Главная | Регистрация | Вход | RSSСуббота, 03.12.2016, 09:38

Учителя Алматы

Меню сайта
Категории раздела
Биология [28]
ИЗО [12]
Профессиональное обучение [6]
Внеклассное чтение [16]
География [22]
Духовные ценности [10]
Если хочешь быть здоров [47]
Информатика [58]
История [48]
Иностранный язык [99]
Книжная полка [49]
Компьютер-бум [10]
Казахский язык и литература [181]
Математика [85]
Мир науки [11]
Моя Родина - Казахстан [42]
Музыка [97]
Начальная школа [399]
Общество семи муз [12]
Психологический клуб [11]
Русский язык и литература [129]
Родительское собрание [11]
Творческая личность [20]
Технология [21]
Физика [20]
Химия [31]
Экологическое воспитание [13]
Самопознание [35]
Наш опрос
Считаете ли вы результаты ЕНТ справедливыми?
Всего ответов: 1519
Статистика

Онлайн всего: 6
Гостей: 6
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Мастерская учителя » Химия

Проектное обучение – дорога в науку
Проектное обучение – дорога в науку
Торопкина Лариса Борисовна, Семей, ГУ СОШ №2, учитель биологии и химии

В современной школе одним из основных и интересных аспектов работы является организация проектной деятельности учащихся.
Проектное обучение является той педагогической технологией, которая в большей степени, чем многие другие отвечает требованиям профильного обучения, так как оно побуждает учащихся проявлять способность: а) к осмыслению своей деятельности с позиций ценностного подхода: социального, личностного, связанного с познавательным интересом, с жизненными и профессиональными планами; б) к целеполаганию, ориентированному на значимые результаты; в) к самообразованию и самоорганизации; г) к синтезированию, интеграции и обобщению информации из разных источников; д) видеть проблему, выдвигать гипотезы, демонстрировать интеллектуальные умения; е) делать выбор и принимать решения.
Работа над проектом начинается с определения проблемы, выявления затруднений, обоснования актуальности, анализа изученности, формулирования темы проекта, а также определения проблемы, формулирования гипотезы о результатах и путях их достижения, определения цели проекта и поэтапных задач.
Этапами разработки плана работы являются: 1. Определение сроков выполнения проекта, составление плана и графика промежуточной отчетности; 2. Выбор средств и методов выполнения.
3. Обсуждение критериев оценки качества проекта и способа оценивания. 4. Выбор способа оформления результатов и сценария презентации. 5. Выбор формы работы (индивидуальной, групповой), распределение обязанностей.
Реализация проекта: Сбор, анализ и обобщение информации из разных источников; проведение исследования, выполнение расчетов; подготовка наглядно-графического материала (графиков, диаграмм, таблиц, схем, фотографий, видеоматериалов и т.д.); оформление материалов для презентации; контроль и коррекция промежуточных результатов; рефлексия: обсуждение процесса и итогов работы, групповых и личностных достижений.
Современные подростки достаточно динамичны, обладают активной жизненной позицией. Однако в наш век информатизации дети пересыщены потоками информации. И не всегда те способы подачи информации, которые были действенны для предыдущих поколений, будут также действенны при изучении современного материала современными детьми. Мы все понимаем, что наша основная задача как педагогов не только снабдить учеников определённым набором знаний, обучить их основным способам и алгоритмам деятельности, но и научить ориентироваться в сложных потоках информации, умению ставить своевременные и наиболее актуальные вопросы и самостоятельно получать на них обоснованные ответы.
Одним из направлений образовательной деятельности в таком русле является компетентностный подход. Проектное обучение может послужить отправной точкой к возникновению интереса к той или иной науке, привести к исследованию. Многие педагоги считают научно-исследовательскую деятельность учащихся «высшим пилотажем» деятельностного и компетентностного подхода в образовании. Вовлеченные в исследовательскую деятельность, учащиеся сталкиваются с проблемами, имеющими смежный характер с профессиональными. Одновременно происходит насыщение гуманитарными знаниями, что способствует образованию личностных ценностей. Чем больше ценностей в сознании, тем легче ориентируется учащийся в мире.
Примером проектного обучения, приведшего к исследованию учащихся нашей школы является исследовательский проект Дурягина Владислава, учащегося 11 класса и Акылбековой Балжан, учащейся 10 класса по экологии «Фитоэкстракция урбанизированных почв декоративными культурами».
В настоящее время перспективным методом восстановления загрязненных территорий считается фиторемедиация – очистка почвы с помощью растений. Отдельные виды растений, произрастающие на загрязненных территориях, могут накапливать в своих тканях определенное количество тяжелых металлов.
В этом отношении данный научный проект является очень актуальным, имеет большое теоретическое и практическое значение.
В процессе выполнения проекта ребята проявили большую самостоятельность, проделав в летнее время эксперимент по выращиванию декоративных растений на искусственно загрязненных темно-каштановых почвах, обработали множество источников литературы по данной теме, провели статистическую обработку данных в лаборатории.
Результаты данной работы имеют большую теоретическую и практическую значимость, так как в ней отражены экспериментальные данные по фитоэкстракции никеля, кобальта, хрома газонной травой (Lolium perenne L.), циннией (Zinnia elegans L.) и амарантом (Amaranthus caudatus L.) из искусственно загрязненной почвы.
Основные положения работы:
Валовая концентрация кобальта при загрязнении почвы возрастает в 12,2 и 23,3 раза для дозы 2,5 ПДК и 5 ПДК соответственно. Концентрация никеля возрастает в 4,6 и 7,6 раз, содержание хрома – в 5,8 и 10,6 раз, подвижность изученных элементов в темно-каштановой почве убывает в ряду: Co > Ni > Cr.
При внесении максимальной дозы кобальта, его извлечение растениями увеличивается в 9-36 раз, никеля – 13- 16 раз, хрома в 6-8 раз. Максимальной способностью к извлечению никеля и хрома имеет Amaranthus caudatus L., а кобальта - Zinnia elegans L.
По значению КБП (коэффициента биологического поглощения) никель и кобальт по классификации А. И. Перельмана относятся к элементам сильного накопления, хром – элемент слабого накопления и среднего захвата. При внесении никеля в дозе 5 ПДК элемент во всех изученных растениях переходил в группу элементов энергичного накопления. Iа (индекс биологической аккумуляции) кобальта выбранных культур оценивается как средний, никель необходимо отнести к элементам интенсивной аккумуляции, хром – слабой аккумуляции.
Amaranthus caudatus L. и Zinnia elegans L. имеют на порядок большую биологическую продуктивность, чем Lolium perenne L. Поэтому эти растения характеризовались высоким выносом элементов. Теоретический вынос никеля амарантом – 30000 мкг/м2, кобальта – 5500 мкг/м2.
С увеличением концентрации внесенного металла от 2,5 до 5 ПДК вынос увеличивается соответственно дозе по градиенту концентрации. Это говорит о большом фитоэкстракционном потенциале исследованных культур по отношению к кобальту, никелю и хрому в условиях загрязнения концентрациями до 5 ПДК. Вынос хрома был гораздо ниже выноса кобальта и никеля. Это связано с низкой его мобильностью в почве и способностью проникать в ткани растений.
Таким образом, наиболее подходящими для целей фитоэкстракции изученных металлов в условиях загрязнения ими почв можно считать Amaranthus caudatus L. и Zinnia elegans L. при раздельных и смешанных посадках как взаимодополняющих декоративных культур.
Ребята успешно защитили проект в городской, областной научно-практической конференциях.
Занятие научно-исследовательской деятельностью – это хорошая стартовая площадка для тех учащихся, которые планируют в будущем продолжить свое образование в высших учебных заведениях. Задача преподавателя – организатора исследовательской работы - выявить одаренных учащихся и спланировать совместную работу таким образом, чтобы ребята смогли проявить себя в том или ином направлении деятельности.
Категория: Химия | Добавил: КНН (18.05.2011) | Автор: Торопкина Лариса Борисовна
Просмотров: 1905 | Теги: 11 класс, проект, химия | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz


  • Copyright "Школа" Интернет-портал "Детство-kz"© 2016
    Сайт управляется системой uCoz