Главная | Регистрация | Вход | RSSВоскресенье, 04.12.2016, 19:14

Учителя Алматы

Меню сайта
Категории раздела
Панорама [9]
Образование: модели и методы [60]
Управление [1]
Событие [18]
Воспитание и социализация [40]
Ступеньки к школе [11]
Профессиональное обучение [31]
Коррекционная педагогика [17]
Дополнительное образование [101]
Психологическая служба [47]
Родительское собрание [12]
Автограф на память [13]
Семиречье - взгляд сквозь годы [10]
Хочу поделиться [80]
Хроника [0]
Воспитание о образование в разных странах [2]
Наш опрос
Считаете ли вы результаты ЕНТ справедливыми?
Всего ответов: 1521
Статистика

Онлайн всего: 17
Гостей: 17
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Рубрики журнала » Образование: модели и методы

Признаны в мире

Мы знакомим вас, уважаемые читатели, с опытом Международной Школы Фонда образования Нурсултана Назарбаева.

Надеемся, опыт школы, занимающейся по оригинальным методикам, будет вам интересен. Вы узнаете что-то новое, а может, и воспользуетесь некоторыми «ноу-хау» этой школы на практике.

 

Планы претворяются в жизнь

Ж. З. Акашева, директор школы:

Шесть лет назад, еще работая в  школе № 105 г. Алматы,  я познакомилась с программами Международного Бакалавриата. Помогли этому наши тесные связи с Московским департаментом образования, где эти программы уже  внедрялись. Захотелось работать так же: воспитывать в своей школе ученика компетентного, студента-исследователя, дать всем ребятам образование  согласно международным стандартам.

Сегодня, спустя 6 лет, мы можем сказать, что многие наши планы уже претворены в жизнь. Наша школа  официально признана Международным Бакалавриатом. (Штаб-квартира этой организации находится в Женеве.) Также мы вошли в число школ Международного Союза – официально признанной организации, которая объединяет более тысячи Международных Школ мира. Во всех странах они считаются лучшими.

Конечно, войти в число лучших школ мира было нелегко. Это, прежде всего, огромный труд всего коллектива. Каждому нашему учителю пришлось измениться, ведь философия бакалавриата направлена, прежде всего, на учителя. Студент для него является не объектом, а субъектом. Учитель воспитывает ученика компетентного,  толерантного, ученика, который не только любит и уважает культуру своей страны, но и знает культуру мира, является гражданином мира.

Без ложной скромности скажу: наши студенты очень отличаются от учеников других школ. Они много работают над собой, над своим развитием, знают свои цели. Важно, что наш учитель – универсал, ведь один из приоритетов школы – интеграция предметов. Наши учителя и ученики воспринимают учебный процесс как целостный, а все мы ощущаем себя членами единой команды.

Мы работаем одновременно  по казахстанской и бакалавриатской программам. Одна программа дополняет другую. Мы вообще стараемся брать все лучшее, что есть в разных программах, в том числе, в программах советской школы. Пользуемся и нашими, казахстанскими, и зарубежными учебниками, в том числе российскими.

 

 «Если ты бамбук, то стань высоким»

Л. В. Рыбакова,

заместитель директора школы по научно-методической работе

Каждая школа имеет свою философию, но, как правило, философия эта работает отдельно, а программа – отдельно. Наша  философия пронизывает весь образовательный процесс.  

В первой четверти сквозь все предметы у нас, например, проходит тема гражданственности. Работа по этому направлению заканчивается Днем толерантности. В прошлом году у нас было творческое направление, и как итог – День творчества.

Большое внимание мы уделяем нравственному воспитанию студентов. Ведь знание без совести, – говорит пословица, – скакун без удил».  

У программы имеется два крыла:  крыло нравственности и крыло знаний, и наша философия позволяет развивать сразу два эти крыла.

Очень много внимания мы уделяем толерантности – тому, чего сегодня так не хватает в мире. Наши студенты учатся  любить друг друга, воспринимать друг друга со всеми плюсами и минусами. Если мы приехали в другую страну и ее  кухню никогда не пробовали, то ведь это совсем не значит, что кухня данной страны плохая. Если человек другой, отличается от нас, это не значит, что  он плохой. Это и хорошо, что все мы разные.

Каждый студент ведет дневник – мы его называем хэнд-буком. Дело в том, что наши ученики учатся самостоятельно добывать знания и реализовывать их на практике. А задача учителей – разбудить у детей желание развиваться, получать знания. Очень  помогает в этом личный хэнд-бук. В этой книжке прежде всего записаны две мотивации учащегося:  стратегическая и тактическая. Стратегическая: кем я хочу быть, что для этого  нужно, какие предметы мне удаются, над чем  хотел бы я поработать? В дневнике ребенок ставит определенные значки, которые имеют для него свой смысл. Вот, например, цели студентки Айши Манаповой из 8-го класса на этот год. Девочка пишет: «Я хочу получить звание «Студент года», стать призером олимпиады,  получить звание «Лучший по предмету» и  сертификат «Самый читающий студент». Я постараюсь  сделать  для этого все. В будущем я хочу стать успешным адвокатом». А рядом –  запись куратора:  «Спасибо за хэнд-бук, спасибо за учебу, спасибо за то, что ты рядом, моя родная капризуля». Как мы видим, отношения между студенткой и куратором очень теплые.

Если студент пропустил занятия или чего-то не понял на уроке, он может дополнительно посетить «час развития» или занятия по коррекции. На «часе развития» он вместе с преподавателем изучит пропущенную тему, на «коррекции» – уточнит непонятое.

Мы ввели рейтинговую систему. «Если ты бамбук, – говорим мы, –  стань высоким. Если ты тыква, стань круглой». Ты – менеджер своей судьбы. Мы готовы тебя научить, но многое  зависит и от твоего желания.

В рейтинг входит  качество исполнения контрольных и домашних работ, посещаемость студента, его активность на уроках. Из-за рейтинга родители практически  перестали забирать студентов на отдых во время учебы. Ведь у ученика окажется  низкий рейтинг! Директор на просьбы родителей отпустить ребенка всегда говорит: «Я вам разрешаю забрать на некоторое время из школы ребенка, но  очень этим недовольна, ведь  его рейтинг  понизится. Понижение рейтинга – очень существенно и для студента и для родителей.

Мы уже видим, как наша школьная работа сказывается на студенте во время его учебы в вузе. В КИМЭПе,  например, наши бывшие студенты свою работу выполняют очень быстро, не требуют дополнительных объяснений. У них нет проблем с написанием эссе. Ребята свободно ориентируются в  информационном пространстве. Наши выпускники обучаются в Праге, в США, в Великобритании, и там они, как правило, идут в авангарде студенческой молодежи. Но заграницей, хочу отметить, ребята оставаться не собираются.  Они хотят  вернуться в Казахстан, чтобы внести свой вклад в развитие страны.

В школе мы воспитываем патриотов. Проводим встречи с интересными людьми,  один-два ученика всегда им говорят, что хотят  быть похожими на них. У наших студентов четко выработана гражданская позиция. Они хорошо понимают, «что если в урожае один колосок будет испорчен, то мука не получится. Это будет урожай второго сорта».

 Дети у нас не оскорбляют друг друга. Был единственный случай, когда Жибек Зекеновна за унижение достоинства другого  человека исключила ученика из школы.

В школе у нас есть ящичек, в который каждый ученик может опустить письмо и рассказать о своей проблеме.  «Самое страшное, – говорим мы ребенку, – это остаться один на один со своей проблемой. Если у тебя возникла проблема, напиши о ней и мы поможем тебе».

Мы стараемся создавать в своей школе комфортные условия. Это не только техническое оснащение. У нас все красиво, эстетично, в кафе дети  пользуются ножами и вилками.  У нас нет специальной школьной формы, но мы  говорим ребятам: «Вы должны иметь «офисный вид», как и все  студенты Международной Школы. Вышитые эмблемы школы  носит каждый ученик.

Мы выступаем как единая команда. Ежемесячно мы посылаем родителям «репот». Это рассказ о том, какие  у ребенка  успехи, какой у него рейтинг, какие в школе прошли мероприятия и какое участие в них принял ученик. Обязательно там  есть благодарности  родителям, ученикам. Наши дети читающие. Третий год у нас проходит конкурс «Самый читающий студент». Ребята коротко рассказывают о том, что они прочитали. Ребенок, который прочитал более 25 книг (а есть дети, которые прочитали 30-40 книг) получают благодарственное письмо от директора школы. Это детей подстегивает. Самообразование заставляет их читать.

Р. К. Базарбаева, координатор программы МР:

Наша программа называется «Модерейшн» – внешнее оценивание. Существует она при Международном Бакалавриате. Входят в нее 8 предметов на английском языке плюс каждый ребенок должен защитить персональный проект.

Если студент в 10 классе набирает от 36 до 63 баллов,  ему присуждаются международный сертификат и международный табель. Обычно к 1 марта  учителя и студенты  завершают свои работы, и мы отправляем на оценивание за границу. А к 1 сентября получаем международные сертификаты. Сертификат – это как визитная карточка: студент обучался  по международному стандарту. Это учитывается при поступлении в вуз.

Служение обществу

И. И. Ивакина,

заместитель директора школы по воспитательной работе

- Помимо хорошего образования мы, конечно, воспитываем детей. У нас в школе работают 32 кружка: спортивные, музыкальные, эстрадные, танцевальные. Наши дети танцуют народные, восточные, латиноамериканские танцы. У нас всегда интересно проходят праздники.

Хочу подробнее рассказать о программе «Служение обществу». Ее цель: помогать людям, которые  нуждаются в нашей помощи. Традиционно, например,  мы участвуем в Дне пожилого человека. Обходим близлежащие дома, переписываем одиноких бабушек и дедушек, собираем им продуктовые посылки, поздравляем с праздником. Ребята с большим удовольствием общаются с пожилыми людьми,  вручают им подарки. От класса, как правило, отправляются делегаты: два-три человека, хотя побывать в гостях у пожилых людей хотят все, выстраивается очередь.  Пожилые люди в этот день выглядывают из окошек, ждут нас.

Я считаю, что для детей это очень полезно, так как  порою они не знает, как живут люди, которые их окружают. Они получают большой жизненный опыт. В рамках программы  у нас проходит Рождественский благотворительный базар.  Студенты и учителя  своими руками изготавливают  поделки, а затем продают их, на вырученные деньги покупают сладости для детского дома. Много лет наши ребята дружат с воспитанниками детского дома  № 2 г. Алматы. Мы приезжаем туда с концертами, участвуем  в спортивных соревнованиях. Считаем, наши ребята должны знать, что в окружающем их мире всегда имеются люди, которым  нужна их помощь. Что сильный человек всегда должен помогать слабым, причем делать это от души.  

Ребенок сам планирует, как он будет участвовать в программе «Служение обществу». В своем ежедневнике он коротко описывает свои добрые дела, причем, не только, что делал, но и что при этом чувствовал. Затем делает вывод, например: «Я всегда буду помогать людям, которые нуждаются в моей помощи». При этом  учится анализировать свои действия. Размышляет: каким образом я должен жить в обществе, чтобы быть ему полезным? А в конце года  пишет эссе о проделанной работе. Отмечает  ее положительные и отрицательные моменты, планирует свою работу в будущем году. 

Студентов  мы воспитываем так, чтобы их личностные качества позволили им в будущем жить в обществе. Понимать: общество  разное, и важно, какую нишу в нем займет именно он, сегодняшний ученик.  Будет жить только для себя или так, чтобы все общество богатело, чтобы всем людям было жить в нем  комфортно.

Мы стремимся к тому, чтобы дети учились мотивированно. Мало получить пятерку, студент должен понимать, зачем ему получать отличные отметки. Программа «Служение обществу» сейчас принята в Казахстане для внедрения во всех школах.

Наши дети особенные, они не зажатые, семиклассники часто выступают на уровне одинадцатиклассников. Они умеют  себя представлять, говорить  о том, что сделали в своем проекте.

В наших мероприятиях участвует вся школа, каждый ребенок в нем имеет какое-то дело и с удовольствием  его  делает. У нас все хотят быть ведущими, вести программу концерта или представления. Наш ученик умеет петь, танцевать, анализировать свои действия и поступки, готовить проекты. Ребенок пишет не только реферат, но и защищает свой  проект, хотя сделать это бывает нелегко. Новые учителя, которые приходят к нам,  удивляются, насколько развиты наши дети.

У нас имеются освобожденные кураторы классов. Они проводят большую исследовательскую работу. Изучают развитие личности ребенка, уровень его воспитанности. У нас разработано очень интересное положение о наградах:  каждый ребенок в конце четверти получает награду, причем награды бывают  различных номинаций:  лучший по предмету, за милосердие, за успехи в спорте. Каждый ребенок имеет  возможность развивать свои способности и получает за это соответствующее вознаграждение. У нас есть директорская премия – 3-5 долларов. Кажется, немного, но дети счастливы  получить ее. Быть первым в рейтинге и получить директорскую премию – очень престижно  для ребенка. Каждый студент в школе может стать звездой, считаем мы.

Лидером может стать каждый

Л.А. Душкова,

заместитель директора по начальной школе:

  По программе PRIMARY начальной школы Международного Бакалавриата  мы стали работать 6 лет тому назад. Самое главное здесь то, что  детям интересно учиться,  получать знания, которые с помощью учителя они добывают самостоятельно. Ученики  у нас на уроках  работают гораздо больше, чем сам учитель. Они самостоятельно ищут ответы на свои же вопросы,  учатся делать свои выводы. Учитель  полученные ими  знания корректирует.

Вот сегодня, например,  мы присутствовали на открытом уроке, посвященном скороговоркам. Студенты вспоминали все, что они знали о скороговорках, сообщали учителю, что бы им хотелось знать еще. Пользовались справочниками, изучали книжки, в которых использовались скороговорки, причем их исследование уроком не заканчивалось. «Все о поговорках» они продолжали изучать и дома.

Наши учителя находятся со студентами в партнерских отношениях. Оценивается не только накопление знаний, но и умение учеников правильно  задавать вопрос, ставить концептуальные вопросы, я бы сказала.

Когда ребенок задает вопрос и получает ответ, он получает знания, которые сам добыл, а это и есть  накопление личного опыта.

У нас есть 12 качеств, которые ребенок должен проявляться ежеминутно: доброжелательность, терпение и терпимость, умение быть принципиальным, поступаться своими выводами и слушать другого, вести исследование и так далее. Есть список навыков, которыми должен овладеть студент начальной школы. Это умение жить в обществе, анализировать и синтезировать, вести здоровый образ жизни.

Вы спросите, а как же опыт наших знаменитых союзных педагогов – Амонашвили,  Лысенковой? Разница в том, что у них на уроке главным был учитель, у нас – ученик. Хотя мы, без сомнения берем все лучшее из всего, что накоплено мировой педагогикой.

Наш учитель, как правило, не стоит над учениками, не возвышается над ними, а сидит рядом.  Он – не выше своего ученика. У нас вообще принцип: лидером может быть каждый. Причем не только потому, что ты много знаешь, а еще и потому, что ты доброжелателен, умеешь ответить на вопросы своих одноклассников.

В программе активно участвуют родители, дают нам главную оценку. Они видят, что  дети, обучающиеся в нашей школе, отличаются от учеников других школ.  Они открыты, не  боятся задать вопрос, высказать свою точку зрения, растут как личности. Поэтому родители  охотно поддерживают нас.

 

 

 

 

Категория: Образование: модели и методы | Добавил: teacher-almaty (30.07.2007) | Автор: t
Просмотров: 2713 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 4.0/3
Всего комментариев: 1
1 Фома   (30.04.2012 00:39)
Всем доброго времени суток! Благодарю авторов статьи за то, что делитесь таким интересным опытом - опытом комплексного подхода к обучению через воспитание, а также через самостоятельное познание как принцип работы. Такой подход к обучению актуален сегодня. в свете современных целей и задач школьного образования.

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz


  • Copyright "Школа" Интернет-портал "Детство-kz"© 2016
    Сайт управляется системой uCoz