Главная | Регистрация | Вход | RSSВоскресенье, 04.12.2016, 19:15

Учителя Алматы

Меню сайта
Категории раздела
Биология [28]
ИЗО [12]
Профессиональное обучение [6]
Внеклассное чтение [16]
География [22]
Духовные ценности [10]
Если хочешь быть здоров [47]
Информатика [58]
История [48]
Иностранный язык [99]
Книжная полка [49]
Компьютер-бум [10]
Казахский язык и литература [181]
Математика [85]
Мир науки [11]
Моя Родина - Казахстан [42]
Музыка [97]
Начальная школа [399]
Общество семи муз [12]
Психологический клуб [11]
Русский язык и литература [129]
Родительское собрание [11]
Творческая личность [20]
Технология [21]
Физика [20]
Химия [31]
Экологическое воспитание [13]
Самопознание [35]
Наш опрос
Считаете ли вы результаты ЕНТ справедливыми?
Всего ответов: 1521
Статистика

Онлайн всего: 18
Гостей: 18
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Мастерская учителя » Экологическое воспитание

«Использование экологической тропы в развитии экологической культуры дошкольника»
Доклад
к семинару на тему
«Использование экологической тропы в развитии экологической культуры дошкольника»

Экологическая тропа как средство формирования экологических представлений дошкольников
В настоящее время, как никогда, остро стоит вопрос экологического воспитания дошкольников. Прививать детям любовь к природе надо с самого раннего возраста. Малыши восторгаются при виде цветка, бабочки, и в то же время могут бездумно раздавить бегущего по тропинке муравья.
Как же приучить их беречь и охранять природу, все живое, окружающее нас?
Наиболее действенным средством экологического воспитания дошкольников является разнообразная деятельность детей (учебная, познавательная, художественная, творческая, игровая). Особую роль играет природоохранительная деятельность дошкольников. Среди многообразия её видов наиболее предпочтительной является экологическая тропа. Экологическая тропа формирует у детей нравственность, чувство бережного отношения к природе, любовь к частичке родной земли.
Создавая экологическую тропинку на территории детского сада, нужно помнить о том, что экологическая тропинка - это не клумба, которая должна быть полностью ухожена, украшена цветами.
Создать экологическую тропинку можно на территории любого учреждения, причем без особых дополнительных затрат. Такой подход подразумевает, что в состав видовых точек экологической тропинки можно включать те объекты, которые уже есть на территории.
В качестве видовых точек, прежде всего, необходимо выбрать деревья, кустарники разных пород, разного возраста, причудливой формы.При возможности необходимо создать небольшой водоем с водными растениями и животными. Это даст положительный эффект и с познавательной, и с эстетической точек зрения.
На тропинке должны быть небольшие возвышения, что разнообразит условия произрастания растений, позволяет организовать интересные наблюдения за снежным покровом, дождевыми осадками. Отдельные большие камни также украсят тропу и в то же время послужат убежищем для многих животных, особенно насекомых, улиток, может быть, ящериц. Традиционно дошкольные учреждения выделяют участки для посадки лекарственных растений. По возможности можно создать условия для выращивания растений, подлежащих охране в данной местности и на территории страны. В состав растений тропы могут войти растения-часы и растения-барометры (клумба "цветочные часы", "цветочные барометры").
Красиво цветущие растения нужно подобрать таким образом, чтобы в течение года одни цветы сменяли другие, то есть создать сад (клумбу) "непрерывного цветения". Если на участке уже существует небольшая группа сорных растений, которая не мешает вам выращивать другие растения, не нужно ее уничтожать: она также войдет в состав тропы как одна из видовых точек. На примере сорных видов можно объяснить многие биологические особенности растений, влияние человека на растительные сообщества.
В нашей в целом северной стране дошкольники многих регионов проводят значительную часть времени в помещениях детского сада. Именно поэтому рекомендуется создавать экологические тропинки в здании дошкольного учреждения. К тому же такие тропинки позволяют по-новому посмотреть на свое ближайшее окружение и взрослым, и детям.
В состав таких тропинок включаются объекты живой и неживой природы:
• уголок природы,
• экологическая комната,
• зимний сад (внутри них могут быть дополнительно созданы сети различных маршрутов для разных целей),
• фонтан,
• бассейн,
• фитобар,
• песочницы в коридорах,
• центры воды и песка,
• лаборатория, о
• тдельные композиции комнатных растений и сухоцветов,
• уголки природы или
• отдельные объекты природы в групповых помещениях,
• мини-огороды на окнах,
• теплицы в здании,
• картинная галерея,
• выставки поделок из природного материала,
• музеи природы,
• мини-музеи в группах,
• фольклорные комнаты,
• комнаты сказок,
• выставки из бросового материала и другие (разнообразие точек такой тропинки зависит от развивающей среды детского сада).
Работа на тропе помогает реализовать связь обучения с жизнью, с трудом людей, воспитывает у ребенка-дошкольника трудолюбие и уважение к труду. Дети не только расширяют свои естественнонаучные знания, но постигают отношения человека к окружающей среде в процессе труда и отдыха. Они учатся комплексно оценивать результаты труда, прогнозировать экологические следствия деятельности человека, в том числе своей и своих товарищей.
Экологическая тропа - это перспективная учебная территория, где дети дошкольного возраста выступают в роли пропагандистов, тружеников, где формируются их гражданские качества, активная жизненная позиция.

Этапы создания и оформления тропинки:
Последовательность действий по созданию тропинки может быть следующей:
• детальное обследование территории и выделение наиболее интересных объектов;

• составление картосхемы тропинки с нанесением маршрута и всех её объектов (в виде кружочков с цифрами или рисунков-символов; могут быть составлены картосхемы разного назначения, в помощь воспитателям и для детей разного возраста).
Картосхемы для детей должны содержать небольшое количество информации в виде понятных для ребенка рисунков объектов, стрелок, указывающих маршрут. Для малышей можно сделать крупные рисунки наиболее привлекательных для них объектов.
• выбор вместе с детьми «хозяина» тропинки – сказочного персонажа, который будет давать ребятам задания и приглашать в гости;
• фотографирование объектов и описание всех точек по схеме, оформленное в виде альбома (паспорта);
• изготовление табличек с рисунками, подписями для видовых точек;
• составление рекомендаций по использованию объектов тропинки для работы с детьми.

Оформление тропы и оборудование для организации наблюдений.
Для повышения интереса детей к занятиям на тропе педагог вместе с ними выбирает «хозяина (хозяйку) тропинки» – сказочного героя (Лесовичка, Флору, Лис Лисыча…) Этот персонаж поможет вам проводить занятия на тропе, его можно изобразить на всех табличках, в том числе на начальной и конечной точке маршрута. Периодически персонаж может «оживать». Посылать детям письма-задания, участвовать в театрализованных праздниках.
У начала тропы можно закрепить её план, выполненный на листе фанеры, пластика, бумаги. К выбору объектов и оформлению тропы привлеките детей, тем самым вы даете возможность ребятам почувствовать свою причастность к организации тропы, они будут по особенному относится к ней, считать своей. Проявлять больший интерес к занятиям.
Возле каждого объектом тропы выставляется табличка с названием. Информация должна быть краткой и выразительной, используйте символы, рисунки, можно разместить различные природоохранные знаки…
Выходя с детьми на тропинку, вы можете брать таблички тех объектов, которые намереваетесь посетить сегодня с детьми.

Организация работы с детьми
Экологическая тропа позволяет более продуктивно использовать обычные прогулки с детьми для экологических занятий и одновременно для оздоровления детей н свежем воздухе.
Нужно ли сразу посещать все точки тропинки?
Конечно, нет. Все зависит от возраста ваших детей и ваших целей. В разное время вы можете посещать разные точки, даже одну точку за прогулку. Одни и те же объекты можно посещать много раз, особенно в разные сезоны года. Если вы проводите ознакомительную прогулку, можно посетить разные точки, если же перед вами стоит конкретная цель, то ограничьтесь только одним объектом.
На тропе можно проводить наблюдения, игры, театрализованные представления, занятия, экскурсии. Очень важно помнить об интегрированном подходе.
Объекты экологической тропинки дают большие возможности для сенсорного развития ребенка, для проведения систематических наблюдений, экологических праздников, игр, инсценировок с хозяином тропы, эмоционального развития детей, в частности, формирования чувства близости к природе и сопереживания живым существам.
Можно сказать, что экологическая тропа позволяет дошкольнику наглядно познакомиться с разнообразными процессами, происходящими в природе, помогает детям изучить живые объекты в их естественном природном окружении, получить навыки простейших экологических исследований, определить на элементарном уровне местные экологические проблемы и по-своему решить их.

Стихи об экологии для дошкольников


Чтоб цветы в лесу цвели,
Всю весну и лето
Мы не будем собирать
Их больших букетов.

Если птенчик из гнезда
Выпорхнул до срока,
Мы поможем, не беда,
Не трещи, сорока.

Хоть и вредный мухомор,
Мы его не тронем.
Вдруг понадобиться он
Жителю лесному.

Хрупкий домик муравья
Надо тоже охранять.
Обязательно он должен
За заборчиком стоять.

Зайчика и ежика -
Жителей лесных
Лучше вы не трогайте!
Охраняйте их!

Давайте, дошколята, природу охранять!
О ней ни на минуту не надо забывать.
Ведь цветы, леса, поля и речки,
Это все для нас навечно!

О загрязнении

Есть в природе равновесие,
Нарушать его нельзя.
В жизни это очень важно
Для тебя и для меня.
Что бы было равновесие
Надо с вами, нам, друзья
Не выбрасывать отходы
И не загрязнять моря.
Меньше ездить на машинах
И пускать из фабрик дым,
Чтоб не летали в атмосфере
И не делали там дыр.
Меньше фантиков, бумажек
Ты на улицу бросай!
Тренируй в себе, ты, ловкость:
Точно в урну попадай.
А когда захочешь кинуть
Ты бумажку не в корзину,
Ты подумай о природе-
Нам ещё здесь жить как вроде!

Береги природу

Чтоб радость завтрашнего дня
Сумел ты ощутить.
Должна быть чистою Земля
И небо чистым быть.
А Землю эту, не щадя.
Терзал за веком век,
И брал все только для себя
«Разумный» человек.
Сейчас же кинулись спасать
«Природную среду»,
Но почему ж так поздно мы
Почуяли беду?
Сквозьфабрик и заводов дым
Нам трудно разглядеть
Все те страданья, что Земле
Приходится терпеть.
Надолго ль хватит нам воды,
Коль растворен в ней яд?
Надолго ль хватит тех лесов.
Где топоры стучат?
Спасти поля, леса, луга
И чистую гладь рек – всю Землю
Можешь только ты,
Разумный человек !

Глобус

Я обнял глобус – шар земной.
Один над сушей и водой.
В руках моих материки
Мне тихо шепчут: «Береги».
В зеленой краске лес и дол.
Мне говорят: «Будь с нами добр».
Не растопчи ты нас, не жги,
Зимой и летом береги».
Журчит глубокая река,
Свои лаская берега,
И слышу голос я реки:
«Ты береги нас, береги».
И птиц, и рыб я слышу всех:
«Тебя мы просим, человек.
Ты обещай нам и не лги.
Как старший брат нас береги».
Я обнял глобус – шар земной,
И что-то сделалось со мной.
И вдруг шепнул я:
«Не солгу. Тебя, родной мой, сберегу»

Давайте сохраним
Нам жить в одной семье,
Нам петь в одном кругу,
Идти в одном строю,
Лететь в одном полете.
Давайте сохраним
Ромашку на лугу.
Кувшинку на реке
И клюкву на болоте.
О, как природа-мать
Терпима и добра!

Но чтоб ее лихая
Участь не постигла.
Давайте сохраним
На стрежнях – осетра.
Касатку в небесах,
В таежных дебрях – тигра.
Коль суждено дышать
Нам воздухом одним.
Давайте-ка мы все
Навек объединимся.
Давайте наши души
Вместе сохраним,
Тогда мы на Земле
И сами сохранимся!

Не губи живое
Федя бабочку поймал
И божию коровку,
Отпускать он их не стал
И посадил в коробку.
Пришёл домой, про них забыл.
У Феди игр тыщи.
Попробовал бы сам - пожил
Год без воды и пищи.
Откуда взрослые на свете?
Они растут из малышей.
Скорее исправляйтесь, дети -
Остаться злым всего страшней.
Слышишь выстрелы в лесу?
Целый день стреляет.
Из ружья убил лису,
А зачем - не знает.
И палит во всех подряд
Федя, тот же самый.
А у маленьких лисят
Нету больше мамы.
Есть, увы, среди детей
И плохие тоже,
Им совсем не жаль зверей.
Будем с ними строже!
Сделай домик для скворца,
Подлечи котёнка.
А зимой в большой мороз
Накорми бельчонка.
Пусть друзьями станут нам:
Птицы, звери, дети,
И тогда увидишь сам -
Хорошо на свете!

Источник: http://журнал "дошкольное воспитание"
Категория: Экологическое воспитание | Добавил: айгуль4799 (19.02.2015) | Автор: айгуль E
Просмотров: 762 | Комментарии: 3 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 3
3 Tata2623   (23.02.2015 22:35)
СПАСИБО ЗА ИНТЕРЕСНУЮ СТАТЬЮ, ВСЕ ОЧЕНЬ ПОНЯТНО И ДОСТУПНО!!!!!

2 Natalya   (22.02.2015 20:57)
Очень полезный материал. так как прививать детям любовь и бережное отношение к природе нужно с самого  раннего детства.

1 Татьяна2377   (20.02.2015 16:05)
На сегодняшний день, Ваша тема очень актуальна. Именно с дошкольного возраста надо формировать у детей экологические знания. Природа и человек неразрывны. статья очень поучительная.

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz


  • Copyright "Школа" Интернет-портал "Детство-kz"© 2016
    Сайт управляется системой uCoz