Главная | Регистрация | Вход | RSSЧетверг, 08.12.2016, 01:16

Учителя Алматы

Меню сайта
Категории раздела
Биология [28]
ИЗО [12]
Профессиональное обучение [6]
Внеклассное чтение [16]
География [22]
Духовные ценности [10]
Если хочешь быть здоров [48]
Информатика [58]
История [48]
Иностранный язык [99]
Книжная полка [49]
Компьютер-бум [10]
Казахский язык и литература [181]
Математика [85]
Мир науки [11]
Моя Родина - Казахстан [42]
Музыка [97]
Начальная школа [399]
Общество семи муз [12]
Психологический клуб [11]
Русский язык и литература [129]
Родительское собрание [11]
Творческая личность [20]
Технология [21]
Физика [20]
Химия [31]
Экологическое воспитание [13]
Самопознание [35]
Наш опрос
Считаете ли вы результаты ЕНТ справедливыми?
Всего ответов: 1522
Статистика

Онлайн всего: 3
Гостей: 3
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Мастерская учителя » Компьютер-бум

Союз алгебры и гармонии

 З. Н. Поляк, кандидат филологических наук, доцент, ассоциированный профессор Казахско-Американского университета.

 

Образование ориентируется на социальный заказ общества. А современный мир быстро развивающихся информационных технологий определяет необходимость обучаться работе на таком универсальном и прочно вошедшем в нашу жизнь «инструменте» как компьютер.

На наших глазах происходит компьютеризация всех сфер человеческой деятельности. Мы являемся свидетелями информационного “взрыва”, когда человеческий мозг уже не в состоянии справиться с непрерывно увеличивающимся потоком информации.

Обилие информационных потоков, особенно при плюрализме образовательных идей и технологий, определяет потребность в использовании возможностей современной компьютерной техники в обучении.

Можно отметить несколько направлений применения информационных технологий в образовании. Вот некоторые из них:

1)  компьютер как средство контроля знаний (использование тестирующих программ).

2)  лабораторный практикум с применением компьютерного моделирования.

3)  мультимедиа-технологии  как иллюстративное средство при объяснении нового материала.

4) персональный компьютер как средство доступа к глобальной сети Интернет, а значит,  средство самообразования.

5)  дистанционное обучение.

6) коммуникативные возможности Интернета, например, видеоконференции в режиме реального времени или международные соревнования по моделированию экономики и менеджмента (МЭМ).

Информационные технологии позволяют по-новому использовать на занятиях текстовую, звуковую, графическую и видеоинформацию и её источники, т. е. обогащают методические возможности, придают обучению современный уровень. Видеомагнитофон, компьютер, проектор медиа-презентаций очень удобны не только для усвоения учебного материала, но и для активизации познавательной деятельности, реализации творческого потенциала учащихся.

Педагог всегда понимает, что надо не только заложить фундамент основных знаний по тому или иному предмету, не только дать полезную и применимую в будущей деятельности информацию, но и сделать процесс освоения знаний интересным, увлекательным, творческим, помочь учащимся включиться в процесс мышления и осмысления получаемых знаний.

Применение компьютерных технологий в обучении математике и физике, химии и биологии, использование обучающих и тестирующих программ по русскому языку стали в последние годы повсеместным явлением. Однако при изучении литературы компьютер всё ещё редкий гость учебных аудиторий.  А между тем для преподавателей гуманитарных дисциплин здесь открывается обширное поле плодотворной деятельности. Попробуем систематизировать эти возможности.

1. Огромным потенциалом обладают образовательные ресурсы глобальной сети Интернет. Электронные библиотеки, сайты университетов и школ, научных и художественных журналов, образовательные порталы, виртуальные сообщества педагогов, индивидуальные сайты писателей и деятелей культуры, электронные энциклопедии, справочники, словари и  учебники… Система гиперссылок позволяет расширять поиск информации. Скорость работы и удобство современного интерфейса экономят время и усилия.

Признавая справедливость известного высказывания о том, что «в Интернете есть только то, что туда кто-то положил», необходимо отметить: за последние годы Всемирная Сеть накопила столько информации, что обычному человеку не удастся освоить её и за целую жизнь. Отсюда вытекает вопрос о необходимости отбора и поиска нужных материалов. Существующие в специальной литературе рекомендации оказываются полезными лишь отчасти: важнейшим фактором при освоении интернет-поиска остаётся личный опыт пользователя.

Оставляя в стороне коммуникативную функцию Интернета (электронная почта, чаты и форумы, блоги с интерактивными дневниками, видеоконференции и т.д.), отметим его неоценимое значение как доступного источника информации – и для преподавателя, и для обучающегося.

2. На занятиях по литературе могут быть использованы готовые электронные продукты, записанные на дисках, – обучающие, контролирующие или тематические (аналог учебного фильма). Неудобство таких материалов связано с невозможностью использовать их целиком из-за недостатка учебного времени или несовпадения с нашими программами и задачами обучения. Частичное же, выборочное использование, часто связано с техническими трудностями.

3. Изучение литературы как вида искусства, как словесного творчества, требует соответствующих методических инструментов – таких же выразительных и ярких, как и объект изучения. Обращаясь к компьютерным технологиям, задаешься вопросом: какая программа отвечает потребностям учителя? Ведь эта программа должна быть понятна с первого знакомства, как преподавателям, так и ученикам. Управление программой должно быть максимально простым. Учитель должен иметь возможность компоновать материал по своему усмотрению и при подготовке к уроку заниматься творчеством, а не запоминанием того, в каком порядке будет выводиться информация. Программа должна позволять использовать информацию в любой форме представления (текст, таблицы, диаграммы, портреты, иллюстрации и т.д.). Этими качествами обладают программы для создания презентаций.

Одной из таких программ является Windows-приложение: Power Point 9.0 (Microsoft Office 2000) (1,2). Эта программа позволяет создавать презентации в режиме слайдов. Удобнее всего демонстрировать презентации на экране проектора, тогда они доступны большой аудитории. Однако возможно и использование для показа монитора компьютера. Слайды могут включать и текстовую, и графическую, и изобразительную информацию. В презентации могут быть использованы анимация, звук, включены фрагменты  видеоматериалов. Дидактические задачи презентации удобно осуществлять благодаря возможности устанавливать определённую последовательность вывода учебного материала на экран.

Варианты применения таких презентаций при изучении литературы весьма разнообразны.

1) Иллюстративная презентация ставит перед собой в основном задачи активизации наглядности обучения.

а) при изучении биографии писателя на слайдах последовательно предстают иллюстрированные портретами, фотографиями, пейзажами факты жизни и творчества большого художника. Так, при создании презентации по биографии Ф.М. Достоевского нами были использованы портреты писателя и его близких, фотографии XIX века с изображениями Алексеевского равелина Петропавловской крепости, куда был заключен Достоевский, Семипалатинска времен Достоевского, рисунок неизвестного художника XIX века с изображением обряда казни петрашевцев на Семёновском плацу, фото интерьера кабинета Достоевского, а также зданий в Петербурге, Европе и Старой Руссе, где жил писатель, и др. Богатый изобразительный ряд презентации позволяет наглядно представить атмосферу эпохи, мысленно перенестись во времена Достоевского, проследить эволюцию личности писателя, получить представление о его окружении и т.д.

б) другой вариант иллюстративной презентации включает интеграцию литературы и других видов искусств – изобразительного или музыкального. Презентация «Петербург Достоевского» включает работы художника И. Глазунова. При изучении романа М. Булгакова «Мастер и Маргарита» школьники знакомятся с иллюстрациями к этому роману своей ровесницы Нади Рушевой.

Изучение поэмы А. Блока «Двенадцать» завершается показом презентации с иллюстрациями к поэме художника Ю. Анненкова, современника поэта. Эта презентация имеет интерактивный характер. Школьникам предлагается подобрать подпись к каждой иллюстрации – выбрать из текста поэмы именно те строки, которые соответствуют изобразительным образам графических листов художника. В результате обсуждения старшеклассники останавливаются на каком-либо варианте. Затем на экране появляется иллюстрация с подписью, подобранной учителем. Если она не совпадает  с выбором учеников, возникает повод для плодотворного обсуждения. При этом не только углубляется понимание сложной идейной и образной структуры поэмы, но и приобретаются навыки восприятия изобразительной метафоры.

Читая стихи современных поэтов, старшеклассники могут послушать в ходе показа музыкальные интерпретации стихотворений Ю. Левитанского, Д. Самойлова, А. Кушнера, Ю. Мориц и др. Богатые звуковые возможности открываются при создании презентаций, посвященных творчеству поэтов-бардов, – А. Галича, Б. Окуджавы, В. Высоцкого. Романсы на стихи Пушкина, Лермонтова, Тютчева, Фета тоже могут стать темой иллюстративно-музыкальной презентации.

2). При изучении теории литературы в школе или в курсе «Введение в литературоведение» в вузе презентация помогает в доступной и выразительной форме вводить в обиход сложную терминологию, объяснять значение теоретических понятий.

Так, при изучении темы «Художественные средства образной выразительности» презентация (с помощью схем, таблиц, иллюстраций) позволяет слушателям познакомиться с основными тропами: их определениями, функциями в тексте, примерами из художественных произведений. Здесь вновь вступает в силу интерактивный компонент презентации. Слушателям предлагается привести примеры эпитетов, сравнений, метафор. Предлагается тест (в виде таблицы на экране) на соответствие названий тропов и их примеров.

Моим стихам, как драгоценным винам,

Настанет свой черёд.     

Олицетворение?

Следующий слайд позволяет проверить свои знания, предоставляя правильные ответы. Таким образом закрепляются теоретические знание и вырабатываются навыки выявления тропов в художественном тексте.

3). Использование Windows-приложения Power Point для создания исследовательских проектов, практических работ, научных докладов преподавателей, студентов и школьников.

Этот метод развивает творческие способности ребят, формирует актуальные умения и навыки. Являясь межпредметной, данная дидактическая технология имеет высокую результативность. Ведь авторы презентации самостоятельно добывают нужную информацию (если проект имеет реферативный характер) или решают конкретную научную проблему (если это исследовательский проект). В обоих случаях детальная разработка темы завершается реальным практическим результатом, оформленным в виде серии слайдов. Ученик при создании каждого слайда в презентации превращается в компьютерного художника (слайд должен быть логичным, красивым и отражать внутреннее отношение автора к излагаемому вопросу). Этот вид учебной деятельности позволяет развивать логическое и творческое мышление, познавательные навыки, умение самостоятельно конструировать материал темы, ориентироваться в информационном пространстве.

Для подготовки презентации ученик должен провести огромную научно-исследовательскую работу, использовать большое количество источников информации, что позволяет избежать шаблонов и превратить каждую работу в продукт индивидуального творчества..

Работа в Power Point предполагает также работу в текстовом редакторе, понимание OLE-технологий,  взаимосвязей в электронном документе разного типа файлов: текстовых, звуковых, графических, анимационных, с созданием которых так или иначе придется познакомиться, компонуя их в единый электронный документ. Таким образом, осваивая создание своей презентации на Power Point, учащиеся в широком диапазоне понимают роль компьютера как инструмента, предназначенного для различного рода деятельности.

В процессе демонстрации готового проекта его авторы приобретают опыт публичных выступлений, риторические навыки, умение общаться с аудиторией. Это важный вид социальной адаптации.

Таким образом, значение компьютерных технологий, в частности,  медиа-презентаций  на занятиях по литературе не сводится к иллюстративной функции. Привлечение программы Power Point к работе педагога и к проектной деятельности студента и школьника позволяет в сжатом виде представлять большой объём информации, использовать интерактивные методы обучения, развивать творческие способности обучающихся.

Категория: Компьютер-бум | Добавил: teacher-almaty (14.10.2007)
Просмотров: 3533 | Комментарии: 12 | Рейтинг: 3.7/3
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz


  • Copyright "Школа" Интернет-портал "Детство-kz"© 2016
    Сайт управляется системой uCoz