Главная | Регистрация | Вход | RSSСреда, 07.12.2016, 13:39

Учителя Алматы

Меню сайта
Категории раздела
Панорама [9]
Образование: модели и методы [60]
Управление [1]
Событие [18]
Воспитание и социализация [40]
Ступеньки к школе [11]
Профессиональное обучение [31]
Коррекционная педагогика [17]
Дополнительное образование [101]
Психологическая служба [47]
Родительское собрание [12]
Автограф на память [13]
Семиречье - взгляд сквозь годы [10]
Хочу поделиться [80]
Хроника [0]
Воспитание о образование в разных странах [2]
Наш опрос
Считаете ли вы результаты ЕНТ справедливыми?
Всего ответов: 1521
Статистика

Онлайн всего: 10
Гостей: 10
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Рубрики журнала » Образование: модели и методы

Рефлексивный отчет по одному уроку из запланированной серии последовательных уроков.
Рефлексивный отчет по одному уроку из запланированной серии последовательных уроков.
Содержание Программы курсов третьего базового уровня АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы», по которой я обучалась на курсах, представлено в виде семи отдельных модулей, которые интегрируются в процессе преподавания и обучения. Естественно, что данная Программа предусматривает разнообразнейшие методики и стратегии проведения уроков.
В данной статье мне хотелось бы проанализировать свой урок в 5 классе, в котором я проводила занятия по использованию ключевых идей Программы во время практики в школе. В классе 26 учащихся. Показатели успеваемости по предметам достаточно высокие. Мальчиков в классе всего пять, девочек больше, они очень активные. Есть талантливые и одаренные дети, например, Ирина Т. Она пробует писать стихи, неординарно мыслит, активно везде участвует.
На данном уроке я планировала сформировать у ребят понятия и представления о категориях временных форм в русском языке. Тема «Настоящее время глагола» учащимся знакома, так как в предыдущих классах части речи изучались на уроках подробно. Но необходимо научить ребят грамотно определять и использовать формы глаголов в устной и письменной речи. Далее я ставила перед собой цели развивать в учениках навыки работы в группах и в парах, умению объективно оценивать себя и друг друга, критически мыслить, рассуждать. Для решения поставленных целей и задач планировала применить идеи семи модулей Программы.
Одним из важных моментов урока стало создание в классе коллаборативной среды через стратегию «Собери открытку» для деления на группы и стратегию « Выбери свой смайлик», которые способствовали созданию атмосферы открытости и доброжелательности на уроке. Сообща составили правила работы в группах и в парах, и в течение всех последующих уроков постоянно вспоминали их. Ученики обладают потребностью участвовать в разговоре друг с другом, усваивая новую информацию, они учатся помогать друг другу, выражать сочувствие, оказывать поддержку. Данное взаимодействие со сверстниками дает им возможность рассуждать, высказываться. Именно здесь необходима поддержка учителя, чтобы правильно их направить, помочь, объяснить.
Для уточнения темы урока и определения цели урока учащимся был показан видеосюжет, после просмотра, которого они должны были обсудить и озвучить, чем мы будем заниматься на данном уроке. Мне понравилось, что ребята активно участвовали в беседе, хотя затруднялись в грамотном формулировании своего ответа. Думаю, если мы будем делать это систематически, то они научатся правильно выражать свои мысли.
Обучение и преподавание строилось с учетом возрастных особенностей учащихся. Данный модуль тесно связан с модулем «Оценивание для обучения и оценивание обучения», в частности, в аспекте изучения ответственности за самооценивание на каждом возрастном этапе. Наиболее эффективными методами оценивания учебной деятельности на уроке, на мой взгляд, является взаимооценка и самооценка. Ребята с большим удовольствием оценивали себя и друг друга, было заметно, что данный вид работы им понравился. Еще на данном уроке совместно вырабатывали основные критерии оценивания. Пробовала делать это после каждого этапа урока. Кроме оценивания по критериям, проводилось формативное оценивание, например, по стратегии « Светофор», « Большой палец». С предыдущего урока им знакома была стратегия оценивания « От кулака до пяти пальцев» и «Измерение температуры». С каким удовольствием ребята вытягивали свои пальчики! Считаю это очень важным моментом, так как именно на этом этапе устанавливаются доверительные отношения между учителем и учеником.
«Оценивание одноклассников играет очень важную роль, поскольку оно повышает уровень мотивации, позволяет ученикам общаться на своем языке, способствует принятию критики, повышает уверенность в себе в дискуссии с учителем, а также позволяет учителям отстраниться от процесса и просто наблюдать». (Блэк и др.,2003).
На данном уроке учащиеся очень ответственно отнеслись к взаимооцениванию домашнего задания, сначала вместе со мной попытались определить критерии оценивания, потом ознакомились с предложенными вариантами. Ребята не всегда точно могли сделать это самостоятельно, всегда я их направляла. Считаю, что над данным этапом урока мне необходимо поработать, ведь такой вид работы должен проводиться систематически. Группа Реформы Оценивания (2002) определила этот момент таким образом: «…учителя не являются единственными оценивающими лицами. Ученики могут быть вовлечены в процесс оценивания своих одноклассников и самих себя, и даже, когда учителя активно проводят оценивание, ученики должны столь же активно в данном процессе участвовать». (Руководство, стр.163)
Одним из качеств, необходимых современному ученику, является умение критически мыслить. Критическое мышление является одним из основных семи модулей Программы наших курсов. Само это понятие означает «мышление о мышлении», когда в результате наблюдения и осмысления какой-либо информации, анализа и принятия решения приходишь к выводу, пониманию. Ученый Александер через несколько подходов в общении с учащимися определил важные факторы обучения. Это обсуждение, диалог и аргументация. (Руководство, стр.156). Диалогическое обучение является коллективным (ученики и учителя совместно обращаются к изучению задач), способствующим взаимообучению (учащиеся и учитель слушают друг друга, разделяют точки зрения друг друга, рассматривают альтернативные варианты) и поддерживающим (ученики свободно формулируют идеи, могут говорить без страха, смущения из-за «неправильного» ответа и помогают друг другу достигнуть сотрудничества, взаимопонимания). (Руководство, стр.157).
Использование критического мышления на уроке проводила с помощью стратегии «Знаю – Хочу узнать – Узнал», где получилось коллективное обсуждение темы урока. Правда, ребята немного затруднялись в определении того, что же они хотят узнать о глаголах настоящего времени, так как эта тема им уже известна. Думаю, что на дальнейших уроках учащиеся научатся это делать. Следующая стратегия - «Инсерт», когда ученики работали самостоятельно с учебником, делая заметки на полях. Это помогало им думать, осмыслить информацию, находить в тексте главное, существенное. Далее проводилась работа в группах над составлением кластера по теме « Глагол», этот момент работы оказался на уроке самый шумный и самый интересный, ведь им еще предстояло защитить свой проект!
Постоянно необходимо правильно направлять, координировать ребят. Зато сколько услышишь интересных мнений, суждений! С каким удовольствием группы обсуждают, задают друг другу вопросы! Полученные ранее знания выводятся на новый уровень осмысления и становятся теперь базой для усвоения новых знаний. Ребята учатся критически подходить к пониманию новой информации. Положительный момент в обсуждениях в группе, когда ученики сталкиваются с многообразием мнений, когда выслушивают различные точки зрения, другие подходы. Это дает им толчок двигаться, искать, стремление найти более приемлемый вариант.
Обязательным этапом такого урока стала рефлексия, когда ребята оценивали свою работу на уроке и делали выводы, писали свои впечатления на стикере по стратегии «Слово дня». Каждый ученик должен был проанализировать свое участие в работе класса и группы, свое понимание материала, усвоение темы урока. Объективно оценив себя, он должен был ответить на вопросы по листу самооценки. Мне понравилось, что на данном этапе ребята отнеслись со всей ответственностью, некоторые честно заявили, что могли бы работать лучше, один ученик написал, что ему было непонятно.
Что дает данная стратегия? Во-первых, повышается эффективность восприятия новой информации. Во-вторых, повышается мотивация обучения, качество образования. В-третьих, ребята учатся критически мыслить. В-четвертых, приобретается умение сотрудничать, «слушать» и «слышать» друг друга. Продолжать можно долго, но главное здесь – это доверительные отношения, обоюдное желание, атмосфера добра и со стороны учителя, как наставника, и со стороны ученика.
В педагогической деятельности учителя каждый ученик является особенным, уникальным. Для достижения цели урока были использованы подходы, то есть различные формы организации учебной деятельности. Это групповая, парная и индивидуальная работа с учащимися. Так, на этапе закрепления нового материала по теме « Времена глаголов», учащимся были предложены задания по уровням А, В и С. Данный вид работы был направлен на участие в нем учащихся с более повышенным уровнем мотивации. На курсах мы с коллегами много обсуждали, спорили на тему выявления талантливых и одаренных учеников, говорили об инклюзивном обучении. Такой насыщенный процесс работы в группах дает учителю, в первую очередь, очень большой толчок для понимания и осознания его деятельности в школьном коллективе. Совсем нетрудно составить программу для одаренных детей, просто здесь нужен особый подход, знание теоретического материала и желание поработать в этом направлении. Раньше я не задумывалась и не уточняла для себя значение слов «одаренный», «талантливый», «вундеркинд», в чем их отличие. Эта тема хорошо исследована в трудах Фримана, который выделил несколько основных критериев для выявления способных и талантливых учащихся. Согласна с авторами Руководства для учителей, которые считают, что данная категория учащихся нуждается в другом подходе к их обучению. Им нужны другие более сложные задания, способные их стимулировать на более успешные достижения. В школах, где основная масса детей «обычных», одаренные и талантливые учащиеся находятся на одном с ними уровне. Учителю порой не хватает времени, терпения, чтобы обратить внимание на «особенных» детей. Да, это нелегкий труд, но упорная и кропотливая работа приносит свой эффективный результат. Например, достижения на конкурсах, олимпиадах и т.д. И в конечном итоге, это становится и достижением самого педагога. В настоящее время проводится ряд региональных, национальных и международных конкурсов и программ, которые выявляют и поощряют высокие достижения лучших учеников в системе образования. В данном классе учатся три девочки, которых можно считать одаренными. После обучения на курсах я во многом пересмотрела свою работу с ними. Необходимо эффективнее работать с такими детьми и на уроках и после. В этом же классе есть ученик, Шаповалов Никита, обучающийся на дому. Вот он действительно очень талантливый и очень работоспособный ребенок. Какие уникальные сочинения он пишет! В марте 2013года мы с ним заняли второе место в региональном заочном экологическом конкурсе, проходившем в рамках 43 научно-практической конференции Малой академии наук, организованной ДДЮ. Работа с такими учащимися не дает мне, как учителю, стоять на одном месте, необходимо самой расти и развиваться.
Следующий модуль, который я внедряла на данном уроке, это использование ИКТ. Современный учитель должен быть компетентен в цифровых технологиях и способен эффективно пользоваться ИКТ в преподавании и обучении. В основе таких навыков лежат знания об информационно-коммуникативных технологиях, умения грамотно извлекать необходимую информацию, работать в сетях Интернет. Думаю, что по завершении Программы стану более успешно работать с ИКТ. Так вот на всех уроках составляла и показывала слайды-презентации по теме. Еще есть один положительный момент. Это физминутки. Они так понравились, так раскрепостили и детей и меня в том числе, сняли какое-то внутренне напряжение «открытых уроков». И я убеждена в том, что необходимо не забывать о них на последующих уроках.
Одним из условий успешной работы с детьми является диалоговое обучение, которое входит в программу семи модулей. Исследования многих ученых, занимающихся данной темой, указывают на то, что через грамотное общение учитель строит свою работу с детьми. Например, Л.Выготский предполагал, что «знания приобретаются в результате вовлечения ученика в диалог. Таким образом, роль учителя в поддержке социальной вовлеченности в процесс обучения является решающей для развития обучения ученика». (Руководство для учителя, стр. 144) Программа, по которой мы проходим обучение, полностью построена на основе групповой работы в классе, следовательно, важность развития диалогической беседы здесь просто неоценима. Могу сказать, что данный вид работы активно влияет на уровень мышления детей, развивает их речевые навыки, а учитель, управляя темой разговора, умеет направить диалог в «правильное русло». Для достижения максимального успеха в обучении необходима благоприятная среда и, конечно же, мотивация. Учащиеся с удовольствием работают в команде, ищут и предлагают идеи, неординарные решения в составлении проекта. Каждый ученик раскрылся для меня с другой стороны. Все активно обсуждали идеи друг друга, выражали свое мнение. Считаю, что главное условие здесь, это научиться грамотно задавать вопросы и научить умению «слушать» и «слышать» собеседника.
Согласно исследованиям Мерсера, выделено три типа беседы, в которые «вовлечен субъект». Это беседа-дебаты, кумулятивная и исследовательская беседа. (Руководство, стр. 145). Разобрав каждый тип на наших занятиях, пришла к выводу, что учитель не всегда дает возможность выговориться учащимся. Еще ошибки в том, что дается недостаточное время на обдумывание ответов или задается много вопросов за один раз. Мы, учителя, порой можем так увлечься, что задаем вопрос и сами на него отвечаем. Теперь, после осмысления, постараюсь поработать над собой в этом направлении. Вопросы не должны быть однотипными, а ответы на них должны быть продуманными, качественными. «Хороший вопрос поддерживает уровень вовлеченности учеников, стимулирует мысли и пробуждает чувства». (Морган и Сакстон,1991). На уроке старалась грамотно сформулировать свои вопросы к классу, а также объясняла, как составлять самим вопросы «высокого порядка» и чем они отличаются от вопросов «низкого порядка» через стратегию «Толстые и тонкие вопросы», например:
– Как вы считаете, насколько необходимо грамотно определять временные формы глаголов?
– Каким образом формы глаголов настоящего времени видоизменяются в другие временные формы?
– Возможно, ли определить у данных глаголов время, и почему?
– Как, по - вашему мнению, определяются видовые пары глаголов? И так далее.
Значение вопросов в диалогическом подходе для развития обучения, по Руководству для учителей определяется в «стимулировании к конструктивным высказываниям, в поддержке и развитии креативного и критического мышления, в содействии и формировании знаний, в развитии умения учиться друг у друга, уважать и ценить идеи других учеников». (Руководство, стр. 145). Поэтому каждому учителю необходимо сделать для себя выводы и постараться «перестроиться», измениться. Этого требует время, наш век ИКТ.
Размышляя над тем, насколько правильно и успешно я применила на уроке ключевые идеи Программы, просмотрев еще раз видеозаписи урока, убедилась в необходимости продолжения работы в данном направлении. Все модули Программы взаимосвязаны друг с другом и в синтезе дают на каждом уроке хороший результат. Считаю, что урок прошел успешно, цели были достигнуты. Для себя поставила задачу научить ребят грамотно формулировать цели урока, а в конце занятий научить объективно, оценивать полученные знания и определять, над чем необходимо поработать, в каком направлении надо двигаться. Еще буду учить их самостоятельно составлять критерии оценивания.
Хотелось бы отметить, что при такой форме работы на уроке в значительной степени возрастает индивидуальная помощь каждому нуждающемуся в ней ученику, как со стороны учителя, так и своих товарищей. Причем помогающий сам получает при этом не меньшую помощь, чем ученик слабый, поскольку его знания актуализируются, закрепляются именно при объяснении своему однокласснику. Очень важно на данном этапе, чтобы школьники поняли, что мышление – процесс познания нового. Именно благодаря способности человека мыслить решаются трудные задачи, делаются новые открытия, появляются изобретения. Как и другие качества ума, мышление можно и нужно развить. Развивать детское мышление – значит, развивать умение думать. Психологи говорят, что мышление начинается с удивления, недоумения или с противоречия. Вот тут-то и необходим наставник, учитель, который поймет, направит, поддержит. Думаю, что успешное преподавание и компетентный учитель, работающий по-новому, изменит всю систему нашего образования в лучшую сторону.

Список использованной литературы:

1.Программа. Третий базовый уровень. АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы», (2012)
2.Руководство для учителя. Третий базовый уровень. АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы», (2012)
3. Группа Реформы Оценивания (2002)
4. Морган и Сакстон, (1991).
5.Мерсер Н. «Слова и умы».
6. Выготский Л.С.(1978) «Разум в обществе»
7. Блэк и др.,(2003).
8. Александер (2001, 2008)
Категория: Образование: модели и методы | Добавил: Armana (12.01.2014) | Автор: Коишибаева Арман E
Просмотров: 12005 | Теги: Armana | Рейтинг: 1.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz


  • Copyright "Школа" Интернет-портал "Детство-kz"© 2016
    Сайт управляется системой uCoz