Главная | Регистрация | Вход | RSSВоскресенье, 04.12.2016, 06:51

Учителя Алматы

Меню сайта
Категории раздела
Панорама [9]
Образование: модели и методы [60]
Управление [1]
Событие [18]
Воспитание и социализация [40]
Ступеньки к школе [11]
Профессиональное обучение [31]
Коррекционная педагогика [17]
Дополнительное образование [101]
Психологическая служба [47]
Родительское собрание [12]
Автограф на память [13]
Семиречье - взгляд сквозь годы [10]
Хочу поделиться [80]
Хроника [0]
Воспитание о образование в разных странах [2]
Наш опрос
Считаете ли вы результаты ЕНТ справедливыми?
Всего ответов: 1521
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Рубрики журнала » Панорама

В карете прошлого никуда не уедешь
ЕВГЕНИЙ БЕКМЕТОВ, отличник образования РК
 
Евгений Бекметов родился в Казахстане, прошел путь от учителя до начальника Департамента образования Карагандинской области. А после переезда в Россию — от директора школы до начальника отдела Департамента образования Правительства Москвы, начальника отдела Министерства образования и науки РФ. Связь с Родиной не теряет и всегда готов поделиться своими знаниями, опытом, размышлениями.
 
«Времена меняются, и мы меняемся в них» — утверждал Овидий, не предполагая, что катализатором этих процессов является финансово-экономический кризис. Именно он раздвигает «горизонт проблем» и заставляет общество форсировать глобальное обновление. Так, ныне стала очевидной необходимость более интенсивного инновационного-технологического развития стран участников СНГ и более эффективных интеграционных инициатив. А двигателем системных изменений призвано стать образование, которое в Казахстане и России реформируется практически синхронно.
Конечно, есть и определённые отличия. В их числе, например, стандартизированная оценка знаний выпускников. Казахстан начал проводить ЕНТ раньше, ныне аналогичный экзамен — ЕГЭ — официально действует и в России. РК стоит на пороге перехода в полномасштабный формат 12-летки, здесь завершаются экспериментальные проекты, формируется нормативная и ресурсная базы. РФ готовит этот плацдарм: совершенствует 11-летнее профильное обучение. Определены различные варианты развития инфраструктуры и поддержки лидеров: в РК — «100 школ, 100 больниц», в РФ — многоканальный, приоритетный национальный проект «Образование».
И всё же, несмотря на рост финансирования и другие позитивные изменения образовательной сферы наших государств, некоторые её звенья и общая картина знаний пока не в полной мере отвечают современным вызовам и препятствуют консолидации общества. Очевиден недостаток механизмов, стимулирующих и регулирующих результативность системы образования, её открытость. К числу негативных тенденций следует отнести невысокий уровень управленческой культуры, коррупционные нарушения. Но, пожалуй, главное — рост доли слабых преподавателей, обусловленный невысокой зарплатой, снижением уровня подготовки, мотивации к профессиональному росту. Эти и другие «плохие звенья» являются сигналом для коррекции. Как гласит китайская притча: «Лучшее время, чтобы посадить дерево — двадцать лет назад; второе лучшее время — сегодня». Не случайно в обновлённой политической стратегии как России, так и Казахстана разработка новой системы оплаты труда, повышающей доходы всем работникам образования, отнесена к приоритетной задаче. Ведь достойная зарплата учителя может кардинально «перевернуть ситуацию».
В России есть уже некоторые наработки в этом направлении. Так, для развития конкурентной образовательной среды подготовлены правовые регламенты и в пилотном режиме запущен региональный комплексный проект модернизации образования — КПМО. Его основой стали современные технологии менеджмента и экономические стимулы.
Внедрен формат нормативно-подушевого финансирования, когда бюджетные средства выделяются организациям образования дифференцированно, по объёму, качеству, конечным результатам. То есть, по формуле: «от финансирования затрат учебных заведений к финансированию результатов их деятельности». Деньги идут на подготовку конкретного учащегося и должны обеспечивать его образовательную конкурентоспособность. Причём, нормативы финансирования утверждаются местной исполнительной властью с учетом повышающих региональных коэффициентов.
В новой системе оплаты труда зарплата зависит от количества учеников в классе, нагрузки, квалификации учителя, приоритетности предмета, который он ведет. В классе, в котором на сегодня, не может быть меньше 25 человек, педагог-профессионал должен справляться с любыми сложными подростками, находить к ним подход. Появляется осознание того, что не стоит избавляться от неудобных учеников, отправляя их в соседнюю школу. Таким образом, в контексте продвижения к «всеобщему» 12-летнему профильному образованию, создается эффект конкуренции. Стимулируется соревнование школ за «своего» ученика, повышается качество образовательных и дополнительных услуг, обеспечивается демократический выбор учебного заведения.
Безусловно, новые экономические правила предусматривают объективную и справедливую оплату работы учителя и руководителя, реально повышающую уровень их доходов. Прежняя линейная схема — «деньги за часы» — морально устарела. Ныне зарплата педагога складывается из базовой и стимулирующей частей. Их соотношение — также прерогатива регионов. Базовая часть предусматривает надбавки к окладу, которые учитель получает помимо уроков. А надтарифная часть единого фонда оплаты труда, которая может составлять от тридцати процентов и выше к общей зарплате, — это бонус за стабильный рост достижений педагогов, за почетные звания и награды, успешную деятельность учебного заведения. Такая «доплата за эффективность» мотивирует высокие результаты работы и достижения педагогических работников.
Одним из «плюсов» новой модели стала возможность молодого учителя зарабатывать столько же, сколько его коллеги с большим стажем. Ведь оплата за возраст в какой-то мере дискриминировала молодых и талантливых педагогов. Теперь у них есть «архимедов рычаг» для реализации своих амбициозных планов. Постепенно меняется само представление о традиционной карьере учителя или руководителя. Привычной становится возможность приходить в образование после опыта работы в бизнесе или других сферах.
Конечно, непростым вопросом является тестирование работы учителя. В начале не было единых параметров, но совместными усилиями определены основные критерии учёта результатов педагогического труда, уровня знаний учащихся и их «портфолио» общественно-значимых достижений. Причём успешность учеников является главной целью.
Естественно, педагогов пугала подобная «перезагрузка». К тому же, ряд учителей отличается консерватизмом и завышенным самомнением. А чтобы весь кадровый корпус мог принять новые подходы и отказаться от уравниловки, изыскивались способы максимальной поддержки и поощрения. Они помогают формировать нового педагога-проводника в мире информации: консультанта, исследователя, руководителя проектов, воспитателя.
Учитель стал стремиться к повышению профессионализма, применять активные методы обучения. Заработал рыночной принцип — чтобы получать достойную зарплату, необязательно нагружать себя дополнительными часами, достаточно хорошо делать свое дело. Следует подчеркнуть, что для перехода к управлению результатами нужна и специальная подготовка директора-менеджера, владеющего кейсом современных управленческих и психолого-педагогических инструментов. Ведь в карете прошлого никуда не уедешь.
А для экономического стимулирования и персональной ответственности руководителей нужны целевые и контрольные индикаторы, которые отражают позитивную статистику деятельности организации образования. Их диапазон достаточно широк: создание комфортных и безопасных условий, эффективность вложенных средств, сокращение неприоритетных расходов, подвоз учащихся, полноценное питание, спорт, электронный документооборот, дистанционное обучение, профессионализм педагогов, повышение их квалификации и другие компоненты.
Кроме того, расширение автономности организаций образования предусматривает переход части властных полномочий к общественным Советам. Это принципиальный шаг, который позволяет обеспечить открытость и подотчетность, объективность распределения фонда зарплаты, оптимизацию штатного расписания, адекватное соотношение административно-педагогического персонала.
Основа успеха — исполнение и контроль, взаимное доверие и взаимная ответственность. Каждый должен чувствовать свою причастность к общему делу. Как сказал известный английский кризисный менеджер Дэвид Джеймс: «Ищите невидимых героев, создавайте команду из тех, кто заинтересован в решении общей задачи, а не своей частной».
Конечно, всё не просто, или не так просто. И новая форма оплаты труда педагогов — это не «золотой дождь». Пока остаётся лишь позавидовать любому бюджетнику Канады. В государственном «табеле о рангах» он занимает почётное место, а на свои доходы легко может купить прогулочный самолёт.
Но, как гласит пословица: «С одного удара дуба не свалишь». Продолжение российской конструкции выверяется методом проб и ошибок, регионам дано право коррекции. И, оставив за скобками все стартовые издержки, можно констатировать: новая модель оказалась вполне успешной. А главное — у учителей, наконец, появился весомый стимул к творческой, качественной деятельности, к реальному повышению её результатов. Этот стимул помогает общаться с ребятами не как с надоевшими учениками, а как с соратниками, учить и воспитывать их так, чтобы они стали людьми с высокими нравственными принципами, активной жизненной позицией и открытым глобальным мышлением.
За этим мышлением — будущее. Будущее, которое на наших глазах становится настоящим, всё более сложным, рискованным и конкурентным. Чтобы достойно жить в XXI веке, наши дети должны научиться целому набору умений, которые подготовят их для работы в таком экологически хрупком и экономически уязвимом мире. Поэтому предполагается, что дети будут больше учиться сами, а учителю нужно научить их этому. Здесь помогут новаторские и интерактивные технологии, игровые и инновационные методы.
Человечество постоянно обновляет инструменты познания. Скорее всего, бумажные учебники поменяют на специальные электронные устройства, в которых будет оцифровано содержание школьной программы. Может появиться добровольная оценка качества, и образовательное учреждение, с учётом своей специфики, будет сравнивать итоги своей деятельности с итогами прошедшего учебного года, а не с другими школами. Не исключено, что педагогам станут выдавать персональные бюджетные сертификаты на повышение квалификации, что позволит динамично продвигать образование на новый уровень. Всё возможно в XXI веке. Задача — эти возможности реализовать!
Категория: Панорама | Добавил: teacher-almaty (31.05.2009) | Автор: Евгений Бекметов
Просмотров: 1925 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 5.0/8
Всего комментариев: 1
1 Наиль   (17.09.2009 19:41)
В инете вычитал в Москве после того как ввели эту самую систему средняя зарплата стала 32 тысячи рублей, умножай – больше 150 тыс.тенге да ещё плюс там есть лужковские надбавки, жить можно?? а наши прибавки 25% на поддержку инфляции??когда мы будем внедрять эту стимулирующую систему зарплаты????

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz


  • Copyright "Школа" Интернет-портал "Детство-kz"© 2016
    Сайт управляется системой uCoz