Главная | Регистрация | Вход | RSSЧетверг, 08.12.2016, 01:16

Учителя Алматы

Меню сайта
Категории раздела
Панорама [9]
Образование: модели и методы [60]
Управление [1]
Событие [18]
Воспитание и социализация [40]
Ступеньки к школе [11]
Профессиональное обучение [31]
Коррекционная педагогика [17]
Дополнительное образование [101]
Психологическая служба [47]
Родительское собрание [12]
Автограф на память [13]
Семиречье - взгляд сквозь годы [10]
Хочу поделиться [80]
Хроника [0]
Воспитание о образование в разных странах [2]
Наш опрос
Считаете ли вы результаты ЕНТ справедливыми?
Всего ответов: 1522
Статистика

Онлайн всего: 3
Гостей: 3
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Рубрики журнала » Родительское собрание

«Адаптация детей при переходе из 4 класса в 5 класс»
Добрый вечер, уважаемые родители! Мы очень рады видеть Вас сегодня, и благодарим за то, что Вы, несмотря на занятость, нашли время посетить родительское собрание.

Впереди окончание начальной школа, и наши дети перейдут в среднее звено - важный момент в жизни школьника. Здесь у них начнётся новая жизнь. Каждый возрастной период в жизни ребенка выдвигает свои проблемы. Некоторые периоды из-за их повышенной «опасности» принято называть кризисными – 5 класс именно такой.

. Представьте вы сменили работу и оказались в незнакомом коллективе какие чувства вы испытываете первое время Каждый из нас прошел какую-то часть жизненного пути. Некоторые ситуации в жизни связаны с понятием адаптация Любые переходные периоды в жизни человека всегда связаны с проблемами. Переход учеников из начальной школы - это сложный и ответственный период; от того, как пройдет процесс адаптации, зависит вся дальнейшая школьная жизнь ребенка. Наша задача - разобраться в этом.
1 слайд
Тема собрания

Эпиграфом к нашему разговору пусть станут слова 2 слайд

Люди вместе могут совершить то, чего не в си¬лах сделать в одиночку: единение умов и рук, со-средоточение сил может стать почти всемогущим.
(Л.Н.Толстой)

Переход ученика из начальной школы в среднюю школу совпадает со своеобразным концом детства - стабильным периодом развития в жизни ребенка. В пятом классе ребенка ждет новая система обучения: классный руководитель и учителя-предметники, преподающие новые дисциплины в разных кабинетах.
Одни пятиклассники гордятся тем, что повзрослели, и быстро втягиваются в учебный процесс, а другие переживают изменения в школьной жизни, и адаптация у них затягивается. В такой период дети нередко меняются - тревожатся без явных на то причин, становятся робкими или, наоборот, развязными, слишком суетятся. Как результат - у ребят снижается работоспособность, они становятся забывчивыми, неорганизованными, иногда у детей ухудшаются сон и аппетит. Меняются вкусы интересы а вы хорошо знаете своего ребенка?

Практическое задание «Знаете ли вы своего ребёнка»?
Педагог. Сейчас, мы выполним с вами небольшое задание. Ваша задача, уважаемые родители, ответить на вопросы, а затем вы сравните ваши ответы с ответами детей.
Вопросы практикума: 3 слайд

- Самое любимое занятие вашего ребенка?
- Как вы думаете, кто в семье самый главный, по мнению ребенка?
- Что больше всего любит кушать ваш ребенок?
- Интересные телепередачи, которые смотрит ваш ребенок.
- Любимая книга вашего ребенка?
- Напишите имя лучшего друга или подруги ребенка.
- Любимое занятие вашего ребенка.
Педагог. А сейчас откройте конверты и достаньте ответы ваших детей на эти же вопросы. Сравните результаты работы с результатами детей…
Прекрасно, у кого ответы полностью совпали, но у кого не получилось, не отчаивайтесь, ещё не поздно лучше узнать своего ребёнка.
Успешность адаптации младшего подростка зависит не только от его интеллектуальной готовности, но и от того, насколько хорошо он умеет налаживать отношения и общаться с одноклассниками и педагогами, соблюдать школьные правила, ориентироваться в новых ситуациях.
Поразмышляйте в течение одной минуты и ответьте на вопрос: «Какие у Вас возникают ассоциации, когда Вы слышите слово «адаптация»?» Какие ассоциации, мысли возникают от слова АДАПТАЦИЯ?Что для меня в этих словах? (высказывается каждый участник, по кругу) Вывод: В самом распространенном своем значении школьная адаптация понимается как приспособление ребенка к новой системе социальных условий, новым отношениям, требованиям, видам деятельности, режиму жизнедеятельности
При нарушении адаптации, т.е. привыкания к условиям школьного обучения, возникает дезадаптация.

Выступление психолога

(слайд 4)

Давайте разберемся, в чем же заключается сложность этого периода и как миновать «подводные камни», о которые «спотыкаются» и дети, и родители, и педагоги.

Учащиеся переходят из начальной школы в среднюю. В этот период происходят существенные изменения. Перестраиваются житейские понятия.

1:в переходный период наибольшие изменения во внутренней позиции связаны со взаимоотношениями с другими людьми слайд 5, прежде всего со сверстниками. В этом возрасте появляются притязания детей на определенное положение в системе и деловых, и личных взаимоотношений класса, формируется достаточно устойчивый статус ученика в этой системе. Поэтому на эмоциональное самочувствие ребенка все в большей степени начинает влиять то, как складываются его отношения с товарищами, а не только успехи в учебе и отношения с учителями.
Если для учащихся начальной школы проблемы чаще всего связаны с учебной успешностью, то переход в среднее звено школы сопряжен с проблемами личностного развития и межличностных отношений ребят. А это, как правило, сопровождается появлением разного рода трудностей - повышением тревожности, появлением неуверенности, страхов, частых волнений в ситуациях, связанных (решением каждодневных задач. Например, усиливается страх не соответствовать ожиданиям окружающих, который в этом возрасте, как правило, сильнее, чем страх самовыражения. Для ребенка младшего подросткового возраста чрезвычайно важно мнение других людей о нем и о его поступках, особенно мнение одноклассников и учителей. Постоянный страх не соответствовать ожиданиям окружающих приводит к тому, что и способный ребенок не проявляет в должной мере свои возможности. Кстати, дети очень способные живут в быстром ритме, увлекаются шахматами, английским языком, информатикой, и может быть, поэтому физиологическая сопротивляемость стрессу у них низкая. Родители, заботясь об образовании детей и их успешности в будущей жизни и беспокоясь, «как бы чего не случилось на улице, ведь время такое сложное», предпочитают загружать свободное время ребенка образованием, хотя именно эти дети нуждаются в щадящем режиме и специальных навыках управления стрессом, и, может быть, в особом внимании медиков.
. В свою очередь, родители, принуждая детей работать «на оценку», все больше провоцируют школьные страхи, связанные у детей с неуверенностью в своих силах, тревогой по поводу негативных оценок или их ожидания. Это представляет особую проблему в период адаптации «пятиклашек» к школьной жизни, когда стремление ребенка хорошо выполнять все предъявляемые школой требования, показать себя с лучшей стороны побуждает его проявлять высокую активность.
2:происходит изменение условий обучения (слайд 6)
Трудности и страхи в отношениях с учителями испытывают от трети до половины всего числа пятиклассников Учась в начальной школе, ребенок был ориентирован на одного учителя. Именно у него надо было завоевать авторитет. Уже через некоторое время после начала учебы этот учитель знал, на что способен ваш ребенок, как его ободрить, поддержать, помочь разобраться в сложной теме. Ребенок спокойно развивался: приобретал знания в ОДНОМ кабинете, с ОДНИМ основным учителем, его окружали ОДНИ и те же ребята, и
требования к выполнению заданий и ведению тетрадей были ОДИНАКОВЫЕ. Все было привычно. А учитель - практически вторая мама, которая и подскажет, и направит.
При переходе же в 5-й класс ребенок сталкивается с проблемой множественности. Во-первых, стало МНОГО учителей-предметников. Во-вторых, каждый предмет изучается в своем кабинете, и таких кабинетов МНОГО. Зачастую на этом этапе дети переходят в другую школу, в другой класс (например, гимназический). Тогда ко всему вышесказанному прибавляется еще и новый коллектив - МНОГО новых ребят.
Рушится привычный мирок, и, конечно, освоить все это непросто. Надо выучить всех новых учителей, расположение всех кабинетов. А на это требуется время. И побегать по школе придется, потому что больше некому напомнить, какой следующий урок и в каком кабинете он будет. Ко всему прочему, необходимо помнить, что ребенку надо заново завоевывать авторитет, и не у одного учителя, а у многих, со многими учителями выработать свои отношения. Поневоле заволнуешься, испугаешься - а в итоге повышается тревожность.
3: изменение требований (слайд 7)
Период адаптации еще усложняет рассогласованность требований разных учителей-предметников. Один просит завести тетрадь в 48 листов, другой - тоненькие тетради, но их должно быть 3 штуки. Преподаватель русского языка требует все выделять зеленой ручкой, преподаватель математики - карандашом. По английскому требуют завести отдельную тетрадочку-словарь, по биологии - все термины записывать в конце обычной рабочей тетради. На литературе ценят высказанные собственные мысли, а на уроках истории все должно быть «документально подтверждено». И все эти требования надо не только ВЫУЧИТЬ, но и СОБЛЮДАТЬ, и не запутаться, где что надо делать.
Чем можно помочь?
Во-первых, увидеть плюсы этих «рассогласованностей'.-. Эти «мелочи», которые поначалу так затрудняют ребенку школьную жизнь, приносят и пользу. Он учится учитывать все требования, соотносить их, преодолевать трудности, а значит, учится взрослой жизни, где «многотребовательность» в порядке вещей.
Во-вторых, это учит подростка строить отношения с разными людьми, становясь более гибким.
Помогите ребенку запомнить все требования и правила, предъявляемые учителями. Один из путей - совместное с подростком составление расписания с указанием особенностей выполнения заданий
4: отсутствие контроля (слайд 8)
Всю начальную школу вашему ребенку помогал один учитель; Он выполнял функцию и учителя, и классного руководителя, и контролера. Быстро определив все особенности детей своего класса, учитель помогал им контролировать учебный процесс. Одному из них напомнит, что надо сделать домашнее задание, другому- чтобы тот принес карандаши, третьему простит невыполненное упражнение (потому что знает, что ребенка мучают головные боли) и останется с ним после уроков. В общем отслеживалось выполнение всех заданий всеми учениками. При переходе в пятый класс такой индивидуальный подход исчезает. Происходит как бы обезличивание школьника. Есть только пятиклассники в целом. У каждого предметника большая нагрузка 11 много учащихся из разных параллелей. Запомнить все особенности всех учеников он просто не в состоянии. Поэтому у ребенка создается впечатление, что он никому из учителей не нужен, что можно «похалявить» и что-то не сделать - в общей массе это может пройти незамеченным. С другой стороны, появляется некоторая «безнадзорность» со стороны классного руководителя. Он не следит за поведением ребенка на всех переменах. Не организовывает в полной мере досуг после уроков. Отсюда и внезапно появившаяся у некоторых детей регрессия: ребенок начинает капризничать, как маленький, играть с малышами (уходит к своей первой учительнице) или бегать зa классным руководителем. А у других, наоборот, восторженное опьянение свободой передвижения приводит к нарушениям школьных правил.
Чем можно помочь?
Такое отношение к ребенку, по понятным причинам, может обидеть вас, дорогие родители. «Как же так, - скажете вы, - ведь надо искать индивидуальный подход ко всем ученикам в классе!» Конечно, доля истины в этом есть, и учителя прилагают максимум усилий. Но быстро этот подход не находится. А во-вторых, опять-таки найдите и здесь плюс: такое отношение приобщает подростка к миру взрослых, где есть требования выполнения определенной работы, но при этом начальство часто не учитывает индивидуальность работника. Это будет прекрасный повод поговорить с ребенком об ответственности за выполнение заданий, даже когда тебя не контролируют. К тому же подросток хочет свободы - вот ему и пробный шар.
Будьте терпеливы. Чаще расспрашивайте ребенка о школьной жизни. Контролируйте поначалу выполнение домашних заданий с учетом требований учителей.
Помогите классному руководителю организовать досуг ребят, взяв часть забот на себя (и родительский комитет).
Если увидите проблемы, не затягивайте: подойдите к учителю, выясните причину появившихся сложностей. Расскажите об особенностях своего ребенка.
5: пробелы в знаниях (слайд9)
За годы обучения в начальной школе практически у каждого ученика появляются неусвоенные темы, неотработанные умения и навыки. Они накапливаются как снежный ком. В начальной школе эти «шероховатости» сглаживаются индивидуальным подходом учителя и повторными объяснениями сразу, как только было замечено не усвоение ребенком материала (класс один, ребят немного, можно успевать контролировать всех). В пятом классе такого отслеживания не происходит. И, не усвоив тему (и не подойдя сразу за разъяснением к учителю или родителям), ребенок рискует не понять следующую. Материал усложняется от урока к уроку. И если предыдущие темы были не поняты, то школьник потянет этот шлейф дальше, затягивая узел незнаний. Так появляются двойки... Иногда неусвоенные темы тянутся еще с начальной школы, ведь сразу трудно понять, что именно из пройденного материала вызывает сложность. Например, не научившись определять корень слова, ребенок затрудняется в словообразовании и подборе однокоренных слов. А значит, будут ошибки в правописании, потому что он не сможет подобрать проверочные слова. Также могут быть сложности в усвоении учебного материала из-за недостатка речевого развития, внимания и памяти.Чем можно помочь?
Перед выполнением домашних заданий проверьте, усвоен ли классный материал. Важно добиться, чтобы ребенок понимал мельчайшие детали выполнения заданий и мог выполнить аналогичные. Просите ребенка объяснять, как он выполняет то или иное упражнение, почему именно эти вычисления применяет при выполнении определенных задач.
Если ребенок все понимает, но проблема успеваемости все равно остается, то займитесь развитием мышления, памяти, внимания. Ведь и наблюдательность, и внимательность, и способность увидеть мельчайшие детали - все это поможет разбору и усвоению материала. Развитие этих психических процессов лучше всего пойдет в играх, потому что в игре появляется более сильная мотивация, чем в учебной деятельности. Потом закрепленные навыки перенесутся на саму учебную ситуацию.

Завершая рассказ об адаптации к средней школе, хотелось бы отметить следующее: продолжительная школьная неуспеваемость практически всегда сопровождается личностными особенностями (неадекватной самооценкой, повышенной тревожностью, агрессивностью, нарушением коммуникативной сферы и т. д.). Поэтому в учебных занятиях важно помочь ребенку понять его собственные критерии успешности или неуспешности, развить у него стремление доверять свои возможности и находить пути их совершенствования самостоятельно или с помощью взрослых.

Практическое задание «Родительские установки».
Педагог. Всем вам известно, что большую роль в развитии ребёнка играют родительские установки. Что значит родительские установки? (Мнения родителей) Верно, родительские установки – это словесные обращения, просьбы, оценка поступков ребёнка. Родительские установки могут носить как отрицательный, так и положительный характер.
Поэтому наша задача избегать установок, которые впоследствии могут отрицательно проявиться в поведении ребёнка. Предлагаю негативные установки изменить в позитивные, развивающие у ребёнка веру в себя, в свои силы. Слайд10
Родительские установки:
- Уйди с глаз моих, не хочу с тобой разговаривать. (Иди ко мне, давай во всём разберёмся вместе) .
- Ничего не бойся, никому не уступай, давай сдачу. (Держи себя в руках, относись к людям так, как бы ты хотел, чтобы люди относились к тебе) .
- Когда же ты научишься? (Я помогу тебе) .
- Что бы ты без меня делал? (Что бы мы без тебя делали)
- Ну для чего ты родился? (Какое счастье, что ты у нас есть)
- Если будешь, так поступать, с тобой никто не захочет дружить. (Как относишься к людям, так и они будут относиться к тебе) .слайд11(проверка)

Педагог. Как видите, не все так просто. Уважаемые родители, помните о том, что нельзя давать детям отрицательные установки. Если же вы всё-таки оговорились, то поспешите исправить ситуацию, заменив отрицательную установку на положительную. Именно от вас, в большой степени, зависит, каким вырастет ваш ребёнок, школа может только помочь вам найти выход в сложной ситуации. Но вам необходимо помнить, что самое большое влияние на формирование личности ребёнка оказывают ваши реальные поступки, ваше поведение. Старайтесь быть примером для своих детей и вас ждет успех.

Слайд12
Ребёнок учиться тому,
Что видит у себя в дому.
Родители - пример ему!
Кто при жене и детях груб,
Кому язык распутства люб,
Пусть помнит, что с лихвой получит
От них всё то, чему их учит.
Не волк воспитывал овец,
Походку раку дал отец!
Коль видят нас и слышат дети,
Мы за дела свои в ответе.
Слад13

Упражнение "Снежинка"
Сейчас мы с вами выполним интересное упражнение. Главное условие: не смотреть ни на кого и слушать мою инструкцию. Перед вами у каждого на столе лежит лист. Все листы одинаковой формы, размера, качества, цвета. Слушайте внимательно и выполняйте следующее:
Сложите лист пополам.
Оторвите правый верхний уголок.
Опять сложите пополам.
Снова оторвите правый верхний уголок.
Сложите лист пополам.
Оторвите правый верхний уголок.
Продолжите эту процедуру, пока она будет возможна. Теперь раскройте свою красивую снежинку. Сейчас я прошу вас найти среди остальных снежинок точно такую же, как у вас. Снежинки должны быть совсем одинаковые.
Нашли? Как вы думаете, почему?
Вывод: одинаковых людей нет, поэтому и снежинки получились разные, хотя инструкция для всех была одинаковая.
Каждый из вас индивидуален. Вернемся к словам Л.Н.Толстого
Люди вместе могут совершить то, чего не в си¬лах сделать в одиночку: единение умов и рук, со-средоточение сил может стать почти всемогущим.
(Л.Н.Толстой)

Только совместными усилиями педагогического коллектива и родителей, мы сможем помочь нашим детям прожить этот сложный для них период, адаптироваться на новом этапе их жизни и стать более успешными Слайд15

Советы родителям пятиклассников Слайд16-17

1Мамы и папы, пока не поздно, постарайтесь не потерять связь с вашим ребенком, отнеситесь серьезно к родному ребенку и к себе. Конечно, за ручку водить его недопустимо. Но идти плечо к плечу по пути взросления - лучший способ сохранить семью как сплоченную команду и помочь ребенку чувствовать себя уверенно в любых ситуациях. Давайте начнем в пятом классе! Совместный семейный досуг, разумный баланс между свободой личности и родительским «нельзя», а также контроль, контроль, контроль.
2Примитивный и самый доступный вид контроля - посещение школы. Как только родители начинают халатно относиться к собраниям, не находят времени подойти то к одному, то к другому предметнику и поинтересоваться успехами или неудачами ребенка, то он также халатно начинает относиться к школьным обязанностям. Увы, есть прямая зависимость: что не интересно семье, то не значимо для ребенка. К тому же, мама с папой - это адвокаты: кто еще может отстоять права мальчика или девочки, защитить от несправедливости. В конце концов, помочь выбрать правильное решение.

3Познакомьтесь со всеми учителями-предметниками, поддерживайте с ними контакт, ВСЕГДА ходите на собрания. Родительское собрание - это не для «классухи»! Это для мам и пап, неравнодушных к судьбе своих Пети или Маши. Учитель может помочь советом в воспитании, даже в решении семейных проблем.

Чем сильнее родители любят ребенка, а не свои амбиции, тем интересней им информация педагога, тем легче принимают они советы, осознают их разумность. К сожалению, на собраниях бывают случаи, когда чей-либо папа или мама, не желая мириться с реальностью, не совпадающей с их мировоззрением, ведут себя вызывающе, бестактно, не хотят «слушать эту чушь». При вашем молчаливом согласии, наши вдумчивые родители, они начнут доминировать над классным руководителем. И многие проблемы и беды, которые можно было бы решить, посыплются как из рога изобилия.

Еще один совет: не ждите чудес от школы.. Помогите учителю в организации внеклассных мероприятий, создайте действующий родительский комитет,

Не жалейте время для детей, Слайд18
Разглядите взрослых в них людей,
перестаньте ссориться и злиться,
Попытайтесь с ними подружиться.
Постарайтесь их не упрекать,
Научитесь слушать их и понимать.
Обогрейте их своим теплом,
Крепостью для них пусть станет дом.
Вместе с ними пробуйте, ищите,
Обо всем на свете говорите,
Их всегда незримо направляйте
И во всех делах им помогайте.
Научитесь детям доверять –
Каждый шаг не нужно проверять,
Мненье и совет их уважайте,
Дети – мудрецы, не забывайте.
Взрослые, надейтесь на детей
И любите их душою всей
Для того ,чтобы воспитание детей было успешным , надо чтобы воспитывающие люди не переставали воспитывать себя
Притча (Крылья)
Категория: Родительское собрание | Добавил: luuuba_1973 (08.05.2016) | Автор: Любовь Мелихова E
Просмотров: 169 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 2
2 charm1984   (01.12.2016 09:08)
Знакомство родителей с важными психологическими изменениями в период взросления их детей, это то что помогает в процессе адаптации их чадом к новой социальной ситуации развития. Грамотно подобранный материал,  необходим при проведении родительских собраний. С Вашего позволения, я бы использовала данный материал в своей работе?

1 YuliyaS   (16.11.2016 17:10)
Актуальный материал, хорошо подабрана практическая работа с родителями, пересмотрю свои разработки и скорее всего в следующий раз воспользуюсь вашей, при подготовке родительского собрания.

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz


  • Copyright "Школа" Интернет-портал "Детство-kz"© 2016
    Сайт управляется системой uCoz