Главная | Регистрация | Вход | RSSСреда, 07.12.2016, 13:37

Учителя Алматы

Меню сайта
Категории раздела
Биология [28]
ИЗО [12]
Профессиональное обучение [6]
Внеклассное чтение [16]
География [22]
Духовные ценности [10]
Если хочешь быть здоров [48]
Информатика [58]
История [48]
Иностранный язык [99]
Книжная полка [49]
Компьютер-бум [10]
Казахский язык и литература [181]
Математика [85]
Мир науки [11]
Моя Родина - Казахстан [42]
Музыка [97]
Начальная школа [399]
Общество семи муз [12]
Психологический клуб [11]
Русский язык и литература [129]
Родительское собрание [11]
Творческая личность [20]
Технология [21]
Физика [20]
Химия [31]
Экологическое воспитание [13]
Самопознание [35]
Наш опрос
Считаете ли вы результаты ЕНТ справедливыми?
Всего ответов: 1521
Статистика

Онлайн всего: 11
Гостей: 11
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Мастерская учителя » Духовные ценности

Сотвори себя сам Окончание

№ 3, 2008 г.

Классный час

С. К. Разиева,

преподаватель ПЛ-6 г. Алматы

Достоинство – положительное качество, совокупность высоких моральных качеств, а также уважение этих качеств в самом себе.

3 группа

ü          Совесть – это наш внутренний судья. П. Гольбах

ü          Совесть болит у нравственно здоровых. Артур Васильев.

ü          Совесть есть осознание своего назначения в мире.  Л.Толстой.

ü          Не делай того, что осуждает твоя совесть. Совесть – это тысяча свидетелей. Квинтилиан.

– Что является свидетелем наших поступков, какое чувство определяет, что мы совершаем – добро или зло? Это наша совесть. Совесть – это наш внутренний судья.

Итак, совесть – категория, сохраняющая чистоту души человека, заставляющая его думать, сомневаться и держать отчет перед самим собой. (С чистой совестью, угрызения совести, поступить по совести, лежит на его совести.)

 – Дайте определение своей совести, подумайте о том, как она регулирует ваши проявления, как часто звучит ее внутренний голос.

Подумайте над словами М. М. Пришвина: «Если судить самого себя, то всегда будешь судить с пристрастием или больше в сторону вины, или в сторону оправдания. И вот это неизбежное колебание в ту или другую сторону называется совестью».

– Испытывали ли вы на себе эти колебания?

– Что же является первым признаком проявления совести?

– Чувство стыда. Когда вам бывает стыдно? (Методика свитка.)

– Способность краснеть, готовность «сгореть», «провалиться сквозь землю» говорит в вашу пользу.

В народе издавна, как вы знаете, совесть разделяют на…(какую?) чистую и нечистую.

– С какой совестью человеку жить легче, свободнее? Почему?

Чистая совесть возвышает, нечистая заставляет страдать, прятаться, скрывать свои мысли и поступки.

«Жалок тот человек, в ком совесть нечиста». (А.Пушкин.)

Совесть – чувство нравственной ответственности за свое поведение перед окружающими людьми, обществом.

Абай: «Совесть является нравственным регулятором поступков и поведения. Совестливый человек чувствует свою моральную ответственность перед окружающими людьми, так как совесть – это самооценка личностью своих поступков. А чтобы вовремя удержать себя от безнравственных поступков, он предлагает постоянные самоотчеты перед своей совестью. «Раз в день, или раз в неделю, или хоть раз в месяц» думай о том, «как ты за это время вел себя в жизни, совершил ли ты поступок, соответствующий благу или разуму, не совершил ли ты того, в чем следует раскаиваться? А ведь может случиться и то, что и вспомнить-то будет нечего».

4 группа

ü          Честь – это поэзия долга. А. Виньи

ü          Твердое сознание долга – есть венец характера. Н.В.Шелгунова.

ü          Не из страха, но из чувства долга должно воздерживаться от дурных поступков. Демокрит.

ü          Как можно познать себя? Не путем созерцания, но только путем деятельности. Попробуй исполнить свой долг, и ты узнаешь, что в тебе есть. Гете.

   Слова «ты должен», «ты обязан» каждый слышит с раннего детства. Иные молодые люди склонны думать, что они никому ничего не должны, а наоборот, все должны им преподнести все блага, обязаны обеспечить нормальную жизнь.

 – О каком чувстве идет речь ? Это чувство появляется, когда у человека сформировано сознание. Это долг. Да, так уж устроена наша жизнь, что живет свободно и счастливо тот, кто находит радость в исполнении своего долга.

Долг – одна из основных категорий этики. Долг, как указывают словари по этике, это нравственное требование к личности, которая выступает как общественная необходимость жизни в обществе.

– В чем же вы видите на данном этапе исполнение своего долга? А в будущем?

«Долг каждого человека, – писал Г. Д. Торо в своей книге «Уолден или Жизнь в лесу», – сделать свою жизнь во всем, вплоть до мелочей, достойной тех стремлений, какие пробуждают в нем  в лучшие ее часы». Согласны ли вы с таким утверждением?

– Тогда попытаемся разобраться в собственных стремлениях. Какие они?

 Определите этот выбор.  Я поступаю в соответствии с долгом потому, что…

           иначе греха не оберешься,

           возможно, заметят, спасибо скажут,

           так нужно,

           хочу послужить людям,

           если не я, то кто.

Все сказанное – основа прекрасной, нравственной души человека.

2. Изучаем ценности

У каждого из нас есть цели в жизни, дающие человеку смысл жизни. Эти цели можно разделить на материальные и нематериальные. Мне бы хотелось, чтобы вы осознали собственные цели и стремления, определили, что для вас является важным в жизни, какие отношения для вас приемлемы с другими людьми и природным миром.

Материальные ценности – относящиеся к заработку, доходу, к уровню жизни. Вещественный, реальный – в противоположность к духовному. Простейшие (пища, одежда, жилье, предметы быта).

Нематериальные ценности – относящиеся к духовным, умственная деятельность. (Духовные – необходимые для формирования и развития внутреннего мира людей, их духовного обогащения).

– К чему стремятся люди в жизни?

(на кодоскопе)

ü          хорошее образование

ü          хорошая работа и карьера

ü          счастливая семья

ü          слава

ü          деньги и богатство

ü          дружба

ü          достижения в искусстве, музыке,

спорте

ü          уважение и восхищение окружающих

ü          наука как познание нового

ü          хорошее здоровье

ü          уверенность в себе и самоуважение.

ü          хорошая пища

ü          красивая одежда, ювелирные украшения

ü          власть и положение

ü          хороший дом, квартира.

ü          сохранение жизни и природы на земле.

ü          счастье близких людей.

ü          благополучие государства.

Задание  группам

1.             Определите материальные и нематериальные ценности, поставив «М» или «Н».

2.             Выделите для себя пять целей, которых вы хотели бы достичь в жизни.

3.             Обсудите своей группой, над какими стремлениями человек властен, над какими не властен.

4.             Докажите мнение вашей группы по поводу того, какие цели являются наиболее важными в жизни.  

 Выводы

           Поведение людей мотивируется поставленными целями.

           Некоторые цели важнее других в силу ценности получаемого результата.

           Для достижения целей необходимо приложить усилия.

           Иногда при достижении целей возникают противоречия.               

                        Заповедь

Владей собой среди толпы смятенной,

Тебя клянущей за смятенье всех,

Верь сам в себя, наперекор вселенной,

И маловерным отпусти их грех;

Пусть час не пробил – жди, не уставая,

Пусть лгут лжецы – не снисходи до них;

Умей прощать и не кажись, прощая,

Великодушней и мудрей других.

Умей мечтать, не став рабом мечтанья,

И мыслить, мысли не обожествив;

Равно встречай успех и поруганье,

Не забывая, что их голос лжив;

Останься тих, когда твое же слово

Калечит плут, чтоб уловлять глупцов,

Когда вся жизнь разрушена, и снова

Ты должен все воссоздавать с основ.

Умей поставить, в радостной надежде,

На карту все, что накопил с трудом,

Все проиграть и нищим стать,

как прежде,

И никогда не пожалеть о том.

Умей принудить сердце, нервы, тело

Тебе служить, когда в твоей груди

Уже давно все пусто, все сгорело

И только Воля говорит: «Иди!»

Останься прост, беседуя с царями,

Пусть все, в свой час, считаются с тобой;

Наполни смыслом каждое мгновенье,

Часов и дней неумолимый бег, –

Тогда весь мир ты примешь во владенье,

Тогда, мой сын, ты будешь Человек!    

Редьярд Киплинг.

Социализация.

Вопросы.

1.             Какие размышления и чувства вызвало это стихотворение?

2.             Как бы вы его назвали? Почему?

3.             Автор назвал его «Заповедь». Как вы понимаете смысл этого слова?

(Заповедь – правило, положение, служащее руководящим указанием для кого-ч.-нибудь.)

4.             Какие заповеди вы знаете?

Обратимся к нашему кодовому названию, по которому мы определили группы «Друг». По всей жизни мы находимся в коллективе. Мы составим законы  коллектива, они запрятаны в частях открыток, вам необходимо собрать и  зачитать тот, который запрятан в них:

Закон правды. Запомни, правда нужна не только тебе, но и  окружающим тебя людям. Будь правдив!

Закон добра. Будь добр к ближнему, и добро вернется к тебе.

Закон заботы. Прежде чем требовать внимания к себе, прояви его к окружающим людям. Помни об их интересах, нуждах, потребностях.

Закон любви. Любовь – одно из древнейших и наиболее уважаемых чувств, не стесняйся ее.

Закон милосердия. Тебе сегодня хорошо, но рядом могут быть люди, у которых слезы на глазах. Не забывай о них

Закон памяти. Народ, забывший свою историю, умрет. Помни о своем народе и своей истории.

Закон уважения. Хочешь, чтобы тебя уважали, – уважай человеческое достоинство других.

Закон старости. Помни: старость уважается у всех народов, будь цивилизован.

Закон свободы. Каждый человек хочет быть свободен. Отстаивая свою свободу, не забывай о свободе другого человека.

Закон смелости.  Вчера ты струсил, но сегодня ты у нас в коллективе. Будь смел!

Закон чести.  Вспоминай о своей физической силе только наедине с собой. Помни о своей духовной силе, долге, благородстве, достоинстве.  

Закон доверия. Дорожи доверием других, береги тайны,  никогда не предавай их.

Каждый из вас должен правильно оценивать свои поступки, самого себя. По крайней мере, вы должны стремиться к этому. Потому что во взрослой жизни вам придется брать ответственность не только за самого себя, но и за кого-то ещё.

Каждый должен выбрать путь, по которому будет шагать во взрослой жизни. Есть два возможных пути: светлый и темный.

           Какие ассоциации у вас вызывает темная дорога?

           Если бы только эта дорога была у человечества, что бы с ним произошло?

           Какие ориентиры должны быть на светлой дороге?

Заполнение таблицы учащимися.

  Рефлексия

           Я сегодня задумался о…

           Мне сегодня понравилось (не понравилось)…

           Я изменил мнение о…

           Что было самым главным?

           Что запомнили важного и интересного для себя?

           Что может пригодиться вам в жизни?

Заключение

ü          Вы – венец миллионов лет эволюции нашего вида, венец мечты ваших родителей.

ü          Вы являетесь уникальным индивидуумом, способным оказывать непосредственное влияние на события.

ü          Только Вы можете изменить весь ход вашей жизни, если захотите этого.

ü          Дерзайте! Лепите себя сами!

 Наша дискуссия подошла к концу. Мы с вами прошли длительный путь, который вам  поможет в становлении вас  как личности. А станете ли вы личностью, это зависит только от себя.

   

Категория: Духовные ценности | Добавил: teacher-almaty (15.12.2008)
Просмотров: 2410 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz


  • Copyright "Школа" Интернет-портал "Детство-kz"© 2016
    Сайт управляется системой uCoz