Главная | Регистрация | Вход | RSSСуббота, 03.12.2016, 16:35

Учителя Алматы

Меню сайта
Категории раздела
Панорама [9]
Образование: модели и методы [60]
Управление [1]
Событие [18]
Воспитание и социализация [40]
Ступеньки к школе [11]
Профессиональное обучение [31]
Коррекционная педагогика [17]
Дополнительное образование [101]
Психологическая служба [47]
Родительское собрание [12]
Автограф на память [13]
Семиречье - взгляд сквозь годы [10]
Хочу поделиться [80]
Хроника [0]
Воспитание о образование в разных странах [2]
Наш опрос
Считаете ли вы результаты ЕНТ справедливыми?
Всего ответов: 1520
Статистика

Онлайн всего: 4
Гостей: 4
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Рубрики журнала » Образование: модели и методы

Опыт моделирования урока в начальной школе через призму современных техник учения
Железнякова М.И.
Татарчук Т.А.
Учителя начальных классов сш № 2 г. Костаная
Опыт моделирования урока в начальной школе через призму современных техник учения.
« Если мы будем учить сегодня так,
как мы учили вчера, мы украдем у детей завтра».
Джон Дьюи
С поступлением в школу ребенок впервые начинает заниматься социально значимой, общественно оцениваемой учебной деятельностью. Все отношения обучающегося с внешним миром определяются теперь его новой социальной позицией- ролью ученика, школьника.
Новый государственный стандарт образования требует, чтобы обучающиеся овладели функциональной грамотностью и базовыми компетенциями. Ответственность учителя начальных классов всегда была исключительной, но в условиях введения нового государственного образовательного стандарта начального общего образования ответственность существенно возрастает.
В настоящее время учитель начальных классов решает очень сложные задачи переосмысления своего педагогического опыта, ищет ответ на вопрос «Как обучать в новых условиях?»
Поэтому в нашей статье мы хотим поделиться опытом работы по внедрению современных техник учения, которые позволяют сформировать у обучающихся набор компетенций, отвечающих требованиям современного общества и помогут им активно войти во взрослую жизнь в постоянно меняющихся условиях.
Специфика компетентностного подхода состоит в том, что усваиваются не «готовые знания» кем- то предложенные к усвоению, а «прослеживаются условия происхождения данного знания». Обучающийся сам формирует понятия, необходимые для решения задач. При таком подходе учебная деятельность, периодически приобретая исследовательский или практико – преобразовательный характер, сама становится предметом усвоения.
Очевидно, что и урок в этой парадигме должен быть другим.
Моделируя урок, мы придерживаемся следующих правил:
• Конкретно определяем тему, цели, тип урока и его место в развороте учебной программы.
• Отбираем учебный материал (его содержание, объем, связь с ранее изученным, систему управлений, дополнительный материал для дифференцированной работы и домашнее задание).
• Выбираем наиболее эффективные техники учения, методы и приемы обучения в данном классе, разнообразные виды деятельности обучающихся и учителя на всех этапах урока.
• Определяем формы контроля за учебной деятельностью школьников.
• Продумываем оптимальный темп урока, то есть рассчитываем время на каждый его этап.
• Продумываем форму подведения итогов урока.
• Продумываем содержание, объем и форму домашнего задания.
Разрабатывая модель урока в начальной школе, мы используем следующую структуру.
1. Организационный момент.- 3минуты.
2. Самостоятельное усвоение новой информации.- 5-7 минут.
3. Выполнение учебных заданий.- 35 минут.
4. Итоги урока.- 3 минуты.
Таким образом, в современном уроке львиная доля времени отводится деятельности обучающегося (35 минут). А на традиционном уроке- 25 минут отведено на объяснение материала, что предполагает прежде всего деятельность учителя.
Для того чтобы организовать деятельность обучающегося, следует урок оснастить учебными заданиями.
Основой для моделирования такого современного урока является пятиуровневая таксономия Кротовелла для аффективной сферы и шестиуровневая таксономия Блума для когнитивной сферы . При проектировании процесса обучения следует четко определиться, на базе какой сферы формируется компетенция, т.к. это позволит определиться на базе какой таксономии следует разрабатывать учебные задания.
Для примера предлагаем образцы разработанных нами уроков по таксономиям Блума и Кротовелла (смотреть приложение).
Таксономия учебных задач по Блуму хорошо технологизирована: для каждого уровня учебных заданий определена своя типология; указаны глаголы, с которых должно начинаться учебное задание; указаны основные операнты, которые следует использовать в изложении учебного задания. Имея набор учебных заданий, разработанных по таксономии Блума,учитель не мешает ученикам работать на уроке. Все обучающиеся начинают урок с выполнения заданий первого уровня. Доведено до минимума фронтальное обучение, чтобы дать возможность детям работать в своем ритме и на пределе своего интеллектуального и творческого потенциала; учитель не излагает содержание урока, так как этим лишает обучающихся прекрасных мгновений открытия новых истин. Учитель в конце урока дает возможность каждому обучающемуся оценить свою работу.
Мы считаем, что на каждом уроке педагог должен изучать ребёнка, открывая в нем всё новые потенциалы, особенности и на этом строить своё общение с ним, соблюдая разумную строгость. Каждый обучающийся может реализовать себя, раскрыть свои способности, свой талант.
Помимо предложенных техник учения существует ещё множество других техник, которые можно применить в начальной школе: «Содержательная картинка», «Карточки устного сообщения», «Схема «Луковица», «Кластер», «Схема последовательных действий», «Круги Эйлера» и другие. Эти техники были апробированы нами во время дидактического марафона «Учись учиться и учить», который ежегодно проводится в сш №2 с целью погружения в них.
Программируя динамику урока (как в прямом, так и в перенос¬ном смысле) и управляя ею, обеспе¬чивается позиция обучающихся «сидя-стоя-в движении» и проводится несколько динамических пауз с конкрет¬ными валеологическими задачами (профилактика утомления глаз, правильное дыхание, переключение и восстановление внимания и т.п.).
Опираясь на собственный пятилетний опыт моделирования современного урока в начальной школе на основе техник самостоятельного учения, мы делаем следующие педагогические выводы:
1. Создаётся совершенно другая среда на уроке, отличная от традиционного урока.
2. Повышается плотность урока. Увеличивается объём выполняемых заданий.
3. Практически реализуются идеи дифференциации и индивидуализации обучения.
4. Дети умеют самостоятельно добывать знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения, учатся общению друг с другом, так как создаются условия для развития рефлексии- способности осознавать и оценивать свои мысли и действия как бы со стороны, соотносить результат деятельности с поставленной целью.
Литература.
1. Государственный образовательный стандарт начального общего образования РК.
2. А.Г. Асмолов Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе, . М., «Просвещение», 2008г.
3. Материалы Центра Современной Педагогики «Обучение без границ» Рудик Г.А. , 2009-2012 г.
4. В.А.Онищук. Урок в современной школе,М., «Просвещение»,2008г.
5. К.Н.Поливанова. Проектная деятельность школьников,М., «Просвещение»,2008г.
6. Г.А.Цукерман. Учебная задача- точка роста поисковой активности, М., АПКиППРО, 2005г.

Приложение.
ПЛАН УРОКА
ТИТУЛЬНЫЙ ЛИСТ КАТАЛОГ КОМПЕТЕНЦИЙ
ТЕМА:
1 Базовая компетенция:
Ударение. Ударные и безударные гласные. УМЕНИЕ УЧИТЬСЯ
Дисциплина: 1.1 Составляющая компетенция:
Русская грамота. Умение представить информацию в виде схем-опор.
Класс: 1 1.1.1 Метод, прием, операция, средство/цикл
Преподаватель: Представление информации в виде схемы "Паучок", Полный цикл.
Железнякова М.И.
Дидактическая степень/категория: высшая Социализация цели
Учебное заведение:
сш №2 г.Костаная
Базовый учебник: 1

«Природа»
И.Павленко, Г.Клыпа. Родное слово.1 класс. Обеспечение устойчивого развития.
Содержание урока: 2
«Общество»
Знать. Понятия «ударение», «ударный и безударный слоги», роль ударения в словах, ударные и безударные гласные.
Уметь. Ставить в словах ударение, определять ударный и безударный слоги, ударные и безударные гласные в словах, проверять безударные гласные ударением. Проявление индивидуального интеллектуального потенциала.

3 «Я»
Навык представления информации в виде схемы .

КЛАССИФИКАТОР ОРГАНИЗАЦИЯ
№ Учебное задание Таксономия учебных задач по БЛЮМУ(уровень) Время в мин. Организационная форма/ форма оцениавния
Общее время урока: 35
1 Усвой информацию, изучив памятку об ударении, ударных и безударных гласных. 1.10
4мин Работа в парах. взаимопроверка . + оценка учителя.
2 Вспомни изученную информацию и вставь в текст ключевые слова по данной теме. 1.23 4мин Работа в парах. взаимопроверка + оценка учителя.
3 Представь информацию по теме в виде схемы «Паучок». 2.10 5мин Работа в парах. взаимопроверка + оценка учителя.
4 Установи, что общего в словах:
Х.лмы, вр.чи,л.ства, л.са.
Вставь пропущенные буквы и правильно запиши слова, используя полученную ранее информацию. 3 4 мин. Индивидуальная работа. Самооценка + оценка учителя.
5 Выведи алгоритм проверки безударных гласных, опираясь на указанный план и представь его в виде схемы «Паучок». 4.10 5 мин. Работа в парах. Взаимопроверка + оценка учителя.

План действий.
1.Поставь ударение в словах.
2. Выдели ударный слог
3. Найди ударный гласный. .
4. . Определи безударный слог.
5. Найди безударный гласный.
6. Не проверяй ударный гласный.
7. .Проверь безударный гласный ударением или запомни его написание (словарное слово).
6 Произведи проверку слов с безударными гласными, используя полученный алгоритм при выполнении упр. 4 на с.137. 5.20 5мин. Индивидуальная работа. Самопроверка + оценка учителя.
7 Оцени, какие из предложенных слов с проверяемыми безударными гласными и составь рассказ из 3-4 предложений, используя в каждом предложении по одному такому слову. Предложения начинай со слова Я.
З.мля. дом, в.сна. д.ревья. цв.ты. тр.вка, скв.рцы.
Запиши рассказ. 6.10 7 мин. Работа в парах..
Взаимооценка + оценка учителя.
9 Оцени себя и свою работу на уроке. .1мин. Индивидуальная работа . Самооценка.

Урок Татарчук Татьяны Александровны
1 класс Самопознание.
Тема: Шаги к здоровью
1. Базовая компетенция: «Умение формировать ценности на основе мировой и национальной культуры»
2. Составляющая компетенция: ценности в эпоху глобализации.
Цель урока: уметь обеспечивать право человека на здоровый образ жизни.
Координата «знания»: по памяти воспроизводить знания общеобразовательного характера (1.)
Что будет оцениваться на этом уроке.
Умение работать в группе: умение общаться.
Взаимооценка
Художественные средства
• Песня «Если хочешь быть здоров» В. Соловьёв -Седой - В. Лебедев-Кумач
• Народная мудрость (притча «Самое большое богатство», казахская поговорка – «Здоровье – большое богатство»)
• Рассказ Бахыта Искакова «В чём секрет Айдара?»
• Стихотворение Генриха Сапгира «Кошка или я?»
• Репродукции картин: «Здоровый образ жизни» Дейнека, «Утро» Яблонская, «Гимнасты СССР» Жилинский.
Сценарий урока
«Шаги к здоровью»
Добрый день, ребята, я предлагаю вам встать в небольшие круги радости. Сегодня на уроке я вместе с вами буду оценивать насколько успешно вы можете общаться друг с другом в группах, насколько вы дружны и можете с уважением относиться друг к другу. Давайте хором пожелаем друг другу удачи; «Желаем удачи!». А теперь девиз дружных мушкетёров, которым очень часто сопутствовала удача : «Один за всех и все за одного!» А самой дружной группе в конце урока мы вручим приз.
Итак, Задание 1 (внимательно слушаем и вдумываемся в инструкцию!)
Обобщите прослушанную песню и определите тему урока.
• Звучит песня «Если хочешь быть здоров» В. Соловьёва -Седого - В. Лебедева-Кумача
Используйте при ответах фразы:
• МЫ думаем, что …
• МЫ считаем, что …
• МЫ уверенны, что …
Выслушиваются ответы каждой группы и делается вывод, что тема урока «Шаги к здоровью» - вывешивается на доску.
Сегодня на уроке вы должны понять, что значит «здоровый образ жизни» и какую ценность (важность) он имеет для человека.
Я внимательно наблюдаю за работой внутри групп. Не бойтесь высказывать своё мнение, предлагать решения.
Задание 2. Обсудите в группах притчу, которую сейчас услышите и предложите остальным ребятам мудрую мысль, обеспечивая тем самым право человека на здоровый образ жизни
• Народная мудрость (притча «Самое большое богатство», казахская поговорка – «Здоровье – большое богатство»)
Учитель читает притчу «Самое большое богатство» из учебника по самопознанию для 1 класса (Калачёв И.В.) с. 114 дети рассматривают иллюстрацию к притче.
Вывод (учитель просит в каждом кругу обсудить и озвучить мысль о том, что здоровье – это самое большое богатство человека.
У казахов есть на этот счёт такая жизненная поговорка, в которую они твёрдо верят : Здоровье – большое богатство. (вывешивается на доску)
- Почему здоровье – самое большое богатство человека? (если не будешь здоров тебе не в радость будет и богатство)
- Что нужно делать, чтобы сохранить здоровье? (Соблюдать гигиену: умываться, чистить зубы, мыть руки), Делать зарядку по утрам, чаще улыбаться, бывать на свежем воздухе.
- А что вы делаете для сохранения своего здоровья?
- Давайте мы и сейчас проведем оздоровительную минутку
Физминутка «Раз – подняться, потянуться»
Задание 3. Помогите врачам, , придумать рецепт крепкого здоровья, обеспечивая тем самым право человека на здоровый образ жизни. Рецепт представьте в виде схемы «Паучок»
Дети работают со схемами «Паучок» (одна на группу) – вписывают фломастерами.
Затем один представитель от группы презентует общие наработки.
Затем учитель делает вывод: что лучшее лекарство от скуки и плохого настроения – вести здоровый образ жизни, т.е.:
• умываться, чистить зубы, мыть руки
• Делать зарядку по утрам
• чаще улыбаться
• Бывать на свежем воздухе.
Задание 4. Обсудите в группах ответ на вопрос: почему мальчик решил сам себя заменить?, прослушав стихотворение «Кошка или я?», обеспечивая тем самым право человека на здоровый образ жизни.
Вывод: скучно, не интересно жить, если ты ленив.
Задание 5. Решите какую ценность вы хотите взять из всего сказанного на уроке, внимательно рассмотрев дополнительно репродукции известных картин художников Дейнеки, Яблонской и Жилинского.
(Репродукции картин вывешены на доске)
Вывод: Здоровье – большое богатство.
Учитель озвучивает названия картин. («Утро», Здоровый образ жизни», «Гимнасты СССР»)
Итог: самая дружная группа, где дети легко, свободно и уважительно общались друг с другом - … (награждение и аплодисменты)
А сейчас давайте все вместе встанем в круг радости и подпоём песню «Если хочешь быть здоров»
Урок окончен.
Категория: Образование: модели и методы | Добавил: Мария (20.01.2014) | Автор: Мария Железнякова, Тальяна Татарчук E
Просмотров: 1425 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 1
1 Светлаяzсветлая   (26.01.2014 14:30)
Молодцы!!!!!!!!!!!!!!!

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz


  • Copyright "Школа" Интернет-портал "Детство-kz"© 2016
    Сайт управляется системой uCoz