Главная | Регистрация | Вход | RSSПятница, 09.12.2016, 12:43

Учителя Алматы

Меню сайта
Категории раздела
Биология [28]
ИЗО [12]
Профессиональное обучение [6]
Внеклассное чтение [16]
География [22]
Духовные ценности [10]
Если хочешь быть здоров [48]
Информатика [58]
История [49]
Иностранный язык [99]
Книжная полка [49]
Компьютер-бум [10]
Казахский язык и литература [182]
Математика [85]
Мир науки [11]
Моя Родина - Казахстан [42]
Музыка [97]
Начальная школа [399]
Общество семи муз [12]
Психологический клуб [11]
Русский язык и литература [132]
Родительское собрание [11]
Творческая личность [20]
Технология [21]
Физика [20]
Химия [31]
Экологическое воспитание [13]
Самопознание [35]
Наш опрос
Считаете ли вы результаты ЕНТ справедливыми?
Всего ответов: 1522
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Мастерская учителя » Химия

Тема урока: "Фосфор и его соединения "
Абылгазина Ж.С.
Учитель химии и биологии
Средней школы № 4
города Аксу
Павлодарской области

Тема урока: "Фосфор и его соединения "

Цель урока:
Образовательная: Изучить строение атома фосфора, на основании его положения в ПСХЭ Д.И. Менделеева, физические и химические свойства, способы получения фосфора и его соединений, распространенность в природе и практическую значимость, повторить понятие «Аллотропия» , рассмотреть аллотропные модификации фосфора, закрепить понятия «хим. элемент», «простое вещество».
Развивающая: содействовать развитию у учащихся исследовательских умений в процессе обучения в сотрудничестве, развивать познавательный интерес, умения систематизировать, обобщать и закреплять навыки составления химических уравнений на основе химического эксперимента
Воспитательная: способствовать созданию условий для самореализации личности, для взаимопомощи и индивидуальной ответственности каждого в группе, поддерживать интерес к изучению химии через самостоятельную работу, воспитывать сотрудничество, продолжить формирование культуры общения и коммуникативных умений учащихся.

Оборудование: Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева, химические реактивы, интерактивная доска, презентация, видеоролик «Горение фосфора в хлоре»,
Форма проведения занятия: урок-презентация с использованием интерактивной доски.
Методы и приемы: наглядные, частично-поисковые, проблемного изложения.
Тип урока: изучения нового материала и первичного закрепления полученных знаний.

Ход урока:
1 Организационный момент.
УЧИТЕЛЬ: Здравствуйте, ребята! Мне приятно видеть вас сегодня на уроке. Но прежде чем мы его начнем, мне хотелось бы знать ваше настроение в начале урока.
Упражнение «Подари улыбку». Участники становятся в круг, берутся за руки. Каждый по очереди дарит улыбку своим соседям слева и справа, важно при этом смотреть друг другу в глаза. Что чувствовали? Какое сейчас настроение?
Я вижу, что настроение у вас хорошее, поэтому на уроке все должно получиться также хорошо. А начнем мы свой урок с проверочной работы по теме «Азот и его соединения». У вас на столах лежат варианты тестовой работы и листочки, которые необходимо подписать. Время на работу 3 минуты. Желаю успеха.
(выполняют работу)
ВАРИАНТ 1
1. В атоме азота число электронов:
А) 5 Б) 7 В) 4 Г) 9
2. Какое утверждение верно:
А) азот в свободном состоянии находится в атмосфере Земли
Б) азот в свободном состоянии находится в земной коре
В) азот в свободном состоянии в природе не встречается
Г) азот существует только в виде соединений
3. Аммиак – это
А) бесцветный газ Б) с резким запахом В) плохо растворим в воде Г) тяжелее воздуха
4.При взаимодействии меди с концентрированным раствором азотной кислоты происходит выделение газа:
А). NO Б). N2O В). NO2 Г). NH3
5. Соли азотной кислоты называются:
А). сульфатами
Б) нитратами
В) фосфатами
Г) хлоридами

ВАРИАНТ 2
1. При взаимодействии азота с кислородом образуется:
А) NH3 Б) HNO3 В) HNO3 Г) NO2
2. Каким способом получают аммиак в лаборатории:
А) прямым синтезом азота и водорода
Б) при нагревании солей аммония с гашеной известью
В) восстановлением оксидов азота в токе водорода
Г) взаимодействием солей аммония с кислотами
3. Азотная кислота взаимодействует:
А) с основными оксидами
Б) с кислотными оксидами
В) с основаниями
Г) с кислотами
4. Азотную кислоту хранят в склянках из темного стекла, поскольку при действии солнечного света она разлагается с образованием:
А). NH3 и O2 В) NO2 и O2
Б) NO и NO2 Г) NO2 и N2O
4. При взаимодействии азота с водородом образуется:
А) NO2 Б) N2O В) NO Г) NH3

УЧИТЕЛЬ: Итак, время истекло, и я прошу вас обменяться работами для взаимопроверки. Правильные ответы указаны на слайде.

вариант Вопрос 1 Вопрос 2 Вопрос 3 Вопрос 4 Вопрос 5
1 Б А А,Б В Б
2 Г Б А,В В Г

УЧИТЕЛЬ: Поднимите руку, у кого нет ни одной ошибки. У кого одна ошибка? А две? Передайте свои работы мне.
2. Изучение нового материала

УЧИТЕЛЬ: Мы продолжаем изучение отдельных элементов периодической системы Менделеева. Сегодня на уроке речь пойдет о химическом элементе, участвующем в детективной истории, отрывок из которой я вам сейчас прочту.

УЧИТЕЛЬ: ( отрывок из книги) «…Да. Это была собака, огромная, черная, как смоль. Но такой собаки никто из нас, смертных, еще не видывал. Из ее пасти вырывалось пламя, глаза метали искры, по морде и загривку переливался мерцающий огонь. Его огромная пасть все еще светилась голубоватым пламенем, глубоко сидящие дикие глаза обведены огненными кругами. Я дотронулся до этой светящейся головы и, подняв руку, увидел, что мои пальцы тоже засветились в темноте»
Узнали? Что же это за произведение? (Ответ детей)
Да, вы правы. Это отрывок из произведения Артура Конан Дойля “Собака Баскервилей». Назовите химический элемент, который замешан в этой истории.
УЧАЩИЕСЯ: Фосфор.
УЧИТЕЛЬ: Молодцы! Действительно, тема сегодняшнего урока «Фосфор» . Откройте тетради и запишите тему урока. Цель нашего урока: получить знания о химическом элементе, простом веществе фосфоре, его аллотропных модификациях, химических свойствах, применении и значении фосфора в природе и жизни человека.

Так давайте поближе познакомимся с фосфором и его соединениями
Характеристика элемента по его положению в ПСХЭ.
Задание 1
1. Охарактеризуйте фосфор как химический элемент по его положению в периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева по плану.
1. Порядковый номер, номер периода, группа, подгруппа, относительная атомная масса;
2. Заряд ядра, расположение электронов в атоме, электронная формула
3. Валентность, степень окисления.
4. Формула летучего водородного соединения и высшего оксида.
УЧИТЕЛЬ: А теперь о распространенности фосфора в природе нам расскажет.
УЧЕНИК: Фосфор принадлежит к весьма распространённым в природе элементам. Он занимает 13 место среди всех элементов. Вследствие высокой химической активности фосфор в свободном состоянии в природе не встречается. Он содержится не менее чем в 190 минералах, из которых главнейшими являются апатиты и фосфориты . Незадолго до войны было открыто очень крупное месторождение фосфоритов Каратау в Казахстане.
На основе Каратауского бассейна работает Жанатасский обогатительный комбинат. В Актюбинской области разрабатывается крупное месторождение фосфоритов. На базе этих фосфоритов работают фосфорные заводы в Таразе, Шымкенте и в Актобе. Фосфор содержится в семенах растений, в белке молока и крови животных, в нервных, мышечных, костных тканях и в мозговых клетках человека. Особенно богаты им мозговые клетки. В сутки человеку необходимо примерно 2 г. фосфора.
Ребята запишите, что фосфор в природе встречается в соединениях, его природные минералы – фосфориты и апатиты.
Нами пройдена половина пути и настало время немного отдохнуть. И наша следующая ступенька «Физминутка».
УЧИТЕЛЬ. Будьте здоровы! Садитесь! А теперь речь поведем о фосфоре как о простом веществе. Существует в природе - белый фосфор, красный и черный фосфор. Ребята, как называется явление существования нескольких простых веществ, образованных одним химическим элементом?
УЧАЩИЕСЯ: Аллотропия.
УЧИТЕЛЬ: А как в таком случае вы назовете вещества белый, красный и черный фосфор?
УЧАЩИЕСЯ: Аллотропными модификациями фосфора.
УЧИТЕЛЬ: Я предлагаю вам самостоятельно заполнить таблицу, лежащую у вас на столах и сравнить физические свойства аллотропных видоизменений фосфора. А поможет вам выполнить это задание учебник и дополнительный материал
Работа в группах.
Задание: дайте характеристику
1 группа – белому фосфору
2 группа – красному фосфору
3 группа – черному фосфору
По следующему плану:
Характер особенности Белый Красный Черный
1. Физическое состояние
2. Цвет
3. Растворимость в воде
4. Запах
5. Химическая активность
6. Свечение
7. Действие на организм

Белый фосфор- кристаллическое вещество, бесцветный с желтоватым оттенком, в воде не растворяется, имеет чесночный запах, в темноте светится, является сильным ядом. Химическая активность высокая.
Красный фосфор – порошкообразное вещество, темно-красного цвета, в воде не растворяется, не имеет запаха, не светится, и не ядовит. Химическая активность низкая.
Черный фосфор – твердое вещество, по внешнему виду похож на графит, черного цвета. Не ядовит, не имеет запаха. В воде не растворяется. Черный фосфор – это наименее активная аллотропия фосфора. Не светится в темноте.
УЧИТЕЛЬ: Давайте проверим. (По очереди отвечают).
УЧИТЕЛЬ: Ребята, вы видите, что свойства белого, красного и черного фосфора различны, хотя они образованы одним химическим элементом. Как вы думаете, почему различны их свойства?
Правильно. Различие заключается в строении этих веществ. Белый фосфор – кристаллической вещество, состоит из молекул Р4, имеющих форму тетраэдра. Красный фосфор имеет полимерное строение, то есть тетраэдры Р4 связаны друг с другом в длинные цепи. Черный фосфор имеет слоистую атомную кристаллическую решетку.

УЧИТЕЛЬ: А теперь мы рассмотрим химические свойства фосфора и его соединений.
Работа в группах. 3 мин
1 группа – химические свойства фосфора
2 группа –физические и химические свойства оксида фосфора
3 группа – физические и химические свойства фосфорной кислоты.
Внимание на экран! ( видео «взаимодействие фосфора с кислородом).
С каким веществом реагировал фосфор? (Ответ: с кислородом).

1 группа – 1) P + O2 = 2) P + Ca = 3) P + H2 =
2 группа – 1) P2O5 + 3H2O = 2) P2O5 + NaOH = 3) P2O5 + K2O =
3 группа – 1) H3PO4 + CaO = 2) H3PO4 + KOH = 3) H3PO4 + NaCl =

Видео «качественная реакция на фосфат-ион» К3РО4+АgNO3=

Осуществите следующие превращения: P P2O5 H3PO4 Na3PO4 Аg3PO4
Ответ: 4P + 5O2 = 2 P2O5
P2O5 + 3H2O = 2 H3PO4
H3PO4 + 3NaOH = Na3PO4 + 3H2O
Na3PO4 +3 АgNO3 = Аg3PO4 + 3NaNO3
Применение.
Фосфор используют для получения ядохимикатов, фосфорной кислоты, удобрений, моющих средств и для производства спичек.
1. Много красного фосфора идет на производство спичек. Головка спички содержит смесь бертолетовой соли, дихромата калия, стекла и клея. На спичечный коробок нанесена намазка из красного фосфора, сульфида сурьмы и клея. При трении головки спички о коробок спичка загорается:
6P + 5KClO3 => 3P2O5 + 5KCl + Q
2. Соединения фосфора входят в состав минеральных удобрений, необходимых растениям.
3. Хлорофос, дихлофос, карбофос – это фосфорорганические соединения, используемые для борьбы с насекомыми-вредителями.

III. Закрепление (обучающее тестирование).
1. Распределение электронов по энергетическим уровням в атоме фосфора:
1) 2,8,3;
2) 2,5;
3) 2,8,5;
4) 2,8,8,5.
2. Высшая степень окисления фосфора равна:
1) +1;
2) +2;
3) +3;
4) +5.
3. Общая формула, соответствующая высшему оксиду фосфора:
1) R2O;
2) RO;
3) R2 O3;
4) R2O 5.
4. Формула летучего водородного соединения фосфора:
1) RH3;
2) RH4;
4) H2R;
5) HR.
5. Фосфорная кислота взаимодействует с :
1) Медью;
2) Гидроксидом калия;
3) Соляной кислотой;
4) Оксидом магния.
На экран выводятся правильные ответы на предложенные задания для самопроверки и самооценки своих работ.
Ответы: 1) - 3 2) - 4 3) – 4 4) – 1 5) – 2,4

По окончании работы лист сдается на проверку учителю
5. Домашнее задание:
п. 20; № 9. творческое задание: презентация темы «Биологическое значение фосфора».
6. Итоги урока. Рефлексивно-оценочный этап.
Рефлексия впечатления от урока.
Что нового узнали ?
Какие были трудности ?
Довольны ли вы своей работой ?
Категория: Химия | Добавил: abylgazina (03.01.2015) | Автор: Жулдыз E
Просмотров: 457 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz


  • Copyright "Школа" Интернет-портал "Детство-kz"© 2016
    Сайт управляется системой uCoz