Главная | Регистрация | Вход | RSSВоскресенье, 11.12.2016, 01:21

Учителя Алматы

Меню сайта
Категории раздела
Биология [28]
ИЗО [12]
Профессиональное обучение [6]
Внеклассное чтение [16]
География [22]
Духовные ценности [10]
Если хочешь быть здоров [48]
Информатика [58]
История [49]
Иностранный язык [99]
Книжная полка [49]
Компьютер-бум [10]
Казахский язык и литература [182]
Математика [85]
Мир науки [11]
Моя Родина - Казахстан [42]
Музыка [97]
Начальная школа [399]
Общество семи муз [12]
Психологический клуб [11]
Русский язык и литература [132]
Родительское собрание [11]
Творческая личность [20]
Технология [21]
Физика [20]
Химия [31]
Экологическое воспитание [13]
Самопознание [35]
Наш опрос
Считаете ли вы результаты ЕНТ справедливыми?
Всего ответов: 1523
Статистика

Онлайн всего: 3
Гостей: 3
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Мастерская учителя » Если хочешь быть здоров

Инновационные технологии обучения в физической культуре
Инновационные технологии обучения в физической культуре

Во второй половине 20 века во всем мире возникла необходимость совершенствования систем обучения, образования и воспитания. Основной причиной этого явления стало возникновение противоречия между быстрыми темпами накопления новых знаний в современном мире во всех сферах науки, техники, культуры и ограниченными возможностями их усвоения людьми. Возникли трудности в решении основной цели образования и обучения – подготовки учеников к жизни в обществе, что предопределило необходимость разработки НОВЫХ инновационных технологий. Инновация (от лат. In - в; novus – новый) – это нововведения, новшества, способствующие прогрессивному развитию процессов обучения, образования и воспитания.
Интеграция в международное образовательное пространство, процессы демократизации и гуманизации общественной жизни в условиях продолжающихся экономических реформ потребовали совершенствования сложившейся в Казахстане системы образования.
Мировой опыт показывает, что общество, которое не способно использовать высокотехнологические инновационные достижения, не может трансформироваться, развиваться и претендовать на место на мировом рынке, при этом развитие инновационной инфраструктуры должно стать причиной приоритетной задачей государства. Новое время ставит перед Казахстаном жесткую альтернативу: либо наше государство создает механизмы технологического обновления экономики и формирует свой инновационный сектор на мировом рынке, либо превращается в зависимый придаток инновационно – развитых стран мира. Как отмечают эксперты в отрасли конкурентных стратегий, наибольшие преимущества экономическая структура может достигать через инновации, причем при условии использования нововведений в различных направлениях, таких как внедрение новых технологий и применение новых методов работы. Сходные проблемы и задачи стоят и перед системой образования. Происходит интенсивный поиск стимулов развития системы образования в контексте долгосрочной перспективы, а также рассматривается стратегическая программа реформ с целью последующей интеграции отечественной системы образования в международное образовательное пространство. Исследователи считают, что ключевым направлением модернизации образования станет внедрение кредитно-модульной системы обучения, использование новых информационных технологий, компьютеризация учебных заведений, инновационная деятельность профессорско-преподавательского состава вузов.
На современном этапе развития общества образовательные технологии на основе современных телекоммуникаций и систем мультимедиа создали объективную основу для радикальных инноваций в системе образования. Новейшие компьютерные и телекоммуникационные технологии способствуют расширению образовательного пространства, его открытости и гибкости.
Педагоги – новаторы создают авторские оригинальные системы обучения и воспитания. Их побуждает стремление к нестандартному построению учебно-воспитательного процесса, способствующего целенаправленно выявлять и развивать задатки и способности учеников, преодолевать противоречия между быстрым темпом накопления знаний в разных сферах науки и производства и ограниченными возможностями для их усвоения учениками. Путь педагогического поиска у всех индивидуален. Так, В.Ф. Шаталов сумел приобщить каждого своего ученика к напряженному умственному труду; развить их познавательную активность. Е.Н. Ильин успешно решал задачи духовного и нравственного развития учеников. И.П. Волков приобщал учеников к творческому общественно-полезному труду. Ш.А. Амонашвили обосновал и апробировал пути формирования социально-значимых мотивов учения у младших школьников. С.Н. Лысенкова разработала эффективную систему управления учебной работой младших школьников и т.д.
Педагоги-новаторы находили педагогические инструменты: средства, методы, приемы, организационные формы работы, способы контроля и оценки работы учеников, отражающие их индивидуальны, личностные возможности. Это позволило повысить эффективность преподавания и учения во взаимодействии.
В разработке новых технологий можно выделить две тенденции. Одна характеризуется тем, что в основе технологий лежат разные руководящие идеи. Объединяет их то, что при их использовании развитие познавательных способностей учеников является, в основном, следствие влияния методов, приемов, средств, организационных форм учебной работы, направленных на усовершенствование передачи ученикам учебной информации, ее усвоения, закрепления, применения полученных знаний в практической работе.
Другая тенденция характеризуется непосредственным влиянием технологий обучения на процесс познавательной деятельности, его эффективность, на развитие личностных качеств учеников. Поэтому их относят к технологиям развивающего обучения. Обучение и развитие рассматриваются как диалектически взаимосвязанные стороны одного процесса. Обучения становится движущей силой психического и личностного развития учеников. Отдельные теории развивающего обучения разрабатывались И.Г. Песталацци, А. Дистервергом, К.Д. Ушинским, Л.Н. Толстым, П.Ф. Лесгатом и др.
Научное обоснование новых технологий обучения дано в трудах Л.С.Выготского, он выдвинул и обосновал идею обучения, идущего впереди естественного биологического развития и ориентированного на развитие личности учеников, их познавательных способностей.
Развивая идеи Л.С, Выготского, Л.В. Занков, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов и др. выдвинули положение о развивающем влиянии активно-деятельного способа обучения. Под его воздействием происходят внутренние изменения личности. Сущность внутренних изменений заключается в “присвоении”, приобретении учениками исторически-оправданного опыта познания и деятельности, который оказывает непосредственное влияние на развитие познавательных способностей и личностных качеств.
Особенностью разрабатываемых технологий обучения является также позиция ученика в учебно-воспитательном процессе как субъекта своего развития.
Важна роль формирования мотивов деятельности ученика как субъекта. Мотив – это важнейшая побудительная сила учебной деятельности. Мотивы носят динамический характер и изменяются в зависимости от социальных установок личности ученика, условий их формирования и развития в процессе общения. В специально организованном обучении велика роль объяснения учениками не только действия, которое им предстоит выполнить, но и его значения для всего процесса усвоения учебного материала, для учеников лично. Это побуждает их к самостоятельной остановке длительных, конкретизирующих работу каждого ученика задач, к использованию прошлого опыта учебной работы в их решении.
Рассматривается новая трактовка индивидуального подхода к ученикам. Суть ее в том, что в системе образования предлагается ориентироваться не на обобщенные возрастные особенности, а, изучив каждого ученика, идти от него к предмету с учетом его явных и скрытых потенциальных возможностей, которые надо развивать. В процессе общения педагог помогает ученикам познать себя, обучая самоанализу, самооценке, сравнению своих достижений в разные отрезки времени, мобилизовать свои силы на преодоление трудностей, пережить радость успеха, почувствовать атмосферу романтики от познания нового.
Особую роль играет оценивание деятельности учеников не количественной оценкой, а качественной, выраженной в характеристиках учеников.
Одним из представителей этого направления в разработке технологий обучения является известный грузинский педагог Ш.А. Амонашвили. В процессе обучения учеников в начальной школе он использовал личностный подход, стремился способствовать развитию их познавательных способностей, благородству в общении со сверстниками и окружающими людьми, самокритичности.
В сфере физической культуры и спорта широко используются элементы этой технологии. Нередко учителя и тренеры стремятся сформировать у учеников умение целенаправленно составлять комплексы упражнений утренней зарядки, комплексы упражнений для развития тех или иных качеств, для самостоятельного проведения разминки, микрочастей уроков или учебно-тренировочных занятий, создают ситуацию самостоятельного принятия учениками решения о тактике выступления на спортивных соревнованиях и др.
Подготовка учеников к самостоятельным действиям для решения учебных задач начинается с первых занятий в любом возрасте, но средства, методы и организационные формы решения этой задачи определяются возрастом, индивидуальностью учеников, субъективным уровнем сформированного самосознания.
С целью активизации и интенсификации деятельности учеников широко используется игра. Игрой называется вид непродуктивной деятельности, мотив которой заключается е в ее результатах, а в самом процессе. Игра имеет важное значение в воспитании, обучении и развитии учеников любого возраста как средство психологической подготовки будущей жизненной ситуации. В игровых ситуациях воссоздается и усваивается общественный опыт сотрудничества и самоуправления поведением. В структуру игровой деятельности входит целенаправленное планирование, реализация целей, анализ достигнутых результатов, которые характеризуют реализацию своих возможностей каждым учеником.
Противоречия, возникающие из-за несогласованности между теоретической и практической информацией, называют проблемной ситуацией. Если ставится вопрос о разрешении проблемной ситуации, то она преобразуется в проблемную задачу. Разрабатываются способы поиска ответа на возникшую задачу, результаты поисковой деятельности позволяют принимать решения.
Следовательно, проблемное обучение активизирует мыслительный процесс, включающий выдвижение гипотезы о способах решения проблемной задачи, их обоснования, проверку в практических действиях. Это позволяет назвать проблемное обучение еще и развивающим познавательные способности.
Итак, технология проблемного обучения включает следующие последовательно выполняемые действия: создание(возникновение) проблемной ситуации, формулирование проблемной задачи, определение модели поиска решения, принятие решения, выполнение соответствующих ему действий, анализ достигнутых результатов. Участие в новых действиях учеников способствует активизации и интенсификации их учебной деятельности.
Проблема улучшения преподавания физической культуры в учебных заведениях обусловлено объективными причинами, связанными с необходимостью реформы всей системы физического воспитания. Решать эту проблему необходимо в первую очередь с переосмысления основополагающих целей школьного физического воспитания. Решая вопрос, чему учить, всегда приходилось решать вопрос о том, какие компоненты необходимо включать в содержание образования по предмету физическая культура? В настоящее время объявлено много авторских программ физического воспитания учащихся общеобразовательных школ. Традиционные педагогические технологии, предполагая единство умственного и физического развития занимающихся декларируют безусловное достижение целей обучения, воспитания и развития гармоничной личности практически не акцентируя внимание на формирование у учащихся сознательного отношения к средствам и формам физического воспитания. Практика действующей системы физического воспитания, а также содержание государственных программ требуют некоторого переосмысления.
Необходимость критического анализа реально действующих на практике принципов и технологий физического воспитания продиктовано и НОВОЙ концепцией физкультурного образования.
Воспитание “физически культурной личности” предполагает поиск НОВЫХ моделей организации учебно-воспитательного процесса и реализацию их на уроках физической культуры. Ориентируя образовательную школу на потребности ХХI века, необходимо отметить, что формирование знаний, умений и навыков в процессе физического воспитания учащихся, должно происходить в “пространстве” культуры. С точки зрения многих авторов (В.К.Бальсевич, М.Я.Веленский и др.) дидактическая парадигма образования школьников в области физической культуры также нуждается в коренном реформировании. Организация учебного процесса в соответствии с современными требованиями предполагает необходимость преобразований в содержании работы, подчинения их достижению основной цели – сформировать физическую культуру личности школьника, основополагающим компонентом которой является образование.
Не исключая использование традиционных форм физического воспитания, необходим поиск и внедрение в практику физического воспитания инновационных обучающих технологий, обеспечивающих телесное, интеллектуальное и духовное развитие личности, повышение активности учащихся в самосовершенствовании и саморазвитии.
Недостаток приобретаемых на уроках физической культуры знаний приводит к тому, что за пределами учебных занятий школьники не могут правильно организовать свою двигательную деятельность.
Пришло время серьезного пересмотра традиционно используемых форм проведения занятий, когда учитель дает задание, а школьники выполняют его. Постепенно следует переходить к диалогу с занимающимися: “Придумайте упражнение для данной группы мышц”, “Каким соскоком целесообразно закончить упражнение?”, “Какой вариант защиты будет использоваться в игре с этой командой?”. Сегодня урок физической культуры должен формировать не только исполнителя, а полноправного участника творческого процесса обучения физическим упражнениям.
Инновационные образовательные процессы обуславливаются общественными потребностями и включают комплексные процессы создания, внедрения, распространения новаций и изменения образовательной среды, в которой осуществляется их жизненный цикл. Важной особенностью менеджмента современного образования является то, что применение инновационных технологий сопровождается радикальными изменениями в педагогических методах и приемах, даже в теории и методологии современного образования. При использовании инновационных подходов в образовании следует опираться на принцип непрерывных инноваций, который предполагает постоянное развитие и внедрение в образовательную деятельность продуктовых, организационных и технологических инноваций. Новые механизмы управления системой физкультурного образования направлены на то, чтобы использование компьютерных и телекоммуникационных технологий в сфере образования.
По мнению ученых, а также ведущих специалистов системы образования Республики Казахстан, необходимо заменить существующую поточную систему, где все “идут в ногу”, на “самонаправляемое” обучение, основанное на современных принципах когнитивной науки – включая исследование, осмысление, погружение и самооценку, а также на естественном стремлении к обучению, которое заложено в каждом человеке от рождения.
[color=blue]
Категория: Если хочешь быть здоров | Добавил: 03000 (25.11.2013) | Автор: Кленов Амангельды Суебаевич
Просмотров: 4634 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz


  • Copyright "Школа" Интернет-портал "Детство-kz"© 2016
    Сайт управляется системой uCoz