Главная | Регистрация | Вход | RSSСреда, 07.12.2016, 02:49

Учителя Алматы

Меню сайта
Категории раздела
Панорама [9]
Образование: модели и методы [60]
Управление [1]
Событие [18]
Воспитание и социализация [40]
Ступеньки к школе [11]
Профессиональное обучение [31]
Коррекционная педагогика [17]
Дополнительное образование [101]
Психологическая служба [47]
Родительское собрание [12]
Автограф на память [13]
Семиречье - взгляд сквозь годы [10]
Хочу поделиться [80]
Хроника [0]
Воспитание о образование в разных странах [2]
Наш опрос
Считаете ли вы результаты ЕНТ справедливыми?
Всего ответов: 1521
Статистика

Онлайн всего: 2
Гостей: 1
Пользователей: 1
Людмила1879

Каталог статей

Главная » Статьи » Рубрики журнала » Панорама

Е.Бекметов «Давайте посмотрим внимательно, что у нас есть и тогда поймём, чего мы хотим»
Модернизация экономического уклада Республики Казахстан, переход на более высокий технологический уровень производства, широкое внедрение инноваций во все сферы нашего бытия выдвигают новые требования к качеству человеческих ресурсов. Повышение их конкурентоспособности – вот сегодня ключевой вопрос. Поэтому стратегическим направлением становится обновление системы образования.

Ведь по оценкам экспертов, не пройдет и десятилетие, как около 80% ныне используемых технологий и оборудования устареет. К тому времени четыре из каждых пяти работников будут иметь образование, полученное 10 лет назад. Если нам не включиться в глобальную систему освоения новых знаний, навыков, умений, то мы можем остаться на обочине магистрального пути развития.

Реализация стратегии модернизации страны зависит, прежде всего, от уровня образованности наших граждан, от их социального и физического самочувствия. Надо ли говорить, что «зелёный» и гибкий рынок труда – оправданные приоритеты современного общества.

Подводя итоги реализации Программы развития образования 2005-1010 года, надо признать, что делается немало. Обновляется нормативно – правовая, материально - техническая база и инфраструктура. Современные учебные заведения и центры непрерывного образования позволяют готовить квалифицированный кадровый корпус. Казахстан последовательно интегрируется в глобальное образовательное пространство. Наши учащиеся успешно выступают на международных интеллектуальных олимпиадах, соревнованиях и конкурсах, принимают участие в различных сопоставительных исследованиях.

Следующая Государственная программа РК призвана определить стратегию и тактику развития образования на 2011–2020 годы. Она была разработана по поручению Президента РК Н.А.Назарбаева, Министерством образования и предусматривает реа¬лизацию девяти основных направлений. Эти шаги должны сделать казахстанское образование эффективным.

Общий объем финансирования первого этапа Программы составляет 3 902 206 млн. тенге. В том числе за счет средств: республиканского бюджета – 3 828 416 млн.тенге, из них дополнительных – 506 572 млн.тенге. Местных бюджетов – 73 790,2 млн.тенге, из них дополнительных–20 466,4 млн.тенге

Любопытно, что когда Европа начинала реформировать систему образования, «железная леди» - Маргарет Тэтчер, сказала так: «Давайте посмотрим внимательно, что у нас есть и тогда поймём, чего мы хотим».

Наша задача аналогична. Тем более, что в ходе обсуждения проекта Государственной Программы образования РК 2020, появилась необходимость более детального аналитического исследования этой сферы.

А тот, кто пропускает информацию о деятельности через мелкое сито, всегда выявляет массу мелких несоответствий, которые почти всегда служат признаками больших проблем. Но, главное, в процессе такого системного исследования осуществляется коррекция тактических действий.

Прежде всего, необходимо форсировать введение новых нормативных регламентов. Они должны быть прозрачными и обеспечивать оперативную процедуру мониторинга и управления результатами.

Далее нужна современная система образовательных стандартов, «заточенных» на требования индустриально-инновационной экономики страны. К их разработке можно привлечь лучших учителей и руководителей. Представляется целесообразным формирование новой структуры, которая на проектных или сетевых принципах могла бы координировать подготовку таких стандартов.

Перспективен переход на здоровьесберегающее 12-летнее обучение, дифференцированное по профилям. Подобная модель позволит учащимся развивать практический интеллект и теоретическое мышление, коммуникационные умения, основы анализа и принятия решений, базовые навыки и компетенциии, технологии самообразования, а главное продолжать учёбу во многих вузах мира.

Параллельно следует проводить поэтапную работу по снижению нагрузки на учеников, очищению программ и учебников от избыточной, второстепенной информации. Принимать все меры для эффективной деятельности школьных факультативов «на углубленном» уровне, чтобы родителям не надо было тратить деньги на подготовительные курсы и на репетиторов.

Надо обратить внимание на рейтинг - соревнования регионов по итогам ЕНТ и не только. Интернет-сайты всех учебных заведений должны предоставлять исчерпывающую информацию для населения, включая ежегодный отчёт о проделанной работе, расходовании бюджетных и привлечённых средств, педагогическом составе, учебных программах и факультативах, электронных учебниках и дневниках, материальной базе и спортивных секциях, горячем питании и программе "Школьное молоко", подвозе учащихся и т.п.

Нужно внимательно отслеживать демографическую ситуацию в контексте развития сети организаций образования. В том числе, проектную наполняемость средних школ; затраты на одного обучающегося в разрезе областей и в среднем по Казахстану.

Для развития областных технологий управления результатами, необходимо создать региональную систему оценки прогресса образования. Помимо базовых показателей она должна отражать: учёт результатов труда педагогических работников; поддержку лидеров; развитие института наставников: мастер - классы опытных учителей и директоров.

Необходимо принятие Закона РК «О государственно - частном партнёрстве в сфере подготовки кадров». Данный нормативный акт сделает простую и понятную вещь - обозначит систему взаимовыгодного сотрудничества работодателей, исполнительной власти и организаций образования; а также права и обязанности структур, ответственных за мониторинг кадрового баланса.

Он высветит столь деликатную тему, как механизмы соучредительства и многоканального финансирования. А также определит порядок преференций для работодателей, инвестирующих в человеческий потенциал. Такой Закон может форсировать внедрение отраслевой системы сертификации квалификаций специалистов; выстроит систему подготовки кадров по проектам социальной сферы и индустрии; решит проблемы расширения базы производственной практики и общественного контроля.

В русле мобилизационного проекта лежит и развитие ресурсных центров на базе укрупненных, многоуровневых колледжей. Они смогли бы реализовывать короткие модульные программы переобучения граждан, начального, среднего профессионального образования и прикладного (технического) бакалавриата, обеспечивающего подготовку, например, сталеваров или сварщиков к работе с компьютерными технологиями.

Очевидна и необходимость настройки некоторых сегментов высшего образования. Безусловно, ныне вузам дана самостоятельность в выборе форм и средств, поощряются инноваторы. Студенты получают реальную возможность выбора активных, интерактивных и кредитных технологий обучения, возрастает объем самостоятельной работы и ответственность за ее результаты.

Тем не менее, пока в системе высшего образования всё не просто, или не так просто. Известно, что в рейтинге топ - 200 вузов по версии газеты The Times от 16 сентября 2010г. не оказалось ни одного казахстанского вуза. Более того, нет там и ни одного российского университета, включая МГУ.

Сложно сказать, насколько корректны параллели, но они проведены. При оценке учитывались 13 объективных показателей. Первые позиции занимает научно-исследовательская работа: цитируемость, объем, доход и репутация. Далее следует оценка преподавания, учитывающая условия обучения; доля иностранных студентов и сотрудников и другие критерии. Сюжет малоприятный и расшифровки не требует. Крыть нечем.

Понятно, что существующие изъяны в одночасье не исчезнут. Но, как заметил Норман Казинс: «Прогресс начинается с веры в то, что необходимое всегда возможно». И тут пристального внимания заслуживает развитие сетевого взаимодействия.

Одной из возможных модификаций является создание научно - образовательных корпораций: детский сад - школа - колледж - университет - базовое предприятие, ориентированных на развитие непрерывности образования.

Такая субстанция позволит оптимизировать и рационально аккумулировать ресурсы и деньги, профессорско-преподавательский состав, а также создавать при вузах и колледжах специальные малые предприятия, где смогут работать или заниматься научными исследованиями выпускники этих учебных заведений.

Отдельный вопрос - экономическое стимулирование вузов. Ответ на него должен быть, как минимум, четким. Здесь необходим алгоритм финансирования в зависимости от статистических показателей. Таких, как результативность, эффективность поведения и открытость. Получая разный объем бюджетных средств, университеты становятся заинтересованными в академической мобильности студентов и вовлеченности их в фундаментальные исследования.

Новые научные открытия, новые производства, новые рынки, потребуют лидеров - людей, способных мыслить категориями успеха, влиять на других, направлять их деятельность, организовывать их работу. Данный процесс будет инициировать активное участие крупных компаний в построении образовательных структур, которые обеспечат и передачу специфических знаний и потребность в выращивании собственных лидеров. «Дорожная карта» такого корпоративного образования интересует нас в наибольшей степени. Она видится в аутсорсинге образовательных программ, в корпоративных учебных центрах, корпоративных кафедрах и корпоративных университетах.

Новых подходов требует лицензирование. Краеугольный принцип – создание независимых институтов аудита, осуществляющих на конкурсной основе аккредитацию. При проведении этой процедуры должны учитываться мнения общественных экспертов и ассоциаций работодателей.

Актуальным становится развитие индустрии образования для расширения казахстанского содержания в учебной продукции: техники, приборов и оборудования учебно-научного назначения для образовательных организаций всех уровней. Нужны рациональные подходы к проектированию организаций образования, например, школы, как Центр образования с отдельными корпусами для детского сада, для раздельного обучения младших и старших школьников, с пришкольными интернатами в отдалённых районах.

Строительство объектов образования легкой конструкции с автоматизированной ресурсосберегающей системой обеспечения должно выполняться из современных энергоэффективных строительных материалов.

В рамках программ сокращения дефицита мест в детских садах можно предусмотреть ежемесячно компенсацию из бюджета родительских трат за домашнее воспитание и услуги частных дошкольных учреждений.

В условиях перехода на нормативно - подушевое финансирование, должно произойти реальное расширение автономности школ и полномочий общественных Советов в управлении ресурсами, выборе оптимального соотношения административно-педагогического персонала, а так же развитие частного сектора.

Такая тактика приведёт к открытости, повышению эффективности вложенных средств, оптимизации расходов, снижению коррупционных нарушений, Кроме того, обеспечит кадровое обновление и действие каналов карьерной мобильности.

Одним из главных «плюсов» новой системы станет возможность молодого учителя получать столько же, сколько его коллеги с большим стажем. Да и в целом изменится представление о профессии учителя. Привычной станет возможность приходить к преподаванию после опыта работы в других сферах.

Чтобы преодолеть кризис мотивации педагогических работников и организаций образования, нужно быстрее запускать демократические механизмы экономического стимулирования. Это мощный фактор трансформации отрасли. Повышение заработной платы учителей должно обеспечивать стабильный рост их достижений, а также успехи учебного заведения.

Важно изменить временные рамки прохождения педагогической практики в формате интернатуры до одного года, как условие получения диплома учителя новой формации.

Назрела необходимость кардинально переформатировать систему повышения квалификации учителей. Ведь самые новые технические достижения, которые сейчас приходят в школы, не стоят ровным счетом ничего, если учитель не в состоянии эффективно их использовать. Нужно изменить устаревшую монопольную структуру и принципы финансирования. Средства на эти цели можно делегировать либо школам, либо самим педагогам в форме ваучера.

Руководителям учебных заведений так же нужна специальная переподготовка, которая вооружив их кейсом инновационных экономических и психолого-педагогических инструментов, значительно повысила бы уровень менеджмента.

Ведь кажущаяся нематериальность учительского труда уже имеет свои коэффициенты. В зависимости от параметров того или иного общества, многократно умноженный эффект от образования составляет от 25 до 2000 раз! По признанию нобелевского лауреата Д. Хекмана из Чикагского университета, вложенный доллар в десятилетнего ребенка приносит в десять раз больше, чем в 20-летнего юношу.

Большая роль должна отводиться пропаганде педагогического труда. Пока она остаётся где-то очень и очень на периферии общественного интереса. Так, на сайтах МОН РК и региональных управлений образования можно создать мобильную базу лидеров системы – учителей, директоров школ и колледжей, ректоров, преподавателей вузов и ученых. Эти ресурсы надо задействовать и для продвижения новаторских стратегий и для публичных докладов руководителей, включая Министра образования и начальников областных управлений.

Безусловно, всё вышесказанное лишь маленькая толика аналитической мозаики в первом приближении. Ведь сфера подготовки конкурентоспособных кадров - это сложнейшая конструкция, уникальный мост в будущее, опирающийся на систему образования и человеческий потенциал.

Следовательно, укреплять необходимо обе опоры. Поскольку именно такая модель является гарантией самодостаточности государства и его готовности к вызовам глобализации.

Выполнить поставленные Государственной программе развития образования РК на 2011–2020 годы задачи по модернизации системы образования – от дошкольного воспитания до послевузовского обучения – сложно, но необходимо.

Е.Бекметов

Категория: Панорама | Добавил: Евгений (18.10.2010) | Автор: Бекметов Евгений Петрович E
Просмотров: 1700 | Теги: Государственная программа развития | Рейтинг: 5.0/2
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz


  • Copyright "Школа" Интернет-портал "Детство-kz"© 2016
    Сайт управляется системой uCoz