Главная | Регистрация | Вход | RSSСуббота, 03.12.2016, 07:30

Учителя Алматы

Меню сайта
Категории раздела
Панорама [9]
Образование: модели и методы [60]
Управление [1]
Событие [18]
Воспитание и социализация [40]
Ступеньки к школе [11]
Профессиональное обучение [31]
Коррекционная педагогика [17]
Дополнительное образование [101]
Психологическая служба [47]
Родительское собрание [12]
Автограф на память [13]
Семиречье - взгляд сквозь годы [10]
Хочу поделиться [80]
Хроника [0]
Воспитание о образование в разных странах [2]
Наш опрос
Считаете ли вы результаты ЕНТ справедливыми?
Всего ответов: 1519
Статистика

Онлайн всего: 6
Гостей: 6
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Рубрики журнала » Родительское собрание

Помощь классным руководителям при подготовке родительских собраний
“Самое сложное в работе с детьми - это работа с их родителями”.
(Старый школьный афоризм)
План проведения методсовета
1. Доклад и выступление “свежей головы”
2. Тренинг “Разработка родительского собрания”
3. Анкетирование классных руководителей (вопрос 1,2 анкеты) см. приложение 1
Формы работы с родителями постоянно меняются. Традиционные формы работы, в которых главное место отводилось сообщениям, докладам, утратили свое значение из-за малой их эффективности, из-за недостаточной обратной связи. Все шире используются новые, активные формы работы с родителями, позволяющие вовлечь родителей в процесс обучения, развития и познания собственного ребенка.
Стержнем активных работ с родителями является активное обсуждение, участники которого рассуждают, аргументируют свои выводы, вступают в дискуссию с оппонентами, т.е. соревнуются умы и таланты.
Традиционно взаимодействие родителей и педагогов на родительском собрании проходит в основном в вербальной форме - один говорит, остальные слушают. Расширить диапазон методов взаимодействия в рамках собрания позволяет использование интерактивных методов.
Слово «интерактив» пришло к нам из английского языка от слова «interact», где «inter»- это взаимный, «act»- действовать.
Интерактивный - означает способность взаимодействовать или находится в режиме беседы, диалога с чем-либо (например, компьютером) или кем-либо (например, человеком).
Интерактивные методы воспитания обозначают воспитание через участие и взаимодействие. «Я слышу и забываю, я вижу и понимаю, я делаю и запоминаю», говорится в китайской поговорке.
Использование интерактивных методов позволяет решить несколько психолого-педагогических задач. Прежде всего, интерактивные методы ставят родителей в активную позицию. В обычной ситуации сделать это достаточно сложно: призывы учителя или психолога «высказать свое мнение», «предложить свои варианты», как правило, остаются безрезультатными. Многим родителям трудно проявить себя в ситуации традиционного родительского собрания, где ведущую играет учитель.
Интерактивные методы ломают традиционные стереотипы родительского собрания: оно становится не просто местом, где сообщают оценки и собирают деньги на «классные нужды», а особым пространством, наделенным специфическим смыслом и содержанием.
Интерактивные методы выполняют и диагностическую функцию, с их помощью проясняются родительские ожидания, представления, тревоги и страхи, причем, поскольку их диагностическая направленность для родителя неочевидна, то можно получить информацию, на которую значительно меньшее воздействие оказывает фактор социальной желательности.
На родительском собрании можно применять различные интерактивные методы: работа в мини-группах, дискуссии, деловые, ролевые, имитационные игры и др.
Работа в мини-группах
Родителей разделяют на несколько групп. Оптимальное количество в одной группе-6 человек. При увеличении группы может возрастать пассивность ее участников.
Мини-группы обеспечивают достаточно высокий уровень безопасности для родителей: высказать свое мнение в маленькой группе, связанной общей деятельностью, гораздо проще. В мини-группах родители непосредственно взаимодействуют друг с другом, что позволяет им лучше знакомиться, поделиться родительским опытом, наладить более прочные контакты.
Распределять родителей в группы можно несколькими способами:
1)Объединить в группы родителей, сидящих рядом (скорее всего, в данной группе окажутся родители, знакомые друг с другом);
2)Использовать жеребьевку(предложить родителям карточки с цифрами, разрезать открытку);
В мини-группах можно проводить мозговой штурм и различные групповые дискуссии.
Ролевые игры
Использование ролевых игр позволяет преодолеть эгоцентризм родительской позиции: принятие другой роли дает возможность посмотреть на себя со стороны. Роль- это своего рода маска, обеспечивающая безопасность участнику: то, что непросто сказать от своего имени, можно выразить от имени роли.
На родительском собрании можно организовать разные ролевые игры. Родители могут исполнять роли индивидуально или группами, создавая группы подростков, педагогов и т.д.
Ролевая игра
- дает возможность для получения новых знаний, выявления неосвещенных вопросов;
- развивает творческие способности;
-способствует развитию навыков участия в дискуссии, сотрудничества в достижении поставленной цели;
-формирует толерантное отношение к другим мнениям.
Ролевая игра «Услышать ребенка».
В игре принимают участие четыре родителя, исполняя роли подростка, его отца, матери и бабушки. Предлагается следующая ситуация: «Ребенок приходит злой из школы, забрасывает свой портфель в самый дальний угол комнаты и кричит: «Не пойду я больше в эту школу! Там математичка ко мне цепляется! Я сам эту контрольную сделал, а она говорит - списал! Сказала: «Завтра прийти с родителями к директору» и т.д.».
Родителям-актерам тихо даются следующие установки к исполнению ролей:
• «ребенок» злится, дерзит, очень эмоционально протестует, приводит различные аргументы своей правоты и т.д.;
• «отец» демонстрирует авторитарный стиль поведения (давление на ребенка, крик, угрозы и т.п.);
• «мать» принимает роль гиперопекающего родителя (постоянно оправдывает ребенка, ругается из-за него с мужем; обвиняет учителей в несправедливости и т.п.);
• «бабушка» демонстрирует хаотический, непоследовательный стиль поведения (в замешательстве; боясь остаться в немилости у сына или у снохи, поддерживает то одного, то другого, сомневается в своих словах; не может точно сформулировать суть проблемы и свои советы, и т.п.).
Зрителям (остальным родителям) дается задание наблюдать за всем происходящим, отслеживать плюсы и минусы в разговоре родителей со своим ребенком, отметить наиболее распространенные ошибки в общении с детьми.
Проигрывание ролевой игры, в ходе которой психолог помогает участникам более ярко продемонстрировать неконструктивность данных тактик поведения.
Обсуждение ситуации начинается с обращения к «актерам»:
1. Что вы чувствуете сейчас?
2. Что вы чувствовали, исполняя свою роль?
3. Какие выводы вы для себя сделали?
Рассмотрим возможные цели применения интерактивных форм на собрании и приемы, позволяющие достичь этих целей. Интерактивные приемы, которые классный руководитель использует на собрании, должны соответствовать двум критериям: - компактность. Чрезмерная длительность используемых форм работы может привести к их формальному выполнению («сделаем побыстрее, лишь бы отвязались») или к явному негативу («давайте не будем тратить время впустую») - безопасность. Не следует затрагивать глубоко значимые проблемы или обращаться к личностно значимым вопросам. Использование классным руководителем интерактивных приемов на родительском собрании может преследовать несколько целей:
1. Получение обратной связи от родителей по какому-то актуальному вопросу.
2. Создание позитивного эмоционального настроя
3. Принятие решения по какой-то педагогической или психологической проблеме (например, повышение мотивации к чтению, повышение сплоченности класса и т.п.)

Получение обратной связи от родителей по какому-то актуальному вопросу.
В этом случае интерактивные приемы представляют собой различные формы экспресс-мониторинга, которые можно быстро провести и которые дают быстрый наглядный результат, не требуя при этом дополнительной обработки. Приведем примеры ситуаций, когда может быть востребовано использование приемов данной группы: 1) Выяснение ожиданий родителей в начале нового периода обучения ребенка в школе (например, в первом или пятом классе). В зависимости от конкретной ситуации, можно выяснять ожидания родителей от работы психолога или от школы в целом 2) Выяснение уровня осведомленности родителей по той или иной психолого-педагогической проблеме (трудности подросткового возраста и т.п.) 3) Выяснение позиции родителей по тому или иному вопросу (распределение ответственности за решение поблеем воспитания и т.п.)
Экспресс-мониторинг предполагает четыре шага:
1) Подготовка материала
2) Предъявление инструкции
3) Предоставление времени на выполнения задания
4) Краткое подведение итогов и комментирование
Например: Подготовьте на листах формата А3 формулировки возможных родительских ожиданий или убеждений. Их должно быть немного (не более 5). Важно, чтобы все формулировки были достаточно нейтральными.
Например: «Считаю, что в начальной школе можно обойтись без домашних заданий», или: «Дисциплина на уроке – это прежде всего проблема учителя». – Развесьте эти листы на доске. – Предложите родителям выразить свое согласие с одной из формулировок. Это можно сделать различными способами: нарисовать черту, приклеить стикер и т.д. – Подсчитайте количество голосов на каждом листе и определите, какой вариант был выбран большинством родителей. – Прокомментируйте результат. Если высказанное родителями мнение кардинально расходится с реальностью (например, большинство родителей высказали пожелания, чтобы дисциплинарные вопросы решались без их участия), необходимо в корректной форме обозначить нереалистичность этой позиции.
Другим вариантом может быть размещение на одном листе прямо противоположных высказываний, например справа: «Дисциплина на уроке зависит от родителя», а слева: «Дисциплина на уроке зависит от учителя». В этом случае попросите родителей отметить степень своего согласия с данными утверждениями, сделав отметку ближе к тому утверждению, с которым они больше согласны. Так, если родитель согласен с первым утверждением, он приклеивает стикер прямо рядом с этим утверждением, если с обоими – посередине. Объясните родителям, что степень близости стикера к утверждению отражает степень согласия с ним.Также классный руководитель может использовать в своей работе такой прием экспресс-мониторинга, как «Круг ответственности». Это упражнение было разработано для решения проблем перекладывания ответственности друг на друга участниками образовательного процесса ("Пусть учителя работают, они за это деньги получают" или "Это проблема родителей, пусть они и занимаются"), а также для повышения ответственности родителей за решение отдельных педагогических задач (подготовка к экзамену, воспитанность и т.п.). Для проведения упражнения требуются листы бумаги с нарисованными кругами. Если предполагается индивидуальное проведение упражнения, используются листы формата А4. Если упражнение проводится в малых группах, можно использовать листы формата А3. Родителям предлагается такая инструкция: « Давайте подумаем, от чего зависит успешность подготовки к экзамену / воспитанность ребенка … (предлагается обсуждаемая на данный момент проблема). Представим, что данный круг – это 100% готовности выпускника к экзамену. Разделите этот круг на доли в соответствии с тем, от чего зависит эта успешность Возможно два варианта проведения данного упражнения: индивидуальный и групповой. В индивидуальном варианте каждый участник самостоятельно составляет диаграмму. В групповом варианте участники, в зависимости от количества группы, либо составляют диаграмму совместно, либо психолог делит их на мини-группы (по 5 - 7 человек) Когда все участники составили диаграммы, они представляют группе результаты своей работы Вторым этапом проведения упражнения является обсуждение составленных диаграмм. При индивидуальном проведении данного упражнения с родителями возможно составление обобщающей диаграммы и ее последующее обсуждение.
Создание позитивного эмоционального настроя.
Приемы из этой группы могут использоваться как в начале собрания, так и в конце него. Приведем примеры:
1) Подготовьте цветок: сделайте середину и цветные лепестки по количеству родителей. Попросите каждого родителя написать на лепестке то качество ребенка, которое ему особенно нравится или которым он гордится. Прикрепите все лепестки к середине и обратите внимание родителей на то, какие разные дети учатся в классе.
2) Предложите каждому родителю написать пожелание самому себе на будущий учебный год и положить его в красивую шкатулку или мешочек.
3) Нарисуйте большое солнце со множеством лучей и попросите родителей написать пожелания классу на каждом из лучей. Повесьте это солнце в классе.
Принятие решения по какой-то педагогической или психологической проблеме (например, повышение мотивации к чтению, повышение сплоченности класса и т.п.) Эта цель может стоять в том случае, когда родители проявляют неудовлетворенность какой-то ситуацией в классе, и психолога привлекают к поиску решения. Самое главное в этом случае – перейти от общих слов («Детьми никто не занимается» и т.д.) к конкретным мерам. Мы предлагаем в этом случае следующую организацию работы на собрании.
А) Составление перечня предложений по решению данной проблемы. Если число родителей достаточно большое, можно разделить их на группы. Предложите родителям в течение пяти минут в режиме мозгового штурма сформулировать как можно больше предложений по решению имеющейся проблемы. Необходимо, чтобы предложения были максимально конкретными (формулировки типа «Больше заниматься детьми» предложениями не считаются)
Б) Выделение лучших вариантов решения проблемы. Если перечень достаточно большой, предложите каждому родителю назвать три идеи, которые ему кажутся наилучшими, и выберите пять – семь предложений, имеющих самый высокий рейтинг в группе. В) Составьте план реализации решений по следующей схеме: Что делать? Кто это будет делать? Когда или как часто?

Важно четко договориться, кто конкретно и когда будет реализовывать принятые решения. Например, если предложена мера «Посещение родителями уроков», нужно однозначно договориться, кто и когда будет эти уроки посещать.
Г) Оценка реализации плана, которая проводится на следующем родительском собрании. Необходимо ответить на вопросы: Что было сделано? Что не было сделано и почему? К каким изменениям это привело?
Семинар-общение. Для этой формы работы необходимо заранее продумать перечень вопросов. Этот перечень целесообразно связать с темой родительского собрания, возможно, с профессиональной деятельностью родителей, с их возрастными особенностями, можно учесть и другие факторы. Все зависит от намеченной цели. Вопросов должно быть не более 7-10-ти. Очень большое число вопросов утомляет участников. Каждый участник получает небольшие полоски бумаги. Их количество соответствует числу вопросов. Учитель читает первый вопрос, все участники ставят на одной из полосок цифру 1 и записывают свой ответ на вопрос. Аналогично записываются ответы на все остальные вопросы. На следующем этапе родители делятся на группы по числу вопросов. Каждая группа выбирает одну карточку, на которой записан вопрос, и собирает все ответы под этим номером.
Затем полученные ответы систематизируются, и полученная информация записывается на карточку. После обсуждения каждая группа зачитывает полученную информацию по рассматриваемому вопросу для всех участников. В такой ситуации никто не боится отвечать, мнение каждого находит отражение. Это особенно важно на родительских собраниях, когда многие родители испытывают чувство неуверенности или неловкости. Полученный таким образом материал может помочь учителю организовать дальнейшую работу всех участников в соответствии с их пожеланиями и запросами.
Клубок проблем. В начале родительского собрания учитель выявляет круг вопросов, которые волнуют его участников в контексте рассматриваемой проблемы. Количество таких вопросов должно быть больше, чем число участников. Каждый из родителей записывает свои вопросы на маленьких полосках бумаги, которые заматываются в один общий клубок. Учитель предлагает одному из родителей, разматывая клубок, ответить на вопросы. Если родитель затрудняется с ответом, то на помощь ему приходят другие. Один участник может отвечать только на один вопрос, а затем передавать клубок дальше. И так, пока не будут рассмотрены все вопросы.
Клубок ниток должен быть ярким, чтобы его было приятно держать в руках. Цвет ниток для клубка можно выбрать в зависимости от рассматриваемой проблемы - по ассоциации или в качестве символа.
Карусель. Все участники родительского собрания делятся на подгруппы. Общая проблема разбивается на более мелкие проблемы по числу групп. Суть маленькой проблемы пишется в верхней части большого листа, чтобы было место для записи способов ее решения. Каждая группа получает по одному такому листу. В течение трех-пяти минут каждая малая группа обсуждает проблему и записывает свой подход к ее решению. Затем идет обмен листами по часовой или против часовой стрелки, таким образом, чтобы каждая группа поработала с каждой выделенной проблемой. Как только в группы возвращаются их первые листы, работа по обсуждению прекращается, и каждая группа обобщает полученные ответы и представляет их всем участникам. Обсуждение всех выделенных проблем дает представление о том, как решать общую проблему. Проблему целесообразно формулировать в русле общей темы родительского собрания. Например, тема родительского собрания "Как помочь ребенку хорошо учиться" может быть представлена такими вопросами: как учить ребенка самостоятельности; как научить его быть внимательным; когда целесообразнее выполнять задание вместе; как контролировать учебу ребенка и другие.
Интервью. Один из участников родительского собрания садится в центр круга. Группа может задать ему 3-5 вопросов, соответствующих социальной роли сидящего в центре. Например, вопросы задаются ему как директору школы, как классному руководителю и др. Дающий интервью должен четко и ясно отвечать на вопросы. Роли определяются в зависимости от задач и проблем, обсуждаемых на родительском собрании.
Айсберг. Это упражнение позволяет наглядно показать, что любая проблема содержит видимую и невидимую сторону. При решении проблем важно не замыкаться только на видимой части. Для выполнения упражнения на доске или на листе бумаги рисуется айсберг (на поверхности находится незначительная часть, примерно 0,1, а остальная, подводная - невидимая часть). Участникам родительского собрания предлагается задание: дайте характеристику айсбергу, подумайте с чем его можно сравнить, как избежать опасности столкновения с подводной частью айсберга. Предлагается найти ассоциации с айсбергом в реальной жизни. Как поступить в данном случае?
Горячий стул. Приглашается один из участников родительского собрания, он садится на стул в центре классной комнаты. Остальные участники задают ему вопросы, связанные с обсуждаемой проблемой. Тематика вопросов может быть шуточной. Об этом следует заранее договориться с группой. Сидящий на стуле должен быстро и правильно отвечать на вопросы. В качестве арбитра и ведущего выступает учитель. Участнику надо как можно дольше продержаться на стуле. В случае задержки или неправильного ответа он освобождает стул. Его место занимает тот, чей вопрос был последним.
Блиц-опрос. Учитель задает вопросы по теме родительского собрания, а родители дают быстрые и краткие ответы, отвечая по желанию.
Венок знаний (умений, положительных чувств, радостных минут, интересных идей, общения и т. д.). Участники родительского собрания, сплетясь руками, (например, правую руку на плечо соседа справа, а левую на пояс соседа слева), составляют венок. При этом каждый говорит о том положительном, что было на собрании. Учитель говорит, что данный венок позволяет полученным знаниям, положительным чувствам не рассыпаться, а окрепнуть, опираясь на плечо и опыт своих новых друзей, родителей данного класса учащихся. Об этом всегда может вспомнить каждый участник.
Оценка по карточкам. Стенд или доска делятся на три части. В первой части будет отмечаться все то, что участники увидели положительного на родительском собрании. Во второй части должно быть указано, что не удовлетворило их запросы. В третьей части будут располагаться предложения по дальнейшему совершенствованию родительских собраний. Каждый участник получает три карточки, соответствующие трем разделам стенда, и заполняет их крупными буквами. Карточки-оценки помещаются на стенде. Полученные ответы, при желании, можно обсудить со всей группой. Можно этого и не делать, так как ответы говорят сами за себя.
Опрос или письменное анкетирование по заранее составленным вопросам. Вопросы продумываются учителем в соответствии с темой родительского собрания и предлагаются участникам с целью получения более полного представления о результативности проведенного собрания. Можно повторить часть вопросов, на которые участники отвечали в начале собрания, чтобы сравнить динамику изменений, приращения знаний.
Блиц-интервью центрального агентства печати и новостей. Каждый участник делает короткое сообщение о родительском собрании, в двух-трех предложениях. Можно записать эти сообщения на диктофон или видеокамеру, а потом всем вместе прослушать или просмотреть. Могут возникнуть уточнения, дополнения.
Уважаемые коллеги! Надеюсь, что предложенные формы работы с родителями помогут Вам в объединении ваших усилий и родителей в развитии ребенка, как личности и будут способствовать поиску новых путей привлечения семьи к участию в учебно-воспитательном процессе.
Практическая часть: (Классные руководители работают в группах)
Тренинг “Разработка родительского собрания”
• составление приглашения родителей на собрание
• выбор темы собрания
• начало собрания
• основная часть
• заключительная часть собрания
• презентация разработанного собрания

Приложение
Анкета к выступлению на МО классных руководителей:
« Формы работы с родителями. Интерактивные методы работы на родительском собрании. Помощь классным руководителям при подготовке родительских собраний»
Уважаемые коллеги просим вас ответить на следующие вопросы.
1.Каковы функции педагогического взаимодействия с родителями?
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2.Какие факторы способствуют привлечению родителей к участию в жизни школы?
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3.Нужны ли родительские собрания в работе с родителями?
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4.Что полезного вы взяли с методического совета
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

ГУ « Самарская средняя школа №1»

Выступление на заседании МО
классных руководителей по теме:

Руководитель МО 8-11 классов
Четпаева Ж.К

с. Самарское 2011-2012 гг
Категория: Родительское собрание | Добавил: Jane (18.02.2012) | Автор: Жанна E
Просмотров: 4323 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 1
1 Тимок   (26.12.2014 11:26)
Спасибо за доклад.Для сябя много полезного можно взять.

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz


  • Copyright "Школа" Интернет-портал "Детство-kz"© 2016
    Сайт управляется системой uCoz