Главная | Регистрация | Вход | RSSВоскресенье, 04.12.2016, 17:11

Учителя Алматы

Меню сайта
Категории раздела
Панорама [9]
Образование: модели и методы [60]
Управление [1]
Событие [18]
Воспитание и социализация [40]
Ступеньки к школе [11]
Профессиональное обучение [31]
Коррекционная педагогика [17]
Дополнительное образование [101]
Психологическая служба [47]
Родительское собрание [12]
Автограф на память [13]
Семиречье - взгляд сквозь годы [10]
Хочу поделиться [80]
Хроника [0]
Воспитание о образование в разных странах [2]
Наш опрос
Считаете ли вы результаты ЕНТ справедливыми?
Всего ответов: 1521
Статистика

Онлайн всего: 14
Гостей: 14
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Рубрики журнала » Воспитание и социализация

Кто ты на Земле? Прохожий или хозяин?

М. А. Ташпанова,

заместитель директора по воспитательной работе профессионального лицея № 6

Насколько серьезно больна наша Планета? Как состояние экологии отражается на жизни людей?

К сожалению, наша южная столица с точностью до мельчайших деталей повторяет судьбу крупных городов  мира. Жители предгорного оазиса, которым является Алматы, вынуждены в буквальном смысле вести упорную, самоотверженную борьбу за существование с бесконечными потоками автомобильного транспорта и бесчисленными отравляющими островками АЗС. Глоток свежего, не оскверненного токсинами воздуха давно стал для горожан редчайшей ценностью.

Выяснено, что основными источниками выбросов парниковых газов  и загрязняющих веществ в атмосферу в г. Алматы являются предприятия тепло- и электроэнергетики, автомобильный транспорт и промышленность. Около 80% загрязнения окружающей среды приходится на автотранспорт, причем у 70% автомобилей загрязненность выхлопа в 3-4 раза выше нормы. Остальные 20% загрязнения происходят, благодаря работе ТЭЦ, промышленных предприятий, котельных и т.д. В Алматы вырубается 2-3 тысячи деревьев. В городе Алматы  всего 2000000 деревьев, не считая горных районов. При таких условиях через 10 лет мы получим воздух, в котором вообще не будет кислорода.

История человечества неразрывно связана с историей природы. На современном этапе вопросы традиционного  взаимодействия ее с человеком выросли в глобальную экологическую проблему. Если люди  в ближайшем будущем не научатся бережно относиться к природе, они погубят себя.  А для этого в человеке необходимо воспитывать экологическую культуру и ответственность. А начинать  эту работу – с младшего школьного возраста. Именно  в это время приобретенные знания могут в дальнейшем преобразоваться в прочные убеждения.

Рассматривая экологические проблемы, нельзя не обратиться  к глобальным проблемам современности.

Сегодняшнее население Земли – это общество суперпотребителей. Подсчитано: на каждого из нас в год затрачивается 20 т сырья, правда, большая его часть – 97% идет в отходы. Мусор постепенно становится монстром цивилизации. При нынешнем состоянии экономики и культуры быта люди еще долго обречены жить среди  этих рукотворных памятников своей беззаботности.   

За тысячу лет наша маленькая планета изменилась до неузнаваемости: обмелевшие реки, вырубленные леса, нефтяные пятна на поверхности морей и океанов, мертвая зона Чернобыля, проблема Арала, страшная озоновая дыра над головами…. Все это  умудрился «произвести» человек за какую-то сотню лет, подорвав основательно здоровье планеты.

Нет предела человеческому любопытству и его жажде изобретать все новые и новые чудеса. Иногда такие, которым под силу уничтожить саму жизнь.  Между стремительно рвущимся вперед человеческим интеллектом и его душевным потенциалом – зияющая пропасть.    

Мы  считаем, что экологическое воспитание  очень  важно в наше время. Ученики, получившие  определенные экологические представления, будут бережней относиться к природе. В будущем  это сможет повлиять на оздоровление экологической обстановки в нашем крае и в стране.

Исходя из вышеизложенного и руководствуясь Посланием Президента, Программой развития образования, Концепцией экологической безопасности РК на 2004–2015 годы, мы проводим  большую воспитательную, организационную и  нравственную работу по экологическому воспитанию подрастающего поколения.

В нашем лицее  проходит очень много различных мероприятий:  дебаты, классные часы, блиц-турниры, конкурсы, экскурсии, встречи с экологами, дискуссии, акции, круглые столы, трудовые десанты. Проводится  большая учебно-исследовательская  и просветительская  работа – как среди учащихся, так и их родителей.

Наши ученики Арман Букаев, Денис Хореев и Арман Акмуллаев принимали участие в международном проекте «Sage Kazachstan» и заняли второе призовое место среди колледжей.

Педагогические работники  вместе с учащимися лицея озеленяют территорию, ухаживают  за растениями и деревьями,  оформляют кабинеты, высаживают саженцы. Выпускники 2007 года, например, высадили березовую аллею.  Территория нашего  лицея поделена на микроучастки, на которых  действует зеленый патруль из числа учащихся и родителей.  Каждый четверг он  производит очистку территории.

 Согласно плану экологического образования в лицее состоялся экологический марафон, во время которого проводились классные часы, открытые уроки, конференции, устные журналы, лекции, экологические игры, экскурсии, творческие работы, викторины, семинары, посвященные экологическим проблемам Арала, Балхаша, ядерного полигона в Семипалатинске.

В рамках Недели биологии был проведен классный час на тему «Праздник Земли».

В течение года мы организуем  экскурсии в Ботанический сад. Таким образом мы воспитываем у детей бережное отношение к исчезающим видам растений, знакомим их  с экзотическими  видами растений. Наши ребята ездили  на Бутаковку, в Аксайское ущелье, Медео – знакомились  с природой родного края. В лицее функционирует дебатный клуб под девизом  «Как сохранить планету Земля?» – «Табиғатым – тағдырым».

Для учащихся 1-х и 2-х курсов  был проведен открытый классный час на тему «Кто ты на Земле? Прохожий  или хозяин?», во время которого  демонстрировался  документальный фильм о климате планеты, парниковом эффекте. Классный час начинался  словами: «Состояние больного тяжелое. Симптомов множество. Изо рта исходит нездоровый запах. Его лихорадит так, как никогда прежде. Все попытки снять лихорадку безуспешны. В жидкостях организма обнаружен яд. Не успеют врачи побороть одни симптомы, как возникают другие. Если бы это был обычный пациент, они бы сочли, что он болен хронически и безнадежно. Не зная, что еще можно предпринять, они бы делали все возможное, чтобы облегчить страдания больного до тех пор, пока не наступит смерть».

Но в данном случае все понимают,  болен не человек. Больна земля – наш общий Дом. И загрязнение воздуха и воды, глобальное потепление, большое количество токсичных отходов – лишь некоторые опасные симптомы болезни планеты. К сожалению, подобно растерянным врачам, эксперты лишь разводят руками.

Учащиеся лицея принимают активное участие в городских и районных акциях «Мы – за чистоту города», в рамках которых в районе БАКа силами наших учащихся были высажены 300 саженцев. За что в качестве подарка от акимата Жетысуйского района наш лицей получил телевизор.  Частым гостем в лицее является председатель Экосоюза «Табигат» Мэлс Елеусизов.

Во время месячника по экологическому воспитанию в лицее проводились различные мероприятия:  смотры-конкурсы стенгазет и плакатов, конкурс на лучшее изготовление скворечников, тематическая линейка  «Перед лицом экологических проблем», викторина «Мир вокруг нас», классный час  «Птицы – наши друзья», «Природа и люди», показ фильма «О природе Казахстана».

Создан и действует  кружок туризма. В лицее действует Программа развития спорта и туризма.

Экологическое образование на современном этапе выходит за рамки экологии, учащиеся изучают не объекты окружающего мира, а отношение к ним людей. Нужно переходить к экологической культуре, а культуры вне воспитания не бывает.  

Каждый человек, не зависимо от его специальности, должен быть экологически образован, культурен. Только в этом случае он сможет реально оценивать последствия свой практической деятельности при взаимодействии с природой. Если в деле экологического образования и просвещения  многое  начато,  то в отношении экологической культуры мало что предпринято. Возможно, это объясняется трудностью точного определения, что  такое экологическая культура.  А экологическая культура – это система знаний, умений, ценностей,  чувство ответственности за решения, принимаемые  в отношении  природы.

Основными компонентами экологической культуры являются: экологические знания, экологическое мышление, экологически оправданное поведение и чувство любви к природе. От уровня экологического воспитания, экологической культуры зависит вопрос выживания человечества или его деградация с последующей мутацией.

Обобщая всю работу лицея по экологическому воспитанию, мы считаем, что наступило время подумать  о введении предмета «Экологическая культура» в детских дошкольных учреждениях, общеобразовательных школах и средних профессиональных учебных заведениях.  В этом и состоит одна из наиболее важных задач экологического образования: осознать эту ответственность самому и воспитать её в своих учениках.

Сегодня  настало время говорить не только об экологии окружающей среды, но и об экологии души. Это идея проходит красной нитью через все мероприятия лицея. Вышеперечисленные мероприятия по экологии способствуют формированию у детей глубоких знаний о развитии природы, бережном отношении к ней, умении и стремлении охранять и приумножать природу.

XX век внес роковое изменение в понятие “экология”. Теперь, когда мы уже научились летать по воздуху, как птицы, плавать под водой, как рыбы, нам не хватает только одного: “научиться жить на Земле, как люди”, – сказал  Бернард Шоу, классик XX столетия.

Сверхзадача века – сохранение не только природного в природе, но и человеческого в человеке.

Категория: Воспитание и социализация | Добавил: teacher-almaty (25.03.2008) | Автор: teacher-almaty
Просмотров: 5152 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 1
1 inoyat   (03.11.2009 17:19)
Сам факт что педагоги проводят экологическое образование говорит о хорошем. И за это им спасибо

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz


  • Copyright "Школа" Интернет-портал "Детство-kz"© 2016
    Сайт управляется системой uCoz