Главная | Регистрация | Вход | RSSСуббота, 03.12.2016, 09:35

Учителя Алматы

Меню сайта
Категории раздела
Панорама [9]
Образование: модели и методы [60]
Управление [1]
Событие [18]
Воспитание и социализация [40]
Ступеньки к школе [11]
Профессиональное обучение [31]
Коррекционная педагогика [17]
Дополнительное образование [101]
Психологическая служба [47]
Родительское собрание [12]
Автограф на память [13]
Семиречье - взгляд сквозь годы [10]
Хочу поделиться [80]
Хроника [0]
Воспитание о образование в разных странах [2]
Наш опрос
Считаете ли вы результаты ЕНТ справедливыми?
Всего ответов: 1519
Статистика

Онлайн всего: 5
Гостей: 5
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Рубрики журнала » Родительское собрание

Наш практикум К новому учебному году, размышление вслух Родители и мы. Мы и родители (Старые и новые проблемы)
Наш практикум
К новому учебному году, размышление вслух
Родители и мы. Мы и родители
(Старые и новые проблемы)

Екшибаров А.И. – учитель физики
Курилов С.Г. – учитель информатики
Школа-гимназия "Самопознание", Бобек, Алматы.

Ребенок изучает основы наук… Он изучает не то, что он хочет, а то, что установлено государством. Есть определенный базовый уровень знаний по различным дисциплинам, и "Обучающиеся… обязаны овладевать знаниями, умениями, практическими навыками и компетенциями в соответствии с требованиями государственных общеобязательных стандартов образования…" [1] (Статья 47 п. 14)
Итак, мало того, что ребенок изучает, надо, чтобы он овладел основами наук. Вот это его овладение оценивается в баллах (отметках) от 2-х до 5-ти. Если "два", то он не овладел, значит, от 3-х до 5-ти.
Роль учителя тоже определена: "Педагогические работники обязаны: … обеспечить качество предоставляемых образовательных услуг в соответствии с требованиями государственных общеобязательных стандартов образования;" [1] (Статья 51 п. 3.2)
В этой статье речь пойдет об оценках. Ох уж эти оценки! Сколько слез, переживаний…
Однако давайте посмотрим на эту проблему так: школа и родители – жизнь без конфликтов. Возможно ли это!
Первая позиция. Родители заинтересованы, чтобы по данному предмету (предметам) у сына, дочери была высокая оценка (подразумевается объективная) [4,5]. С чего начать? Должен быть хороший педагог (педагоги), тот, который научит. Где же взять информацию?.. А вот и ответ. Практически негде. Мы слышали (беседы со знакомыми и другие отрывочные сведения), что здесь сильные учителя, сильные англичане, математики и т.д. – это, зачастую, вся информация, которой обладают родители: скромная и далеко не объективная. Можно подумать, что это секретная информация. Да нет, ничего секретного в ней нет. Этот учитель имеет такую категорию, такой-то педагогический стаж, такую-то награду, работает по такой-то методике, его статьи можно прочитать там-то, написал книги такие-то и т.д. А может, есть такие учителя, о которых нечего написать? Смело можно заявить: "Таких учителей нет!" Родители имеют полное право получить такую информацию. А уж учебное заведение обязано ее дать. В какой форме? Значит у гимназии, школы и др. должен быть свой сайт в Интернете, на котором и расположится такая информация. Но он не всем доступен. Следовательно, надо создать хороший буклет, желательно по параллелям классов, а его вручать и тем родителям, кто интересуется такой информацией при поступлении в учебное заведение, и всем родителям учащихся в начале учебного года. Какая-то информация будет меняться, например, физику изучают с 7-го класса, химию с 8-го и др., определенная информация будет относительно постоянной (краткая история гимназии и пр.).
Но ведь можно прийти в школу (так в дальнейшем будем именовать учебное заведение) по какому-то вопросу, но есть необходимость поговорить с учителем истории. После уроков или у учителя "окно" вы подходите к кабинету истории там написано "Кабинет истории" "Учитель первой категории, ФИО". Вот так, школа позаботилась и об учителе, и о родителях. А теперь вопрос: вы где-нибудь такое видели? Это не стало общей нормой. Почему? Может, из-за какой-то скромности? Скорее всего, ложной.
Итак, о педагогах получена информация. Следующий шаг: надо знать по какой методике работает учитель. Очень часто, это важнейший момент в понимании родителями вопроса о том, как учат вашего ребенка. Всегда найдутся желающие это знать. Конечно, эту информацию тоже надо дать на сайте, но… Можно предложить интересующимся родителям в виде краткой печатной информации. Сейчас с применением компьютеров, это сделать не сложно. И вот тогда беседовать учителю и родителю об успехах или неудачах его ребенка будет проще. А как сейчас родители получают эту информацию? В лучшем случае в виде оценок за неделю. О чем эти оценки говорят? Что-то плохо с математикой, с физикой… А что плохо? Не учит… Что не учит? Оценка в журнале дает очень поверхностные сведения об успехах ученика. Даже разговор с учителем иногда не раскрывает причин получения двоек, троек… Почему вчера четыре, а сегодня три? Я же вижу, он сидит, учит этот предмет, даже больше, чем другие, а в журнале три – размышляет родитель про себя или вслух. Значит, каждая оценка должна быть обоснована, но не какими-то специальными терминами, а вполне доступным для любого языком. И делать это необходимо. [5]
Причем и оценки, и анализ (экспресс-анализ) должны появляться без опозданий, фактически ежедневно. Где? На сайте, а еще лучше на вашем мобильном телефоне. И здесь другого пути просто нет.
Итак, начался учебный процесс, вы получаете обоснованные оценки. Но вот ведь в чем вопрос – это 3 и 4, а надо бы "твердую" четверку или даже "пятерку". Как быть здесь? Если есть сайт, то многое можно из него почерпнуть, при условии обоснования оценок. И пути решения этой проблемы вы можете наметить сами, а в беседе с педагогом, окончательно выработать тактику. Первый помощник в этом вопросе – школа. Например, вам ясно, что ученик (сын, дочь) не может решать задачи по физике. Значит, в школе должны быть организованы дополнительные занятия по решению задач. Так что если диагноз поставлен, то найти пути устранения пробелов не составит труда.
Кроме этого анализ должен быть и после выставления четвертных оценок. Анализ учебной деятельности по предмету за всю четверть и весь год. В этом анализе должны быть указаны причины, в результате которых поставлена именно такая, а не другая оценка за четверть. Однако, главная ценность этого анализа в том, что он должен указать пути, которые приведут к улучшению качества знаний по тому или иному предмету. Этот анализ также можно найти на сайте. На сайте… И уместно поместить этот анализ в виде карточки, которая вклеивается в дневник. [7]
Теперь следует сказать о конфликтных ситуациях между учителем и учеником, возникающих порой при выставлении оценок. Если учитель использует личностно ориентированную систему преподавания, то ни о каких реальных конфликтах не может быть и речи. Все же надуманные ситуации устраняются довольно просто в результате беседы педагога, родителя, ученика. Беседа, конечно, строится только на основе объективной оценки учебной деятельности ученика.
Однако, конфликтная ситуация может возникнуть не только из-за оценок. Причин может быть, конечно же, очень много. Школа – это "полигон" для конфликтов, иногда провоцируемых учениками, иногда родителями, а иногда и учителями. Ведь, все мы люди. Если возникла неприятная ситуация, связанная с ребенком, надо идти в школу и вести диалог на основании конкретных фактов, а не личных впечатлений педагогов и детей. [3] Где же взять эти факты? Большая часть конфликтов между учителем и учеником возникает в классе (кабинете). Поэтому надо обратиться к беспристрастному судье… телекамере! Сейчас установить их в кабинете и объединить в сеть не так уж и дорого, а какая это великолепная вещь, позволяющая попутно решать огромнейшее число вопросов! Но это уже отдельный разговор.
Итак, мы обсудили первую позицию, когда учитель, родители и ученик совместно успешно решают вопрос о приобретении последним качественных знаний в объеме требований стандарта.
Вторая позиция. Школа работает, как описано выше в первой позиции. Но сейчас появились обязательные и необязательные предметы. Обязательные – это те, которые входят в ЕНТ (один по выбору). К этим предметам родители относятся так же, как в первой позиции. А вот к другим, на которые тоже распространяется действие стандарта, отношение может быть иным. Зачем выкладываться и учить физику, химию, биологию (допустим), если сдавать их при поступлении в ВУЗ не нужно? Да, эти предметы не обязательные для ЕНТ, но обязательные для ученика. И вот здесь у родителей возникает "не понимание". Иностранный язык, спорт, музыка…, и еще надо учить предметы, которые не "пригодятся". Да, стандарт дает возможность при минимуме приложенных сил получить минимальную оценку – три. Но появляются проблемы. Обращение к учителю: "Если моему сыну (дочери) в дальнейшем не понадобится физика (химия…). Зачем же от него требовать то, что в дальнейшем не понадобится. А раз так, то поставьте – 4 или 5". Также думают и учащиеся этих родителей. Как вы думаете, на чьей стороне администрация? Напомним, в школе работа учителя оценивается процентом качества (в данном случае не совсем уместно сказать знаний). Значит, вы поняли молчаливую позицию администрации. Итак, с одной стороны ученик, родители, "молчаливая" администрация, – с другой – учитель. Кто перетянет? Во многих случаях большинство. Конечно, учитель портит нервы ученику (ученик нервничает, переживает и пр.). Как же! В табеле за четверть две тройки, может одна. Да… надо было поработать с этим учеником в этой четверти (администрация). А ученику и родителям эта работа не нужна. А нужен "красивый" табель, аттестат. Учитель добрый, он поставит. Да, он поставит себе "двойку" по поведению – и все! Он уже не учитель, а человек, который рассказывает о физике, химии…
Третья позиция. Школа работает… А вот родители тоже работают, правда, так, что заниматься серьезно, вплотную ребенком времени нет. Кстати, это реалии сегодняшнего дня. Росписей в дневнике нет, да и дневника, подчас, нет. Но одет по моде, есть деньги. Если учится нормально, ну там тройки, четверки и если это устраивает родителей (раз в четверть можно и классному родителю позвонить, телефон где-то на сотке есть), то это устраивает и школу. Но может быть и не так. В конце четверти "набег" на школу по схеме: классный руководитель (коробка конфет, можно цветы) – завуч (тоже коробка, можно цветы) или директор. Как же так – три (четыре, две) тройки. Прошу помочь, пусть учитель позанимается, уделит внимание… можно намекнуть на связи или "я в долгу не останусь" – и вполне, может быть, что лед и тронется.
И, наконец, четвертая позиция. Наш учащийся по ряду самых разных причин, их действительно, очень много, предоставлен, почти, самому себе, но в школу ходит, может не всегда, может иногда. Что-то знает, что-то читает, что-то может написать, сосчитать и т.д. В этом случае спасение только одно! Школа! Не надо его выгонять, куда он пойдет? А научить на тройку надо. Вот она тяжелая доля классного руководителя и учителей-предметников. Но ведь выполнимая.
А теперь, давайте подведем итоги сегодняшних дум. Что же нужно для того, чтобы, как говорят "И волки были сыты…", ну дальше вы знаете. Исходная позиция такая: профессионализм учителя отвечает требованиям закона. [1]
Сейчас необходимо:
1. Школа должна создать свой сайт в Интернете.
2. Изготовить и вручать буклет с краткой информацией о школе, с вкладками, в которых характеризуется деятельность учителя (система его работы) с его фотографией.
3. На каждом кабинете прикрепить таблички с ФИО учителя и его категорией.
4. Давать экспресс-анализ оценки деятельности ученика ежедневно не только на сайте, но и на мобильный телефон.
5. Анализ деятельности ученика за четверть с указанием перспективы улучшения качества знаний по каждому предмету кроме сайта, в дневниках учащихся.
6. Наметить пути перехода всего коллектива на личностно ориентированные системы обучения, или каждый учитель (это в его интересах) сам перестраивает свою работу.
7. Разрабатывая поурочные планы, учителям необходимо включить в них элементы межпредметной связи с курсом "Самопознание".
8. Ждать с нетерпением положительных результатов эксперимента по апробации модели освобожденного классного руководителя.
И 9. Давайте не побоимся и поставим в каждый кабинет телекамеру, ведь это не беда, это –
благо!
Итак, у нас есть еще время, чтобы что-то изменить, но надо поторопиться, впереди уже новый учебный год.

Данная статья была опубликована в журнале "Открытая школа" №7, 2007.


Литература

1. Закон Республики Казахстан «ОБ ОБРАЗОВАНИИ», Астана, Акорда, 27 июля 2007 года
N 319-III ЗРК
2. Послание Президента Республики Казахстан Н.Назарбаева народу Казахстана
"Стратегия “Казахстан-2030” на Новом этапе развития Казахстана".
3. Журнал "Педология/новый век", №10, 2002г.
4. Журнал "Открытая школа" № 4, 2006 г. "Самопознание. Взгляд изнутри".
А.И. Екшибаров. С.Г. Курилов.
5. Журнал "Открытая школа" № 7, 2006 г. "Самопознание. "Тройку"?.. – мало,
"пятерку"?.. – много, "четверку", а за что?..". А.И. Екшибаров. С.Г. Курилов.
6. Журнал "Открытая школа" № 4, 2007 г. "Самопознание. "Ученик – учебник – учитель"
(Система "Мини-блоков" – личностно-ориентированная система обучения)
А.И. Екшибаров. С.Г. Курилов.
7. Журнал "Физика и астрономия" № 1, 2004. А. Екшибаров, С. Курилов "Технология деятельности учащихся на уроках".

Категория: Родительское собрание | Добавил: Gnom (14.01.2008) | Автор: Екшибаров Александр, Сергей Курилов E
Просмотров: 1882 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 1
1 teacher-almaty   (15.01.2008 05:29)
Спасибо за материал!
Но если вы хотите опубликовать что-то в первом выпуске журнала "Учитель Алматы", то просьба прислать материал, не опубликованный до этого в других изданиях.
Всего доброго, Л.Мананникова.

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz


  • Copyright "Школа" Интернет-портал "Детство-kz"© 2016
    Сайт управляется системой uCoz