Главная | Регистрация | Вход | RSSЧетверг, 08.12.2016, 01:17

Учителя Алматы

Меню сайта
Категории раздела
Биология [28]
ИЗО [12]
Профессиональное обучение [6]
Внеклассное чтение [16]
География [22]
Духовные ценности [10]
Если хочешь быть здоров [48]
Информатика [58]
История [48]
Иностранный язык [99]
Книжная полка [49]
Компьютер-бум [10]
Казахский язык и литература [181]
Математика [85]
Мир науки [11]
Моя Родина - Казахстан [42]
Музыка [97]
Начальная школа [399]
Общество семи муз [12]
Психологический клуб [11]
Русский язык и литература [129]
Родительское собрание [11]
Творческая личность [20]
Технология [21]
Физика [20]
Химия [31]
Экологическое воспитание [13]
Самопознание [35]
Наш опрос
Считаете ли вы результаты ЕНТ справедливыми?
Всего ответов: 1522
Статистика

Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Мастерская учителя » Химия

Авторская программа прикладных курсов по химии в профильном 11классе"Основы химического анализа"1
ПРОГРАММА
прикладного курса
«Основы химического анализа»

Пояснительная записка
11 класс (1 час в неделю, всего 34часа)
Программа прикладного курса составлена на основе ГОСО 2002, концепции образования РК 2003 г, инструктивного письма 2007, с учётом стратегических задач нашего правительства (Казахстан – 2030, Послание Президента Н.Назарбаева «Новый Казахстан – в новом мире».
Введение естественно-математического профиля обучения в общеобразовательной школе, где профильные предметы – математика, химия, физика, география, биология, явилось необходимым на сегодняшний день разработать для профильного класса курса по дополнению и углублению базового предметного образования по химии, по подготовке учащихся к ЕНТ по профильному предмету, приобретению знаний и навыков, освоению способов деятельности для решения практических, жизненных задач.
Данный курс разработан для 11 класса с углубленным изучением химии и является логическим дополнением к основному изучаемому материалу.
Целью курса является систематизация, расширение и углубление знаний об основах качественного и количественного анализа. Для реализации этой цели необходимо добиться решения следующих задач:
1. систематизировать имеющиеся у учащихся знания о качественных реакциях;
2. ознакомить учащихся с основными методами качественного и количественного анализа;
3. рассмотреть различные аналитические группы катионов и анионов, а также способы их определения;
4. приблизить содержание обучения химии в школе к вузовской программе;
5. развить умение научно анализировать химические явления и процессы.
В основу изучения материала положена классификация катионов и анионов на отдельные аналитические группы, различные методы количественного анализа. Это позволит более четко проводить характерные качественные реакции, использовать те или иные групповые реагенты для определения качественного состава смеси ионов, познакомить учащихся с основными методами количественного анализа. Для формирования практических навыков и наиболее глубокого и осознанного понимания учащимися учебного материала использованы лабораторные опыты и практические работы.
Программа по курсу “Основы химического анализа” способствует углублению и расширению знаний по химии, совершенствованию навыков работы с химическим оборудованием, закрепляет умение наблюдать, анализировать, обобщать, ставить опыты, проводить эксперименты, соблюдая правила техники безопасности, работы со справочной и научной литературой.

Программа предполагает развитие у учащихся:
• интеллекта;
• творческого мышления;
• самостоятельного мышления;
• навыков самоконтроля;
• навыков самоанализа;
• прикладной стороны мышления;
• познавательного интереса к процессам, происходящим в природе.
Программа составлена с учетом современного состояния науки и содержания предметной области “Химия” в средней общеобразовательной школе. Она соответствует требованиям Государственного образовательного стандарта школьного курса по химии.
Данная программа позволяет реализовать следующие принципы обучения:
• дидактические (обеспечение самостоятельности и активности учащихся; достижение прочности знаний и умений; реализация политехнического обучения химии, профессиональной ориентации);
• воспитательные (трудолюбие, целеустремленность, развитие чувства ответственности, упорства и настойчивости в достижении поставленной цели);
• межпредметные, показывающие единство природы, что позволит расширить мировоззрение учащихся.

Содержание программы:
Тема 1: Введение.
История химического анализа. Предмет и задачи аналитической химии. Методы химического анализа.
Тема 2: Теоретические основы химического анализа.
Растворы. Свойства воды как растворителя. Состояние ионов в водных растворах. Равновесие в водных растворах. Химическое равновесие. Ионное произведение воды. Кислотно-основное равновесие в водных растворах. Кислотно-основные индикаторы. Комплексообразование в водных растворах. Равновесие в гетерогенной системе. Гомогенные и гетерогенные системы. Произведение растворимости. Образование осадков. Растворение осадков. Экстракция.
Тема 3: Качественный анализ.

Характеристика аналитических реакций. Условия и способы их выполнения. Анализ мокрым и сухим путём. Характеристика аналитических реакций. Классификация ионов. Дробный и систематический анализ. Сероводородный метод классификации катионов. Кислотно-щелочной метод классификации катионов. Классификация анионов. Обнаружение катионов (кислотно-щелочной метод качественного анализа). Катионы первой аналитической группы. Катионы второй аналитической группы. Катионы третьей аналитической группы. Катионы четвёртой аналитической группы. Катионы пятой аналитической группы. Катионы шестой аналитической группы. Обнаружение ионов. Анионы первой аналитической группы. Анионы второй аналитической группы. Анионы третьей аналитической группы.
Тема4: Количественный анализ.
Гравиметрический анализ. Аналитические весы. Способы проведения гравиметрического анализа. Аппаратура и техника проведения гравиметрического анализа. Примеры гравиметрических определений. Титриметрический анализ. Классификация титриметрических методов анализа. Аппаратура и техника выполнения титриметрического анализа. Расчёты в титриметрическом анализе. Метод нейтрализации. Определение жёсткости воды. Колориметрический анализ.
Тема 5: Обобщение знаний по курсу.
Аналитическая химия – наука о методах определения химического состава веществ. Значение аналитической химии.

Программа:
Введение. (2ч)
История химического анализа. Предмет и задачи аналитической химии. Методы химического анализа.
Модуль 1: Теоретические основы химического анализа. (7ч)
Растворы. Свойства воды как растворителя. Состояние ионов в водных растворах. Равновесие в водных растворах. Химическое равновесие. Ионное произведение воды. Кислотно-основное равновесие в водных растворах. Кислотно-основные индикаторы. Комплексообразование в водных растворах. Равновесие в гетерогенной системе. Гомогенные и гетерогенные системы. Произведение растворимости. Образование осадков. Растворение осадков. Экстракция.
Лабораторные опыты:
I -1 «Состояние ионов меди в водных растворах»;
I – 2 «Определение рН растворов кислот и оснований»;
I – 3 «Определение рН растворов солей»;
I – 4 «Влияние электронной структуры центрального иона на окраску комплексов»;
I – 5 «Влияние природы лиганда на окраску комплекса»;
I – 6 « Экстракция иода хлороформом»;

Модуль 2: Качественный анализ. (17ч)
Характеристика аналитических реакций. Условия и способы их выполнения. Анализ мокрым и сухим путём. Характеристика аналитических реакций. Классификация ионов. Дробный и систематический анализ. Сероводородный метод классификации катионов. Кислотно-щелочной метод классификации катионов. Классификация анионов. Обнаружение катионов (кислотно-щелочной метод качественного анализа). Катионы первой аналитической группы. Катионы второй аналитической группы. Катионы третьей аналитической группы. Катионы четвёртой аналитической группы. Катионы пятой аналитической группы. Катионы шестой аналитической группы. Обнаружение ионов. Анионы первой аналитической группы. Анионы второй аналитической группы. Анионы третьей аналитической группы.
Лабораторные опыты:
II – 1 «Взаимодействие ионов серебра (I) с групповым реагентом;
II – 2 «Осаждение оксида серебра (I);
II - 3 «Взаимодействие ионов свинца (II) с групповым реагентом;
II - 4 «Получение и свойства гидроксида свинца (II);
II - 5 «Обнаружение ионов свинца (II) сухим путём (реакция с иодидом калия);
II - 6 «Микрокристаллическое обнаружение ионов кальция»;
II - 7 «Взаимодействие ионов бария с гипсовой водой»;
II - 8 «Образование хромата бария»;
II - 9 «Взаимодействие ионов алюминия с групповым реагентом»;
II - 10 «Взаимодействие ионов хрома (III) с групповым реагентом»;
II - 11 «Окисление ионов хрома (III) пероксидом водорода»;
II - 12 «Окисление ионов хрома (III) перманганатом калия в кислой среде»;
II - 13 «Взаимодействие ионов цинка с групповым реагентом»;
II - 14 «Реакция ионов цинка с гексацианоферратом (II) калия и гексацианоферратом (III) калия»;
II - 15 «Взаимодействие ионов железа (III) с групповым реагентом»;
II - 16 « Получение берлинской лазури»;
II - 17 «Взаимодействие ионов железа (II) с групповым реагентом» ;
II - 18 «Получение турнбулевой сини»
II – 19 «Взаимодействие ионов марганца (II) с групповым реагентом»;
II -20 «Взаимодействие ионов магния с групповым реагентом»;
II - 21 «Получение магний-аммонийфосфата»;
II - 22 «Микрокристаллоскопическое обнаружение ионов магния»;
II - 23 «Взаимодействие ионов меди (II) с групповым реагентом;
II - 24 «Взаимодействие ионов меди (II) с гексацианоферратом (II) калия»;
II - 25 «Взаимодействие ионов никеля (II) с групповым реагентом»;
II - 26 «Взаимодействие ионов кобальта (II) с групповым реагентом»;
II - 27 «Взаимодействие ионов кобальта (II ) с роданидом аммония»;
II - 28 «Взаимодействие солей аммония со щелочами»;
II - 29 «Удаление солей аммония из раствора с помощью прокаливания»;
II - 30 «Взаимодействие сульфат-ионов с групповым реагентом»;
II - 31 «Обнаружение оксида серы (IV)»;
II - 32 «Восстановление сульфат-ионов цинком в кислой среде»;
II - 33 «Взаимодействие карбонат-ионов с групповым реагентом»;
II - 34 «Обнаружение оксида углерода (IV)»;
II - 35 «Взаимодействие фосфат ионов с магнезиальной смесью»;
II - 36 «Обнаружение дихромат-ионов»;
II - 37 «Взаимодействие тиосульфат-ионов с нитратом серебра»;
II - 38 «Взаимодействие хлорид-ионов с групповым реагентом»;
II - 39 «Окисление бромид-ионов хлорной водой»;
II - 40 «Окисление иодид-ионов хлорной водой»;
II - 41 «Обнаружение бромид- и иодид-ионов в смеси»;
II - 42 «Обнаружение сульфид-ионов»;
II - 43 «Восстановление нитратов-ионов медью в сильной кислоте»;
II -44 «Обнаружение нитрат-ионов с помощью дифениламина».
Практическая работа №1: «Качественный анализ раствора».
Модуль 3: Количественный анализ. (8ч)
Гравиметрический анализ. Аналитические весы. Способы проведения гравиметрического анализа. Аппаратура и техника проведения гравиметрического анализа. Примеры гравиметрических определений. Титриметрический анализ. Классификация титриметрических методов анализа. Аппаратура и техника выполнения титриметрического анализа. Расчёты в титриметрическом анализе. Метод нейтрализации. Определение жёсткости воды. Колориметрический анализ.
Практическая работа №2: «Гравиметрическое определение сульфат-ионов»;
Практическая работа №3: «Приготовление рабочего раствора соляной кислоты»;
Практическая работа №4: «Определение карбонатной жёсткости воды»;
Практическая работа №5: «Определение содержание ионов железа в воде тиоцианатным методом».
Модуль 4: Обобщение знаний по курсу. (1ч)
Аналитическая химия – наука о методах определения химического состава веществ. Значение аналитической химии.
После изучения данного курса
ученик должен знать:
задачи качественного и количественного анализа;
методы химического анализа;
классификацию аналитических реакций;
характеризовать химические элементы основе
положения в периодической системе;
знать классификацию катионов и анионов;
основные термины и понятия;
ученик должен уметь:
уметь на практике осознанно применять полученные знания;
определять, из каких элементов, атомов или ионов состоит вещество, какие компоненты входят в состав той или иной системы;
определять признаки и условия протекания изучаемых реакций;
определить, в каком соотношении содержатся данные компоненты в данной системе;
наблюдать и вести грамотные записи наблюдаемых явлений;
проводить химические эксперименты;
составлять сравнительные таблицы и схемы, строить графики полученных результатов, наблюдений и исследований, делать выводы.

Литература:
1.Понамарёв В.Д. Аналитическая химия.- М:
«Медицина», 1992г, 299 с.
2. Астафуров В.И. Химический анализ.- М: «Просвещение», 1982г, 156 с.
3. Бусеев А.И., Ефимов И.П. Словарь химических терминов.-М: «Просвещение» 1989г, 209с.
4. Потапов В.М., Хомченко Г.Н. Химия.- М: «Высшая школа» 1982г, с. 70-99.
5. Коржев ПП. Справочник по химии.- М: «Просвещение» 1986г, 378 с.
6. Третьяков Ю.Д. Химия – справочные материалы. – М: «Просвещение» 1994г, с. 39-64.
Категория: Химия | Добавил: kassiopej (19.03.2012) | Автор: Рапацевич Людмила Васильевна E
Просмотров: 2843 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 1.5/2
Всего комментариев: 1
1 Тома   (20.06.2014 14:11)
Программа содержит много лабораторных опытов, поэтому будет интересна в обучении для одиннадцатиклассников, также программа отвечает Госстандарту и является дополнением к основному курсу, которое расширит и углубит знания по химии и будет способствовать развитию практических навык.

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz


  • Copyright "Школа" Интернет-портал "Детство-kz"© 2016
    Сайт управляется системой uCoz