Главная | Регистрация | Вход | RSSПятница, 09.12.2016, 14:39

Учителя Алматы

Меню сайта
Категории раздела
Панорама [9]
Образование: модели и методы [60]
Управление [1]
Событие [18]
Воспитание и социализация [40]
Ступеньки к школе [11]
Профессиональное обучение [31]
Коррекционная педагогика [17]
Дополнительное образование [101]
Психологическая служба [47]
Родительское собрание [12]
Автограф на память [13]
Семиречье - взгляд сквозь годы [10]
Хочу поделиться [80]
Хроника [0]
Воспитание о образование в разных странах [2]
Наш опрос
Считаете ли вы результаты ЕНТ справедливыми?
Всего ответов: 1522
Статистика

Онлайн всего: 9
Гостей: 9
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Рубрики журнала » Образование: модели и методы

разработка проекта " ТРИЗ на уроках музыки"
План
1. Цель работы.
2. Научность и актуальность выбора данной темы.
3. Задачи ТРИЗ на уроках музыки.
4. Основные идеи ТРИЗ.
5. Методика подбора творческих заданий на уроках музыки с позиции ТРИЗ.
6. Алгоритмы активизации творческого мышления на уроках музыки.
7. Воспитательное значение ТРИЗ на уроках музыки в школе
8. Проблемы в организации и внедрении технологии ТРИЗ на уроках музыки.
9. Вывод Обеспечение реализации технологии ТРИЗ на уроках музыки.
10. Список используемой литературы.

Ведущий целевой идеей внедрения технологии ТРИЗ на уроках музыки выступает идея всесторонне и гармонично развитой личности мыслящей и конкурентоспособной в условиях современной государственной экономики и политики, направленная на переосмысление функционирования системы эстетического воспитания и обучения в СШ для наиболее полного соответствия приоритетам образования и культуры в «Послании президента Н.А. Назарбаева народу» (март 2006год)- реформирование системы образования, оптимизация сферы культуры, государственная поддержка культуры, поворот экономики лицом к проблемам образования и культуры в РК. ТРИЗ - теория модификации алгоритмов изобретательских задач, созданная известным советским ученым Г.С.Альтшулером апробируется не только в педагогике, но и в экономике, информатике и.т.д. Идеи ТРИЗ были задействованы в работе известного казахстанского учёного педагога Караева Ж.А. «Многоуровневая дифференциация творческой одаренности учащегося», в научных трудах Ломовой В.А. «Азбука ТРИЗ», Б.А Понамарева «Психология творчества и педагогика», В.Г. Литвинович «Культура мира» и других.
«Задачи ТРИЗ на уроках музыки»
• Гармоничное развитие
• Инновационные технологии – изучение, адаптация к специфике предмета «Музыка» в школе, внедрение (апробация).
• Дифференциация обучения и воспитания
• Обновление структуры содержания методики преподавания для повышения качества знаний, умений, и воспитания – целостное видение и понимание культуры мира через призму общечеловеческих ценностей на уроках музыки.
• Внимание к национальным ценностям – воспитание казахстанского патриотизма на уроках музыки
• Поликультурность личности, толерантность.
• Творческий опыт

Таким образом, задачи ТРИЗ на уроках музыки взаимопереплетаются с целями и задачами Концепции образования РК, принципами педагогики, целями и задачами эстетического воспитания и обучения в системе образования РК – инновация, дифференциация, интеграция. Обосновав научность выбора данной темы, перейдем к основным идеям ТРИЗ адаптированных с учетом целей и задач, специфики преподавания предмета «Музыка» в школе.
• Видение новой проблемы. Необходимо при изучении того или иного произведения искусства ставить перед ребенком проблему для решения «Не просто прослушали и проанализировали средства выразительности, а углубившись в содержание того или иного произведения анализируем как оно связанно с жизнью. (Д.Б. Кабалевский «Музыка в школе») т.е. ставим, ищем проблему для решения
• Видение целостной структуры объекта и его новой функции. Раскрытие целиком формы данного произведения и разбор по частям. (Например ария Сусанина из оперы Глинки – целостная характеристика произведения – его героическая направленность, значимость внутри оперы и отличие частей арии друг от друга – I часть «Ты, взойдешь моя заря» - печаль, III – часть – финал – героизм.)
• Самостоятельное комбинирование известных способов действий, превращение их в новый способ действий. Глубокий разбор средств музыкальной выразительности в раскрытии замысла композитора.
• Нахождение различных вариантов решения проблемы и альтернативных доказательств. Интеграция предметов искусства при составлении творческих заданий (МПС).
• Самостоятельный перенос ближних и дальних знаний и умений в принципиально новую ситуацию. Противопоставление и сравнение содержания различных произведений, стилей музыки и нахождение в них проблемных ситуаций (Курмангазы- Бетховен, «Народная – классическая – современная музыка» ).

«Ценность творческого опыта – актуальность выбора ТРИЗ на уроках музыки»
• Проживание ситуации здесь и сейчас. Вживание ребенка в тот или иной образ в ту или иную ситуацию, т.е. личностное отношение к произведению искусства, его интерпретацию учащимися.
• Погружение в настоящее – активация чувственной сферы учащегося- формирование эмоционального отклика к происходящему в настоящий момент в произведении.
• Наивность, открытость, естественность восприятия и размышления. Отсутствие академичности – отвечаем, как чувствуем.
• Отказ от «эго» и давящего «альтерэго». Максимально положительное отношение к любому, пусть даже несовершенному проявлению творчества учащегося. Это есть в теории Караева.
• Отказ от страха.
• Сила и мужество защитить свою позицию («А я считаю, что это произведение говорит вот об этом – умение аргументировать) доказывать свою точку зрения.
• Обретение внутренней целостности и гармонии с собой и миром.(Восприятие и многогранности мира).
• Толерантность.

«Методики подбора творческих заданий на уроках музыки с позиции ТРИЗ»
• Выбор требуемой информации из предложенной (В чем своеобразие средств выразительности одного произведения от другого. В чем связь содержания произведения музыки с жизнью ( с конкретными жизненными ситуациями- ассоциативные связи)).
• Метод разрушения (парадокса). Исправление ошибочного восприятия через парадокс. Например «лирика – это марш»; «Классическая (народная) музыка сейчас и потом не будет нужна», «знания на уроках музыки не нужны».

• Объединение и систематизация (объединять общее и частное).
• Сравнение, обобщение, анализ.
• Доказательство и опровержение.
• Составление плана деятельности (исполнительский план песни составляют учащиеся).
• Поиск проблем в содержании того или иного произведения, в исполнении.

Алгоритмы активизации творческого мышления на уроках музыки
• Мозговой штурм (создатель Алекс Осборн, 1937.). Цель: развить критическое мышление, точность быстрота, гибкость, оригинальность высказывания. Конкретные виды заданий на уроках музыки – этические, дидактические, сюжетно-ролевые игры по группам (Например игра «Три солнышка» использованная на открытом уроке-семинаре «Каждый народ прославляет доброту» включающая в себя кроме мозгового штурма и традиционные типы деятельности на уроках музыки – пение, игра на музыкальных инструментах, инсценировка), кроме того контрольные групповые кроссворды, тесты, билеты, письменные задания в форме семинаров, уроков-турниров.
• Синнектика (с греческого – «объединение разнородных элементов») – Непривычное в привычном и наоборот. Разработчик – Гордон А. (США в 1950г.).За новой проблемой увидеть что-то знакомое. Виды аналогии – прямая, личная, символическая, фантастическая. Конкретные виды заданий – сочинение на данный сюжет собственного необычного (фантастического сюжета), рисование «фантастического» инструмента. «Придумай и изобрази свой инструмент» например на основе скрипки и т.п.), необычная сценическая подача образа в инсценировках песен мюзиклов.
• Метод фокальных объектов –(Разработчик профессор Берлинского университета Кунце ) Цель: вызвать неожиданные ассоциации т.е. взглянуть на объект с необычной стороны. Развитие образно-ассоциативного восприятия, особенно через инсценировки – необычная, нестандартная трактовка того или иного сценического образа, через систему нестандартных высказываний трактовок.

• Метод творческих преобразований Как можно иначе использовать данный объект. Конкретные виды заданий – аранжировки ремиксы классических произведений, импровизации на заданную тему.
• Метод словесного анализа. Точное формирование важности проблемы во всех аспектах искусства (У швейцарского профессора Ф.Цвикки такой метод называется системным подходом разработана в 30-е годы ХХ века)- точное формирование проблемы через обнаружение характерных для нее важных признаков. Конкретные задания - «Богатырские образы – найдите в ИЗО , поэзии, музыке и сделайте письменный сравнительный анализ в форме рассказа, эссе, реферата, доклада, стихов, можно с иллюстрацией.

Воспитательное значение ТРИЗ (перспективность)
• Мотивация обучения (мотивация успеха, поощрения) повышается.
• Системное диалектическое мышление ставит ребенка в позицию активного созидателя – побудить учащегося к действию.
• Валеологическое значение. Творчество улучшает психологическое и физическое состояние ребенка.
• Индивидуальный подход с учетом возрастных особенностей – дифференция в обучении и личностно-ориентированный подход.
• Наглядность, доступность обучения вместе с научным подходом к выбору методов , приемов.
• Оригинальность, занимательность и современность – учитываем требования времени.
• Разноуровневые творческие задания повышают интерес к предмету, а отсюда и качество знаний и повышение статуса предмета, авторитета учителя.
• Выйти за стандартные пределы изучаемой темы и связать свои эмоции от прослушанного или исполненного с жизненными ситуациями в форме нетрадиционных для данного предмета приемов, навыков, умений – инновационный подход, интерактивность.

Проблемы в организации и внедрении технологии ТРИЗ на уроках музыки в школе.

• Противоречие базового и профильного образования – недооценка воспитательного значения предметов эстетического цикла в школе ведет к сокращению часов по данным предметам отсюда невозможность в полных объемах внедрять технологию ТРИЗ, в т.ч. и во внеклассной работе.
• Несовершенство программ учебников нового поколения «Музыка» ИЗО – нет системного подхода к разработке конкретных творческих заданий, нет даже рабочих тетрадей к учебникам по музыке как по другим предметам.
• Мало литературы по внедрению технологии ТРИЗ конкретно по предметам эстетического цикла, особенно по музыке. Приходится адаптировать ТРИЗ к специфике предмета.
• Слабая материально-техническая оснащенность кабинетов музыки и ИЗО, низкая обеспеченность школы фонотекой, ТСО, что сдерживает применение информационных технологий ТРИЗ на уроках музыки.
• Недостаточно нескольких часов использования Интернета для получения ценной информации. Необходим компьютер каждому учителю.
• Недооценка администрацией, учителями профильных предметов родителями значимости и научности предметов эстетического цикла и как итог – внимание админитсрации лишь на традиционные виды работы – утренники, концерты к календарным праздникам, смотры художественной самодеятельности в ущерб апробации передовых педагогических технологий на уроках музыки и ИЗО. Отсюда недостаточно проводятся семинары, конференции в школах по внедрению передовых технологий именно по предметам искусства, что тормозит обмен педагогическим опытом.

Выводы. Обеспечение реализации технологии ТРИЗ на уроках музыки и предметах эстетического цикла в целом.
1. Через изучение литературы по данной проблеме, ее систематизацию.
2. Через курсы повышения квалификации.
3. Обеспечение материально-технической базы.
4. Обмен педагогическим опытом на открытых уроках семинарах, конференциях и через публикации в СМИ.
5. Повышение значимости предметов эстетического цикла и отсюда сокращение разрыва между базовыми и профильными предметами через увеличение часов по предметам эстетического цикла с 1,5 на 2-3 часа в неделю, в т.ч. и на внеклассную работу.

Уроки по технологии ТРИЗ:
• Урок-семинар «Каждый народ прославляет Доброту» (программа «Самопознание») 4 в – 2 марта 2005.Данный урок был освещен в СМИ – телеканалом Алматы, газетой «Вечерний Алматы».
• Урок-семинар «Образ мира и войны в музыке 6Б 1 февраля 2007 года. Урок был освещен в газетах – «Вечерний Алматы» и «Дружные ребята».
• Урок-семинар «Обрядовые песни казахского народа» 3 А – 20 декабря 2001 года.
Разработки уроков есть в электронном виде и на видеокассетах.

Список использованной литературы
1. Караев Ж.А. «Многоуровненвая дифференциация творческой одаренности учащихся» Серия «Педагогика».
2. Г.С. Альтшулер «Алгоритм решения творческих задач»
3. Б.А.Понамарев «Психология творчества и педагогика»
4. В.А.Ломова «Азбука ТРИЗ» А «Жетижаргы» 1987г.
5. Л.И. Шрагина «Технология творческого мышления» Минск, 2003г.
6. Кабалевский Д.Б. «Воспеть прекрасное», «Музыка в школе»
7. Абдуллин «Методы музыкального воспитания»
8. Хуторский А.В. «Современная дидактика учебник для Вузов «Питер» 2001г.
9. Назарбаев Н.А. «Послание президенте народу» (март 2006г.)
10. Психолого-педагогический словарь сост Минсериков В.А. Ростов на Дону 1998г.
11. Селиванов В.С. «Основы общей педагогики – теория и методика воспитания» «Академия» 200г.
12. В.Н.Максимова «Межпредметные связи в процессе обучения» Москва 1988г.
13. Концепция образования РК.
14. Журнал «Искусство в школе», «Музыка в школе»
15 Официальный сайт Альшуллера( автора технологии ТРИЗ)-http://www.altshuller.ru/

Категория: Образование: модели и методы | Добавил: Aura (30.08.2009) | Автор: Арман E W
Просмотров: 3903 | Рейтинг: 5.0/2
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz


  • Copyright "Школа" Интернет-портал "Детство-kz"© 2016
    Сайт управляется системой uCoz