Главная | Регистрация | Вход | RSSЧетверг, 08.12.2016, 23:22

Учителя Алматы

Меню сайта
Категории раздела
Панорама [9]
Образование: модели и методы [60]
Управление [1]
Событие [18]
Воспитание и социализация [40]
Ступеньки к школе [11]
Профессиональное обучение [31]
Коррекционная педагогика [17]
Дополнительное образование [101]
Психологическая служба [47]
Родительское собрание [12]
Автограф на память [13]
Семиречье - взгляд сквозь годы [10]
Хочу поделиться [80]
Хроника [0]
Воспитание о образование в разных странах [2]
Наш опрос
Считаете ли вы результаты ЕНТ справедливыми?
Всего ответов: 1522
Статистика

Онлайн всего: 5
Гостей: 5
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Рубрики журнала » Образование: модели и методы

Почему мне и моей школе необходимо меняться? Рефлексивный отчет с обоснованием необходимости преобразования школьной практики.
Почему мне и моей школе необходимо меняться?
Рефлексивный отчет с обоснованием необходимости преобразования школьной практики.
Повседневно все человечество сталкивается с глобальными процессами. Это такие изменения, которые не соответствуют интересам современного общества и соответствующих систем, и от их решения зависит будущее, и существование самого человечества. Глобальные изменения в мире привели к острой необходимости переосмысления действующих мировых систем образования. Мы живем в мире контрастов: где богатство и нищета, где мир и конфликты, образованность и безграмотность. Общество испытывает потребность в глобальном образовании, где основой всего будет солидарность, равенство, сотрудничество. Развитость стран можно определить по образованности ее граждан. Все развитые страны имеют качественную образовательную систему.
Каково же состояние образования в большинстве стран мира? Чтобы увидеть результаты исследований необходимо обратиться к международной образовательной статистики. Проанализировав систему образования различных стран, для себя определила положительные и отрицательные стороны, общемировые тенденции развития образования. Проведенное международной образовательной компанией Pearson исследование выявило лидеров мировых образовательных систем: Финляндия (0,99), Южная Корея, Гонконг, Япония (0,89), Сингапур (0,84), Великобритания (0,60). Рейтинг основан на международных тестах на грамотность, знание математики и базовые научные знания, проводимых раз в три-четыре года (таких как PISA, TIMMS и PIRLS). Кроме того, при составлении рейтинга учитывались такие показатели, как процент учеников, окончивших школу, и процент выпускников вузов.
Рассмотрим способы достижения такого успеха на примере Финляндии, Кореи и Голландии.
Одной из лучших образовательных систем признано образование в Финляндии. Особенность реформирования финской школы определяется обновлением содержания образования, внедрением общих стандартов обучения для всех учащихся; усовершенствовался процесс оценивания.
В Финляндии ровно в семь лет дети идут в школу. С шести лет дети получают предварительное начальное образование, но оно не является обязательным.
Финские школьники, всю начальную школу, не получают оценок и не задается домашнее задание, а экзамены являются редкостью. Дети, всех уровней знаний, занимаются вместе.
В Корее дети начинают обучение в школе с шести лет. Каждый родитель вправе отдать своего ребенка в дошкольное учреждение с трех лет, в которых детей готовят к школе, но это не обязательно. Дети идут в школу с 6 лет и до 12лет получают начальное образование, после этого происходит переход в неполную среднюю школу, и учатся там до 15 лет.
Министерство образования, науки и техники разрабатывает программы, которые пересматриваются каждые 10 лет. Все школы обучают своих учеников данным предметам. Но, руководство учебного заведения может добавлять свои предметы.
В Голландии дети посещают дошкольные учебные заведения с трех лет, четырех лет, а с пяти лет является обязательным. В начальную школу они идут с пяти лет. До 12 лет обучаются в начальной школе, после того, как они ее окончат, их ждет экзамен. По результатам экзамена определяется дальнейшая судьба ученика.
Объединяет эти страны то, что во всех этих странах с большим уважением относятся к профессии учителя, но и требования к ним предъявляют соответственные. Профессия учителя в этих странах очень востребована. Огромное внимание уделяют образованию учителей. Среди студентов проходит серьезный отбор. Только лучшие студенты могут стать учителями. Существует конкурсная система, около десяти человек на место. Много времени отводится на профессиональный рост самих учителей. Сравнивая учительский дефицит в Казахстане, считаю, что правительству необходимо задуматься, как привлечь молодежь в педагогические ВУЗы. Необходимо создать условия, чтобы выпускники школ были уверены в престижности данной профессии, и отбор проходил, принимая опыт лидирующих стран в образовании.
Меняется общество, меняются технологии, меняется модель учителя, а также модель самого ученика. Новое время диктует свои правила. Обучаясь на уровневых курсах, совместно с коллегами, мы пытались вывести идеальную модель ученика, опираясь на определенные качества. В моем видении она выглядит вот так: современный ученик должен быть ответственным, адаптированным к жизненным ситуациям, творческим и любознательным, с развитым критическим и системным мышлением, коммуникативный, терпимый к другим, направлен на саморазвитие, умеющим работать с информацией и медиасредствами, а также здоровый и счастливый. Хотя последнее является самым главным фактором.
Овладение этими навыками является ключевым требованием для многих профессий. Действительно, для того, чтобы стать преуспевающим и востребованным специалистом, будущий выпускник школы (а затем, и ВУЗа) должен обладать: компьютерными знаниями, знаниями языков, иметь хорошие коммуникационные навыки, обладать глобальным мышлением, уметь самостоятельно выделять важную информацию, совершенствовать свои способности выделять проблемы и находить пути их целесообразного решения, обладать умением убеждать, создавать презентации, выступать перед аудиторией, а также быть способным разрешать конфликтные ситуации. Этот список можно продолжать бесконечно, и если мы добьемся хотя бы части на первых этапах своей работы, это будет победой нашей и наших учеников.
Знакомясь и проводя анализ мониторингов мировых образовательных систем, вырисовывается картина:
• В рейтинговой таблице: Индекс уровня образования стран мира (United Nations Development Programme: Human Development Report 2012. Education Index 2011.) последовательность мест, занимающих лидирующие позиции такова: Новая Зеландия, Норвегия, Австралия,Ирландия, США, Южная Корее, Словения, Нидерланды, Германия, Канада, Дания, Чехия, Эстония.
В исследовании (руководитель сэр Майкл Барбер, 2011), проводимом компанией Pearson, показано, что в Финляндии, Южной Кореи и Гонконге самые лучшие системы образования среди развитых стран. Такие высокие показатели в данной сфере объясняются вниманием государства, желанием родителей видеть своих детей образованными.
Самым важным школьным мониторингом оценки качества образования является PISA, который проводится Организацией Экономического Сотрудничества и Развития (OECD). PISA определяет уровень готовности молодых людей качественно применять свои знания повседневно.
Казахстан в данных исследованиях показывает не очень утешительные результаты качества образования. Это можно отследить по результатам в международных исследованиях:
- международная программа по оценке образовательных достижений учащихся (PISA) – 40 – 45 место,
- оценка математической и естественнонаучной грамотности учащихся 4 и 8-х классов (TIMSS) – 10 – 12 место,
- международное исследование «Изучение качества чтения и понимание текста» (PIRLS) – 10 – 15 место.
Начиная с 2009 года, Инициатива ОЭСР для Центральной Азии оказывает поддержку Правительству Республики Казахстан, направленную на укрепление конкурентоспособности страны.
Президентом Казахстана Н.А. Назарбаевым (2012) была поставлена задача о вхождении республики в число 50-ти наиболее конкурентоспособных стран мира. Чтобы достичь цели необходимо совершенствование системы образования.
Принят Национальный план по развитию функциональной грамотности школьников на 2012-2016 годы. Перед страной встала необходимость воспитать личность, которая сможет свои знания использовать на практике. Уже начата работа по подготовке учителей на уровневых курсах, внедрение новых технологий в обучении. Встала необходимость подготовить методистов, авторов издательства, по разработке «Развивающих учебников»
Государственная программа развития образования Республики Казахстан планирует увидеть в будущем страну образованной, с развитой экономикой и высококвалифицированными работниками.
Если проанализировать состояние образования Казахстана в современном мире нельзя не заметить возникшие сложности, которые возникли. Так же наблюдаем факты, которые явно свидетельствуют о кризисе в образовании. Для преодоления кризиса необходимы радикальные изменения не только на государственном уровне, но и на местах: в каждой школе, колледже, вузе.
Фундаментом всего школьного процесса является школа, обучение продолжается всю жизнь. Конечно, школа дает установленный набор правил языка, фактов из истории, законов физики, формул математики и так далее. В настоящее время, недостаточно знание фактов и правил, необходимо умелое их применение, они необходимы для того, чтобы иметь свое мнение в споре о каких-либо измененных или уметь дать оценку на газетную статью о затоплении в весеннее время года. Хорошая школа должна стать школой жизни, научить решать проблемы, которые встретятся в жизни. Научит каждого выпускника справляться с информационным потоком. Это называется «функциональная грамотностью», позволяющая школьникам руководствоваться здравым смыслом и логикой, умением выживать в сложных жизненных ситуациях, применяя свои знания, критически мыслить, быть креативным.
Акцент на базовые механизмы развития функциональной грамотности у учащихся делается в Национальном плане, который выделяет 4 базовых механизма развития:
• коренное обновление методологии и содержания обучения,
• модернизация системы оценки результатов обучения,
• активное участие родителей в образовании и воспитании детей,
• развитие дополнительного образования.
Реализация Национального плана даст рост повышению интереса к инновациям и творчеству, мотивирует к стремлению овладеть новыми знаниями.
На сегодняшний день качественные преобразования в практике преподавания казахстанских учителей планируется через уровневую программу курсов повышения квалификации работников образования Республики Казахстана, разработанную совместно с Центром педагогического мастерства и факультетом образования Кембриджского университета. Размышляя, я пришла к выводу, что основная цель этой программы - изменение подходов в образовании, изменение педагогической практики учителя, а значит и повышение функциональной грамотности учителей, а затем и учеников, постепенно все это приведет к реформированию в нашем образовании .
Чтобы повысить статус учителя, надо изменить что-то в самом учителе. Старые методы переподготовки кадров уже давно устарели и стали не актуальными, учителей надо готовить по-новому! Современный учитель должен быть не только методически грамотным, он должен уметь работать с коллективом, быть эмоциональным, любить детей и свое дело, проявлять инициативу и самообразовываться. Это хорошо поняли в тех странах, чьи системы образования я рассматривала. Изменяется мир, следовательно, нужно меняться учителям. В нашей стране нужно реформирование, путем исследования лучших мировых систем образования, а не дублирования чего-то опыта, чтобы выбрать положительные приоритеты, которые в дальнейшем позволят нам выйти на более высокий уровень в мировом рейтинге. Наш Казахстан готов меняться в данном направлении, у нас есть плодотворная почва для развития новых инноваций, есть самое главное – учителя, которые могут и хотят меняться.
И прежде всего каждому учителю необходимо беспокоиться о своей профессиональной компетентности. Компетентность - это способность учителя действовать в ситуации неопределенности и чем выше неопределенность, тем значительнее эта способность. В компетентностную модель современного учителя входят: ценности, принципы и цели; профессиональные качества; ключевые компетенции; педагогические методы, способы и технологии; профессиональные позиции. Если все механизмы сработают без сбоев, в нашей стране сформируется одна из основ новой феноменальной модели школы, которая будет соответствовать мировым стандартам в образовании.
Мы знаем, что любые перемены начинаются с самого себя («Изменишься ты, изменится мир»). Поэтому мне, чтобы соответствовать требованиям времени, способствовать переменам в образовательной системе Казахстана, в рамках своей школы необходимо быть готовой к творческой деятельности, чтобы в каждом ребенке найти и увидеть его способности. Необходимо освоить на достаточно хорошем уровне информационно-коммуникационные технологии, т.к. педагогическая деятельность сегодня предполагает не только обучение учеников, но и обмен опытом с коллегами, посредством образовательных сайтов, участием в блогах и созданием профессиональных сетевых сообществ. Продолжать развивать свою исследовательскую культуру. На встрече с представительницами женской общественности Нурсултан Назарбаев, отметил необходимость общения учителя с учениками и совместным открытиям нового и познавательного. Для этой роли требуется инициативный педагог, умело демонстрирующий творческие способности, расположенный к восприятию и воплощению новых идей и обязательно умеющий принимать нестандартные решения, готового к внутренне важным изменениям себя и обучаемых, который умеет сам найти свое место, развивающего саморегуляцию обучающихся, то есть учителя-исследователя.
Поэтому возникла необходимость овладеть мне элементами целенаправленной исследовательской деятельности, научиться прогнозировать и моделировать педагогический процесс, уметь пользоваться методологическими, исследовательскими умениями и навыками педагогического анализа, овладеть высокой инновационной готовностью. И в моей работе исследовательская деятельность (собственная и совместная с коллегами и учениками) является одной из непременных составляющих моей успешности и успешного развития нашей гимназии.
Приводя в нашу гимназию своего малыша, родители ожидают видеть не только высокообразованного учителя, но и с высокими личностными качествами: социально ответственного, искреннего, оптимистичного, готового к соучастию, имеющего свой индивидуальный стиль работы. И мне, как учителю данного учебного заведения, который непосредственно встречает с первых дней ребенка в школе, необходимо соответствовать не только их ожиданиям, но и статусу гимназии, требованиям времени, т.е. быть успешной, а для этого надо заниматься саморазвитием, самообразованием и самосовершенствованием. Каким же должен быть учитель ХХI века? Это личность, которая осознает ответственность перед подрастающим поколением, стремящаяся всегда и во всем быть лидером. Это человек, от которого зависит судьба каждого его обучающегося, это человек любящий свою работу.
Чтобы мне воспитать в своих учениках лидерские качества, в первую очередь я сама должна ими владеть. Всю работу необходимо построить в тесном сотрудничестве семьи и школы. Только совместная работа может привести к положительному результату. Мне, как лидеру необходимо заинтересовать, увлечь, повести за собой коллег, родителей и детей. С первых дней появления детей в школе я должна вселить уверенность в свои силы и способности, научить любить себя, ценить и уважать окружающих и их мнения. Являясь маленькой каплей в этом огромном море, мои ученики сольются в огромном потоке конкурентоспособных, креативных выпускников, умеющих выстоять и утвердиться в постоянно меняющемся мире.

Список литературы:
• Ажарбаева Ботагоз (2012) "Новые приоритеты образования"[онлайн на: http://www.newsru.com/russia/27nov2012/top20educ.html] (получено 22марта 2014).
• Взгляд на образование: индикаторы ОЭСР 2012 [онлайн на: http://www.hse.ru/org/hse/iori/oecdedu2012](получено 25марта 2014).
• Государственная программа развития образования Республики Казахстана 2011–2020 годы, [онлайн на: http://www.education-medelle.com/articles/monitoring-otcenki-kachestva-obrazovaniya-v-schkole-pisa.html], (получено 22 марта2014).
• Жумагулов Б. (2012) «О ходе исполнения Национального плана действий по развитию функциональной грамотности школьников на 2012-2016 годы», Астана.[онлайнна:http://www.testent.ru/news/nacionalnyj_plan_dejstvij_po_razvitiju_funkcionalnoj_gramotnosti_shkolnikov_na_2012_2016/2012-09-11-945](получено 23 марта 2014).
• Индекс уровня образования в странах мира (2013) [онлайн на: http://gtmarket.ru/ratings/education-index/education-index-info] (получено 23 марта 2014).
• PISA: мониторинг оценки качества образования в школе (2009) [онлайн на: http://www.education-medelle.com/articles/monitoring-otcenki-kachestva-obrazovaniya-v-schkole-pisa.html] (получено 23 марта2014).
• Навыки 21 века (2013) [онлайн на: http://21centuryskills-ru.wikispaces.com/6.+Обзор+Модели+P21] (получено 24 марта 2014).
• Назарбаев Н. (2012): «Учитель ХХI века – это личность, осознающая свою ответственность, стремящаяся быть лидером везде.)[онлайн на: http://zhangbyrzhan.ucoz.ru/publ/stati/vnutrishkolnye/nazarbaev_intellektualnye_shkoly_proryvnoj_proekt/4-1-0-8] (получено 22 марта 2014).
• Назарбаев Н. (2013) Встречи с представительницами женской общественности Президент РК Нурсултан Назарбаев[онлайн на: ttp://peoplenews.kz/politclass/4925-7-marta-nazarbaev-vstretitsya-s-predstavitelnicami-zhenskoy-obschestvennosti.html] (получено 23 марта 2014).
• Национальный план действий по развитию функциональной грамотности школьников на 2012-2016 годы, (2011); [онлайн на: http://www.entquick.net/forum/viewtopic.php?f=37&t=3406] (получено 22 марта 2014).
• Послание Президента Республики Казахстан - Лидера нации Нурсултана Назарбаева народу Казахстана (2012) «Стратегия «Казахстан-2050» - новый политический курс состоявшегося государства» [онлайн на: http://www.kazakhembassy.tj/index.php?Itemid=53&catid=37&id=1102:-l-l-2050r-r-&option=com_content&view=article] (получено 23 марта 2014)
Категория: Образование: модели и методы | Добавил: nneznamova70 (26.12.2014) | Автор: Наталья E
Просмотров: 3396 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 1
1 helen   (13.01.2015 06:02)
Вы совершенно правы, наше образование берет за образец образование других стран, но наша материальная база и профессиональная подготовка отстают, поэтому нет ожидаемого результата.

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz


  • Copyright "Школа" Интернет-портал "Детство-kz"© 2016
    Сайт управляется системой uCoz