Главная | Регистрация | Вход | RSSВоскресенье, 04.12.2016, 11:12

Учителя Алматы

Меню сайта
Категории раздела
Панорама [9]
Образование: модели и методы [60]
Управление [1]
Событие [18]
Воспитание и социализация [40]
Ступеньки к школе [11]
Профессиональное обучение [31]
Коррекционная педагогика [17]
Дополнительное образование [101]
Психологическая служба [47]
Родительское собрание [12]
Автограф на память [13]
Семиречье - взгляд сквозь годы [10]
Хочу поделиться [80]
Хроника [0]
Воспитание о образование в разных странах [2]
Наш опрос
Считаете ли вы результаты ЕНТ справедливыми?
Всего ответов: 1521
Статистика

Онлайн всего: 7
Гостей: 7
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Рубрики журнала » Панорама

ЕНТ – это конкурентная образовательная среда
ЕНТ – это конкурентная образовательная среда

Большинство казахстанских респондентов, принявших участие в одном из последних опросов, считают, что система Единого Национального Тестирования не дает объективную оценку знаний учеников. В рядах родительской общественности и специалистов так же звучит критика существующей процедуры. Многие оппоненты предлагают изменить форму ЕНТ или вовсе вернуться к традиционному экзамену.

Один из основных аргументов противников ЕНТ: единое тестирование рушит фундаментальность образования. Однако, не совсем понятно, что имеется в виду под «фундаментальностью» в системе среднего образования. Если речь идет о том, что в процессе обучения закладываются основы знаний, то без этого не обходится любая школьная система. Средняя политехническая школа в СССР давала неплохие математические, естественнонаучные знания и плохо учила гуманитарным дисциплинам, иностранным языкам. Но этой школы сегодня уже не существует.

Да и после распада Советского Союза система социально-экономических отношений в странах СНГ кардинально изменилась. А, поскольку цель любой системы образования - обеспечить интеграцию человека в существующий социум, то и сфера образования не может существовать в прежнем формате. Как гласит казахская пословица: «Куда едут передние колеса арбы, туда едут и задние».

В Казахстане система образования ещё продолжает по инерции двигаться в прежней колее. Но она уже «на той стороне». Активно проходит процесс перезагрузки, переориентации на демократические и рыночные стандарты. И формировать конкурентную образовательную среду эффективно помогает ЕНТ. До его введения почти 100% казахстанских выпускников школ хотя бы на «тройку» знали математику, а стоило ввести ЕНТ, как эта «красивая» отчётность стала рассыпаться. Напомню, что даже Пушкин и Черчилль были по математике «двоечниками».

В русле формирования современной модели, педагогическому сообществу республики предстоит обновлять программу национальной оценки прогресса образования. И здесь важно, на мой взгляд, не только совершенствовать стандарты, систему учёта результатов труда педагогических работников, подходить критически и менять материалы ЕНТ, но и сделать все образовательные услуги транспарентными для общества. В первую очередь, полностью перевести в электронный вид процедуру этого важнейшего института внешнего контроля. Потому что по меткому выражению интернет-блоггеров, потеря инициативы в online влечет за собой потерю инициативы в offline.

Актуальной становится работа по снижению нагрузки на учеников, очищению программ и учебников от избыточной, второстепенной информации. Школьные факультативы должны эффективно развивать способности и познавательные интересы детей «на углубленном уровне», что бы их родителям не надо было тратить деньги на подготовительные курсы и репетиторов.

Бесспорно, ЕНТ должно совершенствоваться по мере применения его на практике. Конечно же, оно должно быть направлено на то, чтобы в максимальной степени выявлять способности человека. Поэтому надо расширять возможности и внутренней оценки. Менять не только систему отметок, но и систему оценивания.

Во-первых, она должна быть прозрачной, то есть школьник должен понимать, почему ему поставили три, десять или двенадцать. Во-вторых, отметки должны восприниматься как совместный результат работы учителя и ученика. Не «ты сделал плохо», а «мы с тобой что-то недоработали». И наконец, третье: отметка должна оценивать не личность человека, а лишь конкретные его действия. Сумма или «портфолио» учебной и общественно значимой деятельности школьников, переведённая в баллы, должна учитывается при поступлении в университет.

Но, при этом, не следует превращать ЕНТ «в самоцель», поскольку, это всего лишь форма проверки знаний. Учеников надлежит готовить не к тестированию, а к дальнейшей жизни. А ЕНТ должно в полной мере содействовать этой миссии. Если всего этого не сделать, то многие знания благополучно забудутся и все недостатки перейдут во взрослую жизнь. И, проблемы, которые были в школе, в вузе не исчезнут, а даже усугубятся.

В советские времена в институты поступало не более 20% выпускников школы. Около четверти из них отчислялись по дороге к последнему курсу. Это означало, что из вчерашних школьников были настроены на дальнейшую учебу и имели необходимые способности только 15%. А сегодня в вузах хотят учиться до 70% выпускников. Конечно, мотивация молодёжи к получению высшего образования существенно повысилась, но не на столько! Возможно, что это системный сбой, в первую очередь, неэффективной профориентации.

Да и спор между сторонниками знаний и компетенций становится бессмысленным, когда речь идет о малограмотных молодых людях, которых так охотно и не бесплатно, готовы учить праву, экономике, менеджменту иные учебные заведения. Как следствие, диспропорции в системе подготовки кадров для современных, гибких рынков труда.

Безусловно, вузам дана самостоятельность в выборе форм и средств, поощряются инноваторы. Студенты получают реальную возможность выбора активных, интерактивных и кредитных технологий обучения, возрастает объем самостоятельной работы и ответственность за ее результаты.

В связи с этим целесообразно расширять и систему вне вузовской оценки знаний. Например, перед аккредитацией проверяется уровень знаний студентов и, если этот уровень окажется неудовлетворительным, то эта процедура может быть приостановлена или вовсе отменена.

Но, при условии, чтобы проверку знаний осуществлял и работодатель. Если он выставляет жесткие требования, то студент будет усиленно заниматься, чтобы добиться нужных параметров. Для этого нужно обеспечить живую, непосредственную связь вузов с практикой, привлекать к экспертизе программ и учебников заказчиков кадров разных форм собственности.

Это произойдет не сразу, но скоро. Потому что наступает время конструктивного государственно - частного партнерства. То есть, наличие диплома еще не означает, что ты можешь работать, предстоит еще пройти квалификацию, где молодой специалист должен доказать объединению работодателей свою профпригодность, конкурентоспособность, инициативность и творческие способности. Потому что новое поколение казахстанцев обязано отвечать вызовам информационно-технологического общества XXI века.

Евгений Бекметов,
отличник образования РК.

Категория: Панорама | Добавил: Евгений (24.09.2010) | Автор: Евгений Петрович Бекметов E
Просмотров: 1653 | Рейтинг: 5.0/2
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz


  • Copyright "Школа" Интернет-портал "Детство-kz"© 2016
    Сайт управляется системой uCoz