Главная | Регистрация | Вход | RSSПятница, 09.12.2016, 08:51

Учителя Алматы

Меню сайта
Категории раздела
Панорама [9]
Образование: модели и методы [60]
Управление [1]
Событие [18]
Воспитание и социализация [40]
Ступеньки к школе [11]
Профессиональное обучение [31]
Коррекционная педагогика [17]
Дополнительное образование [101]
Психологическая служба [47]
Родительское собрание [12]
Автограф на память [13]
Семиречье - взгляд сквозь годы [10]
Хочу поделиться [80]
Хроника [0]
Воспитание о образование в разных странах [2]
Наш опрос
Считаете ли вы результаты ЕНТ справедливыми?
Всего ответов: 1522
Статистика

Онлайн всего: 7
Гостей: 7
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Рубрики журнала » Воспитание и социализация

Благодарен будь Отчизне светлой…

Нравственное воспитание  и народные традиции

в системе личностно-ориентированного обучения

Л. Харламова,

учитель Мировой Художественной Культуры и Художественной Культуры Казахстана  гимназии № 130 г. Алматы.

 

 «Воспитание – есть, прежде всего, пробуждение чувств, развитие духовной сферы ребенка. Воспитывать чувства – значит, учить ребенка находить удовольствие, радость в поступках, общественно-ценных, несущих благо людям. Нравственно то, что служит человечеству».

Сара Назарбаева «Путь к себе».

 

Воспитание нравственности, духовной культуры – результат пробуждения внутренне­го мира ребенка.

Закон «Об образовании Республики Казахстан» провозгласил:

·        Создание условий для эстетического развития учащихся на основе национальных и общечеловеческих ценностей.

·        Развитие творческих, духовных и физических возможностей путем развития личности, обогащение интеллекта путем создания условий для развития индивидуальности.

·        Формирование потребностей учащихся в культурной жизни РК.

·        Приобщение к достижениям мировой и отечественной культуры, изучению истории, обычаев и традиций казахского и других народов РК.

Формирование личности ученика происходит через поликультурное воспитание, в результате чего формируется поликультурная личность.

На уроках мировой художественной культуры  и ХКК, а также музыки, у нас уделяется достаточно внимания нравст­венному воспитанию школьников, формируется их отношение к народным традициям. Модель Поликультурной Личности школьника предполагает гармоничное развитие ре­бенка в стенах современной гимназии.

Наиболее эффективным полем деятельности творческой одаренности ребенка яв­ляется предмет ХКК. Стихи, рисунки, рассказы – вот неполный перечень творческой ак­тивности на уроках. Хотелось отметить, что детям позволительно вести рассказ или сочи­нять стихи на их родном языке. Изучая обычаи и традиции казахского народа, обязательно их сопоставление с национальными обычаями и традициями других народов.

Остано­вимся на анализе ответов детей 5-11 классов по теме «Что для тебя урок ХКК и МХК? Каковы национальные обычаи, обряды и традиции?».

Знакомясь с национальными обычаями, дети высказывают свое мнение о них. Анализируя работы детей, замечаешь, что они  знают наиболее популярные в народе об­ряды: свадебный, похоронный, проводы в армию, а также религиозные традиции: айт, ураза. Среди высказываний детей есть рассказы о языческих праздниках, таких как Мас­леница.

Рассказывая о тех или иных обычаях, дети рассуждают своеобразно, серьезно. Так есть рассказ о казахском обычае «Украденная девушка».


 

У корейского народа есть традиция отмечать в жизни человека три события: один год, свадьбу, шестидесятилетие. В жизни школы дети тоже нашли традиции. Они так и пишут в анкетах: «Традиция нашей гимназии – учеба и уважение старших».

 

        Высказывания детей о предмете МХК (ХКК)

«Обряды – это когда уважаешь своих предков и чтишь их культуру». Гузель.

«Я на уроках отдыхаю. Мне интересно на этих уроках. Мне нравятся традиции моего народа: Ураза, Айт, Курбанайт, Наурыз. Арли.

«Без культуры мы были бы похожи на зверей. Неинтересна была бы жизнь на земле». Алмас

«Они, традиции, передаются из поколения в поколение. Традиции могут быть новыми. У каждого народа свои обычаи. Я же знаю не все обычаи. Поэтому мне необходимо изу­чать МХК». Ирина

«У дунганского народа есть свои обычаи. Они нужны потому, что таким образом мы поклоняемся предкам». Сабина М.

«Традиция праздновать Масленицу играла большую роль в жизни народа. Отмечая Масленицу, мы вспоминаем своих далеких предков». Ю. Столетова.

«Каждый человек, если он Патриот, обязан знать культуру своей Родины». Станислав К.

«Обычай учебы соблюдают многие дети, потому что хотят в будущем иметь счастли­вую судьбу и всегда жить весело и счастливо». Ильнур.

«Предмет ХКК познавательный и интересный. Нас эти знания обогащают своей исто­ричностью. И мы узнаем культуру прошлого времени». Настя.

«Я рада, что появился такой урок». Любовь.

«Я верю, что знание МХК и ХКК мне пригодится». Вячеслав.

«Мне нравится ХКК, потому что никаких нагрузок, а одно удовольствие. Повысился ин­терес к старине, к прошлому». Каринэ.

«Мы на уроках ХКК узнаем не просто о культуре, а о художественной культуре наших предков и о них самих. Это увлекательный и заманчивый предмет». Гульмарал

«Человек, который знает обычаи и традиции своего народа - это культурный человек. Если не знать их, то следующие поколения будут духовно бедными». Саида.

 «Мне нравится ХКК тем, что мы изучаем древние традиции и обычаи казахского наро­да, музыкальные инструменты, их происхождение. Кобыз нравится тем, что он издает прекрасные таинственные звуки. Мы познакомились с коврами, где использован нацио­нальный орнамент. В орнаменте использованы элементы растений, животных, птиц». Жалгас.

«Традиции и обряды помогают людям продолжить себя». Ж. Сулименко.

«Мне нравится урок ХКК и МХК, потому что очень интересно слушать старинные ис­тории о великих людях, тем более это пригодится в жизни. Если нас спросят о том, кто была Клеопатрой казахских степей в Древние времена, то мы сразу ответим: «Царица Томирис». Женя.

«Изучая ХКК, мы узнаем и начинаем уважать культуру своего и другого народа». Султан.

«Мне нравится ХКК, так как изучаем искусство (живопись, музыку), традиции народов Казахстана». Кристина

«ХКК мне нравится. На нем мы много узнаем о культуре нашего народа. Эти материа­лы помогают нам по другим предметам». Камиля.

«Этот предмет развивает внутренний мир человека, обогащает духовно». Роман

«Я многое узнала о культуре народов Казахстана, что в дальнейшем помогло мне понять историю Казахстана, казахскую литературу, способствовало изучению государствен­ного языка. Этот предмет повышает духовную культуру человека, развивает кругозор. Предметы МХК и ХКК важны в учебном процессе, помогая становлению Поликультурной Личности». Галина.

«Если мы не знаем традиции, обычаи своего народа, то отдаляемся от своей нацио­нальной культуры, разобщаем свою нацию. МХК и ХКК позволяют узнать нам свои ис­токи, начало развития нашей культуры. Обладая таким богатым кругозором, сам чело­век становится выше, чище, богаче духовно. Чем больше внимания мы уделяем своему прошлому, тем сильнее у нас проявляется «инстинкт самосохранения нации и культуры». Наиля.

Анкетирование по МХК и ХКК показало:

·        Детям нравится изучать традиции, обряды и обычаи не только своей нации, но и других народов.

·        Большинству детей нравится изучать традиционные инструменты казахов. О них сочи­няют стихи, их рисуют.

·        Главное заключается в том, что дети делают выводы о значении традиций, обрядов, обы­чаев, указывая на их влияние на будущую жизнь.

Анализируя высказывания детей о значении традиций в жизни народа и в жизни под­растающего поколения, мы приходим к выводу, что в жизни каждого человека они играют важную роль. Они всегда с нами.

Особую роль традиции играют как средство воспитания. В классном коллек­тиве всегда есть дети разных национальностей. В этом характерная особенность нас, казахстанцев. Изучая обычаи и традиции разных народов, мы на уроке находим общее для всех нас.

На практике знания закрепляются через составление кроссвордов с вопроса­ми. Причем, вопросы и ответы задаются по цепочке. Кто ответил правильно, получает право самому задать вопрос, сам же выбирает, кому предназначен он. Кроссворд может быть тематическим. Тему определяет ключевое слово. Например: тема «Свадьба». Коли­чество слов – 8. Дети составляют кроссворд, исходя из своих знаний по этой теме.

Не исключаются игровые моменты по теме «Юрта». Группа детей получает задание «Встреча гостя».

Гостю надо преподнести подарок (традиционный чапан).

Гостя надо угостить (посуда для чая, плова и т.д.).                           

Гостя надо встретить в юрте.

Каков порядок этих действий?

Какие предметы должны быть использованы?

На столе разложены рисунки по теме «Одежда», «Посуда», «Украшение в юрте». Задание на скорость. Группа, быстрее выбравшая нужный рисунок, становится победителем и получает высокую оценку.

Класс тоже участвует как эксперт. Дает характеристику выступления в со­ревновании. Возможны дополнения, исправления со стороны болельщиков. Такие игры и кроссворды характерны для 4-5 классов.

В 8-9 классах задания могут быть более сложные. Так, например, надо придумать эмблему древнего Казахстана, высказать главную мысль Древних племен и защитить свое мнение. Возможна и групповая защита материала.

Предлагается написание реферата. Дается возможность выразить свои мысли через стихи или рисунки и т. д. В этом у детей есть практика участия в олимпиаде по музыке, где они получили навык самостоятельно выражать свои мысли и чувства («О, Музыка, любовь моя!», «Но что есть красота?», «Благодарен будь Отчизне светлой»), в музыкальном конкурсе, посвященном Дню Республики. На этих мероприятиях велико воспитательное значение музыкального искусства. Чувство патриотизма проявлялось в исполнении произведений композиторов Казахстана. Одним из любимых произведений учеников стала песня Ш. Калдаякова «Мой Казахстан», которая была конкурсной на му­зыкальном соревновании среди 6-х  классов.

Дети на уроках находятся в спокойной рабочей обстановке. Каждый из них комфортно чувствует себя в окружении друзей. Толерантность, которая стала характери­зовать наше общество, присутствует и на уроках ХКК. В этом народная педагогика – этнокультура, играет воспитывающую роль. Поэтому так часто мы обращаемся к традици­ям.

Дети с годами все больше интересуются своими корнями, хотят через тради­ции прикоснуться к старине, к прошлому. Отсюда отмечен рост заинтересованности предметом ХКК среди пятых классов. Изучение ХКК начинается именно с этого возраста.

«Корни человека лежат в той почве, которая его вскормила, а ветви своего древа мы можем устремлять в различных направлениях...» Джавахарлал Неру.

Это высказывание как нельзя лучше говорит о той работе, которая нам пред­стоит, то есть, знакомя детей с традициями, обычаями и изучая их, мы можем дать ре­бенку возможность развиваться  в соответствии с его способностям и желаниям.

 

Категория: Воспитание и социализация | Добавил: teacher-almaty (30.07.2007) | Автор: teacher-almaty
Просмотров: 3648 | Комментарии: 5 | Рейтинг: 2.3/3
Всего комментариев: 2
2 Дида   (11.08.2012 19:12)
Мне очень понравилась ваша статья,ведь традиций и обычаи народа все больше интересуют детей.

1 Иринова   (02.04.2012 19:45)
Очень нужный материал. Духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения всегда стоит на первом месте, и очень важно что эту науку ребята осваивают, изучая обычаи и традиции народов, населяющих Казахстан. Спасибо!

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz


  • Copyright "Школа" Интернет-портал "Детство-kz"© 2016
    Сайт управляется системой uCoz