Главная | Регистрация | Вход | RSSВоскресенье, 04.12.2016, 06:52

Учителя Алматы

Меню сайта
Категории раздела
Биология [28]
ИЗО [12]
Профессиональное обучение [6]
Внеклассное чтение [16]
География [22]
Духовные ценности [10]
Если хочешь быть здоров [47]
Информатика [58]
История [48]
Иностранный язык [99]
Книжная полка [49]
Компьютер-бум [10]
Казахский язык и литература [181]
Математика [85]
Мир науки [11]
Моя Родина - Казахстан [42]
Музыка [97]
Начальная школа [399]
Общество семи муз [12]
Психологический клуб [11]
Русский язык и литература [129]
Родительское собрание [11]
Творческая личность [20]
Технология [21]
Физика [20]
Химия [31]
Экологическое воспитание [13]
Самопознание [35]
Наш опрос
Считаете ли вы результаты ЕНТ справедливыми?
Всего ответов: 1521
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Мастерская учителя » Экологическое воспитание

Эко-Школа "Молодой эколог"
Министерство образования и науки Республики Казахстан
КГУ «Общеобразовательная школа № 134 г. Караганды»

Программа

факультативных занятий
по экологическому направлению
малокомплектной ЭкоШколы:
«Молодой эколог».

(7-9 классов с русским языком обучения)



Составила:
Цафт Т.В., зам.директора по ВР,
руководитель научного общества "Хранители ноосферы",
учитель биологии и химии.

Караганда
2012-2013 у.г.



Аннотация:


В целях пропагандирования исследовательской деятельности научных обществ учащихся необходимо обратить внимание на проводимую научную работу учащихся школы № 134 г. Караганды в сфере экологического воспитания руководителя НОУ «Хранители ноосферы», заместителя директора по воспитательной работе.
Проектная работа даёт подробную информацию о состоянии диатомовой флоры в реках города Караганды и Карагандинской области,экологическая ситуации по периметру водоёмов, с подробной информацией о состоянии верхних слоёв почвы, а также флоры и фауны прибрежных зон, нацеливает на изучение и продолжение работы по альгологии.
Научная деятельность, проводимая автором с 2008 г., в целях улучшения экологической ситуации, в обобщении, подробно направляют на решение экологических задач региона.
В совместной методической программе, с учётом современных проблем теоретической и экспериментальной химии, актуальных вопросов биологии и медицины, с применением на практике нано - технологических процессов проектные работы КГУ ОШ № 134 г. Караганды рекомендованы для участия
в IV Международной научно-практической конференции, посвящённой 80-летию профессора М.И.Бакеева, 4-5 октября 2010г., в секции № 3: «Актуальные вопросы химической технологии и экологической безопасности» в КарГУ им.Е.А.Букетова на химическом факультете. С приглашением на участие в конференции педагогов КГУ ОШ № 134 научного общества «Хранители ноосферы» на II-ую Международную Казахстанско - Российскую научно-практическую конференцию, посвящённую 40-летию КарГУ им. Академика Е.А.Букетова, организованную химическим факультетом, 28 февраля – 03 марта 2012г..
Участие в Городской научно-практической конференции в музее колледжа Академика Е.А. Букетова 16 марта 2012г., посвящённой Дню Памяти Академика Евнея Арстановича Букетова, организованной председателем Октябрьского филиала НДП «НУР - ОТАН» Яхиной С.С.
Методическое пособие предназначено для учащихся и учителей, занимающихся научно-проектной деятельностью вариативных и инвариативных занятиях НОУ.



Программа
факультативных занятий
по экологическому направлению
Малокомплектной ЭкоШколы.



1.
Экология-азбука для подростков. Ознакомление с предметом - «Экология».

В основе изучения: ознакомление с научными исследованиями учёных в области экологического направления. Биоразнообразие окружающей среды, в том числе и проблемы по экологии Казахстана. 1час
2. Человек и природа. Потребности и защита природы, причина появления почвенных слоёв, действие земельных рельефов к почвенным слоям. 1
час
3. Правильное пользование землёй и качественный уход. Преобразование почвенной эрозии при взаимодействии воды и ветра. Вред и неприятные явления. Пути исследования. 3 часа
4. Практический урок. Выяснить процент эрозии почвы в степной зоне. Выводы. 1 час
5. Защита леса и посаженных молодых деревьев. Роль в жизни человека лесной зоны, деревьев. Фотосинтез, обогащение воздуха кислородом. (Распространение растений-галофитов в парковых зонах.) 3
часа
6. Экспериментальный урок. Противодействие пожаров в лесной зоне, защита растений и животных, рассаживание молодых деревьев. 1 час
7. Экскурсия на природу. Виды растений степной зоны. 1час
8. Практический урок. Научить выявлять возрастную особенность степных деревьев. 1 час
9. Защита рек и озёр. Роль и место воды в природе, распространение воды в природе. Употребление минеральной воды и воздействие её на организм человека. Защита родников от мусора. 2 часа
10. Экскурсия на природу. Водоёмы степной зоны.
(Ознакомление с рельефом, прибрежных зон рек и озера Старицы) 1 час
11. Исследование природных экосистем. Ввести понятие «ЭкоСистемы».
Изучение экосистем степной зоны. 2 часа
12. Экология и защита окружающей среды. Государственные природоохранные мероприятия, связанные с защитой окружающей среды. 1 час
13. Загрязнение окружающей среды. Практическое занятие: миссия по очистке верхнего слоя почвы от бытового мусора. 1 час
14. Радиоактивное излучение. Меры противодействия. ЭкоПроект.
7-9 классы.
Объяснение последствий радиации, в т.ч. и ядерной на организм человека.
(Информация об участии в 6 Республиканской олимпиаде по экологии в г. Семее) 1 часа
15. Исследование энергии человеком.
Энергия полезных ископаемых, сжигание полезных ископаемых – последствия. (Загрязнение атмосферы).
(Видеофильмы и слаиды по проектной деятельности) 1 час
16. Сохранение окружающего мира, экосистем. Экологические проекты, миссии и действия, нацеленные на сохранение окружающей среды. 1 час
17. Состояние рек Карагандинской области: Нуры, Букпы, Кокпекты. Научная деятельность по экологическим проектам с 2008 г.
(Лабораторная работа с анализом воды в прибрежных зонах рек, питьевой воды из скважины)
1 час
18. Экологический вечер. Проведение общешкольного
ЭкоПраздника: «Экологический марафон», совместно с Музеем ИЗО г.Караганды 1час
19. Организованная помощь птицам и зверям в зимнее время. Практическое занятие на природе. 2 часа
20. Путешествие в геологический музей, музей «Природы» в КарГУ. Практическое занятие: экскурсия.
(Обязательное условие: провести научно-практическую конференцию «Природа Казахстана», обсуждение состояния окружающей среды, в том числе и в городе Караганде и Карагандинской области) 2 часа
21. Оформление экологического стенда в кабинете биологии.
Экспериментально - практическое занятие.

Публикации в Интернете о проведённых экологических мероприятиях на сайтах:
«Молодые репортёры для окружающей среды», журнала педагогов Казахстана «Коллеги», «Pandia.ru», «intel», «solonychka.ru».
1 час
22. Научно-практическая конференция о проблемах Кокпекты.

(ЭкоПроекты. 9 класс) Научная деятельность уч-ся, совместно с НОУ, МетодСоветом школы.
Работа со СМИ, общественным объединением ЭкоОбраз, ЭкоМузем, ресурсным центром ДДиЮ, КарГУ им. Е.А.Букетова, химический факультет, Музеем ИЗО г.Караганды.
(Проектная деятельность научного общества «Хранители ноосферы» в Малой Академии юных исследователей РК) 1 час
23.

Неделя экологии: «День птиц».
(Научная деятельность по орнитологии) Научно-практическая деятельность, связанная с прилётом перелётных птиц на местном водоёме.
Исследование состояния естественных и искусственных прудов станции Кокпекты: зарыбление, поголовье пернатых, места вывода потомства. Решение охраны перелётных птиц с обращением в Управление природопользования о запрещении проведения сезона охоты на территории прудов. 1 час
24. Встреча с экологами города Караганды в ЭкоМузее. Продолжение проектов по экологии, организованных журналом « Я и Земля».

Экскурсия в ЭкоМузей.
Областной семинар ЭкоШкол города Караганды и Карагандинской области на базе ОШ № 134 1 час
25. Экологическая миссия на природе ст. Кокпекты по очистке берегов рек Нуры и Кокпекты. Научно-практическая экспериментальная деятельность, совместно с НОУ «Хранители ноосферы».
Областной семинар ЭкоШкол города Караганды и Карагандинской области на базе ОШ № 134. 2 часа.




Научно-исследовательская деятельность программы факультатива«Молодой эколог»
научного общества учащихся «Хранители ноосферы».

Экологические и социальные проблемы степной зоны станции Кокпекты, посёлка Солоничка. Характеристика степной зоны, рыбопитомника, рек: Нура, Кокпекты, Солонички, озера Старицы с минеральными источниками.
Охрана природы в Казахстане поставлена на государственный уровень. Приняты государственные Законы и важные документы по охране природы:
2006 г. – «Экологический кодекс», и Закон « О сохранении экологической безопасности Республики Казахстан на 2004-2015 годы». Следовательно, огромное внимание уделяется особо охраняемым территориям. Меры направлены на сохранение богатств природы нашей страны, эффективное использование и охрану.
Необходимо проводить деятельность, нацеленную на изучение экосистем местного и регионального значения для улучшения природоохранных мероприятий, вовлекая в работу заинтересованные структуры.
Хотелось бы вкратце проанализировать объекты, находящиеся на территории ст. Кокпекты. Изучая данные по краеведению, беседуя со сторожилами удалось выяснить, что история ст. Кокпекты
(бывш. пос. Солоничка) связана со строительством Железнодорожной ветки «Караганда-Осакаровка», т.е. 30-е годы прошлого столетия.
В 70-е годы был построен рыбопитомник, который относился к Министерству рыбного хозяйства РК. В данное время такое Министерство не существует! Тогда построена автодорога, соединяющая пос. Солоничку с Сортировкой, которая за это время не ремонтировалась, практически разрушена. Проблема для жителей, которые пользуются теперь только Железнодорожным транспортом( электропоездами по расписанию).
В 2-х км от ст. Кокпекты( современное название пос. Солоничка), недалеко от частного сектора и ООШ № 134 в Северной , Северо-Западной зоне Карагандинской области протекает река Нура со своими основными притоками реками Кокпекты и Солоничка в этой части Карагандинской области. В течении 30 лет река сильно изменила своё русло, оставив много истоков в виде заболоченных, изменённых берегов, а кое-где, озёр-стариц.
/ Старицы – долинно-русловые озёра, расположенные непосредственно в речных поймах, в отделившихся от реки участках её прежнего русла/. Старица, которая появилась в следствии, изменения русла реки Нуры, на Северо-Западе станции Кокпекты, примерно в 1,5 км очень уникальна! Дно старицы практически очень холодное, даже в летнюю жару (+53 гр. по С), связано с многочисленными минеральными источниками. Берег крутой, покрытый различной растительностью, где можно увидеть большое количество водоплавающих, кочующих птиц. Вдоль берегов нередко встречаются: зайцы, корсаки, суслики, волки, андатры. Диатомовые водоросли тоже очень разнообразны, но в данное время по составу не многочисленны.
Ближе к Северу( 1,5 км от станции), вдоль течения глубоководной реки Нуры протянулись частные владения оздоровительных лагерей отдыха:
«Солнечный» и «Нур-Космос» с интересной историей: в 80-е годы на открытие лагеря «Солнечный» приехала Сара Назарбаева, посадила вдоль жилого корпуса саженец. Многие годы этот лагерь в каникулярное время
встречал детей-сирот, и детей, оставшихся без попечения родителей. В 90-е годы в оздоровительном лагере проводились Фестивали детского творчества «Тан Шолпан», в которых принимали участие школьники со всех городов Казахстана.
В данное время к частным владениям территории оздоровительного лагеря «Нур-Космос» относится прекрасный, живописный, нерукотворный пруд в 300 метрах от школы, где встречаются все виды перелётных пернатых: лебеди, пеликаны, кулики, утки, чайки, аисты и мн. другие. К сожалению, этот пруд в частных владениях и не относится к нашему рыбопитомнику, которому он так необходим! Была бы решена проблема с оплатой за услуги водоканала, а деньги – немалые! данный пруд бы регулярно зарыблялся, что давало возможность вести работу по улучшению очистки водоёма с диатомовой флорой. Город был бы обеспечен недорогой рыбой. Регион-то - йододефицитный!
О проблемах рыбопитомника необходимо разобраться с научной точки зрения, включив, все собранные сведения за прошедшие годы. Проведённую исследовательскую работу необходимо учитывать мнение и сотрудников рыбопитомника, жителей посёлка, преподавателей Карагандинского Государственного Университета им. Е.А.Букетова для дальнейшего сотрудничества и продолжения деятельности по данному экологическому проекту.
Главная задача в решении этого вопроса: проблема с зарыблением всех прудов рыбопитомника, очистительные мероприятия, в том числе, где имеются редкие диатомовые водоросли, прекратить руководству рыбопитомника перекрывать в марте-апреле реки Нуру и Кокпекты, когда речная рыба идёт на нерест, для заполнения 2 пруда своего хозяйства! Страшно то, что по нашим прогнозам такая не обдуманная хозяйственная деятельность сотрудников рыбопитомника через 5-8 лет приведёт к полной экологической катастрофе на этом участке речной системы:
- изменение русла рек;
- изменение рельефа степной прибрежной зоны;
- полное уничтожение флоры и фауны прибрежной зоны;
- притоки реки Нуры: Кокпекты и Солоничка исчезнут, или, как сейчас происходит с поймой реки Солонички - заболачивание и загрязнение.
Примерно через 3-4 года речной рыбы и диатомовой флоры в степной зоне Карагандинской области ст. Кокпекты не будет. Сейчас в очень малых количествах в реках Нура, Кокпекты и Солоничка ещё встречаются: плотва, окунь, карп.
Необходимо, срочно решать экологическую проблему на государственном уровне, пока ещё не поздно и есть такая возможность!
Исследование: климата, почвы, анализ состава воды рек. Флоры и фауны степной зоны Карагандинской области (ст. Кокпекты , пос. Солоничка).
Город Караганда находится в области Казахского мелкосопочника – Сары-арки, Аксу-Ащисуйский мелкосопочник Карагандинского синклинария, которая представляет собой своеобразную, весьма неоднородную в геоморфологическом отношении, сильно приподнятую страну.
Рельеф осложнён мелкосопочным понижением, речными долинами, сухими руслами водотоков, лощинами с выходами на поверхность грунтовых вод, бессточными впадинами, озёрными котловинами, степными блюдцами.
В безымянных отрогах берёт своё начало река Большая Букпа. Она течёт в Юго-Западном направлении, ширина русла реки 10-15 метров, глубина 1-2 метра. Среднегодовой расход реки от 0,015-0,063 куб. мс. протекая по холмистой местности, долина реки делит территорию на 2 части: западную, образованную Караганда-Саранским увалом, и восточную, сформированную Караганда-Михайловским увалом. Долина реки аллювиальная, мощность отложений 4-5 метров, река подпитывается подземными источниками. Соленосные третичные глины, встречаются и ведут к увеличению минерализации вод. Особенно ярко выражена такая характеристика и для рек Нура и Кокпекты, где ещё заметны и долинно-русловые озёра с минеральными источниками по всему периметру протяжённости рек.
Климат резко континентальный и крайне засушливый. Продолжительность солнечного сияния, основного климатообразующего фактора составляет 2300-2400 часов в год, максимум его приходится на июль. Величины годовых суммарных радиаций достигают около
100 ккал/см2, а рассеянный – до 48 ккал/см2. На территорию города поступает 3 основных типа воздушных масс: арктический, полярный, тропический. В холодное время погоду преимущественно определяет западный отрог азиатского антициклона. Зимой устанавливается ясная погода. Антициклонный режим погоды сохраняется обычно до весны, что приводит к сухой ветреной погоде с высокой дневной температурой воздуха и ночными заморозками.
Средняя температура января колеблется от -15,1 С до -16, 6 С.Кол-во атмосферных осадков 230-300 мм. Максимум приходится на июль: 41-57 мм, минимум на январь: 8-18 мм. Скорость ветра составляет 5,5 м/сек. С ноября по март наблюдается увеличение среднемесячной величины скорости ветра; максимальная скорость ветра в Караганде и Карагандинской области примерно 37-40 м/с в 20 лет. Пыльные бури достигают до 37 дней. Такой сложный климат не может не сказаться на состоянии речной системы региона.
На территории области и города преобладают каштановые почвы. Среди зональных каштановых почв распространены интерзональные почвы, солонцы, луговые и комплексы. Тёмно-каштановые почвы , часто карбонатные, распространены на повышенных водораздельных равнинах, с содержанием гумуса 2,5 – 4. Они развиты на суглинках, карбонатных глинах естественных водоёмах, повержены ветровой эрозии. Луговые почвы встречаются небольшими участками в местах с близким залеганием грунтовых вод. Мощность гумусовых горизонтов до 35 см, содержание гумуса – от 5 до 8 %. Солонцы( ст. Кокпекты степная зона) с содержанием гумуса 1-2 % приурочены к различным элементам рельефа. Расчленённость рельефа, наличие большого кол-ва понижений и речных долин, способствуют широкому распространению лугово-степных почв, которые формируются в условиях повышенного кол-ва атмосферных осадков, поступающих за счёт перераспределения их на поверхности или под влиянием грунтовых вод.
Территория находится в области сухих типчаково-ковыльных степей. Растительность в окрестностях Караганды очень бедна – низкие кусты- караганы, ивняки по поймам рек, редкие осиновые и берёзовые рощи. Весь зелёный наряд города создан руками человека. Наиболее распространены дерново-злаковые степи на каштановых почвах. На лёгких супесчаных почвах, развитых в обширных речных долинах, формируются
полынно-типчаково-ковыльные степи с участием полыни, типчака, ковыли лессиговского и разнотравья – качима метельчатого, шалфея степного, песчанки длиннолистой. По берегам рек также можно увидеть заросли рогоза, камыша, осоки, водяной ёлочки, жимолости мелколистой и татарской, типчак, мятлик. Из древесных форм широкое распространение имеют тополь чёрный, карагач шершавый, ива каспийская. Площадь зелёных насаждений в городе и области превышает 5 тыс. га (1984г.).
Животный мир города и области представлен большим количеством беспозвоночных животных. Из насекомых многочисленны: кобылки, жуки-щелкуны полосатые и тёмные, блошки земляные, мотыльки луговые, видовым богатством и обилием особей обладают кровососущие двукрылые(комары, мошки, мокрецы).Видовой состав рыб не богат – окунь, плотва, толстолобик, карась( в наиболее глубоких и тихих местах).Земноводные представлены остромордой лягушкой и зелёной жабой. Птицы, как и рыбы, выделяются небольшим разнообразием. Большинство птиц приурочены к парковой зоне: воробей, сорока, чёрный ворон, кукушка, горлица, жаворонок, синицы. На прибрежных зонах заметно разнообразие перелётных птиц. Из млекопитающих можно встретить различных видов грызунов: полёвка плоскочерепная, пеструшка степная, много зайцев, особенно беляка. В речных долинах можно встретить и ондатр.
Для выяснения видового состава диатомовых водорослей были исследованы реки, протекающие в окрестностях города Караганды и Карагандинской области, являющиеся непосредственными составляющими местного биогеоценоза. Сбор и определение водорослей проходил в течении двух лет летом и осенью. для сбора исследуемой воды были использованы широкогорлые банки с хорошо пригнанными крышками.
Естественными водоёмами города и области являются реки Нура,Кокпекты, Солоничка,Букпа,Ащилыайрык. Данные реки находятся в различных частях города, общая протяжённость 25 км. Река Ащилыайрык расположена между районами Пришахтинска и Старой Тихоновки, протяжённость - 10 км. Река Солоничка расположена в районе пос. Компанейска (ст. Караганда-Сортировочная). В заболоченном виде русло реки Солонички. Рельеф местности сильно изменён. Общая протяжённость - 30-40 км.
Реки: Кокпекты и Нура расположены в степной зоне Северо-Запада Карагандинской области. Общей протяжённостью - 40 км. Реки находятся в различных экологических условиях, обусловленных с деятельностью человека, что делает реки перспективными в плане изучения влияния различной деятельности человека на различные виды водных организмов, в том числе и на видовой состав диатомовых водорослей. Реки обладают глубиной от 1,5 метров до 2-х, со слабым и очень быстротечным течением от 0,5 м/с до 5-8 м/с / на реке Нуре, в некоторых местах, где есть круговорот и более/. Реки Нура и Кокпекты, в отличии от рек Букпы, Солонички, Ащилыайрык, имеют широкое русло, что делает их очень сложными для изучения.
Исследовано 24 пробы воды. Из них 7 - река Солоничка, остальные пробы из рек Нура и Кокпекты. Сбор осуществлялся в трёх местах каждой реки: исток, середина и устье. Далее проводились лабораторные исследования на определение водорослей, использовался живой и фиксированный материал.
Категория: Экологическое воспитание | Добавил: tatyana_tsaft (09.07.2012) | Автор: Цафт Татьяна Викторовна E
Просмотров: 2202 | Комментарии: 5 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 5
5 tatyana_tsaft   (12.10.2012 09:19)
Спасибо за комментарии! Было бы замечательно, если бы наша программа помогла в в решении экологических проблем каждого региона РК школам.

4 Valu   (11.10.2012 16:59)
Хочу поблагодарить Вас за опубликованный материал, т.к. являюсь не только учителем, но и директором и данный материал очень пригодиться нам в школе! еще раз Спасибо!

3 tatyana_tsaft   (26.08.2012 12:20)
Спасибо! Посмотрела рекомендуемый материал, думаю обязательно воспользоваться!

2 филологиня   (16.08.2012 19:07)
Очень интересный материал. Для 7 класса можете взять интересные картинки из экодневника детского журнала "Ледниковый период". А ещё для младших классов (вдруг заинтересуетесь) есть материал (в Интернете) "Экошкин дневник" (найдите - не пожалеете).

1 tatyana_tsaft   (23.07.2012 18:42)
Очень хотелось бы узнать мнение коллег!

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz


  • Copyright "Школа" Интернет-портал "Детство-kz"© 2016
    Сайт управляется системой uCoz