Главная | Регистрация | Вход | RSSВоскресенье, 04.12.2016, 06:55

Учителя Алматы

Меню сайта
Категории раздела
Панорама [9]
Образование: модели и методы [60]
Управление [1]
Событие [18]
Воспитание и социализация [40]
Ступеньки к школе [11]
Профессиональное обучение [31]
Коррекционная педагогика [17]
Дополнительное образование [101]
Психологическая служба [47]
Родительское собрание [12]
Автограф на память [13]
Семиречье - взгляд сквозь годы [10]
Хочу поделиться [80]
Хроника [0]
Воспитание о образование в разных странах [2]
Наш опрос
Считаете ли вы результаты ЕНТ справедливыми?
Всего ответов: 1521
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Рубрики журнала » Воспитание и социализация

Чтобы быть счастливым

 Л. А. ДОРОЖКИНА,

заместитель директора Республиканского института  повышения квалификации руководящих и научно-педагогических кадров системы образования

Еще не так далеко в прошлое ушли те времена, когда мы занимались коммунистическим воспитанием детей,  подростков и молодежи. С обретением нашей республикой независимости мы стали говорить о воспитании гуманистическом, целью которого является идущий из глубины веков идеал духовно, нравственно и физически совершенной личности и которое зиждется на общечеловеческих ценностях. А общечеловеческое объединяет в себе национальное.

Это  нашло свое  отражение в Концепции воспитания детей дошкольного и школьного возрастов, принятой в нашей стране в 1995 году.

В чем же заключаются сущностные стороны гуманистического воспитания? Прежде всего, это способность педагога  видеть в ребенке личность, строить с ним субъект-субъектные отношения. Хотя, конечно, усматривать в ребенке только субъект воспитания  на сегодняшний день не совсем профессионально. Ребенок одновременно и субъект, и отчасти объект воспитания. Но личностные взаимоотношения педагога и воспитанника все же  выходят на первый план. «Дети святы и чисты, – писал Антон Павлович Чехов. – Даже у разбойников и крокодилов они состоят в ангельском чине. Сами мы можем лезть в какую угодно яму, но их должны укутывать в атмосферу, приличную их чину… нельзя делать их игрушкою своего настроения: то нежно лобызать, то бешено топать на них ногами…» Когда мы встречаемся со слушателями нашего института, воспитателями дошкольных организаций, учителями начальной школы, классными руководителями, многие из них  затрудняются определиться в своих взаимоотношениях с учащимися.  Это случается потому, что  взрослый человек всегда смотрит на ребенка с высоты своего жизненного опыта, возможно, даже с высоты своей должности:  я – учитель, я – классный руководитель. С  точки зрения своей социальной роли: «Я – мать, я – отец, я –  бабушка, я – дедушка. Я тебя старше, опытнее, я знаю, как тебе надо себя вести, что тебе надо делать».   

И вот с этих позиций  мы начинаем давить на ребенка, в наших отношениях с ним преобладает авторитарность, хотя мы  порою руководствуемся самыми добрыми намерениями.  На сегодняшний день это наша самая основная и больная проблема: мы не можем быть с ребенком на равных. Мы ушли от сути той педагогической любви, о которой  говорил академик Б. Т. Лихачев в своей «Философии воспитания». Любить ребенка – это значит: видеть  в нем личность, всеми силами желать ему счастья, понимать и уважать его, быть с ним терпимым, утешать и поддерживать его в трудную минуту. Педагогическая любовь подразумевает преданность и жертвенность по отношению к ребенку, она не исключает и требовательности, но требовательности справедливой. Иными словами, необходимо активно-деятельное отношение к ребенку как любимому существу.

Здесь невольно на ум приходят слова В.А.Сухомлинского: «Что самое главное было  в моей жизни? Без раздумий отвечаю: любовь к детям». Известный педагог современности Шалва Амонашвили в своей «Книге жизни» утверждает, что «личность воспитывается личностью, благородный человек воспитывается благородным человеком, любовь воспитывается любовью, доброта воспитывается добротой, сердце воспитывается сердцем».

В наших школах очень  много правильных учителей, воспитателей, к которым, кажется,  придраться невозможно. Они все делают правильно, только вот любовь к ребенку в их сердцах отсутствует. А ведь любить ребенка – это, в первую очередь, желать ему счастья. Человек пришел на эту землю, чтобы быть счастливым.  Цель нашего воспитания – помочь ему таковым стать. Счастье – цель жизни человека и цель воспитания. Любовь – это цель, содержание и сущность воспитания.  «Что такое счастье, – писал Аркадий Гайдар, –  каждый понимает по-своему». Я в этом убедилась, когда работала в  Центре «Бобек», где  постоянно  отдыхали и оздоравливались дети-сироты. Один мальчик-семиклассник, сирота, так ответил на вопрос, что такое счастье: «Это когда у тебя есть семья и работа». Он по-своему видит счастье. Ведь не все дети мечтают стать экономистами, бизнесменами, юристами и работниками акиматов. Многие из тех, кто лишен в жизни элементарного, мечтают о семье, о своем доме. И наша задача – помочь детям, о чем бы они ни мечтали, стать в этой жизни счастливыми.

Уже стало очевидным, что в сегодняшних условиях,  когда существует такое широкое информационное поле, ребенок обучает и воспитывает себя сам. Наша задача – помочь ему в этом. Самое главное, дать ребенку понять, что  в этой жизни  хорошо и что плохо, а он уже сам определится как личность: решит, куда ему направить те знания и  навыки, которые он получил в школе, как он будет  их использовать в своей дальнейшей жизни.

Наступает Новый год. Я хотела бы пожелать вам, дорогие коллеги,  чтобы он был наполнен большой любовью: чисто человеческой, родительской, педагогической. Любовью, пронизанной взаимным уважением, доверием, теплотой.  Любовью, которая  украшает нашу жизнь, делает всех нас равными по отношению друг к другу, любовью, которая делает всех нас счастливыми.  

Категория: Воспитание и социализация | Добавил: teacher-almaty (25.03.2008) | Автор: teacher-almaty
Просмотров: 2598 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz


  • Copyright "Школа" Интернет-портал "Детство-kz"© 2016
    Сайт управляется системой uCoz