Главная | Регистрация | Вход | RSSСуббота, 03.12.2016, 07:27

Учителя Алматы

Меню сайта
Категории раздела
Биология [28]
ИЗО [12]
Профессиональное обучение [6]
Внеклассное чтение [16]
География [22]
Духовные ценности [10]
Если хочешь быть здоров [47]
Информатика [58]
История [48]
Иностранный язык [99]
Книжная полка [49]
Компьютер-бум [10]
Казахский язык и литература [181]
Математика [85]
Мир науки [11]
Моя Родина - Казахстан [42]
Музыка [97]
Начальная школа [399]
Общество семи муз [12]
Психологический клуб [11]
Русский язык и литература [129]
Родительское собрание [11]
Творческая личность [20]
Технология [21]
Физика [20]
Химия [31]
Экологическое воспитание [13]
Самопознание [35]
Наш опрос
Считаете ли вы результаты ЕНТ справедливыми?
Всего ответов: 1519
Статистика

Онлайн всего: 5
Гостей: 5
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Мастерская учителя » Экологическое воспитание

Учебно-методический семинар по экологии
Семинар подготовлен и проведен творческой группой учителей биологии г. Семей "Креатив" в рамках IV Республиканской олимпиады школьников по экологии.
ЦЕЛЬ СЕМИНАРА:
Применение разнообразных форм и методов работы в воспитании экологической культуры и самосознания личности
ДЕВИЗ: « Научись беречь природу, небо, землю, воздух, воду».
Творческое объединение «Креатив» было создано в 1996 году. В состав группы входят учителя биологии школ города Семей: Байгапанова Г.С., Вершинина Н.И., Исакова И.А., Ишмухаметова А.М., Коновалова С.Н., Кырыкбаева Б.Т., Малых Е.В., Советова А.Б., Файль Г.И., Фоминых Т.И. Все учителя биологии выпускники Семипалатинского Педагогического института им. Н.К.Крупской, со студенческих лет объединенные учебной, общественной работой, доброжелательной обстановкой факультета Естествознания сохранили лучшие традиции и в трудовой деятельности.
Что означает название группы? В психологическом словаре находим следующее определение: (лат. creative – творческий, лат. creatio – создание) термин Дж. Гилфорда — способность порождать необычные идеи, отклоняться от традиционных схем мышления, быстро решать проблемные ситуации.
Направление деятельности «Креатива» разнообразны, это:
 совершенствования профессионального мастерства;
 поиск и систематизация прогрессивных идей, способствующих модернизации методики обучения и воспитания;
 проверка эффективности творческих идей на практике.
 изучение, апробация и внедрение новых образовательных технологий, методик, приемов педагогической техники;
 подготовка методических рекомендаций по инновационным направлениям педагогической деятельности;
 «выращивание» прогрессивного педагогического опыта и обмен им;
 пропаганда наработанных идей через различные виды мероприятий.

Программа семинара.
I. Побуждение.
1.Тренинг: «Конструктор человека»
II. Реализация. Работа в группах на станциях экологической тропы
Станция № 1: «Строим город - Экоград»
Станция № 2: «Подходы к отходам»
Станция № 3: «Экологическая реклама»
Станция № 4: «ЗОЖландия»
Станция № 5: «Сто людей - сто друзей»

III. Рефлексия.
• Творческий отчет групп учителей по работе станций, составление кластера.
• Обмен мнениями «Очистим планету от мусора»
• Пожелания участников;

IV. Заключительное слово.

V. Резолюция семинара.
• Размещение информации на сайте «Креатив»
• Общение в режиме on-line.

VI. Предложения.
• Проведение мероприятий по экологическим проблемам с участниками семинара с использованием ИКТ в режиме on-line;

I. Побуждение.
1.Тренинг : «Конструктор человека»
Цель тренинга: изучить собственный психотип для знакомства, объединения и формирования рабочих групп.
2. Тренинг «Разминка»
Цель тренинга: создать непринужденную доброжелательную атмосферу для дальнейшего знакомства и объединения в группы.
«Перевод с русского на русский» (на слух).
Кто первый правильно назовет пословицу.
Такой конкурс рекомендуется проводить между сложными заданиями или, для разминки. Две-три пословицы «переведенные» на язык-биологических терминов, потребует для обратного перевода и образного мышления, и анализа смысла отдельных слов, одновременно, развивая и чувство юмора.
Сбился с азимута среди трех голосеменных. (Заблудился в трех соснах.)
На один из органов кровообращения не распространяются законы дисциплинарного устава. ( Сердцу не прикажешь).
Сколько это млекопитающее не снабжай питательными веществами, оно все равно смотрит в растительное сообщество. (Сколько волка ни корми, он все равно в лес смотрит.)
Процесс создания материальных ценностей несопоставим с представителем семейства волчьих, поэтому не может скрыться в направлении растительного сообщества. (Работа - не волк, в лес не убежит.)
Приблизительно 20г. продукта полукоксования твердых томлив приводит в непригодное к использованию состояние весь продукт переработки нектара растений представителями перепончатокрылых, находящийся в большой деревянной емкости. (Ложка дегтя портит бочку меда.)
Конкурс «Шутливая разминка». Кто первый даст правильный ответ.
Птица - кашевар (сорока)
Хитрый гриб (лисичка) '
Солнечный макияж (загар)
Бабочка из шкафа (моль)
Рост змеи (длина)
Обувь с ресничками (инфузория-туфелька)
Мумия абрикоса (курага)
Нежный хищник (ласка)
Глупый репей (лопух)
Прибор, через который амеба разглядывает людей (микроскоп).

II. Реализация. Работа в группах на станциях экологической тропы
Станция № 1: «Строим город - Экоград».
Цель тренинга: уметь произвести мониторинг местности и правильно расположить на местности различные объекты.
Для тренинга необходимо: ватманы, клей, ножницы, цветная бумага, изображения объектов – больница, школа, детская площадка, деревья, магазин, завод, баня, мост, очистные сооружении и др.
Дорогие участники семинара, вы прибыли на станцию «Строим город Экоград».
Все мы хотим жить в чистом, красивом, экологически безопасном городе. Но иногда при строительстве города не учитываются условия местности, направление ветра, направление течения реки.
Сейчас, вы построите свой Экоград, в котором все будет правильно, красиво и безопасно для людей и для природы. Для выполнения задания вам предлагается материал и листы ватмана. На этих листах расположите все объекты, приклейте их к ватману. После окончания работы спикер группы выступит с защитой проекта своего города - Экограда.

Станция № 2: «Подходы к отходам».

«Вывалив мусор, несутся мешки,
Как угорелые, как от пожара.
Корки, окурки, стручки, кожура,
Бланки, квитанции,
клочья рекламы…»
(Е. Аксельрод)

Цель тренинга: привлечение к проблеме увеличения количества твердых бытовых отходов (ТБО) и к возникновению экологических проблем, связанных с данным фактом.
Задачи тренинга:
сформировать эколого-хозяйственный подход к твердым бытовым отходам как к ресурсу на примере вторичного использования;
Формы предоставления работ: поделки, выполненные из твердых бытовых отходов (металл, стекло, пластик, дерево, резина, и т. п.).
Для тренинга необходимо: твердые бытовые отходы, ножницы, нитки, спички, скотч, пластилин.
Во многих европейских странах уже давно в каждом доме не одно, а несколько мусорных ведер, в каждом из которых определенный мусор. Мусоровозы, которые собирают мусорные контейнеры, работают по определенному графику. Например, по четвергам они забирают стекло, по вторникам – бумагу.
Легко ли сортировать мусор? Давайте попробуем. Ведь и в нашем городе уже стартовала программа по сортировке мусора и во многих районах СПб уже можно увидеть разноцветные контейнеры, для разного вида мусора.
Задание №1.
Рассортируйте мусор и выберите тот, который подходит для вашего контейнера. Подумайте, и напишите название мусора, который подходит для вашего контейнера.

1 группа. Картон и бумага. (Коробки от бытовой техники, фантики от конфет, газеты и журналы, старые тетради, салфетки).

2 группа. Стекло. (Битое стекло, лампочки, стеклянные бутылки и банки, зеркала).

3 группа. Пластик. (Стаканчик от йогурта, шариковая ручка, пластиковые бутылки, полиэтиленовые пакеты, сломанные игрушки).

4 группа. Металл. (Гвозди, шурупы, алюминиевые банки, металлическая посуда, сломанные игрушки).

Как вы думаете, можно ли получить пользу от мусора?
Дать вещам вторую жизнь. Предлагаем Вам выполнить второе задание
Задание №2
Вам нужно дать вторую жизнь ТБО. Рассказать о методике изготовления вашего экспоната и назначение.
Информационная справка
Классификация ТБО
Из множества представленных в различной литературе способов классификации ТБО, можно выделить несколько самых распространённых заметок
• По качественному составу ТБО подразделяются на: бумагу (картон); пищевые отходы; дерево; металл черный; металл цветной; текстиль; кости; стекло; кожу и резину; камни; полимерные материалы
К опасным ТБО относятся:
• попавшие в отходы батарейки и аккумуляторы, электроприборы, лаки, краски и косметика, удобрения и ядохимикаты, бытовая химия,
• медицинские отходы, ртутьсодержащие термометры, барометры, тонометры, лампы.

Номинации конкурса:
«Модель одежды» (предмет одежды или аксессуар);
«Игрушка»;
«Композиция» (панно, коллаж, настольная композиция и др.);
«Умелые руки» (конструкции, устройства и др. для применения в быту). \

Станция № 3: «Экологическая реклама»
Цель тренинга: привлечение внимания к экологическим проблемам через одежду, товары легкой промышленности.
Для тренинга необходимо: шаблоны, символизирующие вещи, часто носимые в повседневной жизни (футболки, кроссовки, бейсболки, ранцы, шорты и т.д.)
Задание
Перед вами модели, на которых нарисованы чистые контуры некоторых вещей.
Ваша задача почувствовать себя дизайнерами и спроектировать экологические логотипы, чтобы всем кто их покупал было понятно, что решение данных экологических проблем, улучшит состояние планеты Земля!
Итогом работы в группах явился стилизованный человек, который шагает по планете Земля, предупреждая об экологических катастрофах и проблемах.
Станция № 4 : «ЗОЖландия – 2010».
Цель тренинга: выяснить влияние неблагоприятных экологических факторов на организм человека.
Для тренинга необходимо: отрывки из стихотворений, содержащие экологические проблемы, фломастеры, цветная бумага, ватманы, ножницы, клей, стикеры.
Задание.
Приглашаем вас в ЗОЖландию.
Участники каждой группы получают задание на карточке. Представитель из каждой группы, на отдельном столе у координатора, может подобрать фотографии, рисунки, цветную бумагу, т.е. все необходимое для работы своей группы. Результаты работы группы вывешиваются на отведенное место после защиты.
Предлагаем Вам, исходя из предложенных вам строк (ситуаций), придумать экологические знаки, нарисовать их или представить в виде аппликаций из предложенного материала. Сопровождение защиты может быть в виде стихотворений, прозы или сценки.

Ситуация №1
Между двух берегов речка наша лежит,
А по трубам в нее грязь с заводов бежит.
Хоть прозрачна на вид в наших реках вода,
Пить не надо ее
Никому никогда.

В жару и стужу жгучую,
Чтоб не было беды,
Не пей ни в коем случае
Из озера воды.

Как купания сезон,
Там находят вибрион…
Много всякой там отравы
Да, о времена! О нравы!
Ситуация №2
По дороге мимо школы
Машины мчат, не удержать,
Выхлопные газы всюду,
Воздухом нельзя дышать….

Превратился сад в пустыню:
Нет цветов и нет плодов.
Очень грязно, очень дымно,
И не слышно соловьев.
Ситуация №3
Зеленый бор, он был как воин:
Хвалы и почестей достоин.
Он возвышался до небес,
Лечил людей зеленый лес!
Но страшный враг его попрал.
Убил и сжег, и растоптал.
И людям каждый день не милый:
Ведь пылью легкие забило…
Ситуация №4
Если я сорву цветок,
Если ты сорвешь цветок,
Если все: и я, и ты –
Если мы сорвем цветы,
Опустеют все поляны
И не станет красоты.
Много трав растет полезных
На земле страны родной.
Могут справиться с болезнью
Мята, ландыш, зверобой…
Ситуация №5
Дорогих гостей встречаем пышным круглым караваем!
Он на блюде расписном с белоснежным рушником.
Каравай мы вам подносим и его отведать просим.
Не спешите на поклон.
Где тот каравай взращен?
Хоть красив на первый взгляд,
но не каждый будет рад,
Узнавая, что мука с пестицидами пока.

Мы хотим, чтобы птицы пели,
Чтобы леса вокруг шумели,
Чтобы были голубыми небеса.
Чтобы речка серебрилась
Чтобы бабочка резвилась
И была на ягодах роса.

Мы хотим, чтоб солнце грело,
И березка зеленела,
И под елкой жил смешной колючий еж.
Чтобы белочка скакала,
Чтобы радуга сверкала,
Чтобы летом лил веселый дождь

Станция № 5: «Сто людей - сто друзей»
Цель тренинга: объединение творческими приемами единомышленников в экологии.
Для тренинга необходимо: заготовки со словами, которые будут использоваться для составления гимна экологов.
Задание.
Составьте стихотворение, используя все или несколько из предложенных слов:
1.Мы, люди, освоили, широкий, планета, шагать, новый, век, земля, белые пятна, стереть, черные, человек.
2. Пора, человечество, богатство, понять, природа, отбирать, земля, она, нужно, мы, охранять, живая.
3. Природа, душа, сердце, я, обнаженный, идти, принять, пожалуйста, рождение, хотеть, заново.
4. Природа, матушка, твой, повеленье, исполнить, грехи, все, прости, возьми, колени, детка.
5. Рвать, цветы, земля, нарядная, букеты, пусть, дарить, васильковые, поля, незабудковые, ромашковые.
6.Мир, целый, спорить, я, готов, голова, поклясться,
глаза, цветы, все, глядеть, нас, он.

Люди, мы давно освоили планету,
Широко шагает новый век.
На Земле уж белых пятен нету,
Черные сотрешь ли, человек,
Пора бы человечеству понять,
Богатство у природы отбирая,
Что Землю нужно тоже охранять.
Она, как мы, такая же живая!
Природа, я иду в тебя
С душой и сердцем обнаженным.
Прими, пожалуйста, любя,
Хочу быть заново рожденным.
Природа, матушка моя,
Твои исполню повеленья.
За все грехи прости меня -
Возьми, как детку, на колени.

Не рвите цветы, не рвите!
Пусть будет нарядной Земля.
А вместо букетов дарите
Васильковые, незабудковые
И ромашковые поля.

6. С целым миром спорить я готов,
Я готов поклясться головою
В том, что есть глаза у всех цветов,
И они глядят на нас с тобою.

1.Аралас, көше, қаптап, қарағаш, жеміс, өскен,сая, көп, ағаш.
2.Жасыл, қыс, жаз, қараймыз, мэз болу, ине, көп, аз, жанғақтар.
3.Құлпынай, піскең кез, эсем, дүркін, қарай беру.

Карағаш
Көше бойы аралас
Қаптап өскен қарағашэ
Жемісі жоқ болса да,
Саясы көп дара ағаш
Шырша
Жасыл қыста жазда да,
Біз қараймыз мәз бола.
Инелері сондай көп,
Жанғақтары аз ғана.
Кұлпынай
Піскең кезде қүлпынай
Қандай әсем, шіркін - ай.
Қарай бергің келеді
Дүркін дүркін, дүркін - ай.

III. Рефлексия.
• Творчесикий отчет групп учителей по работе станций, составление кластера

• Обмен мнениями «Очистим планету от мусора»
РЕФЛЕКСИЯ «ОЧИСТИМ ПЛАНЕТУ ОТ МУСОРА!»

Оборудование:
1) глобус со стикерами «мусора»
2) чистые стикеры для участников семинара
3) листы с вопросами к участникам семинара (см. Приложение)

Методика проведения рефлексии.

• Глобус стоит на столе;
• Чистые стикеры выдаются участникам семинара;
• Каждый участник семинара

1) вносит свое предложение об экологических действиях под девизом
« Встал поутру, умылся, привел себя в порядок – и сразу же приведи в порядок свою планету»,
2) высказывает свое мнение о работе семинара,
3) пишет отзыв на стикере,
4) удаляет стикер-«мусор» с глобуса,
5) на его место наклеивает стикер-отзыв.

Приложение

Вопросы к участникам семинара (?)

Что оказалось новым (интересным, полезным, спорным, убедительным) на этапах семинара:
1.В теоретической части____________________________________________ ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. В практической части____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. В рефлексивной части__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

IV. Заключительное слово.
• Старший преподаватель кафедры экологии и географии СГПИ – Бурулько В.П.

V. Резолюция семинара.
• Размещение информации на сайте «Креатив»
• Общение в режиме on-line.

VI. Предложения.
• Проведение мероприятий по экологическим проблемам с участниками семинара с использованием ИКТ в режиме on-line;

Список литературы:
Агеева И.А. , «Успешный учитель», Санкт-Питербург, Речь, 2006
Истратова О.Н., Эксакусто Т В. Справочник психолога – консультанта, Феникс, 2006

Диярханов М.К. Пословицы и поговорки на уроках биологии? Бишкек, "Киргизиздат", 1994г.

Кульневич С.В. Воспитательная работа в средней школе: от коллективизма к взаимодействию: Практическое пособие для учителей и классных руководителей, студентов в педучебных заведений, слушателей ИПК, Ростов – на –Дону: творческий центр «Учителдь», 2000. – 288с.

Рыков Н.А."Эстетическое воспитание в преподавании биологии", Москва, "Мир", 1990г.

Федорова Л.И. Игра в обучении: учебное пособие для студентов педагогических специальностей. – Смоленск: Изд-во СмрлГУ, 2006, - 220 с.

Цветкова И.В. Экологический светофор для младших школьников.- М.: Педагогическое общество России, 1999

Цветкова И.В., Заярская Г.В., Клемяшова Е.М., Мурашова А.Г. Радуга над Экландией. Экологическое воспитание в условиях оздоровительного лагеря Кипарис- 10. Методическое пособие. Педагогическое общество России, 2005. – 160 с.
Шапарь В.Б. Психодиагностика групп и коллективов, Феникс, 2006

Шашина В.П. Методика игрового общения. – Ростов – на - Дону, Феникс, 2005. -160 с.

Щуркова Н.Е. Собранье пестрых дел: Методический материал для работы с детьми.- 4-е издание, переработанное, дополненное.- Смоленск: СОИУУ, 1998.-176 с.

Категория: Экологическое воспитание | Добавил: failgal (20.02.2011) | Автор: творческая группа "КРЕАТИВ"
Просмотров: 4066 | Комментарии: 1 | Теги: внеклассная работа, биология, экология | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 1
1 Гость   (29.03.2011 18:17)
Спасибо за хороший материал, идеи! Надо больше внимания обращать внимание учащихся к экологическим проблемам , пробуждать в их душах любовь к Земле. Иначе, у нас не будет будущего.....

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz


  • Copyright "Школа" Интернет-портал "Детство-kz"© 2016
    Сайт управляется системой uCoz