Главная | Регистрация | Вход | RSSСреда, 07.12.2016, 02:46

Учителя Алматы

Меню сайта
Категории раздела
Панорама [9]
Образование: модели и методы [60]
Управление [1]
Событие [18]
Воспитание и социализация [40]
Ступеньки к школе [11]
Профессиональное обучение [31]
Коррекционная педагогика [17]
Дополнительное образование [101]
Психологическая служба [47]
Родительское собрание [12]
Автограф на память [13]
Семиречье - взгляд сквозь годы [10]
Хочу поделиться [80]
Хроника [0]
Воспитание о образование в разных странах [2]
Наш опрос
Считаете ли вы результаты ЕНТ справедливыми?
Всего ответов: 1521
Статистика

Онлайн всего: 2
Гостей: 1
Пользователей: 1
Людмила1879

Каталог статей

Главная » Статьи » Рубрики журнала » Событие

Учитель - самая важная профессия на земле
№ 3, 2008 г.

В  южной столице прошло  пленарное заседание августовского совещания работников образования.

Состоялось оно в  Государственном академическом театре оперы и балета им. Абая. Здесь собрались лучшие педагоги, директора общеобразовательных школ, призеры конкурса “Учитель года”.

В большом педагогическом совете  приняли участие министр образования и науки РК Жансеит Туймебаев, аким Алматы Ахметжан Есимов, начальник управления образования Алматы Рахат Шимашева, акимы районов, директора школ, ректоры ведущих вузов города. Встреча была посвящена обсуждению Послания президента страны народу Казахстана “Улучшение благосостояния народа Казахстана – главная цель государственной политики”.

Разговор начался с дошкольного образования, развитию которого в нашем городе уделяется самое пристальное внимание.

– С каждым годом увеличивается охват детей 5-6-летнего возраста обязательной предшкольной подготовкой,  – сказала  начальник управления образования Алматы Рахат Сейдахметовна Шимашева. – Сейчас в Ауэзовском районе, например, готовится к открытию мини-центр – детский сад № 158 на 50 мест.

На базе 30 детских садов ведется работа по углубленному физическому воспитанию и оздоровлению детей. Во всех дошкольных учреждениях усилена профилактическая работа среди родителей, что по сравнению с прошлым годом привело к снижению заболеваемости малышей.

Немаловажное значение для воспитания имеет окружающая среда, – подчеркнула  Рахат  Сейдахметовна Шимашева. – Если с раннего детства ребенок видит, как взрослые с любовью относятся к природе и вещам, он начинает поступать так же. А это, согласитесь, хорошая основа для формирования гражданской позиции. Большое значение мы придаем новому конкурсу “Лучший детский сад по игровой деятельности”.

Впервые городское управление образования начало эксперимент по обучению казахскому языку детей трехлетнего возраста по учебнику И. Кубаевой “Начните, пожалуйста, говорить со мной по-казахски”. В эксперименте примут участие дети как государственных, так и частных детских садов.

В то же время в детсадах есть и проблемы – переполненность групп и большая очередность, требуют ремонта многие дошкольные учреждения. Сохраняется дефицит дошкольных мест. Он составляет более 10 тысяч.

На совещании не был обойден и вопрос качества среднего образования.

Средний балл ЕНТ в этом году по городу составил 71,36. Не может не тревожить тот факт, что произошло снижение показателей по всем основным позициям: только 466 выпускников (6,5%) набрали более 100 баллов, что на 8% ниже показателя прошлого года. Из 215 претендентов на аттестат о среднем общем образовании “Алтын белгi” всего 55 человек подтвердили свои отличные знания (25,6%), что на 34% ниже прошлогоднего результата.

– Наша задача разобраться в собственных профессиональных промахах, - подчеркнула Р.С.Шимашева. – Низкие результаты в ЕНТ показали 18 школ нового типа. Так, например, гимназия № 21 в городском рейтинге по ЕНТ опустилась с 16-го места на 58-е. Особенно “отличилась” школа-гимназия № 140, опустившись в рейтинге с 57-го на 74-е место. Эти факты свидетельствуют о самоуспокоенности первых руководителей школ, полной потере ими позиций лидеров в образовании.

В ходе заседания много говорилось о качестве современного учебного процесса. Так, в этом году итоги Единого национального тестирования показали снижение уровня знаний учеников по сравнению с прошлым  годом. Особенно абитуриенты не дружат с математикой. Средний балл ЕНТ по этому предмету составил всего 10,5. Многие ученики, претендовавшие на “Алтын белгi”, не оправдали возложенных на них надежд. Из 215 претендентов свои знания подтвердили лишь 55 человек.

Вместе с тем в городе имеются общеобразовательные школы, чьи результаты лучше, чем у вышеуказанных школ нового типа. Например, СШ № 7 в общегородском рейтинге с 82-го поднялась на 24-е место.

Участники районных совещаний, обсуждая итоги прошедшего года, были единодушны: главная причина низких показателей – в педагогических кадрах. Значительно снизилось, например,  качество работы учителей математики. Средний балл по этому предмету по городу – 10,3.

На пленарном совещании состоялся традиционный Парад педагогических идей. В нем приняли участие все желающие учителя. Вот какие предложения были внесены.

– Ввести горячее питание для учащихся предшколы.

– Территории дошкольных учреждений всегда отличались особым уютом и ухоженностью. Но сегодня их техническое состояние устарело. Просим акима города оказать помощь в благоустройстве территорий дошкольных учреждений, восстановлении малых архитектурных форм.

– В тестах ЕНТ имеются порою такие задачи, которые не под силу решить не только выпускникам школ, но и их учителям. Так три учителя в течение 30 минут не могли решить пример, предложенный в тестовом задании.  Особенно трудные  задачи даются по геометрии. Причем некоторые из них  ученики не могут решить только потому, что учебники не содержат соответствующих программ. И еще – предлагаем при тестировании на бумаге оставлять специальные поля, на которых можно было бы во время теста после перепроверки исправить один ответ на другой.

– Давайте повысим  престиж рабочих специальностей. Хорошо было бы предоставлять именные стипендии лучшим учащимся ПТШ.

– Сегодня сокращаются программы ПТШ на базе 9 классов, а этого делать не стоит. Срок обучения в профессиональной школе должен быть не менее 2 лет и 10 месяцев. Многие рабочие специальности ориентированы на получение только одной квалификации, а надо, чтобы выпускник профтехшколы или лицея обладал двумя-тремя квалификациями, тогда он будет востребован на рынке труда.  

– Дошкольный возраст – очень важный период в жизни ребенка, и мы – работники детских садов, тоже хотим использовать в своей воспитательной работе компьютеры, интернет, интерактивные доски.

– Предлагаем учредить премию акима города, которая вручалась бы лучшим учащимся,  победителям олимпиад и конкурсов. Акцию города предлагаем провести  под девизом: «Ты – гордость Алматы».

– Очень острая проблема – привлечение в систему образования специалистов высокого уровня и  особенно молодых преподавателей. Предлагаю  предоставлять служебное жилье молодым преподавателям. Создать программу «Каждому молодому учителю – служебное жилье».

– В РК внедряется полиязычное образование, но сегодня возникла кадровая проблема – не хватает учителей, которые могли бы вести свой предмет на английском языке. Поэтому предлагаю отправить на дальнейшее обучение английскому языку учителей города Алматы – физики, информатики, химии, биологии  и других предметов

Таким образом, педагоги различных учебных заведений Алматы смогли напрямую обратиться к министру образования и науки Жансеиту Туймебаеву, высказать свои предложения и пожелания. Также прозвучали предложения  стимулировать приток молодых специалистов в сферу образования, открыть оздоровительный центр для учителей,  поддерживать дальнейшее развитие органы школьного самоуправления. Проработать вопрос об открытии в каждом районе по одному муниципальному детскому саду для детей из малоимущих семей. Продолжить развитие школ с полиязычным обучением и обучением иностранным языкам со 2-го класса.

Как отметил в своем выступлении министр образования Жансеит Кансеитович Туймебаев, Казахстан сегодня  в рейтинге самых грамотных стран мира занимает 14-е место. Ежегодно увеличиваются инвестиции в сферу образования.

Увеличивается количество детских садов, реализуются мини-центры образования – их численность составляет 1569. Охват детей дошкольного возраста достиг 34,3 процента, охват предшкольной подготовкой – до 79 процентов. В Алматы этот показатель составляет 80 процентов. Финансирование образования за последние 10 лет в стране выросло в семь раз.

В рамках программы “100 школ – 100 больниц” и по поручению Президента РК в стране до 2011 года запланировано строительство 250 школ, 200 детских садов и 50 профессионально-технических заведений. Если за счет республиканского бюджета с 1991 по 2006 год построено всего 133 школы, то за последующие четыре года будет построено 250 школ.

Министр образования поделился с педагогами планами на будущее. В числе приятных сюрпризов – стажировка учителей в престижных университетах мира. Для перехода на трехъязычную систему обучения более ста преподавателей уже в этом году поедут повышать квалификацию за рубеж по программе “Болашак”. Для молодых специалистов будут выделяться служебные квартиры или комнаты в общежитиях. Эти меры особенно важны сегодня. В период перехода к новой модели национальной школы острой проблемой является привлечение в систему образования специалистов высокого уровня, особенно молодых преподавателей.

Министр образования и науки подчеркнул, что инвестиции в образование, особенно на стадии средней школы, считаются одними из самых выгодных долгосрочных вложений, имеющих высокую возвратную доходность. В этой связи не может не радовать, что недостаток ученических мест в городе за последние три года снизился с 33 до 18 тысяч. В Алматы планируется строительство еще 15 новых школ.

У нас становится больше учащихся, обучающихся на казахском языке. Появляются и школы нового типа: в прошедшем учебном году их стало 65. При этом на совещании говорилось о том, что главной задачей является не увеличение количества инновационных школ, а достижение качества знаний, соответствующего гимназическому и лицейскому уровню.

Важнейшей задачей школьного образования является обеспечение условий для изучения казахского языка каждым школьником. Для этого во всех классах увеличено количество часов на изучение казахского языка с 3 до 5 часов в неделю за счет факультативных занятий. На деление классов на две группы из местного бюджета выделено 240 млн. тенге.

Значительным шагом вперед в реализации поставленной главой государства задачи – внедрения полиязычного образования – стало выделение финансовых средств семи  школам города на преподавание английского языка зарубежными педагогами – носителями языка.

Наш город располагает одной из самых внушительных в республике систем технического и профессионального образования. Это 14 профессиональных лицеев, 70 колледжей, из которых  27  – государственные. Дефицит ученических мест в них сохраняется и сейчас превышает 4 тысячи. Строительство же новых объектов запланировано с 2009 года.

В частных колледжах противоположная картина: контингент учащихся ежегодно растет на 9-10 тысяч человек. Но это не способствует решению вопроса подготовки конкурентоспособных кадров, так как частный сектор больше ориентирован на «вкусы» населения, а не на конкретные потребности рынка труда. Таким образом, сложилась ситуация, когда потребности в квалифицированных рабочих государственными профлицеями не удовлетворяются из-за перегрузки, а частный сектор по-прежнему не учитывает реалий рынка труда.

- …Вы - мои самые активные и надежные помощники, - обратился к учителям аким г. Алматы Ахметжан Смагулович Есимов. - Есть хорошая китайская пословица: “Скажи мне – и я забуду, покажи мне – и я запомню, вовлеки меня – и я научусь”. Одна из главных задач педагога – научить ребенка креативно мыслить, уметь на практике применять полученные знания. Необходимо, чтобы сам процесс обучения был интересным, чтобы ребенок был действительно в него вовлечен.

Акимат города всегда готов оказать всемерную поддержку учителям, – сказал А. Есимов. – Забота о социально-материальном положении педагога – один из главных приоритетов нашего правительства, нашего государства и городского акимата. В Алматы установлена 50-процентная надбавка к заработной плате лучшим учителям. Мы намерены продолжить работу в данном направлении. Согласно поручению Нурсултана Назарбаева в течение ближайших 3-4 лет планируется в два раза повысить должностные оклады педагогам. Как вы знаете, по инициативе акимата для стимулирования работы учителей проходит конкурс на лучшую школу и лучшего учителя Алматы. В следующем году мы намерены инициировать ряд подобных конкурсов. Проведение таких мероприятий должно стать для нас привычной практикой.

В этом году сфере образования из городского бюджета выделяется 31 млрд. тенге, что составляет 22 процента от его расходной части. Будут применяться активные меры по укреплению материально-технической базы школ. В текущем году ассигнования составят 2 млрд. 400 млн., что в два раза больше по сравнению с прошлым годом. На следующий год планируется полностью оборудовать более 200 предметных кабинетов школ. Детские дошкольные учреждения будут оснащены кухонным, прачечным, спальным оборудованием и игровыми комнатами.

В конце совещания лучшим учителям были вручены знаки “Почетный работник образования Республики Казахстан”, медали Ыбрая Алтынсарина, а также почетные грамоты МОН РК и акима Алматы. 54 работникам системы образования вручили премию акима Алматы – по 15 тысяч тенге, ветеранам образования  – телевизоры. А самые достойные получили ордера на новые квартиры.

По итогам заседания была принята резолюция. Руководителям организаций образования было рекомендовано пересмотреть систему подготовки к ЕНТ, обратив особое внимание на психологическую подготовку учеников, усилить работу по повышению качества внутришкольного контроля, продолжить подготовку к переходу в 2010 году на 12-летнее образование, ежегодно увеличивать прием шестилетних детей в первый класс на 10-15 процентов.

Но так или иначе – учебный год начался. Учитель вышел к доске. Затих класс. Началось самое важное и самое интересное действо – учёба.

Он, настоящий учитель, не смотря на современные компьютеры и интерактивные доски, какая бы погода не стояла  на дворе, будет всегда, каждое утро приходить к своим ученикам. Такова его миссия. И что бы кто не говорил, его профессия остается самой важной профессией на земном шаре.

Цифры и факты

В Алматы функционируют 159 детских садов, где находятся 33 230 детей. В этом году стало на два детских сада больше, ведется строительство 7 государственных детсадов на 1320 мест, в 2009 году появятся еще 4 - на 980 мест.

***

За прошлый год в систему профтехобразования вовлечено инвестиций на сумму более 10 млн. долларов США. Учебные заведения были оснащены современным интерактивным обрудованием. Впервые на зарубежную стажировку направлено около 300 педагогов.

***

Об уровне креативности алматинских школьников объективно свидетельствуют результаты олимпиад и конкурсов. Три года подряд команды города занимают 1-е командное место на республиканской олимпиаде по общеобразовательным предметам, и шестой год подряд - в республиканских соревнованиях научных проектов.

***

Системой общего среднего образования в Алматы в истекшем учебном году были охвачены 169 004 школьника в 178 государственных и 43 частных школах

Категория: Событие | Добавил: teacher-almaty (15.12.2008)
Просмотров: 3438 | Рейтинг: 4.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz


  • Copyright "Школа" Интернет-портал "Детство-kz"© 2016
    Сайт управляется системой uCoz