Главная | Регистрация | Вход | RSSСреда, 07.12.2016, 13:38

Учителя Алматы

Меню сайта
Категории раздела
Биология [28]
ИЗО [12]
Профессиональное обучение [6]
Внеклассное чтение [16]
География [22]
Духовные ценности [10]
Если хочешь быть здоров [48]
Информатика [58]
История [48]
Иностранный язык [99]
Книжная полка [49]
Компьютер-бум [10]
Казахский язык и литература [181]
Математика [85]
Мир науки [11]
Моя Родина - Казахстан [42]
Музыка [97]
Начальная школа [399]
Общество семи муз [12]
Психологический клуб [11]
Русский язык и литература [129]
Родительское собрание [11]
Творческая личность [20]
Технология [21]
Физика [20]
Химия [31]
Экологическое воспитание [13]
Самопознание [35]
Наш опрос
Считаете ли вы результаты ЕНТ справедливыми?
Всего ответов: 1521
Статистика

Онлайн всего: 11
Гостей: 11
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Мастерская учителя » Химия

Урок химии "закон Авогадро"
СКО, г Петропавловск КГУ «Средняя школа №24»
Бартусевич Е.А. – учитель химии
Урок химии 8 класс
«Молярный объем газов. Закон Авогадро».

Цели: систематизировать знания учащихся о понятиях количество вещества, число Авогадро, молярная масса, на их основе сформировать представление о молярном объеме газообразных веществ; раскрыть сущность закона Авогадро и его практического применения;
Тип урока: комбинированный
Метод проведения: коллективно-групповая деятельность.
Характер деятельности: репродуктивный, частично-поисковый, с элементами исследования.
Оформление: портрет А.Авагадро, «Долина пирамид», таблицы 1,2,3, рисунок 1.

Ход урока:
1.Организационный момент.
Проверьте готовность, все в порядке?
Готов ли учебник, дневник и тетрадка?
Своим одноклассникам ты улыбнись,
И к знаниям стойким, дружочек, стремись!
2.Объявление темы и целей урока.
3.Актуализация опорных знаний.
3.1. Беседа с учащимися:
• В теме нашего урока фигурирует фамилия ученого А.Авогадро.
При изучении какого понятия мы уже встречались с этой фамилией?
• Какой физический смысл имеет число Авогадро и его числовое значение?
• В какой формуле (из изученных) применяется эта величина?
Давайте совершим прогулку по «Долине пирамид»

N m

n NA n M


«Долина пирамид» ( использовано в оформлении доски)

V
m
n Vm
ρ V


3.2.Решение задач
3.2.1. Давайте освежим в памяти применение этой формулы, заполнив пропуски в таблице (групповая работа- 3 группы).

Таблица 1.
Число частиц Число Авогадро Количество вещества
1. 6.02 * 10 1/моль 2 моль
24.08 * 10
2. 3 моль
6.02* 10
3. 1.5 моль
60.2* 10

(после выполнения осуществляется самопроверка, обратная связь, сверка с таблицей, на которой предварительно были закрыты, а теперь появились правильные ответы)

3.2.2. В теме урока проговаривается новое понятие – «молярный объем», а мы уже знакомы с понятием «молярная масса», давайте вспомним, какое принято обозначение для массы 1 моль вещества, в каких единицах измеряется, с какой величиной совпадает численное значение? (обсуждение с учащимися)
Чтобы нам было немного легче при изучении нового материала, предлагаю вычислить молярные массы веществ в различных агрегатных состояниях (групповая работа)
1 группа – находит молярную массу твердых веществ,
2 группа – жидких,
3 группа – газообразных (из таблицы 2)
(после выполнения взаимопроверка, сверка с данными таблицы)
3.2.3. Подведем итоги закрепления материала:
C помощью каких физических величин можно охарактеризовать порцию вещества?

4.Изучение нового материала.
4.1.На сегодняшнем уроке у вас будет возможность сделать то, что в 1811 году удалось итальянскому ученому Амедео Авогадро – сформулировать один из газовых законов.

4.1.1.Сегодня мы повторили многие количественные характеристики вещества – масса, молярная масса, количество вещества, число структурных единиц, объем, из курса физики - плотность.

Плотность=масса/объем (переводим запись в символическую).
Выразим из формулы, чему равен объем – V = m/ρ

4.1.2.Обратите внимание на рисунок 1, он демонстрирует нам расстояние между молекулами в веществах разных по агрегатному состоянию, давайте вместе выясним, какова зависимость плотности и объема (зависимость обратно пропорциональная)

Рисунок 1.

4.1.3.Допустим, что мы имеем дело с веществами количеством вещества 1 моль, тогда возможно заменить m на М, а объем будет определяться, как молярный (который занимает 1 моль вещества).

4.1.4. Групповая работа
Вычислим эту величину для соединений в различных агрегатных состояниях, взятых при одинаковых условиях:
Р = 1 атм = 760 мм рт.ст.
t = 0 С, эти условия мы будем называть НОРМАЛЬНЫМИ
1 группа – объем молярный газообразных веществ,
2 группа – твердых,
3 группа – жидких (из таблицы 2)

Таблица 2.
Формула
вещества Агрегатное
состояние Молярная масса,
г/моль Плотность,
г/л Молярный объем,
л/моль
Na2CO3 Твердое 106 г/моль 2500 г/л 0.04 л/моль
Al Твердое 27 г/моль 2700 г/л 0.01 л/моль
H2SO4 Жидкое 98 г/моль 1860 г/л 0.053 л/моль
H2O Жидкое 18 г/моль 1000 г/л 0.018 л/моль
CO2 Газообразное 44 г/моль 1.98 г/л 22.2 л/моль
H2 Газообразное 2 г/моль 0.09 г/л 22.2 л/моль
O2 Газообразное 32 г/моль 1.43 г/л 22.4 л/моль
( данные последней графы таблицы скрыты, открываются в ходе проверки выполнения задания)

4.1.5. По числовым данным молярного объема для веществ в разных агрегатных состояниях делаем вывод, что значения этой величины для твердых и жидких веществ - малые и разные. А для газообразных соединений – величины большие и практически одинаковые.
Вывод - При одинаковых условиях газообразные вещества количеством 1 моль занимают одинаковый объем – 22.4 л/моль.
(демонстрируем вещества количеством 1 моль – вода, сода, модель фигуры объемом 22.4 л)
4.1.6. По единице измерения выводим формулу для вычисления молярного объема (обращаемся к «Долине пирамид»).

4.2.Промежуточное закрепление.
Заполним недостающие данные в таблице 3.

Таблица 3.
Объем, л Объем молярный, л/моль Количество вещества, моль

22.4 л/моль 1 моль
3 моль
44.8 л
2.24 л

4.3.В теме нашего урока фигурирует название закона. Я предлагаю вам почувствовать себя учеными и самостоятельно сформулировать закон Авогадро.
Этапы рассуждения:
1.Выразим из формул 1, 4 «Долины пирамид» величину - количество вещества
2.Приравняем правые части полученных выражений
3.Выразим, используя правило пропорции, чему будет равно N
4.Используем полученное выражение для расчета N для двух газов
5.В формулах есть две постоянные величины – молярный объем и число Авогадро
Графическое отображение рассуждения:
1. n = N/NA n = V/Vm
2. N/NA = V/Vm
3. N = V*NA/ Vm
4. N1 = V1*NA/ Vm - для газа 1.
N2 = V2*NA/ Vm – для газа 2.
5. Постоянные величины в обоих формулах – NA , Vm. ,
отсюда, если N1 = N2, то V1 = V2

Вывод – если брать одинаковые объемы газов при одинаковых условиях (Р и t), то они будут содержать одинаковое число молекул.
Следствие – при одинаковых условиях 1 моль любого газа занимает одинаковый объем (22.4 л/моль).
Обращаемся к учебнику, сверим полученные выводы с формулировкой А.Авогадро.
5.Закрепление материала (беседа по изученному – метод «Ты – мне, я – тебе»)
6.Подведение итогов урока.Рефлексия.
7.Домашнее задание (разноуровневое).
Достаточный уровень – аналогичное таблице 3 задание.
Высокий уровень – на отработку взаимосвязи величин, например – решите задачи и заполните пустые графы таблицы.
Формула вещества Количество вещества, моль Масса, г Число молекул Объем, л
44.8 л
Категория: Химия | Добавил: химик24 (04.02.2014) | Автор: Бартусевич Елена Анатольевна E
Просмотров: 1222 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz


  • Copyright "Школа" Интернет-портал "Детство-kz"© 2016
    Сайт управляется системой uCoz