Главная | Регистрация | Вход | RSSЧетверг, 08.12.2016, 01:14

Учителя Алматы

Меню сайта
Категории раздела
Биология [28]
ИЗО [12]
Профессиональное обучение [6]
Внеклассное чтение [16]
География [22]
Духовные ценности [10]
Если хочешь быть здоров [48]
Информатика [58]
История [48]
Иностранный язык [99]
Книжная полка [49]
Компьютер-бум [10]
Казахский язык и литература [181]
Математика [85]
Мир науки [11]
Моя Родина - Казахстан [42]
Музыка [97]
Начальная школа [399]
Общество семи муз [12]
Психологический клуб [11]
Русский язык и литература [129]
Родительское собрание [11]
Творческая личность [20]
Технология [21]
Физика [20]
Химия [31]
Экологическое воспитание [13]
Самопознание [35]
Наш опрос
Считаете ли вы результаты ЕНТ справедливыми?
Всего ответов: 1522
Статистика

Онлайн всего: 3
Гостей: 3
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Мастерская учителя » Химия

Урок по химии "Характеристика элементов II группы побочной подгруппы ПСХЭ Д.И.Менделеева"
Тема урока: «ХАРАКТЕРИСТИКА ЭЛЕМЕНТОВ II ГРУППЫ ПОБОЧНОЙ ПОДГРУППЫ ПСХЭ Д.И.МЕНДЕЛЕЕВА»
Тип урока: урок – объяснение нового материала с элементами лекции
Цель урока: изучить положение металлов в ПС; особенности строения атомов металлов; изучить физические и химические свойства металлов; способы получения, важнейшие соединения.
Задачи урока:
Обучающие:
- формировать умение у учащихся участвовать в обсуждении, отстаивать свою точку зрения, уважая точку зрения других людей; способствовать формированию научного мировоззрения через установление причинно – следственных связей
Развивающие:
- развивать умения и навыки решать задачи по химии, логически мыслить, сравнивать, обобщать, делать выводы; способности к анализу и абстрактному мышлению, расширять кругозор учащихся, их творческие способности, продолжить развитие умений работать с дополнительной и научно-популярной литературой.
Воспитательные:
- воспитывать личность с высоким уровнем культуры, продолжить воспитание активности, самостоятельности, сознательного стремления к познанию основ изучаемых предметов, учить культуре общения, умению работать в группе, преодолевать психологические барьеры.
Оборудование и реактивы: штатив для пробирок, пробирки, фарфоровая чашка, держатель, сухое горючее, разбавленные растворы соляной кислоты и гидроксида натрия, гранулы цинка, растворы солей цинка
Ход урока:
I). Организационный момент.
II). Актуализация знаний:
А) Какие элементы относятся к d-элементам?
Б) Какие элементы называют переходными элементами?
В) Перечислите основные свойства металлов.
III). Изучение нового материала.
1) А) Данную подгруппу составляют элементы Zn, Cd, Hg. Это d- элементы, на внешнем энергетическом уровне содержатся (n) d10 ns2 электронов.
Б) Цинк и кадмий являются хорошими восстановителями, но в сравнении со щелочно-земельными металлами обладают менее выраженными восстановительными свойствами.
В) Ртуть – обладает очень слабыми восстановительными свойствами, в обычных условиях с кислородом и водородом не взаимодействует.
Г) Наименьшее количество изотопов имеет кадмий.
Д) В ряду Zn – Cd – Hg атомные радиусы увеличиваются.
Е) Металл с самой большой плотностью – ртуть. Ртуть - жидкий металл.
2) ЦИНК
История открытия:
Сплав меди с цинком латунь был известен еще в древности. Металлический цинк был впервые получен в Англии в 1746 году.
Нахождение в природе:
1) В свободном виде не встречается
2) В большинстве случаев встречается в виде соединений:
А) цинковая обманка ZnS
Б) карбонаты – ZnCO3
В) оксиды – ZnO; (Zn, Mn)O•Fe2O3 ; Al2O3•ZnO
Г) силикаты – Zn2SiO4
Способы получения:
1) ZnCO3 → ZnO + CO2
2) 2ZnS + 3O2 → 2ZnO + 2SO2
Во всех способах сначала получают ZnO. Затем оксид восстанавливают коксом:
Zn + C → Zn + CO
Полученный цинк содержит большое количество примесей, поэтому его очищают (рафинируют) гидрометаллургическим методом (электролизом).
Физические свойства:
Это металл голубовато-белого цвета, пластичный, обладает хорошей электро- и теплопроводностью.
Химические свойства:
1) Вследствие взаимодействия с кислородом и водяными парами воздуха на поверхности металла образуется оксид или гидроксид, что приводит к исчезновению металлического блеска:
Zn + 2H2O → H2 + Zn(OH)2
2Zn + O2 → 2ZnO
2) Цинк не относится к благородным металлам. В ряду напряжений металлов цинк стоит до водорода, поэтому вытесняет водород из разбавленных растворов кислот:
Zn + H2SO4 разб. → H2 + ZnSO4
3) Чистая вода с цинком почти не взаимодействует, но в щелочной среде реакция идет с большой скоростью:
Zn + 2H2O + 2KOH → K2 [Zn(OH)4] + H2
4) Цинк растворяется в азотной кислоте, и в зависимости от ее концентрации образуются различные продукты:
Zn + 4HNO3 конц → Zn(NO3)2 + 2NO2 + 2H2O
4 Zn + 10HNO3 разб → 4Zn(NO3)2 + NH4NO3 + 3H2O
5) При взаимодействии с серной кислотой, концентрация которой более 50% протекают следующие реакции:
Zn + 2H2SO4 → ZnSO4 + SO2 + 2H2O
4Zn + 5H2SO4 → 4ZnSO4 + H2S + 4H2O
Применение:
1) Для предохранения железа от коррозии.
2) Для получения водорода.
3) Для изготовления гальванических элементов.
4) В получении сплавов.
Основные соединения цинка
Оксид цинка – амфотерный оксид, встречается в природе. Можно получить следующими способами:
2Zn + O2 → 2ZnO
ZnCO3 → ZnO + CO2
Zn(OH)2→ ZnO + H2O
2 Zn(NO3)2 → 2ZnO + 2NO2 + 3O2
Как амфотерный оксид растворяется в кислотах и щелочах:
ZnO + 2HCI → ZnCI2 + H2O
При взаимодействии с водными растворами щелочей образует гидроксокомплексы:
ZnO + 2NaOH + H2O → Na2 [Zn(OH)4]
Восстанавливается углеродом, водородом:
ZnO + C → Zn + CO
ZnO + H2 → Zn + H2O
Zn(OH)2 -гидроксид цинка, в природе не встречается. Получают при взаимодействии щелочи гидроксида натрия и соли цинка:
ZnSO4 + 2NaOH → Zn(OH)2 + Na2SO4
Проявляет амфотерные свойства:
1) взаимодействует с соляной кислотой:
Zn(OH)2 + HCI → ZnCI2 + H2O
2) взаимодействует с гидроксидом натрия:
Zn(OH)2 + 2NaOH → Na2 [Zn(OH)4]
Галогениды цинка
Наиболее широко применяются фториды и хлориды цинка, бромиды и йодиды цинка не имеют широкого применения.
ZnF2 - фторид цинка – плохо растворяется в воде, с избытком плавиковой кислоты образует комплексное соединение. Можно получить в результате реакций:
Zn(OH)2 + 2HF → ZnF2 + 2H2O
Zn + 2HF → H2 + ZnF2
Применяется для консервирования древесины (для предохранения от гниения).
ZnCI2 - хлорид цинка – гигроскопичные кристаллы, термически устойчивы, при нагревании улетучиваются. Процесс растворения в воде сопровождается выделением теплоты, также растворяется в органических растворителях. Сильный электролит, подвергается гидролизу.
ZnCI2 + HOH ↔ ZnOHCI + HCI
Бромиды и йодиды цинка подвергаются гидролизу, но не имеют широкого применения.
ZnS - сульфид цинка – в природе находится в виде цинковой обманки, белого цвета.
ZnSO4 • 7H2O - семиводный кристаллогидрат сульфата цинка - цинковый купорос, применяется в медицине.
3)Кадмий
История открытия:
Кадмий в 1817 году открыл Штромейр. Название его происходит от названия минерала Kadmes.
Нахождение в природе:
1) В свободном виде не встречается;
2) Основной минерал CdS, но встречается и в виде CdO.
Способы получения:
Кадмий встречается всегда вместе с цинком. Поэтому для отделения кадмия от цинка применяют 2 метода:
1) Сухой способ: для извлечения кадмия используют метод возгонки в присутствии угля. Температура кипения кадмия ниже, чем цинка, поэтому кадмий собирается в первых порциях дистиллята. Процесс повторяют несколько раз:
CdO + C → Cd + CO
CdO + CO → Cd + CO2
2) Мокрый способ:
CdSO4 + Zn → Cd + ZnSO4
- восстановление цинка из растворов.
Чистый кадмий получают электролизом растворов солей кадмия
Физические свойства:
Кадмий - мягкий, белый, блестящий металл, пластичный, твердость невысокая. Входит в состав многих сплавов.
Химические свойства:
Типичный металл. Взаимодействует с кислотами, кислородом, многими неметаллами: 2Cd + O2 → 2CdO
Cd + 2HCI → CdCI2 + H2
По сравнению с цинком обладает более слабыми воссатновительными свойствами. Растворяется в горячей разбавленной азотной кислоте:
3Cd + 8HNO3 → 3 Cd(NO3)2 + 2NO + 4H2O
Кадмий- ядовит, поэтому при работе с ним необходимо соблюдать правила техники безопасности.
Применение:
1) для получения сплавов
2) для изготовления подшипников
3) для изготовления типографских станков
4) в урановых реакторах
4)Ртуть
История открытия: Ртуть была известна людям еще в глубокой древности. До VI века нашей эры. Ртуть применяли для получения золота, серебра.
Нахождение в природе: Ртуть в природе встречается в свободном виде, в небольших количествах. В виде минералов: HgS, HgS2, HgTe встречается в Испании, Италии, СНГ, США, Китае.
Физические свойства:
1) блестящий металл
2) ядовитый
3) растворяет многие металлы, эти растворы называют амальгамой. В большинстве случаев амальгамы металлов жидкие.
Но металлы, на поверхности которых образуется оксидная пленка, растворяются в ртути трудно. При растворении в ртути металлы образуют простые, твердые растворы и интерметаллиды. Электропроводность низкая.
Химические свойства:
В ряду напряжения металлов ртуть стоит после водорода, поэтому из разбавленных растворов соляной и серной кислот, водород не вытесняет.
При взаимодействии с азотной кислотой при нагревании:
Hg + 4HNO3 → Hg(NO3)2 + 2NO2 + 2H2O
Реакция может идти и таким образом:
6Hg + 8HNO3 → 3Hg2(NO3)2 + 2NO + 4H2O
Подобным образом ртуть взаимодействует с серной кислотой:
Hg + 2H2SO4 → HgSO4 + SO2 + 2H2O
При обычной температуре ртуть не окисляется кислородом. Но при нагревании до температуры кипения образуется HgO, затем он снова распадается.
При обычной температуре идет реакция:
Hg + S → HgS
Hg + CI2 → HgCI2
Ртуть из растворов восстанавливает большинство металлов и восстановителей:
Zn + Hg(NO3)2→Hg + Zn (NO3)2
SnCI2 + 2HgCI2 → SnCI4 + Hg2CI2
Способы получения:
В лаборатории: 2HgO → 2Hg + O2
HgS + O2 → Hg + SO2
Применение:
1) В физических, физико-химических приборах (термометрах, барометрах, манометрах, ареометрах)
2) В изготовлении ламп
3) Электролизных установках
4) При получении серебра и золота
5) Различных амальгам
6) В органическом синтезе
Соединения ртути
Оксид ртути –HgO - в свободном виде в природе не встречается. Полученный в результате синтеза оксид ртути – желтого или красного цвета. Термически неустойчив, распадается при 4000 С
2HgO → 2Hg + O2
Хлорид ртути HgCI2– сулема, алмас.
Устойчивое соединене, хорошо растворяется в органических растворителях, в вводе растворяется хуже. Гидролизуется , образуется оксихлорид ртути:
HgCI2 + HOH → Hg – O – Hg + 2HCI
Способы получения:
1) Hg + Cl2 → HgCI2
2) HgSO4 + 2NaCI → HgCI2 + Na2SO4
HgCI2 применятся в медицине, 0,2-0,4 г. являются смертельными для человека.
IV) Закрепление изученного.
1) Вставьте слова, пропущенные в тексте.
Атомы ____ в отличие от атомов ____ легко принимают наружные электроны, являются ____
2) Вставьте слова , пропущенные в тексте.
Металлические свойства элементов с увеличением порядкового номера в периодах ____
В группах металлические свойства элементов ____
3) Как изменяется потенциал ионизации в ряду Zn – Cd – Hg?
4)Как изменяется радиус атомов в ряду Zn – Cd – Hg ?
5)К каким изменениям химических свойств приводит изменение вышеуказанных параметров?
V) . Оценки и домашнее задание.
Д/З § конспект
Литература
1. Хомченко Г.П. Химия для поступающих в вузы. М.: Высшая школа., 1985. -367 с.
2. Нурахметов Н.Н. Методическое руководство, Алматы., Мектеп, 2006. – 191 с.

Источник: http://Литература 1. Хомченко Г.П. Химия для поступающих в вузы. М.: Высшая школа., 1985. -367 с. 2. Нурахметов Н.Н. Методичес
Категория: Химия | Добавил: litas (29.07.2014) | Автор: Тасименова Лилия Владимировна E
Просмотров: 929 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 1
1 гужик   (10.11.2014 00:46)
Интересный и содержательный урок, много заданий логического и репродуктивного характера.

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz


  • Copyright "Школа" Интернет-портал "Детство-kz"© 2016
    Сайт управляется системой uCoz