки способны к обучению - у них вырабатываются условные рефлексы. Ампуллярии могут запоминать расположение объектов и даже капризничать по поводу еды, они привыкают к уменьшению и увеличению освещенности.

Казалось бы, что может быть проще и скучней улитки? Каждый из нас представляет себе маленькое существо неопределенного цвета, медленно ползущее по дороге. Все знают детскую забаву, когда надо уговорить улитку высунуться из раковины и показать рога. Для этого надо ласково ей говорить: «Улитка, улитка, высуни РОГА, дам тебе, улитка, кусочек пирога».
На самом деле, улитки очень интересные существа! Вот несколько любопытных фактов о улитках и их рожках: улитки относятся к виду брюхоногих моллюсков, и то, что мы привыкли воспринимать как рога, на самом деле является двумя парами щупалец.
Размер рогов-щупалец может достигать 4см, в зависимости от вида и размера самой улитки, которые бывают от нескольких миллиметров до 10-12 сантиметров.
Еще с помощью рогов выясняют отношения, как бы толкают друг друга рожками. Если улитка чувствует опасность, то мгновенно "прячет" рога и выглядывает только после исчезновения угрозы. Если рог травмируется, то на его месте вырастает новый, со всеми функциями старого.
Вот такие они, наши обыкновенные улитки! И следующая загадка, котрую мне предстоит отгадать –
ЗАЧЕМ УЛИТКЕ РОГА?

Литература:

И. Акимушкин. Мир животных. Беспозвоночные. Ископаемые животные. Издательство «Мысль». 1991 год
А.Э. Брэм. Жизнь животных. В 3-х томах. Москва «ТЕРРА, 1992 год.
Э. Хадорн., Р. Венер. Общая зоология. Пер. с нем.- М.: МИР, 1989 год.
Энциклопедия. Том 2 «Биология». Москва «Аванта+», 1994 год.
Интернет: Achatina.ru. и SNAILCLUB.ru.
Категория: Начальная школа | Добавил: Татьяна1970 (11.06.2012) | Автор: Татьяна Евсюкова E
Просмотров: 3628 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 2
2 Калинка   (27.06.2016 20:03)
Интересная работа! Исследовательская работа в начальной школе-это начало серьёзных проектов в дальнейшем! Так что... творческого вдохновения вам в поиске  ответа на вашу загадку ЗАЧЕМ УЛИТКЕ РОГА?!

1 Светлана   (21.12.2012 09:24)
Очень необычная работа. Не каждый сможет приручить улитку. Хорошо, что вам это удалось! Удачи в своих начинаниях! Продолжайте в том же духе!

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz


  • Copyright "Школа" Интернет-портал "Детство-kz"© 2016
    Сайт управляется системой uCoz