Главная | Регистрация | Вход | RSSПятница, 09.12.2016, 12:47

Учителя Алматы

Меню сайта
Категории раздела
Биология [28]
ИЗО [12]
Профессиональное обучение [6]
Внеклассное чтение [16]
География [22]
Духовные ценности [10]
Если хочешь быть здоров [48]
Информатика [58]
История [49]
Иностранный язык [99]
Книжная полка [49]
Компьютер-бум [10]
Казахский язык и литература [182]
Математика [85]
Мир науки [11]
Моя Родина - Казахстан [42]
Музыка [97]
Начальная школа [399]
Общество семи муз [12]
Психологический клуб [11]
Русский язык и литература [132]
Родительское собрание [11]
Творческая личность [20]
Технология [21]
Физика [20]
Химия [31]
Экологическое воспитание [13]
Самопознание [35]
Наш опрос
Считаете ли вы результаты ЕНТ справедливыми?
Всего ответов: 1522
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Мастерская учителя » Если хочешь быть здоров

Развитие двигательных качеств в начальных классах
Развитие двигательных качеств в начальных классах
[size=10]Занятия физической культурой - это, прежде всего воспитание здорового человека. При этом следует учитывать, что примерно половина факторов, определяющих состояние здоровья современного человека, относится к образу жизни. Среди них значительный удельный вес принадлежит недостатку двигательной активности. Воспитание физически полноценных детей – основная цель учителя и для этого он должен использовать все возможные средства и методы воспитания. Одним из таких методов работы является гимнастика. Она привлекла к себе внимание миллионов людей, стала массовым увлечением. Учебная деятельность школьника (в течение дня, недели, четверти и т.д.) выступает как многогранная нагрузка, оказывающая глобальное воздействие на внутренние органы, системы и весь организм в целом. После длительной, чрезмерной, а также во время монотонной напряженной работы наступает утомление.
Научными исследованиями доказано (Ахундов Р.А., 1972; Мелиев Х.А., 1984; и др.), что ребенок дошкольного возраста, можно сказать, полностью удовлетворяет свою естественную потребность в движениях, т.к. в бодрствующем состоянии он почти все время активно действует. Когда же он поступает в школу, двигательный состав его деятельности резко сокращается. Учебные занятия, на которые он затрачивает 5-6 часов в день, в основном (на 80 %), связаны с сидячей позой и статическим напряжением. Восполнять этот дефицит можно через регулярные занятия гимнастикой. Тем более, физически тренированные люди реже болеют, заболевания у них протекают легче, менее длительно, с меньшим числом осложнений и дней потери трудоспособности; у них повышается устойчивость к простудным и инфекционным заболеваниям, кислородному голоданию, перегреванию и переохлаждению, переутомлению.
Разносторонность занятий, соблюдение принципа адекватности упражнений, чередования различных по характеру движений, включения в занятия упражнений, способствующих разгрузке позвоночника, таза и нижних конечностей, правильное распределение различных по величине тренировочных нагрузок предупреждает опасность неблагоприятных отклонений в развитии ребенка, оказывают стимулирующее воздействие на рост и нормальное развитие костной ткани.
Жизненно важным фактором динамизирующим процессы физической работоспособности является соответствующая физическая подготовленность учащихся. Она представляет собой качественное улучшение комплекса естественных свойств организма, относящихся к двигательным способностям человека, оказывает в конечном итоге прогрессирующее воздействие на физическое развитие и на механизмы общей работоспособности.
Для того чтобы правильно физически воспитывать детей, необходимо, хотя бы в самых общих чертах, иметь представление о возрастных особенностях из развития. Младший школьный возраст (7-10 лет) – это период, являющийся наиболее благоприятным для закладки практически всех физических качеств. Суточная норма двигательной активности в этот возрастной период должна составлять 15-20 тысяч локомоций при продолжительности двигательного компонента 4-5 ч в течение суток. Позвоночник в этом возрасте отличается большой гибкостью и неустойчивостью основных изгибов – грудного и поясничного. Грудной изгиб полностью формируется к седьмому году, поясничный к двенадцатому. Для детей младшего школьного возраста характерны: большая напряженность функций кислородно-транспортной системы, ограничение её резерва при физических нагрузках, менее экономичное расходование энергетического потенциала. У них так же ниже способность выполнять физическую нагрузку в условиях кислородного долга. В период 7-10 лет организм ребенка интенсивно растет и развивается. Длина тела (рост), масса тела (вес), окружность грудной клетки плавно увеличивается.
В среднем за год длина тела увеличивается на 4-5 см, вес на 2-3 кг, окружность грудной клетки на 2-3 см. Минимальный прирост длины тела наблюдается в возрасте с 7 до 8 лет у девочек и с 8 до 9 лет у мальчиков.
Мальчики и девочки растут почти одинаково. Однако рост у мальчиков увеличивается преимущественно за счет длины ног, у девочек в большей мере за счет длины туловища.
При занятиях физкультурой необходимо принимать во внимание особенности формирования скелета. Следует помнить, что резкие толчки во время приземления при прыжках, неравномерная нагрузка на левую и правую ногу могут вызвать смещение костей таза и неправильное срастание его костей. Чрезмерные нагрузки на нижние конечности, если окостенение не закончилось, могут привести к появлению плоскостопия. Поэтому одна из важных задач физического воспитания – обеспечить правильное формирование скелета, укрепление мышечной системы и предупреждение нарушений осанки.
На современном этапе развития нашего общества требуется воспитание нового человека, в котором органически сочеталось бы духовное богатство, моральная чистота и физическое совершенство. Под «физическим совершенством» прежде всего, понимается идеальное здоровье, гармоническое физическое развитие, хорошо развитые двигательные функции, всесторонняя физическая подготовленность. Каждое общество всегда нуждалось в здоровых, физически сильных и умелых граждан, готовых к выполнению самых различных личных и общественных обязанностей и поэтому пыталось заботиться о физическом воспитании детей с раннего возраста.
Из обширного круга проблем, касающихся физического совершенствования мы хотим более внимательно рассмотреть вопрос о физической подготовленности в процессе возрастного развития школьников. Полноценная физическая подготовка включает общую и специальную подготовку, между которыми существует тесная связь. Это разделение позволяет лучше построить педагогический процесс, используя различные средства и методы.
Специальная физическая подготовка непосредственно направлена на развитие физических качеств, специфичных для данного вида спорта, связана с профессиональной или спортивной деятельностью, например, футболиста, подготовка водолаза, пожарника, лыжника, гимнаста, конькобежца и т.п.
Рассматривая двигательную деятельность детей, мы наблюдаем ее в различных по форме движениях, в которых проявляются в той или иной мере быстрота, сила, ловкость, гибкость, выносливость или сочетание этих качеств. Степень развития физических качеств и определяет качественную сторону двигательной деятельности детей, уровень их общей физической подготовленности.
Являясь составной частью физического воспитания, воспитание физических качеств содействует решению социально обусловленных задач: всестороннему и гармоничному развитию личности, достижению высокой устойчивости организма к социально-экологическим условиям, повышению адаптивных свойств организма. Включаясь в комплекс педагогических взаимодействий, направленных на совершенствование физической природы подрастающего поколения, воспитание физических качеств, способствует развитию физической и умственной работоспособности, более полной реализации творческих сил человека в интересах общества.
Таким образом, развитие физических качеств, по существу, является основным содержанием общей физической подготовки.
Главная черта, характеризующая высокий уровень общей физической подготовленности – это умение сознательно владеть движениями своего тела, достигая наибольших результатов в кратчайшие сроки при наименьшей затрате сил. Общая физическая подготовка должна быть направлена на укрепление здоровья занимающихся, его закаливание, развитие разносторонних физических способностей, повышение работоспособности организма, что, в конечном счете, предполагает создание прочной базы для будущей трудовой деятельности и дальнейшего спортивного совершенствования.
Оздоровительный эффект развития и формирования основных движений общеизвестен, так как в этих движениях участвует одновременно большое количество мышечных групп, что способствует повышению обмена веществ в организме, усилению функциональной деятельности внутренних органов, совершенствует подвижность нервных процессов.
Знание возрастного развития основ движений должно способствовать улучшению методики работы со школьниками.
В процессе развития двигательных способностей человека особое место занимает разносторонняя физическая подготовленность.
Физическая подготовленность (двигательная) у учащихся осуществляется в результате обучения на уроках. Но лишь при одном условии, если учитель обучает детей правильно выполнять двигательные действия, воспитывает у них и физические качества.
Многими исследованиями и повседневной жизнью подтверждается то положение, что физически подготовленный человек имеет лучшую производительность труда, высокую работоспособность. Основными показателями общей физической подготовленности школьников были, есть и будут достижения в основных движениях. В них, как в фокусе, видно умение владеть своим телом, умение выполнять движение экономично, быстро, точно. В этих движениях выявляется уровень развития физических качеств. Под качеством понимается такое свойство, которое выражается в способности выполнения не одной какой-нибудь узкой задачи, а более или менее широкого круга задач, объединенных психофизической общностью. Основные движения наиболее полно вскрывают эту общность качеств. Разумеется, педагогический процесс по физическому воспитанию не ограничивается узким набором упражнений, «приложимых в жизненных условиях». Чем больше число двигательных, условных рефлексов приобретает ученик, тем более сложные и разнообразные двигательные задачи может ставить учитель перед учениками, тем легче приобретается навык. А двигательный навык характеризуется объединением частных операций в единое целое, устранение ненужных движений, задержек, повышением точности и ритмичности движений, уменьшением времени на выполнение действия в целом, строгой системностью в движениях, слаженностью различных систем организма.
Двигательный навык позволяет экономить физические и психические силы, облегчает ориентировку в окружающей среде, освобождает сознание для своевременного осмысливания действия.
Обучение учащихся основным видам движений и совершенствование в них – одна из важнейших задач физического воспитания в школе. Требуется не только научить школьника правильным приемам движений; не менее важно достигнуть того, чтобы занимающиеся были способны быстро и ловко бегать, высоко и далеко прыгать, обучение должно быть тесно связано с достижением практических результатов. Достижения школьников в основных движениях (при правильной воспитательной работе) определяют в основном качество постановки работы по физической культуре в школе.
Понятие «физическое развитие», как отмечает В.В. Бунак, указывает на то, что оно применимо только к взрослому организму. Если же речь идет о растущем организме, то здесь необходимо учитывать физиологические процессы, которые характерны для растущего организма. Процессы - роста и формирования организма.
Физическое развитие подчиняется объективным законам природы: закону единства организма и окружающей его среды, закону взаимообусловленности функциональных и морфологических изменений, закону перехода количественных изменений, происходящих в организме, в качественные. Известно, что социальные факторы, особенно экономические, оказывают, большое влияние на физическое развитие человека. Наряду с социально-экономическими факторами физическое развитие человека обусловлено рядом эндогенных факторов, к которым относятся передаваемые по наследству признаки, а также экзогенных, среди которых необходимо указать на экологические условия, особенности постнатального развития.
Неблагоприятные экологическое состояние окружающей среды, предельно низкий социально-экономический уровень жизни населения страны привели к снижению защитно-приспособительных возможностей детского организма. Исследования, проведенные во многих городских и сельских школах, показали, что только меньше половины учащихся начальных классов можно отнести к практически здоровым. У большинства же отмечаются функциональные нарушения и различные отклонения в здоровье.
Создавшееся положение требует безотлагательно принятия мер, в том числе по усилению контроля за здоровьем и физическим развитием школьников. И поэтому как никогда возрастает сейчас роль школьного учителя физической культуры.
По данным ученых, одним из значимых критериев здоровья детей и подростков является их физическое развитие. Для здоровья необходим определенный морфофункциональный уровень мышечной системы как в целом (обменная функция), так и каждой из основных мышечных групп - плечевого пояса и спины, брюшного пресса, ног. Уже на первых уроках физической культуры учитель отметит детей, выделяющихся по росту или полноте тела, ведь «крайности» часто указывают на имеющиеся заболевания или на снижение способности к двигательным действиям, к проявлению силы, быстроты, выносливости.
При занятиях физкультурой необходимо принимать во внимание особенности формирования скелета. Следует помнить, что резкие толчки во время приземления при прыжках, неравномерная нагрузка на левую и правую ногу могут вызвать смещение костей таза и неправильное срастание его костей. Чрезмерные нагрузки на нижние конечности, если окостенение не закончилось, могут привести к появлению плоскостопия.
Поэтому одна из важных задач физического воспитания – обеспечить правильное формирование скелета, укрепление мышечной системы и предупреждение нарушений осанки. Для развития основных мышечных групп повышать функцию внутренних органов. Для воспитания быстроты и выносливости рекомендуется ходьба и бег, особенно бег на время. Для развития силы как двигательного качества использовать набивные мячи, палки гимнастические, упражнения в парах с сопротивлением партнера. Лазание по гимнастической скамейке, подтягивание на перекладине, лазание по канату, упоры, висы, статические упражнения.
Способность человека преодолевать внешнее сопротивление (динамическая сила) можно развить силовыми упражнениями, начиная с 1-го класса, только следует помнить, что возможности младших школьников в проявлении силы невелики и возрастают к 10-12 годам.
При выполнении силовых упражнений следует чередовать их воздействие на различные мышечные группы частей тела, начиная с малых мышечных групп и постепенно включать в работу все более крупные мышцы.
Силовые упражнения сочетать с упражнениями на гибкость и расслабление. При этом необходимо уделять внимание развитию мышц брюшного пресса и спины.


[/size]
Категория: Если хочешь быть здоров | Добавил: 03000 (25.11.2013) | Автор: Маймахова Жанслу Иргазовна
Просмотров: 722 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz


  • Copyright "Школа" Интернет-портал "Детство-kz"© 2016
    Сайт управляется системой uCoz