Главная | Регистрация | Вход | RSSСуббота, 03.12.2016, 16:38

Учителя Алматы

Меню сайта
Категории раздела
Биология [28]
ИЗО [12]
Профессиональное обучение [6]
Внеклассное чтение [16]
География [22]
Духовные ценности [10]
Если хочешь быть здоров [47]
Информатика [58]
История [48]
Иностранный язык [99]
Книжная полка [49]
Компьютер-бум [10]
Казахский язык и литература [181]
Математика [85]
Мир науки [11]
Моя Родина - Казахстан [42]
Музыка [97]
Начальная школа [399]
Общество семи муз [12]
Психологический клуб [11]
Русский язык и литература [129]
Родительское собрание [11]
Творческая личность [20]
Технология [21]
Физика [20]
Химия [31]
Экологическое воспитание [13]
Самопознание [35]
Наш опрос
Считаете ли вы результаты ЕНТ справедливыми?
Всего ответов: 1520
Статистика

Онлайн всего: 5
Гостей: 5
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Мастерская учителя » Экологическое воспитание

Экологическое пространство в старших группах. (выступление на семинаре)
Экологическое пространство в старших группах.
(выступление на семинаре)

В современном мире проблемы экологической среды (экологические проблемы) приобрели первостепенное значение. Поэтому особо остро встала задача более широкого экологического воспитания и образования всего населения. Первоначальное значение при этом должно придаваться экологическому воспитанию и образованию детей дошкольного возраста.
Ознакомление дошкольников с природой – это средство образования в их сознании реалистических знаний об окружающей природе (живой и неживой), основанных на чувственном опыте и воспитании правильного отношения к ней.
Условия реализации программы экологического воспитания предусматривает создание экологической среды в дошкольном учреждении или экологического ландшафта - пространства, необходимого для всестороннего комплексного развития ребенка, которая включает в себя следующие компоненты:
1. Групповой уголок природы,
2. «Огород» на окне;
3. Уголок экспериментирования, здесь находится материал, с которым ребёнок может самостоятельно заниматься.
4. Теоретический материал.
5. Дидактические игры на экологическую тематику.
6. Выставочный уголок, где выставляются все рисунки и поделки детей, выполненные в процессе самостоятельной, совместной и непрерывной непосредственно-образовательной деятельности.

1. Уголок природы в старшей группе.
Содержание уголка природы :
- комнатные растения
- календарь погоды и природы
- демонстрационный материал, способствующий уточнению и закреплению знаний о природе (гербарии, картинки, иллюстрации, альбомы).
- обитатели уголка природы
Постоянные и обязательные обитатели уголка природы всех групп -- комнатные растения. Из них надо выбирать быстрорастущие, с красивыми, различной формы листьями, цветущие растения или душистые, легко черенкующиеся и неприхотливые в уходе.
Помимо растений, за которыми могут ухаживать дети, в комнате рекомендуется помещать и такие декоративные растения, уход за которыми требует больше умения, доступен только взрослым.
В уголке живой природы старших групп хорошо приживаются обитатели тропических лес и болот:
бегония,
бальзамин,
фикус,
традесканция;
выносливые растения пустынь:
амариллис,
кливия,
кринум,
алоэ,
филлокактус,
хлорофитум;
некоторые субтропические:
герань,
аспидкетра.
Эти комнатные растения украшают помещения и в то же время очень удобны для осуществления образовательных и воспитательных задач. На примере комнатных растений дети знакомятся с растениями вообще, получают трудовые навыки по уходу, черенкованию и пересадке их.
Перечисленные выше растения используют и для дидактических игр на описание объектов.
В старших группах дети знакомятся с разнообразными формами стеблей, листьев, цветков, наблюдают за изменением в росте растений. В уголках природы старших групп нужно иметь такие растения, у которых при сравнении дети могут выделять не только различные, но и сходные признаки (герань зональная, герань душистая), а также растения, требующие более сложного ухода (луковичные, бегония реке, узамбарская фиалка) и легко черенкующиеся (фуксия, традесканция, колеус и др.).
При подборе животных для уголка природы старших детей необходимо учитывать основную программную задачу — обеспечить формирование первоначальных знаний об особенностях приспособления животных к условиям среды обитания.

В аквариумах хорошо содержать теплолюбивых живородящих и икромечущих рыб:
гуппи,
меченосцев,
скалярий,
барбусов,
неонов,
сомиков.

Из птиц следует отдать предпочтение тем, которые выводят в неволе потомство, —
канарейка,
волнистые попугайчики.
В качестве временных обитателей живого уголка можно поместить:
клеста,
чечетку.

В уголок природы старшей группы хорошо поместить черепаху (любой вид). Обычно это животное впадает зимой в непродолжительную спячку.
Держать в уголке природы одновременно большое количество объектов не рекомендуется, некоторых животных приносят только для рассмотрения их.
Необходимо сохранять в уголке живой природы постоянных обитателей, чтобы дети могли наблюдать происходящие с ними изменения и проявлять заботу о них.
Один из элементов развивающей предметной среды старшей группы – уголок природы, неотъемлемая часть которого — календарь погоды, в котором дети фиксируют систематические наблюдения за одними и теми же явлениями природы, прослеживают различные изменения растений, животных, явлений неживой природы, а так же условия, при которых эти изменения произошли. Отображение событий значками, схематически или детскими рисунками имеет значение, прежде всего для эффективности самого наблюдения – ребенок возвращается к тем представлениям и впечатлениям, которые он получил. Ведение календаря развивает наблюдательность детей, совершенствует их способность к анализу, выделению главного и второстепенного.
В уголке природы приветствуются всевозможные коллекции:
Коллекции семян.
Коллекция насекомых;
Гербарий.
Коллекция шерсти;
Коллекция тканей;
Коллекция мхов;
Коллекция ракушек;
Коллекция камней.

2. «Огород» на окне.
Особое место в ознакомлении детей с природой относится в старшей группе огороду на окне. Здесь мы знакомим детей с огородными культурами, с историей их происхождения, с этапами их роста и созревания. Дети в группе являются основными хозяевами огорода в течение всего года; они сажают овощные культуры на зелень и выращивают рассаду, ухаживают за ними, собирают урожай, а затем заносят свои впечатления в журналы наблюдений за ростом растений. Рассказывая детям об овощных и злаковых культурах, мы подчеркиваем, насколько сложен труд земледельца, чтобы они уважительно и бережно относились ко всему, что создано этим трудом. Одновременно отмечаем и радость этого труда на земле, но понять это ребенок может только тогда, когда сам вырастит на подоконнике зелень (петрушку, зеленый лук, укроп, любисток и т.д.) и угостит всех витаминным супом.
Выращивая растения, ребенок входит в мир живой природы, который ломать он уже не будет, а будет только беречь. Так мы воспитываем навыки экологической культуры.
3. Уголок экспериментирования, здесь находится материал, с которым ребёнок может самостоятельно заниматься.
Основное содержание экологических исследований, проводимых детьми, предполагает формирование у них следующих представлений:
- О природных явлениях (явления погоды, круговорот воды в природе, движение солнца, снегопад) и времени (сутки, день - ночь, месяц, сезон, год).

- Об агрегатных состояниях воды (вода - основа жизни; как образуется град, снег, лёд, иней, туман, роса, радуга; рассматривание снежинок в лупу и т.п.).
- О мире растений (особенности поверхности овощей и фруктов, их форма, цвет, вкус, запах; рассматривание и сравнение веток растений - цвет, форма, расположение почек; сравнение цветов и других растений).
В уголке экспериментирования хранятся оборудование и материалы, необходимые для проведения опытов, материалы, с помощью которых дети опытным путём познают тайны живой и неживой природы:
- Специальная посуда (разнообразные ёмкости, подносы, мерные ложки, стаканчики, трубочки, воронки, тарелки) ;
- Природный материал (камешки, песок, семена и т. п.) ;
- Утилизированный материал (проволока, фантики, нитки) ;
- Прочие материалы: это приборы – помощники (микроскоп, диапроектор, лупы, компас, и др., пилки, зеркала;
- Медицинский материал (шприцы без иголок, термометры, груши, пипетки) ;
- Мир материалов (виды бумаги, виды ткани, пластмасс, деревянные предметы, железные предметы) ;
- Технический материал (гвозди, шурупы, болты и т. д.) .
Есть в уголке экспериментирования материалы, которые распределены по блокам:
«Волшебница-вода» (пищевые и непищевые красители, соль, сахар, т. е. материалы для изучения свойств воды) ;
«Невидимка – воздух» (трубочки, мыльные пузыри, воздушные шары, вертушки и т. д., т. е. материалы для изучения свойств воздуха) ;
«Свет и цвет. Звук» (спичечные телефоны, зеркала и многое другое для изучения свойств света, цвета и звука) ;
«Магнетизм» (разные магниты, конструкции бабочек, самолётов, скрепки, бумажные машинки на магните, т. е. материалы для изучения свойств магнита.
Значительную часть такого оборудования можно сделать из использованных упаковочных материалов, которые дети принесут из дома.


4.Теоретический материал.
Экологическое воспитание – это относительно новое направление дошкольной педагогики, поэтому нам постоянно следует заниматься самообразованием, обращаться к различной литературе, чтобы освоить основные экологические понятия, получить самое элементарное, популярное, но правильное с научной точки зрения представление по основам экологии и передать его детям. В своей работе мы используем типовую литературу:
С.А.Веретенниковой «Ознакомление дошкольников с природой»,
П.Г.Саморуковой «Как знакомить дошкольников с природой»,
программы:
С.Н.Николаевой «Юный эколог»,
Н.А.Рыжовой «Наш дом – природа»,
С.А.Козловой «Я – человек»,
методические пособия:
Н.В.Коломиной «Воспитание основ экологической культуры».
А так же следим за публикациями по экологии в журналах
«Ребенок в детском саду»,
«Дошкольное воспитание»
и «Обруч».
Кроме перечисленной литературы мы, конечно, используем периодические издания экологического содержания.
С помощью родителей в нашей группе собрано достаточно обширное собрание детской художественной и познавательной литературы о природе.
Это различные произведения отечественных классиков: Л.Толстого, М.Горького, К.Ушинского, Г.Тукая, С.Аксакова, Е.Чарушина, С.Маршака, Г.Снигирева, Н.Сладкова, И.Акимушкина.
Интересны для экологического воспитания произведения современных писателей: В.Бочарникова, В.Ионовой, В.Антошкина, Г.Баширова, В.Степанова и др.

5.Дидактические игры на экологическую тематику.
Дидактические игры, используемые для формирования у детей экологических знаний в старших группах могут быть различными по содержанию. Например, закрепить название растений можно в игре «Наши растения». У детей большие карты, у воспитателя - маленькие. Показывая маленькую карточку, ведущий называет растение и спрашивает: «У кого есть такое растение?» Ребенок смотрит в своей карте и, если есть такое растение, называет его. Правильно назвавший получает карточку. Выигрывает тот, кто первый закроет клетки на своей карте. Игра может быть проведена с целью закрепления названий цветов и уточнения, где они растут, какую пользу приносят человеку.
Игра «Что было бы, если из леса исчезли…»
Воспитатель предлагает убрать из леса насекомых:
- Что бы произошло с остальными жителями? А если бы исчезли птицы? А если бы пропали ягоды? А если бы не было грибов? А если бы ушли из леса зайцы?
Оказывается, не случайно лес собрал своих обитателей вместе. Все лесные растения и животные связаны друг с другом. Они друг без друга не смогут обходиться.
Игра «Узнай и назови»
Педагог берёт из корзинки растения и показывает их детям.
Уточняет правила игры: вот лежат лекарственные растения. Я буду показывать вам какое-нибудь растение, а вы должны рассказать о нём всё, что знаете. Назовите место, где растёт (болото, луг, овраг) И наша гостья, Красная Шапочка, поиграет и послушает о лекарственных травах вместе с нами. Например, ромашку аптечную (цветы) собирают летом, подорожник (собирают только листики без ножек) весной и в начале лета, крапиву - весной, когда она только-только вырастает (2-3 рассказа детей)
Игра «Четвёртый лишний»
Вы уже знаете, что у нас не только насекомые и птицы летают, но есть и летающие животные. Чтобы убедиться, не путаете ли вы насекомых с другими животными, мы поиграем в игру «Четвёртый лишний»
1. заяц, ёж, лиса, шмель;
2. трясогузка, паук, скворец, сорока;
3. бабочка, стрекоза, енот, пчела;
4. кузнечик, божья коровка, воробей, майский жук;
5. пчела, стрекоза, енот, пчела;
6. кузнечик, божья коровка, воробей, комар;
7. таракан, муха, пчела, майский жук;
8. стрекоза, кузнечик, пчела, божья коровка;
9. лягушка, комар, жук, бабочка;
10. стрекоза, мотылёк, шмель, воробей.
Игра в слова
Педагог: Я прочитаю вам слова, а вы подумайте, какие из них подходят муравью (шмелю, пчеле, таракану).
Словарь: муравейник, зелёный, порхает, мёд, увёртливая, трудолюбивая, красная спинка, пасека, надоедливая, улей, мохнатый, звенит, река. Стрекочет, паутина, квартира, тли, вредитель, «летающий цветок», соты, жужжит, хвоинки, «чемпион по прыжкам», пестрокрылая, большие глаза, рыжеусый, полосатый, рой, нектар, пыльца, гусеница, защитная окраска, отпугивающая окраска.
Вариант игры: какие слова подходят к овощу (фрукту и т.д.)
Игра «Летает, плавает, бегает»
Воспитатель показывает или называет детям объект живой природы. Дети должны изобразить способ передвижения этого объекта. Например: при слове «зайчик» дети начинают бежать (или прыгать) на месте; при слове «карась» - имитируют плывущую рыбу; при слове «воробей» - изображают полёт птицы.
Игра «Береги природу»
На столе или наборном полотне картинки, изображающие растения, птиц, зверей, человека, солнца, воды и т.д. Воспитатель убирает одну из картинок, и дети должны рассказать, что произойдёт с оставшимися живыми объектами, если на Земле не будет спрятанного объекта. Например: убирает птицу - что будет с остальными животными, с человеком, с растениями и т.д.
Делим детей на несколько групп и раздаем каждой группе карточки с названиями разных животных или птиц. Предлагаем детям написать меню завтрака, обеда и ужина для своего животного или птицы из даров леса, поля, луга и т.д.
Например меню для белки:
Завтрак - стакан березового сока и каша из молотых желудей;
Обед - грибной суп с листьями крапивы, котлеты из лесных орехов и компот из черники;
Ужин - творог из орехово-грибной пасты и чай из зверобоя и мяты.
Все меню детей склеиваются в книгу: “Лесные рецепты”.
Игра «Гимн природе»
Дети встают в круг. Все они маленькие снежинки. Просим каждую снежинку сказать о своей матушке Зиме несколько добрых слов. Дети не должны повторять ответы других детей. Педагог записывает все слова, и из них получается гимн Зиме.
Дети могут быть травинками, осенними листочками, капельками дождя.
Игра «Природа и Я»
Предлагаем детям закончить предложения:
• Когда я прикасаюсь к чистой, прозрачной воде, я чувствую….
• Солнце сегодня весь день слепит глаза и напоминает мне….
• Капли дождя на стекле, словно….
• Облака сегодня такие пушистые и нежные, будто….
• Я иду босиком по земле, и мне кажется, что мои ноги….
• Я дотрагиваюсь до капелек росы на деревьях и чувствую, как….
• Этот цветок так благоухает, что….
• Это дерево такое огромное, что когда я смотрю на его вершину, мне кажется, будто….
После этого делим детей на 2 группы. Дети из первой группы по очереди называют только ту часть предложения, которую они составили сами. Дети из второй группы догадываются, из какого предложения была сказана фраза. Затем группы меняются. Предлагаем детям нарисовать самые яркие из своих образов, а затем описать их по рисункам друг друга.
Чтобы формировать у детей «экологически гуманное чувство» - чувство сопричастности ко всему живому, осознание планеты Земля «общим домом»; привить детям этическую и моральную ответственность перед каждым живым существом, будь то растение или животное можно использовать также прием используем экотренинга. Данный вид работы с детьми дает заметный оздоровительный эффект, снимает психологическую напряженность и настраивает на доброжелательное отношение ко всему живому. Положительный эмоциональный фон занятий помогает снимать у детей стрессы и агрессивность.
Понять муравья, бабочку, травинку ребенок сможет тогда, когда себя представит в их роли, посмотрит на мир их глазами. Для этого можно предложить детям вообразить себя попугайчиком, хомячком и т.д. Человек для них - великан. «Представьте, что человек берет попугайчика Сашу, хомячка Иру в ладонь и начинает дергать их за хвост, за лапки, кричать. Что вы чувствуете?»
Дети обычно отвечают так: «Я могу оглохнуть», «Я могу умереть».
Так ребенок учится ставить себя на место слабого, на место того, кто нуждается в уходе и защите, и понимать, что жестокость по отношению к живому - это зло. После этого они начинают бережно относиться к обитателям живого уголка.
Поскольку игра – наиболее естественный и радостный вид деятельности, формирующий характер детей, в старшей группе должны быть игры, в которых по возможности присутствовала бы активная экологически правильная игровая деятельность. Игры и игровые элементы должны позволять развить у ребят самые разнообразные положительные качества и облегчать восприятие излагаемых проблем и знаний. Например, это такие настольно-печатные, дидактические, развивающие игры: «Кто где живет?», «Звук, свет, вода», «Земля и ее обитатели», «Зеленый друг», «Живая и неживая природа», «Что лишнее?», «Стань другом природы» и т.д. Должны быть игры по валеологии и создана картотека игр.


6. Выставочный уголок, где выставляются все рисунки и поделки детей, выполненные в процессе самостоятельной, совместной и непрерывной непосредственно-образовательной деятельности.
Поскольку занятия по программе предполагают, что дети рисуют, лепят, делают аппликации, в группах накапливается большое количество работ. Независимо от качества выполнения работы, в группе выставляются все рисунки, оформляются коллажи, поделки детей, а лучшие выделяются для выставки всего детского сада. Такой подход психологически комфортен и крайне важен для усиления мотивации ребенка, появления у него желания улучшить свою работу. Кроме того, в уголке периодически вывешиваются фотографии детей и родителей во время общения с природой, детей с обитателями живого уголка.
В каждое время года оформляется выставка фотографий детей и родителей во время общения с природой. В уголке вывешиваются фотографии детей с обитателями живого уголка и участия детей в экологических праздниках, развлечениях.
Помочь ребенку открыть для себя мир природы, научить любить, понимать и беречь его - вот основные направления, которые мы определили в экологическом воспитании детей. Действенная любовь, настоящая забота о природе возникает лишь тогда, когда дети ежедневно общаются с природой, когда это общение направлено взрослым.
Категория: Экологическое воспитание | Добавил: Tata2623 (23.02.2015) | Автор: Татьяна E
Просмотров: 941 | Комментарии: 3 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 3
3 karlovivari   (02.03.2015 21:49)
Нужный материал

2 sveta   (27.02.2015 21:36)
Всё конечно же начинается с детского сада. И это главная задача педагога привить любовь ребёнка к окружающему миру.

1 Ираида7876   (25.02.2015 21:01)
Очень полезный материал, интересное проведение дидактических игр.

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz


  • Copyright "Школа" Интернет-портал "Детство-kz"© 2016
    Сайт управляется системой uCoz