Главная | Регистрация | Вход | RSSПятница, 09.12.2016, 18:42

Учителя Алматы

Меню сайта
Категории раздела
Биология [28]
ИЗО [12]
Профессиональное обучение [6]
Внеклассное чтение [16]
География [22]
Духовные ценности [10]
Если хочешь быть здоров [48]
Информатика [58]
История [49]
Иностранный язык [99]
Книжная полка [49]
Компьютер-бум [10]
Казахский язык и литература [182]
Математика [85]
Мир науки [11]
Моя Родина - Казахстан [42]
Музыка [97]
Начальная школа [399]
Общество семи муз [12]
Психологический клуб [11]
Русский язык и литература [132]
Родительское собрание [11]
Творческая личность [20]
Технология [21]
Физика [20]
Химия [31]
Экологическое воспитание [13]
Самопознание [35]
Наш опрос
Считаете ли вы результаты ЕНТ справедливыми?
Всего ответов: 1522
Статистика

Онлайн всего: 4
Гостей: 4
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Мастерская учителя » Химия

Фосфор. Известный и неизвестный.
Тема урока: Фосфор. Известный и неизвестный..
Цель урока: обеспечить усвоение учащимися знаний о фосфоре как о химическом элементе и простом веществе;
Задачи урока:
Образовательная - рассмотреть особенности фосфора как химического элемента, как простого вещества, а также рассмотреть его аллотропные модификации и химические свойства.
Развивающая - продолжить развитие мыслительных процессов и логических операций, т.е., развивать у учащихся умение анализировать материал и грамотно излагать свои мысли.
Воспитательная - воспитание усидчивости, научной любознательности, внимательности.
Тип урока: урок новых знаний с применением элементов технологии критического мышления через чтение и письмо.
Методы: словесно-наглядные с элементами игры
Оборудование: флипчарты, презентация, сигнальные карточки, коллекция минералов, красный фосфор, тестирующий комплекс PASCO>

Ход урока.

I. Организационный момент.
II. Изучение нового материала
Мотивация учащихся.
Учитель: Здравствуйте ребята! Мне приятно видеть вас сегодня на уроке, где нам предстоит познакомиться с веществом, его соединениями, существование которых долгое время было окутано тайной. Но прежде чем открыть тайну, хотелось бы знать ваше настроение в начале урока и после изучения материала. Для этого обозначьте любой цветовой карточкой свое восприятие начала урока (мы их назовем«светофоры настроения»:зеленый- хорошее,желтый- нейтральное,красный –не очень), (учитель комментирует результаты и сообщает, что настроение у ребят такое хорошее, что на уроке все должно получиться также хорошо).
Сегодня на уроке речь пойдет о химическом элементе, который участвует в детективной истории
Учащийся: читает отрывок из книги «… Да! Это была собака, огромная черная, как смоль. Но такой собаки еще никто из нас смертных не видывал. Из ее отверстой пасти вырывалось пламя, глаза метали искры, по морде и загривку переливался мерцающий огонь. Ни в чьем воспаленном мозгу не могло бы возникнуть видение более страшное, более омерзительное, чем это адское существо. Выскочившее на нас из тумана… страшный пес величиной с молодую львицу. Его огромная пасть все еще светилась голубоватым пламенем, глубоко сидящие дикие глаза были обведены огненными кругами. Я дотронулся до этой светящейся головы и, отняв руку, увидел, что мои пальцы тоже засветились в темноте».
Узнали? Артур Конан Дойл. Собака Баскервилей», назовите химический элемент, который замешан в этой скверной истории.
Флипчарт №1 Артур Конан Дойл «Собака Баскервилей»

Учащиеся: Фосфор.
Учитель: тема нашей беседы: Фосфор. Нам предстоит сегодня выяснить могло ли быть такое в действительности, имеет ли фосфор такие свойства. Прав ли Артур Конан Дойл. (флипчарт № 2). А начнем мы с истории открытия элемента № 15.
1. История открытия элемента (сообщение учащегося)
Фосфор открывали несколько раз. Причем всякий раз получали его из … мочи. Есть упоминания о том, что первооткрывателем фосфора был арабский алхимик Альхильд Бехиль (XII век), перегонявший мочу с глиной, известью и углем. Но все же годом открытия фосфора считается 1669-й. (Демонстрация флипчарта №3.)
Гамбургский алхимик-любитель Хеннинг Бранд, разорившийся купец, хотел с помощью алхимии поправить свои дела и в поисках “философского камня” и проводил опыты с разными веществами. Он собрал около тонны мочи из солдатских казарм, выпарил, затем перегнал до образования твердого остатка, при нагревании которого образовалось вещество, ярко светившееся в темноте. Бранд назвал его фосфором, что в переводе с греческого означает “светоносец”. Способ получения фосфора держался в секрете. В третий раз фосфор открыл Р.Бойль в 1680 году.

2. Фосфор как химический элемент.
Беседа:

- Каково положение фосфора в периодической системе химических элементов Д.И.Менделеева?

- Составьте схему строения атома фосфора, сделайте вывод о проявлении свойств (флипчарт №4)

- Определите возможные степени окисления фосфора в соединениях.(флипчарт №5 ученик определяет степени окисления фосфора и «перетаскивает» формулы веществ по столбикам)

- Составьте формулу летучего водородного соединения и высшего оксида, расставьте степени окисления. Каков характер оксида? (флипчарт №6)

3. Аллотропные видоизменения фосфора (демонстрация флипчарта №7)

Учитель: Необычное светящееся вещество, полученное Брандом, - белый фосфор. Кроме белого, есть еще красный фосфор и черный фосфор. Как называется явление существования нескольких простых веществ, образованных одним химическим элементом?

демонстрация флипчарта №7 (на флипчарте ссылка на видеофрагмент, в котором описываются свойства белого и красного фосфора), после просмотра видеофрагмента - задание: распределить перечисленные свойства по столбикам, соответствующим белому и красному фосфору. В результате на доске получается сравнительная характеристика аллотропных модификаций фосфора:
Тип кристаллической решетки
Внешний вид
Ядовит (или нет)
В чем растворяется
t°воспламенения
- Сходны или различны свойства белого и красного фосфора?

- Чем объясняются различия в свойствах?

Демонстрация флипчарта № 7

- Какой тип кристаллической решетки у белого фосфора? Красного фосфора?

Молекула белого фосфора состоит из четырех атомов, построенных в форме тетраэдра. Красный фосфор имеет атомную кристаллическую решетку с довольно сложным строением. Существует еще чёрный фосфор - полимерное вещество с металлическим блеском, похожее на графит, без запаха, жирное на ощупь. Не растворим в воде и в органических растворителях. Атомная кристаллическая решётка, полупроводник

- Как вы думаете, можно ли из одного аллотропного видоизменения фосфора получить другое? (видеофрагмент опыта)

- Какова температура воспламенения белого фосфора? Прав ли был А.Конан-Дойл в описании собаки Баскервилей?

Белый фосфор самовозгорается на воздухе. Кроме того, процесс окисления катализируется органическими веществами, в частности, шерстью. Поэтому собака Баскервилей не могла быть раскрашена белым фосфором.

4. Фосфор часто называют многоликим элементом, не только из-за аллотропных видоизменений, но и благодаря химическим свойствам. Этот элемент может проявлять как окислительные, так и восстановительные свойства.
(флипчарт №8 - схема фосфор восстановитель, окислитель) (ссылка на демонстрационный эксперимент горение фосфора)
- Составьте уравнение реакции горения фосфора, объясните окислительно-восстановительный процесс.

4Р + 5О2 = 2Р2 О5

Свечение белого фосфора объясняется медленным окислением кислородом воздуха. Это один из примеров реакций, при которых химическая энергия превращается в световую (фосфоресценция). Подобные превращения иногда наблюдаются и при других химических и биохимических процессах, например, при “свечении моря”.

- С какими веществами фосфор проявляет себя как окислитель?

Составьте уравнение реакции взаимодействия с магнием и кальцием, назовите продукты (двое учащихся работают у доски).

3Mg + 2P = Mg3 P2
3Са + 2Р= Са3 Р2
Следующее задание – «Поймай рыбку» (осуществить цепочку превращений). Правильные уравнения превращений скрыты опцией «Шторка» По мере решения цепочки, правильные ответы можно приоткрывать.
P —> P2 O5—>H3 PO4 —>Na3PO4 —>Ag3 PO4

Демонстрация видеофрагмента опыта фосфор с азотной кислотой.
Задание написать уравнение реакции.
Р + НNO3+ H2 O =H3 PO4+NO2+Н2 О
5. Блеф – игра. Верите ли вы, что…
Верите ли вы, что … свеча может загораться сама.
Делается это так: на фитиль наносят раствор белого фосфора в сероуглероде, а растворитель довольно быстро испаряется, а оставшиеся на фитиле крупинки фосфора окисляются кислородом воздуха и самовоспламеняются.

Верите ли вы, что… существуют «божественные надписи, вспыхивающие на стенах.
Тот же раствор, те же реакции. Если раствор достаточно насыщен, надписи сначала светятся, а затем вспыхивают и исчезают.
Верите ли вы, что…монахи «светятся».
«Светящийся монах»
Из воспоминаний академика С.И. Вольфковича: «Фосфор получался в электрической печи, установленной в Московском университете на Моховой улице. Так как эти опыты проводились тогда в нашей стране впервые, я не предпринял тех предосторожностей, которые необходимы при работе с газообразным фосфором - ядовитым, самовоспламеняющимся и светящимся голубоватым цветом элементом. В течениемногих часов работы у электропечи часть выделяющегося газообразного фосфора настолько пропитала мою одежду и даже ботинки, что когда ночью я шел из университета по темным, не освещенным тогда улицам Москвы, моя одежда излучала голубоватое сияние, а из под ботинок (при трении их о тротуар) высекались искры.
За мной каждый раз собиралась толпа, среди которой, несмотря на мои объяснения, немало было лиц, видевших во мне « новоявленного» представителя потустороннего мира. Вскоре среди жителей района моховой и по всей Москве из уст в уста стали передаваться фантастические рассказы о «светящемся монахе».
6. А в каком виде встречается фосфор в природе - в свободном виде или в виде соединений? (фосфор легко окисляется кислородом воздуха, поэтому в окружающей среде не может находиться без «взаимодействия» с кем - либо).
Предлагаю посетить минералогический музей, в котором представлены природные соединения фосфора – апатит и фосфорит (флипчарт №9, на карте отмечены месторождения фосфоритов на территории Казахстана)
Физминутка. Задание прием педагогической техники на концентрацию внимания): написать название любого из них, произнося вслух буквы в обратном порядке.
7.применений фосфора (сообщение учащегося «История спичек», после отгадывания загадки)
Флипчарт № Вставьте пропущенные буквы и отгадайте загадку и узнаете, что в черном ящике:
Известен людям фосфор красный
Ведь… зажигают все
В составе смеси безопасной
Он есть на каждом …
Запомним: в … …
Смесь соли с солью Бертолла
Мы чиркнем … о…
И вмиг окажемся в тепле
Задание – обнаружить при помощи реактивов в одном из трех неизвестных растворов наличие фосфат - иона, записать уравнение реакции в молекулярной и ионной форме.
III. Закрепление.
1.В завершении нашей работы давайте проведем творческую работу: 1вариант составляют СИНКВЕЙН, 2 вариант АКРОСТИХ.
Учащиеся озвучивают у доски свои творческие работы (флипчарты 10 и 11)
Синквейн Фосфор Белый красный Светится, реагирует. воспламеняется
Участвует в процессах окисления-восстановления Светоносный.
Акростих
Ф-фосфатный
О-огнеопасный
С-самовоспламеняющийся
Ф-фосфидный
О-окислительный
Р-разносторонний
2. Тестовые задания с выставлением оценок (с использованием тестирующего комплекса PASCO)
1. Распределение электронов по энергетическим уровням в атоме фосфора:
1) 2,8,3;
2) 2,5;
3) 2,8,5;
4) 2,8,8,5.

2. Высшая степень окисления фосфора равна:

1) +1;
2) +2;
3) +3;
4) +5.

3. Общая формула, соответствующая высшему оксиду фосфора:

1) R2O
2) RO;
3) R2O3
4) R2O5

4. Формула летучего водородного соединения фосфора:

1) RH3
2) RH4
4) H2R
5) HR.

5. Вещество Са3 Р2 называется:
1. фосфид кальция
2. фосфат кальция
3. фторид кальция
4. фосфин
6.Чтобы получить белый фосфор нужно:
1. нагреть красный фосфор без доступа кислорода
2. охладить красный фосфор
3. нагреть черный без доступа воздуха
4. растворить красный в воде.
Рефлексивный тест

1. Узнал много нового.

2. Мне это пригодится в жизни.

3. На поставленные вопросы я получил ответы.

4. На уроке работал (с интересом, без удовольствия) и цели урока достигнуты.

5. Самооценка - “ __”.
IV.Д/з: 1. Изучить текст учебника по теме “Фосфор”.
2. Сравнить: а) неметаллические свойства азота и фосфора как элементов; б) химическую активность азота и фосфора как простых веществ. Сделайте вывод.

3. Составить формулы веществ, образующих генетический ряд фосфора.
4. Индивидуальное задание. Подготовить сообщениe:
1) о биологической роли фосфора и его соединений.
Категория: Химия | Добавил: maks (14.05.2012) | Автор: Мусагулова Бахыт Рашитовна E W
Просмотров: 2841 | Теги: свечение, фосфор, мусагулова | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz


  • Copyright "Школа" Интернет-портал "Детство-kz"© 2016
    Сайт управляется системой uCoz