Главная | Регистрация | Вход | RSSСуббота, 10.12.2016, 10:00

Учителя Алматы

Меню сайта
Категории раздела
Панорама [9]
Образование: модели и методы [60]
Управление [1]
Событие [18]
Воспитание и социализация [40]
Ступеньки к школе [11]
Профессиональное обучение [31]
Коррекционная педагогика [17]
Дополнительное образование [101]
Психологическая служба [47]
Родительское собрание [12]
Автограф на память [13]
Семиречье - взгляд сквозь годы [10]
Хочу поделиться [80]
Хроника [0]
Воспитание о образование в разных странах [2]
Наш опрос
Считаете ли вы результаты ЕНТ справедливыми?
Всего ответов: 1522
Статистика

Онлайн всего: 4
Гостей: 4
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Рубрики журнала » Воспитание и социализация

Прислушаемся к дыханию города.

 Т. О. Попова, заместитель директора по воспитательной работе
 СШ № 85.

В последнее время слово «экология» стало очень популярным.  Наиболее часто его употребляют, говоря о неблагополучном состоянии окружающей нас природы. Большое значение экологии как науки по-настоящему стали понимать лишь недавно. Следует помнить, что экология – фундаментальная научная дисциплина, идеи которой имеют очень большое  значение.

К началу третьего тысячелетия сегодняшние мальчики и девочки станут взрослыми людьми. На их плечи ляжет величайшая ответственность за жизнь нашего общества, за судьбу всей Земли.

Пришла пора воспитывать детей не в вековой потребительской традиции «природонакопительства», а в совершенно ином, гармоничном сосуществовании с природой, вырабатывать в них  психологическую готовность оберегать наши общие природные ценности везде и всегда.

Шестым чувством назвал К. Г. Паустовский чувство природы, добавив, что оно приходит на определённой ступени сознания, когда человек становится более умным,  тонким. Чувство природы является основой экологического и эстетического сознания человека. Для этого детей необходимо не только просвещать, но и учить вести себя в природе, обогащать их опытом принятия экологических решений. Нормы поведения в природе должны быть усвоены каждым ребёнком, как таблица умножения, как правила грамматики.      

Для экологического воспитания детей важно максимально использовать воспитательные возможности природного окружения школы. Усиление контактов с природой особенно необходимо нашим детям-горожанам. И нельзя допускать, чтобы природа была только нейтральным фоном различных мероприятий. В разнообразных условиях общения с природой – на экскурсиях, прогулках, в походах и т.д. –  нужно воспитывать у детей чувство непримиримости к фактам безответственного поведения людей: оставленному мусору, разорённым птичьим гнёздам, вырубке деревьев, ветвей, бесконтрольному сбору цветов и т.д. Педагогически целесообразно противопоставлять этим фактам позитивные действия: уход за растениями, расчистку ручейков, благоустройство остановок. Дети могут вывешивать листовки и  плакаты с призывом к чистоте и порядку, беседовать  с жителями об охране окружающей среды.

В процессе педагогически организованного общения детей с окружающей живой природой их знания по ботанике, зоологии, географии подкрепляются чувственно-наглядным опытом, закрепляются в сознании в морально-этических представлениях, связываются с жизненной практикой. Отсюда вытекает важная задача педагогов – тактично руководить, что приводит к взаимообогащению детей знаниями, эмоциями. Показателем эффективности экологического образования и воспитания являются не только знания, но и степень участия в улучшении природного окружения своей местности. Взрослые заостряют внимание детей на значении слов «беречь», «охранять», выясняют, что могут сделать ребята,   осуществляя эту задачу.

Интерес детей к  познанию природы может вызвать их общение  с педагогом, который  увлечён своим делом,  личным примером вызывает у ребят стремление беречь и умножать богатства родной природы.

В подростковом возрасте человек самоопределяется. Он пробует себя в различных видах деятельности, хочет многому научиться,  найти себя. Педагог помогает ему в этом.    

Важным средством воспитания у подростков эмоционально-нравственного отношения к природе, любви к Родине, глубокой заинтересованности в защите и улучшении природной среды являются массовые мероприятия: встречи, выставки, викторины, которые проводятся в школе.

Формы подобной работы различны: выпуск «молний», плакатов природоохранного содержания, беседы старшеклассников с младшими школьниками, выступления агитбригад, беседы с жителями района.

Основная цель – воспитание у детей ответственного отношения к природе. Исходя из этой цели, представляется возможным выделить следующие задачи по экологическому воспитанию учащихся:

 массовый охват детей познавательной и общественно необходимой природоохранной деятельностью;

привлечение родителей к экологическому воспитанию детей;

обеспечение преемственности работы по охране природы - от старших к младшим школьникам;

организация мероприятий по очистке территории в тесном взаимодействии с предприятиями, КСК, владельцами магазинов, кафе, салонов красоты, аптек и жильцами частного сектора;

непрерывный процесс деятельности, который даёт простор инициативе, творчеству учащихся.

Важнейший принцип этой работы – ее организация на основе самостоятельности и инициативы ребят. Педагог, в свою очередь, обретает в лице детей прямых помощников в решении многих воспитательных задач.

В нашей школе разработан и действует комплексный экологический проект «НАШ ДОМ».

В начале учебного года планируется экологическая работа на учебный год. Идут выборы экологического поста по классам, школьного штаба экопатрулей.

Работа ведётся по следующим направлениям:

1.             ПРЕСС-ЦЕНТР

еженедельный выпуск информационных листовок;

выпуск общешкольной газеты;

освещение итогов на общешкольных линейках;

выпуск листовок для жителей района с призывом к порядку и чистоте;

организация конкурсов рисунков, плакатов, газет на экологическую тему.

2.  ФЛОРИСТЫ

озеленение класса, школы, пришкольного участка;

З. ЗОЖ

пропаганда здорового образа жизни;

организация спортивных соревнований, конкурсов;

4. ТИМУРОВЕЦ

выявление и способы устранения стихийных свалок мусора;

беседы с жителями района на экологическую тему;

благотворительная акция «Спешите делать добро» – озеленение, уборка участков, побелка деревьев у ветеранов ВОВ, ветеранов трудового фронта, людей пожилого возраста.

Назначаются дети, ответственные за конкретные  направления. Все итоги подводятся в штабе экопатруля.

В школе ведется  журнал по проверке дежурства по школе, вывешивается экран чистоты по микроучастку, составляется список домов с грязными участками. Также имеются  отчёты о результатах субботников и  журнал отзывов жителей о работе экопатруля.

Формы и методы экологической работы у нас  различны:

Конференции «Экология родного города», «Кризис Аральского моря». Классные часы «Охрана окружающей среды – обязанность каждого гражданина», «Природа и мы», «Давайте будем беречь природу», «Алматы – чистый город», «Экологическая тропа –  чистый родник», «Исповедь земли». Конкурс стихов «Живи, земля!». Интеллектуальная игра «Экологическое ассорти». Беседы «Едем мы, друзья...», «Мы дети твои, природа!», «Окружающая среда и здоровье».

А также: защита научного проекта «Экология Турксибского района»,  акция «Давайте защищать птиц», внешкольное мероприятие «За чистую планету», посвященное Дню Земли, просмотр кинофильма «Экология Земли», конкурс рисунков «Мой дом – Казахстан», дискуссия «Все, кто рождён на нашей планете, все за тебя сейчас в ответе», выставка книг «Земля – наш дом», «Сохраним нашу землю»,  заседания научного общества учащихся «Чем дышит Алматы?».

На наш взгляд, такая работа   должна проводиться в каждом городе,  районе, на каждой улице, в каждой школе, в каждом классе.

В ответ на свою работу мы получили  более 130 письменных благодарностей от жителей!

Уже сейчас мы добились  социального партнёрства учащихся, учителей и  родителей, жителей микроучастка. Мы поняли:  любое дело нужно  проводить  творчески, все проблемы необходимо  решать вместе с  родительской общественностью...

КОМПЛЕКСНЫЙ ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ

ПРОЕКТ “НАШ ДОМ”

НАША ШКОЛА

Экологическая паспортизация школы,

Проект озеленения помещения школы.

Ландшафт-дизайн: благоустраиваем территорию школы.

Экошкола: рациональное использование ресурсов (воды, электроэнергии, тепла).

Создание школьного информационно-статистического центра.

Использование компьютерного моделирования при разработке дизайна классных помещений.

Участие в межшкольной сети экологического мониторинга (разработка сайта школы в ИНТЕРНЕТЕ).

МЫ В НАШЕЙ ШКОЛЕ

Окружающая среда как один из важнейших факторов здоровья школьника

Влияние визуальной среды на здоровье человека

Аудиоэкология: звуковая среда современного школьника

Образ жизни школьника и здоровье: социологическое исследование.

Рациональное питание – основа здоровья школьника. Изучение работы школьной столовой.

Молодежная субкультура: круг интересов современного подростка (влияние молодёжной субкультуры на психическое и душевное здоровье).

МИКРОРАЙОН ШКОЛЫ

Экологическое состояние территории, прилегающей к школе.

Изучение видового разнообразия флоры и фауны микрорайона.

Птицы в городе.

Моё дерево.

“Дыхание города” – изучение состояния воздушной среды микрорайона и возможные пути его улучшения

Проект создания экологической тропы.

Экологические проблемы микрорайона: изучаем общественное мнение.

Ролевые и имитационные игры (“Районный бюджет”, “Экологическое равновесие “)

Организации, располагающие информацией об экологическом состоянии города: база данных.

Категория: Воспитание и социализация | Добавил: teacher-almaty (15.10.2007) | Автор: teacher-almaty
Просмотров: 4929 | Комментарии: 3 | Рейтинг: 4.7/3
Всего комментариев: 2
2 ivulal   (18.04.2012 01:31)
Экологическое воспитание детей- одно из важных направлений воспитательной работы школы. В статье отражены разнообразные формы и методы работы, которые педагоги могут использовать при планировании. Согласна с автором статьи, что все проблемы (и не только экологические) необходимо решать вместе с родительской общественностью.

1 Звезда   (18.12.2007 11:19)
Татьяна Олеговна! Так держать Мы Вас любим

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz


  • Copyright "Школа" Интернет-портал "Детство-kz"© 2016
    Сайт управляется системой uCoz