Главная | Регистрация | Вход | RSSВоскресенье, 11.12.2016, 01:25

Учителя Алматы

Меню сайта
Категории раздела
Панорама [9]
Образование: модели и методы [60]
Управление [1]
Событие [18]
Воспитание и социализация [40]
Ступеньки к школе [11]
Профессиональное обучение [31]
Коррекционная педагогика [17]
Дополнительное образование [101]
Психологическая служба [47]
Родительское собрание [12]
Автограф на память [13]
Семиречье - взгляд сквозь годы [10]
Хочу поделиться [80]
Хроника [0]
Воспитание о образование в разных странах [2]
Наш опрос
Считаете ли вы результаты ЕНТ справедливыми?
Всего ответов: 1523
Статистика

Онлайн всего: 3
Гостей: 3
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Рубрики журнала » Воспитание и социализация

Программа по журналистике, первый год обучения
Программа по журналистике. Первый год обучения.
Трубач Алина Михайловна
Учитель русского языка и литературы
ОСШ 27 г. Темиртау, Карагандинской области, Казахстан.

I. Пояснительная записка.
В Республике Казахстан Русский язык является национальным языком русского народа и официально употребляется наравне с казахским.
В современной жизни огромную роль играют периодика, радио, телевидение. Благодаря им люди узнают о различных событиях, получают необходимую информацию. СМИ влияют на формирование общественного мнения и общественного сознания.
1. Актуальность темы для школы.
Актуальность заявленного курса обусловлена тем, что в школьной программе недостаточно сведений о роли средств массовой информации в общественной жизни. Учащиеся, оканчивающие среднюю школу, мало ориентируются в процессах, происходящих в обществе.
Данный курс поможет определиться ученику в выборе профиля, восполнить пробелы в его предыдущей подготовке. учащиеся расширят и углубят свои знания о видах общения и речевых жанрах. При этом большое внимание уделяется публичному общению- таким жанрам как устные развернутые ответы, спор, отзыв, объяснительная записка, газетная информация и др.
2. Роль и место в образовательном процессе.
Весь курс обучения журналистики за первый год обучения направлен на освоение системы языка, повышение культуры речи и формирование речемыслительной деятельности, которые выступают в тесной взаимосвязи.
3. Связь курса с профильными предметами. Учащиеся, прошедшие полный курс журналистики, в старших классах будут иметь необходимые знания и умения для обучения в классах с гуманитарным направлением. Содержание курса журналистики представлено вскользь в базовых курсах, поэтому курс журналистики позволяет сформировать практические навыки и умения по видам общения и речевым навыкам.
4. Практическое и профессиональное применение.
Данный курс ориентирован на учеников, интересующихся журналистикой, желающих научиться писать сочинения различных жанров, отстаивать свою точку зрения, обосновывать ее.
Программа школьного курса журналистики включает учебный материал по условиям и видам обучения правильно поставленного голоса, способам развития речи, условиям редактирования текста, типах и строении текстов, пересказов, условием составления объявлений.
Усиление речевого аспекта программы предполагает использование учебных ситуаций общения, а также текстов как дидактических единиц. На основе связных текстов наблюдаются факты языка, усваиваются речеведческие понятия, формируются навыки создания собственного текста. Также программа подготавливает к жизненно важному выбору будущей профессии, организует пробу сил учащихся на поприще журналистики.
5. Воспитательный аспект. Государственная программа развития духовной сферы и, прежде всего системы образования, основанная в "Комплекции гуманитарного образования в Республике Казахстан" и в Послании Президента Н.А.Назарбаева "Казахстан 2030", ставит своей целью формирование и воспитание высокоинтеллигентной и высокоинтеллектуальной элиты нации, чей научно- созидательный потенциал закладывается в процессе школьного обучения. Развитию творческого воображения. Предмет журналистики способствует развитию навыков аналитической деятельности, самостоятельности суждений, инициативности, ответственности и развитие творческих способностей.
6. Цель курса.
Основная цель обучения журналистики в школе - дать учащимся дополнительные знания о русском языке, сформировать практические навыки и умения.
Способствовать самоопределению школьника относительно профиля.
Реализация коммуникативной цели обучения предполагает, что речевая деятельность формируется во всех её видах: слушании, говорении, чтении и письме. При этом осуществляется комплексное овладение всеми видами речевой деятельности.
7. Задачи курса.
Программа нацелена на решение как собственно учебных задач, так и задач воспитания и развития личности, к которым относятся:
• развитие любви к слову, интереса к чтению, к словесному творчеству;
• воспитание культуры поведения, чтения периодической печати;
• развитие способности к конструктивному и содержательному общению с разными возрастными категориями людей;
• развитие интереса к общественной жизни, умения наблюдать и анализировать жизненно значимые явления.
• Знакомство учащихся с новыми способами деятельности;
• Расширение багажа ЗУН по предмету русский язык;
• Обеспечение поддержки изучения базовых курсов;
• Обеспечение формирования положительной мотивации на изучение профиля;
• Обеспечение профильной ориентации
8. Количество часов. Программа составлена для общеобразовательных учебных заведений РК и рассчитана на 34 часа (1 час в неделю).
9. Ожидаемые результаты:
Курс "Журналистика" даст возможность накопить опыт для дальнейшей жизни, научит свободно ориентироваться в информационном пространстве и высказывать свою точку зрения на различные значимые события общественной жизни.
Занятия по данной программе помогут обучающимся овладеть секретами мастерства журналиста, научиться логически думать, грамотно излагать свои мысли, ориентироваться в информационном пространстве, представлять себя редактором собственного издания.

Учащиеся смогут -
Определить тему или идею текста;
Составлять простой и подробный план текста;
Создавать связные высказывания (с заданным языковым материалом);
Оценивать чужую и свою речь;
Спорить, но не ссорится, аргументировать свои высказывания;
Сокращать один и тот же текст до половины, до трети его первоначального объёма, до одного абзаца и одного предложения;
Рассказать о себе так, чтобы тебя слушали;
Брать интервью у знакомых и незнакомых людей;
Вести репортаж с места событий;
Составлять различные типы текстов газетной информации.
Учащиеся должны:
понимать основные проблемы общественной жизни, роль и функции средств массовой информации в жизни современного человека;
уметь определять жанр газетного текста, выявлять его отличительные особенности, анализировать его структуру, владеть разнообразными приемами анализа текста;
уметь создавать собственный текст в условиях ограниченного времени, грамотно и аргументировано выражать собственные мысли, точку зрения, позицию, мнение современным литературным языком, избегая при этом ложно-публицистических штампов и общих мест, выстраивать собственное высказывание по модели, продумывать план и композицию, отбирать фактический материал в соответствии с темой и замыслом высказывания;
уметь редактировать предложенные тексты, находить и исправлять ошибки.
II. Содержание курса.

Содержание программы курса не дублирует обязательный минимум содержания образования, а углубляет, расширяет его. Оно направлено на формирование практических умений в написании сочинений газетных жанров. Таким образом, практикоориентированный курс предполагает активные и интерактивные методы и формы обучения, разнообразные виды деятельности учащихся: от тренинговых упражнений и заданий до создания собственных проектов, рукописных газет.

Тема 1. Введение. 1 час.
Роль и функция журналистики в обществе. Деятельность журналиста. Закон о СМИ.
Слушание лекции учителя. Составление плана.
История возникновения газеты. Преимущества печатной прессы пред радио и телевидением. Типология прессы. Лицо газеты - первая полоса. Информационная, комментирующая, контрольная, связующая функции журналистики. Бережное отношение к языку, сохранение культуры языка - важнейшая функция журналистики.
Деятельность журналиста. Журналист - выразитель позиции, мнения, суждения, точки зрения. Журналист - лицо газеты.
Закон о СМИ.
Форма обучения- Диалог.
Слушание лекции учителя. Составление плана.

Тема 2. Секреты журналистского мастерства. Журналистская этика. 2 часа.

Разработка кодекса чести журналиста.
Каким должен быть настоящий журналист? Искусство репортажа. Секреты мастерства. Значение скорописи. Как не потеряться в информационном поле?
Теория и практика профессиональной этики. Журналист как сторонний наблюдатель. Этические правила журналиста.
Форма обучения- Дебаты. Деловая игра.
Тренинг: определить, правильно ли поступили журналисты в тех или иных случаях (ситуациях)? Как поступили бы вы?

Тема 3. Газета как источник информации. Виды газет, их назначение. 3 часа.
Анализ периодической печати.
Обзор региональных газет.
Презентация любимой газеты.
Центральные и региональные газеты. Городские газеты. Ежедневные и воскресные газеты. Бульварная и желтая пресса.
Форма обучения- презентация, выступления учащихся. Практическая работа
Исследование.
Анализ текстов газетных жанров.
Тренинг: проверить "слух", определить источник информации и способ ее отображения.

Тема 4. Заголовки. 2 часа.
Содержание- Типы заголовков, влияние заголовка на содержание текста, ключевые слова.
Методы- традиционные, исследование.
Форма обучения- дебаты, деловая игра.

Тема 5. Необычные тексты. 3 часа.
Содержание: Поликодовые тексты. Слова к фотографии- какими они должны быть? Необычный текст - фотозарисовка. Составление фотозарисовки. Стилевые
черты и языковые средства необычных текстов.
Метод- метод исследования.
Форма обучения- исследование, практическая работа, деловая игра.
Творческая лаборатория: сочинение малой формы (заметка)
Редактирование собственных текстов.

Тема 6. Чужая речь в моём тексте. 2 часа.
Содержание: Чужая речь как элемент текста. Чужая речь- рефрен.
Чужая речь как лейтмотив произведения. Использование цитат. Конкурс эрудитов (чьи строки ?).
Методы- традиционные, самостоятельная работа.
Формы обучения - Практическая работа, исследование.


Тема 7. От отзыва к рецензии. 1 час.
Содержание: Форма написания деловых бумаг. Основные признаки лицензии.
Методы- Традиционные.
Формы обучения - лекция.
Практическая работа.
Эксперимент.
Творческая лаборатория: создание рубрики "Школьные новости"

Тема 8. Газетная информация. 3 часа.
Содержание : Каким должен быть тезис; речевые стереотипы, которые
помогают внести тезис в аргументированный текст; какими должны быть аргументы; культура статьи; желтая пресса. Газетные жанры. Событие как предмет отображения информации в газетных жанрах. Факт как основа публикации. Способы отображения информации
Разнообразие газетных жанров: информационные, аналитический, художественно-публицистические. Роль различных жанрообразующих факторов в формировании жанров. Событие как предмет отображения в газетных жанрах. Методы исследования предмета.
Методы- метод исследования.
Формы обучения- беседа, дебаты, деловая игра.
Анализ периодической печати.
Обзор региональных газет.
Презентация любимой газеты.

Тема 9. Текст. 2 часа.
Содержание: Что такое текст. Типы текстов. Сильные позиции текста, тема и микротема текста, составление визитной карточки, первичные и вторичные тексты, пересказ, виды пересказа.
Характеристика информационных жанров: информация, корреспонденция, пресс-релиз и проч. Заметка. Информационная корреспонденция. Информационный отчет. Информационное интервью. Репортаж.
Роль информационных агентств. Значение пресс-релизов. Источники информации и правила их использования.

Методы- традиционный, КСО.
Формы обучения- практическая работа, эксперимент, лекция.
Анализ текстов художественно-публицистических жанров.
Миниатюра "Автопортрет".
Редактирование собственных высказываний.


Тема 10. Репортаж. 3 часа.
Содержание: История репортажа. Событие- неприкосновенно. Законы репортажа.
Основа репортажа. Формы выражения авторского "Я".
Особенности проведения репортажа, интервью. Оформление на газетной полосе. Искусство получать нужную информацию. Интервьюирование людей, не желающих разговаривать с журналистами. Правила жанра.
Методы- работа в разновозрастных группах, традиционные.
Формы обучения- диалог, экскурсия.
"Творческая командировка": интервью с места событий. Репортаж об интересном школьном событии.
Тренинг: попытка уговорить человека согласиться на интервью.

Тема 11. Аналитические жанры. 2 часа.
Характеристика аналитических жанров. Аналитический отчет, интервью, опрос. Анкета. Мониторинг. Рейтинг. Рецензия. Статья. Обозрение. Обзор СМИ. Прогноз. Версия. Социологический опрос. Языковые и структурные особенности.
Анализ текстов аналитических жанров.
Творческая лаборатория: составление рейтинга учебных предметов. Анкетирование.

Тема 12. Рецензия. Статья. 1 час.
Творческая лаборатория: написать статью на основе последних данных о случившемся тогда, когда в редакцию через каждые 5 минут поступает "новая" последняя информация

Тема 13. Обозрение. Обзор. Прогноз. Версия. Социологический опрос 1 час
Соцопрос.
Тренинг: конкурс обозревателей.
Обзор СМИ.

Тема 14. Фельетон. Пародия. Сатирический комментарий. Анекдот 1 час.
Анализ текстов художественно-публицистических жанров.
Творческая лаборатория: сочинение в рубрику "Сатира и юмор", "Нарочно не придумаешь".
Редактирование.

Тема 15. Житейская история. Легенда 2 часа.

Анализ текста-легенды.
Творческая лаборатория: сочинение "Моя житейская история".

Тема 16. Творческие проекты 2 часа.
"О чем пишут в газетах?", "СМИ нашего города", "Темиртау в центральной и региональной прессе"
Работа над творческими проектами "О чем пишут в газетах?", "СМИ нашего города", "Темиртау в центральной и региональной прессе". Оформление творческих работ. Выпуск рукописных и печатных газет. Оформление выставки.

I V. Методическое обеспечение.
1. Имеющийся материал:
А) Диагностические тесты по журналистике, тестовый материал по темам курса.

Б) Методические разработки для уроков:
Методическая литература;
Поурочное планирование;
Наглядные пособия:
- таблицы по изучаемым темам;
- блок-схемы
Раздаточный материал:
- практические работы;
- разноуровневые задания по изучаемым темам.

2. Способ оценивания уровня достижений учащихся.
При изучении риторики основной метод - безоценочный. Выставляемые оценки- зачтено/ не зачтено. Текущие оценки выставляются в качестве поощрения.

3. Количество лекционных, практических, лабораторных работ.
Определяетс в зависимости от способа развертывания во времени и средства достижения учебных целей.
Лекционные занятия-2;
Практическая работа-3;
Исследования-2.

4. Техническое и программное обеспечение:
Аудиомагнитофон;
Компьютер.
Таблицы по изучаемым темам.

5. Средства коммуникации:
Телефонная линия;
Круглые столы.

V. Литература.
для учащихся:
1. Азбука журналистики: Учебное пособие для учащихся 10-11 классов общеобразовательных учреждений - О.И. Лепилкина и др. - М.: Вентана-Граф, 2005.
2. Васильева Л.А.Делаем новости. - М., 2003.
3. Власть: зеркало или служанка? Энциклопедия жизни современной российской журналистики: В 2-х т. - М., 1998.
4. Гуревич С.М. Номер газеты. - М., 2006.
5. Колганова Т.А. Сочинения различных жанров в старших классах. - М.: Просвещение, 1997.
6. Корконосенко С.Г. Основы журналистики. - М., 1995.
7. Крундышев А.А. Сочинение как вид самостоятельной работы. - М.: Просвещение, 1987.
8. Тертычный А.А. Жанры периодической печати: Учебное пособие - М.: Аспект Пресс, 2000.
9. Ученова В.В. Беседы о журналистике. - М., 1985.
10. Шинкаренко В. Как писать в газету. - М., 2000.

для учителя:
1. Аргановский В.А. Вторая древнейшая: беседы о журналистике. - М., 1999.
2. Горохов В.М. Основы журналистского мастерства. - М., 1989.
3. Гуревич С.М. Газета и рынок: как добиться успеха? - М., 1998.
4. Лимонад Т.В. С сочинением на "ты": Пособие для старших школьников и абитуриентов. - М.: Школьная Пресса, 2001.
5. Система средств массовой информации России: Учебное пособие / Под ред. Я.Н Засурского. - М., 2001.
6. Сметанина С.И. Литературное редактирование: Для журналистов и специалистов по связям с общественностью. - СПб, 2003.
7. Шумилина Т.В. Методы сбора информации в журналистике. - М., 1983

Источник: http://авторская программа

Категория: Воспитание и социализация | Добавил: alina900044 (19.04.2011) | Автор: Трубач Алина Михайловна E
Просмотров: 6575 | Теги: элективный курс, программа по журналистике, Трубач Алина Михайловна | Рейтинг: 4.0/3
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz


  • Copyright "Школа" Интернет-портал "Детство-kz"© 2016
    Сайт управляется системой uCoz