Главная | Регистрация | Вход | RSSЧетверг, 08.12.2016, 01:14

Учителя Алматы

Меню сайта
Категории раздела
Биология [28]
ИЗО [12]
Профессиональное обучение [6]
Внеклассное чтение [16]
География [22]
Духовные ценности [10]
Если хочешь быть здоров [48]
Информатика [58]
История [48]
Иностранный язык [99]
Книжная полка [49]
Компьютер-бум [10]
Казахский язык и литература [181]
Математика [85]
Мир науки [11]
Моя Родина - Казахстан [42]
Музыка [97]
Начальная школа [399]
Общество семи муз [12]
Психологический клуб [11]
Русский язык и литература [129]
Родительское собрание [11]
Творческая личность [20]
Технология [21]
Физика [20]
Химия [31]
Экологическое воспитание [13]
Самопознание [35]
Наш опрос
Считаете ли вы результаты ЕНТ справедливыми?
Всего ответов: 1522
Статистика

Онлайн всего: 3
Гостей: 3
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Мастерская учителя » Моя Родина - Казахстан

Наука Казахстана: от истоков к современности
Евтух Лариса Леонидовна,
учитель русского языка и литературы.
Зареченская средняя школа,
Есильский район,
Акмолинская область

Тема: Наука Казахстана: от истоков к современности
Цели:
1. Познакомить учащихся с основными этапами становления и развития науки Казахстана; показать её роль в становлении Казахстана.
2. Совершенствование навыков учащихся работать в группе, развитие критического мышления, связной речи учащихся.
3. Воспитание патриотизма, чувства гордости за достижения казахстанцев в области науки.

Форма: групповая работа на основе РКМЧП

Участники: учащиеся 8-9 классов

Наглядность: книжная выставка «Наука Казахстана», распечатанный материал к заданиям конкурса

Ход мероприятия

1. Вызов
Наука вечна… в своем источнике, неизмерима
по своему объекту, бесконечна по своей задаче,
недостижима по своей цели.
К.М.Бэр
- Как вы понимаете высказывание?
- Что значит наука в вашем понимании?

Составление кластера «Наука» (2-3 минуты)

2. Осмысление

1) «Изображение основной идеи»
Предлагается текст, ребятам надо за 5 минут изобразить основную идею. Тема текста «Зарождение и развитие науки в Казахстане»

Текст № 1.
Научные учреждения Казахстана. Зарождение науки в Казахстане началось в начале XX века, когда были созданы Уральская ветеринарная станция (1897 г.), Красноводопадская семеноводческая станция (1909 г.). Позже к ним добавились Уральская опытная сельскохозяйственная станция (1914 г.), Алма-Атинский санитарно-бактериологический институт (1925 г.).
К 40-м гг. в республике работали 12 вузов, 11 научно-исследовательских и проектно-технологических организаций, 2 проектных института, 2 сельскохозяйственных опытных станции, 6 заводских научно-исследовательских и конструкторских подразделений, ботанический сад и зоологический парк в г. Алма-Ате.
Эти научно-исследовательские организации в основном решали вопросы развития сельского хозяйства и здравоохранения. Начавшийся быстрый подъем производительных сил республики потребовал более интенсивных исследований по проблемам и других отраслей народного хозяйства и внедрения их результатов. В связи с этим созданная в 1932 г. казахстанская база Академии наук СССР, имевшая два сектора - зоологический и ботанический, в 1938 г. была преобразована в Казахский филиал Академии наук СССР, в котором перед началом Великой Отечественной войны работали 100 научных сотрудников, в том числе 3 доктора и 14 кандидатов наук.
За годы войны в составе филиала были образованы 13 научно-исследовательских институтов и его работниками проведены подготовительные мероприятия к организации АН КазССР. 31 мая 1946 г. директивными органами республики было принято постановление "Об учреждении Академии наук Казахской ССР.
Первым президентом Академии наук Казахстана был избран К.И. Сатпаев, который в этом же году стал действительным членом Академии наук СССР.
В период до 80-х г. развитие экономики в Казахстане имело более высокие темпы, чем в целом по Союзу.
В республике в эти годы создан ряд новых научно-исследовательских и проектно-конструкторских организаций, в том числе шесть институтов в составе Академии наук. К началу 80-х г. в Казахстане имелось 140 научных учреждений, в которых работали 21,1 тыс. человек. Основные научные силы были сосредоточены в Академии наук - 31 научное учреждение, из них 24 научно-исследовательских института. Ученые Академии наук вели исследования практически по всем важнейшим направлениям экономики и науки.
Крупные научные силы имелись также в 55 высших учебных заведениях Министерства высшего и среднеспециального образования.
В 90-е гг. в Казахстане насчитывалось 279 научных учреждений, в том числе филиалы и самостоятельные лаборатории НИИ и вузов союзного подчинения. Численность работников, занятых основной научно-технической деятельностью, составила 50,6 тыс. человек.
С обретением независимости в республике началось формирование новых подходов к развитию науки и управлению НТП в соответствии с задачами становления Казахстана как суверенного государства. Вопросы формирования самостоятельной научно-технической политики и системы управления наукой страны были положены в основу Закона РК "О науке и государственной научно-технической политике Республики Казахстан", принятого в январе 1992 г. В феврале было образовано Министерство науки и новых технологий. После ряда реорганизаций республиканским органом, реализующим государственную научную и научно-техническую политику, стало Министерство образования и науки РК.
В ведении Министерства образования и науки в настоящее время находятся 55 научных организаций. В них работают свыше 5 тыс. человек, из них более 2,3 тыс. научных сотрудников, в том числе 450 докторов наук и около 1000 кандидатов наук.

Текст № 2.
Казахстанские ученые. Огромный вклад в изучение истории и культуры Казахстана и Средней Азии внес В. Бартольд. С его именем связано появление первых обобщающих исследований по всей территории Туркестана того или иного периода. Составленные на строго научной основе критического использования данных, преимущественно письменных источников (восточных рукописей), труды ученого представляют собой серьезное достижение русской историографии. К 1914 г. относится публикация одного из важнейших трудов В. Бартольда по истории и исторической географии Средней Азии - "К истории орошения Туркестана".
В этнографическом изучении казахского народа большую роль сыграл Аубакир Диваев (1856-1933). Хорошо зная тюркские языки, он был пионером изучения фольклора казахского народа. Всю свою сознательную жизнь Диваев работал в Казахстане и собрал огромный материал по истории и этнографии Казахстана. Активно участвуя в деятельности Туркестанского кружка любителей археологии, он еще до революции изложил результаты своих исследований в 130 публикациях.
Ценность трудов Диваева заключается в том, что он оставил современным фольклористам, этнографам и историкам тот первичный материал, изучив который можно сделать соответствующие выводы.
Крупнейшим этнографом азиатских народов был Г. Потанин, один из организаторов "Сибирского областничества". Его труды по истории и этнографии казахского народа до сих пор не потеряли своей научной значимости. Г. Потанин (1835-1920) - путешественник, фольклорист, исследователь Сибири и Центральной Азии - родился в казачьей станице Ямышевской, неподалеку от г. Павлодара.
Г. Потанин совершил ряд путешествий по малоизученным областям Сибири и Центральной Азии, где собрал обширный материал по географии, ботанике, экономике и этнографии. По истории и этнофафии казахского народа он написал 50 статей, заметок и книг.
Видным этнографом и экономистом был Алихан Нурмухамедулы Бокейхан. А. Бокейхан был одним из авторов работы "Киргизский край", вышедшей в 1903 г. Это издание представляло собой 18-томную энциклопедию "Россия. Полное географическое описание нашего отечества". Бокейханом была написана вторая часть книги "Население", посвященная истории казахов, развитию просвещения, издательского дела в крае, русскому завоеванию и колонизации.
Развитие медицины. Развивалась в начале XX в. и медицина Казахстана. Одними из первых казахских врачей были А.Айтбакин и М. Карабаев. Амре Дурманулы Айтбакин (1861-1919 гг.) окончил медицинский факультет Томского университета и работал врачом в Каркаралах и Катон-Карагае Усть-Каменогорского уезда. Ему принадлежит научное исследование "Изменение кумыса при стерилизации и о составе стерилизованного кумыса", которое было удостоено серебряной медали.
В Северном Казахстане работал врач Мухамеджан Карабаев (1858-1928), окончивший медицинский факультет Казанского университета. С 1888 г. Карабаев начал работу в должности Кос-танайского уездного врача, в 1907 г. возглавил борьбу с эпидемией сыпного тифа в Иргизском уезде.
В 1909 г. окончил военно-медицинскую академию Халел Досмухамедулы, видный общественный и политический деятель Казахстана. В 1913 г. Халел оставил военную службу и начал работу в качестве врача в Темирском уезде Уральской области. В начале XX в. им был написан ряд статей для газеты "Казак,", в том числе "По поводу болезней" (1913 г.) и "Заразные болезни" (1914 г.). Научная и врачебная деятельность Халела Досмухамедулы была продолжена и в советское время

2) Викторина
Пока команды работают в группе, болельщики отвечают на вопросы:
- Когда началось зарождение науки в Казахстане? (в начале 20 века)
- Сколько вузов действовало в республике в 40-м годам 20 века? (12)
- Где находились ботанический сад и зоологический парк? (Алма-Ата)
- В каком году Казахстанская база академии наук СССР была преобразована в Казахский филиал Академии наук СССР? (1938)
- Сколько секторов имел филиал? (зоологический и ботанический)
- Когда было принято постановление «Об учреждении Академии наук Казахской ССР»? (31 мая 1946 года)
- Кто вошёл в первый состав Академии наук? ( М. Ауэзов, А. Бектуров, И. Галузо, К. Сатпаев, С. Кенесбаев…)
- Назовите первого президента Академии наук Казахстана (К. Сатпаев)

3) «Тур по галерее»
Представление созданных проектов от групп участников

4) Представление домашнего задания: защита реферата о каком-либо учёном Казахстана.

3. Рефлексия
РАФТ – заметка в газету о прошедшем мероприятии

Источник: http://статья
Категория: Моя Родина - Казахстан | Добавил: evtuh_ll (01.04.2015) | Автор: Лариса E W
Просмотров: 430 | Комментарии: 1 | Теги: Казахстан, наука | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 1
1 bi-bi-gul   (09.06.2015 10:01)
УВАЖАЕМАЯ КОЛЛЕГА,СПАСИБО ЗА РАБОТУ!ДЛЯ МЕНЯ БЫЛО ОЧЕНЬ ЦЕННО ИНФОРМАЦИОННОЕ СОДЕРЖАНИЕ-ОБЗОР О НАУКЕ СТРАНЫ,ФАМИЛИИ УЧЕНЫХ,ИХ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.ИСПОЛЬЗУЮ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ.НЕ СЕКРЕТ ,ЧТО МЫ ЗНАЕМ ОБ ЭЙНШТЕЙНАХ В МИРЕ БОЛЬШЕ,ЧЕМ О СВОИХ УЧЕНЫХ.ОЧЕНЬ ПОЛЕЗНО И ДЛЯ ПРОФОРИЕНТАЦИИ В СТАРШИХ КЛАССАХ.

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz


  • Copyright "Школа" Интернет-портал "Детство-kz"© 2016
    Сайт управляется системой uCoz