Главная | Регистрация | Вход | RSSВоскресенье, 11.12.2016, 01:20

Учителя Алматы

Меню сайта
Категории раздела
Биология [28]
ИЗО [12]
Профессиональное обучение [6]
Внеклассное чтение [16]
География [22]
Духовные ценности [10]
Если хочешь быть здоров [48]
Информатика [58]
История [49]
Иностранный язык [99]
Книжная полка [49]
Компьютер-бум [10]
Казахский язык и литература [182]
Математика [85]
Мир науки [11]
Моя Родина - Казахстан [42]
Музыка [97]
Начальная школа [399]
Общество семи муз [12]
Психологический клуб [11]
Русский язык и литература [132]
Родительское собрание [11]
Творческая личность [20]
Технология [21]
Физика [20]
Химия [31]
Экологическое воспитание [13]
Самопознание [35]
Наш опрос
Считаете ли вы результаты ЕНТ справедливыми?
Всего ответов: 1523
Статистика

Онлайн всего: 3
Гостей: 3
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Мастерская учителя » Духовные ценности

Культура – это то, что остаётся, когда всё остальное забыто
№ 1, 2008
Е. В. Чаусова,
учитель музыки и МХК многопрофильной гимназии № 56
– Здравствуйте! Я очень рада видеть среди вас знакомые лица, а незнакомые меня очень заинтересовали и вызывают желание познакомиться поближе. Ответьте, пожалуйста, на один вопрос: считаете ли вы себя культурными людьми? Какими качествами должен обладать культурный человек? Давайте все вместе поразмышляем над этими вопросами…
Примерно так я начинаю свой самый первый урок по МХК – урок Мировой Художественной Культуры – с выяснения самого фундаментального, на мой взгляд, и самого многозначного понятия: что же такое культура?
Вы, безусловно, знаете, что на сегодняшний день существует несколько десятков определений культуры. И тем не менее, чуть ли не каждый день появляются всё новые и новые толкования термина «культура» с самыми  разными оттенками и гранями смыслов.
Я хочу вам предложить поразмыслить над несколько парадоксальным определением французского политика Эдуарда Эррио: «Культура – это то, что остаётся, когда всё остальное забыто».
Что подразумевается здесь под «оставшимся», а что – под «забытым»? И вообще, можно ли относиться серьёзно к этому парадоксу?
Итак, почему же нас так волнует вопрос о культуре? Почему мы вновь и вновь вступаем в дискуссии: можно ли то или иное событие, произведение искусства считать явлением культуры? Культурен этот человек или нет? Эти вопросы актуальны не только для наших учеников, но, в большей степени, для нас, педагогов.
Культурен ли педагог, годами не повышающий свой уровень, своё педагогическое мастерство, свою квалификацию?
Врач, не повышающий свой профессиональный уровень 5 лет – это уже явление, опасное для здоровья его пациентов. А зачем повышать свою квалификацию педагогу МХК или музыки? Ведь объект изучения – музыка или произведения искусства ХIХ, ХVIII веков, а тем более, Древних Греции или Рима, – остались неизменными?
Однако в системе образования произошла целая революция: поменялся сам объект образования – ученик. Дети  начала ХХI века кардинально отличаются от детей конца ХХ века – в этом, я думаю, многие со мной согласятся. Поэтому  не случайно сейчас возникают трудности и сложности в процессе обучения.
Наши учащиеся прекрасно ориентируются в новом, высокотехнологичном и предельно информатизированном мире начала ХХI века  в отличие от многих педагогов. Многие дети просто отказываются учиться «по старинке». И здесь уже перед педагогом во весь рост возникает гигантская задача: встать вровень со своими учениками, «войти в ритм » информатизированного общества.
В выполнении этой задачи педагогу в первую очередь поможет курсовая переподготовка, помноженная на безостановочную работу над своей личностью.
Что же дают курсы повышения квалификации?
Во-первых, на курсах мы знакомимся с новыми фактами: археологическими, культурологическими и, что более важно, с новым осмыслением фактов  старых, широко известных.
Во-вторых, на курсах своим опытом делятся педагоги-новаторы, в совершенстве владеющие новой методической информацией, новыми инновационными технологиями, которые практически невозможно изобрести самому, поскольку слишком трудоёмко.
В-третьих, на курсах происходит  общение единомышленников, когда в процессе постижения, обсуждения, овладения новой информацией происходит качественный скачок в накопленных знаниях и опыте в некое новое культурологическое качество. Суммарный результат становится больше, чем слагающие его компоненты..
И наконец, в четвертых, курсы зажигают огонь в душе слушателя, окрыляют, выталкивают в безмерное пространство творческого полета и вдохновения.
И безусловно, ведущую роль творческого катализатора выполняет  руководитель курсов – И. Г. Любимова.  Важной заслугой руководителя является великолепный подбор лекторов – мастеров своего дела и интереснейших личностей.
Итак, чему же мы научились на курсах Института Повышения Квалификации только за последние несколько лет, с какими инновационными технологиями познакомились и научились ими пользоваться?
• Технология интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей, когда полная и всеобщая активность учащегося на уроке обеспечивается использованием динамического стереотипа: опорных конспектов и наглядных схем, где закодирован учебный материал.
• Технология многоуровневой дифференциации, где  работа с разными по количеству группами учащихся предполагает особую систему оценивания знаний.
• Технология групповой деятельности и модели коллективного творческого решения проблем: метод «мозгового штурма» (или «мозговой атаки»), когда происходят поиск и получение новых идей путем творческого сотрудничества отдельных членов организованной группы.
• Международная технология  критического мышления, которая  предполагает развитие высокого уровня восприятия понимания, объективности подхода к окружающему человека информационному полю.
• Технология мастерских, где главное – не сообщить и освоить информацию, а передать способы работы. Эта очень трудная задача полностью зависит от ведущего Мастера, который должен создать атмосферу открытости и доброжелательности, включить эмоциональную сферу ребенка.
• Проблемное обучение: использование методов, основанных на создании проблемных ситуаций. Особый акцент на курсах всегда делался на психологической проблемной ситуации, наиболее актуальной для уроков искусства (метод музыкально-художественной драматургии урока).
• Технология проектного обучения, суть которого состоит в том, что ученик в процессе работы над учебным проектом постигает реальные процессы, объекты и т.д.
• Интерактивные технологии: обучение, основанное на активном взаимодействии объекта обучения (учащегося) с субъектом (учителем), с двусторонним обменом информации между ними.
• Технология обучения одаренных детей, в которую входит создание профильных классов, т.е. классов со специализацией учебных программ и отобранным составом учащихся. Ускоренное и углубленное изучение гуманитарных дисциплин привело к необходимости создания адаптированных программ учителями, работающими в профильных классах. (Так, в прошлом  году я приняла участие в конкурсе на создание Программы по МХК для 10 класса с профильным гуманитарным обучением).
Однако, все эти технологии важны не сами по себе, а тем, что помогают формировать личность ребенка, что особенно активно происходит на уроках искусства. На уроках МХК и музыки учитель совместно с детьми  учится восхищаться огромным и величественным Храмом Культуры человечества.
У Аркадия и Бориса Стругацких в романе «Град обреченный» есть прекрасное размышление о Храме Культуры:
«Всё лучшее, что придумало человечество за сто тысяч лет, всё главное, что оно поняло и до чего додумалось, идет на этот храм»; «каждый кирпичик этого храма, каждая вечная книга, каждая вечная мелодия, каждый неповторимый архитектурный силуэт несут в себе спрессованный опыт этого самого человечества, мысли его и о нем, идеи о целях и противоречиях его существования».
На уроках искусства педагог и ученики вбирают, впитывают в себя весь этот культурный опыт человечества. И мы с вами выполняем двоякую задачу.  Воспитываем  Потребителя культуры – в самом высоком смысле слова Потребителя, поскольку без него существование Храма Культуры бессмысленно. И, при удаче, помогаем формированию личности создателя культуры: настоящего и будущего Творца, вкладывающего в грандиозный Храм Культуры человечества свою песчинку или свой кирпичик.
В этом контексте мне хочется вернуться к парадоксу Эдуарда Эррио: «Культура – это то, что остаётся, когда всё остальное забыто».
Действительно, что из уроков искусства ученик запомнит, а что  забудет? Это зависит только от нас с вами, от учителей. Человек, соприкоснувшийся с чудом Красоты, почувствовавший всю притягательность собственного, индивидуального творчества (или сотворчества), уже никогда не сможет этого забыть, никогда не сможет жить без этого. И парадокс Эррио в том, что все эти явления культуры должны быть не забыты, они  должны войти в плоть и кровь, стать стержнем души и личности детей. Общечеловеческие культурные достижения на определённом этапе развития начинают восприниматься уже не как выученные, а как исконно своё, выстраданное, личное и глубинное.
И эта задача ассимиляции себя с культурой актуальна не только для учащихся, но и для педагогов, может быть, в первую очередь – для педагогов. Каждый наш урок – это вклад в культуру.
Герой Стругацких говорит слова, которые можно отнести ко всем нам: «…я знаю совершенно точно: что храм строится, что ничего серьёзного, кроме этого, не происходит, что в жизни у меня только одна задача – храм этот оберегать и богатство его приумножать. Я, конечно, не Гомер и не Пушкин – кирпич в стену мне не заложить. Но я – [это я]! И храм этот – во мне, а значит, и я – часть храма, значит, с моим осознанием себя храм увеличился ещё на одну человеческую душу. И это уже прекрасно. Пусть даже я ни крошки не вложу в стену… Хотя я, конечно, постараюсь вложить».
Категория: Духовные ценности | Добавил: teacher-almaty (16.07.2008) | Автор: teacher-almaty
Просмотров: 4307 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz


  • Copyright "Школа" Интернет-портал "Детство-kz"© 2016
    Сайт управляется системой uCoz