Главная | Регистрация | Вход | RSSСреда, 07.12.2016, 02:44

Учителя Алматы

Меню сайта
Категории раздела
Панорама [9]
Образование: модели и методы [60]
Управление [1]
Событие [18]
Воспитание и социализация [40]
Ступеньки к школе [11]
Профессиональное обучение [31]
Коррекционная педагогика [17]
Дополнительное образование [101]
Психологическая служба [47]
Родительское собрание [12]
Автограф на память [13]
Семиречье - взгляд сквозь годы [10]
Хочу поделиться [80]
Хроника [0]
Воспитание о образование в разных странах [2]
Наш опрос
Считаете ли вы результаты ЕНТ справедливыми?
Всего ответов: 1521
Статистика

Онлайн всего: 2
Гостей: 1
Пользователей: 1
Людмила1879

Каталог статей

Главная » Статьи » Рубрики журнала » Воспитание и социализация

Конференция по творчеству Магжана Жумабаева
Учитель русского языка и литературы СОШ № 42 имени М. Ауэзова г. Павлодара– Омарова Л.С. Стаж работы - 16 лет, первая категория

Конференция по творчеству Магжана Жумабаева

(была проведена для слушателей ИПК ПК г. Павлодара
курсы библиотекарей)

- Добрый день, уважаемые педагоги, ученики, участники конференции.
Наша сегодняшняя конференция, посвящена творчеству Магжана Жумабаева, его непоколебимой вере в могущество, неземной силы поэтического Слова.
Мы радуемся появлению каждого забытого имени и поэтому возвращение творческого наследия М. Жумабаева после многих десятилетий забвения и запрета, спустя полвека со дня гибели поэта, является для нас замечательным событием. Магжан Жумабаев покорил читателей мощью своего таланта, страстью своего сердца и неповторимостью творческого почерка. Его называли казахским Пушкиным. Его великолепные стихи на европейском уровне, как отмечал классик казахской литературы М. Ауэзов, обогащены поистине восточной мудростью и глубиной философской мысли.
А сейчас я бы хотела представить вам участников конференции:
• Заведующая библиотеки СОШ № 42 имени М. Ауэзова -Каринкина И.И.
• Библиотекарь детской библиотеки имени К. Чуковского Гульбану Калымовна.
А также ученики 9 классов и 7 «А» класса.
Слово для доклада предоставляется Ашекеевой Амине.
1Выступающий
М Жумабаев – выдающаяся фигура в казахской литературе начала 20 века.
М. Жумабаев – один из немногих после Абая поэтов, сумевший поднять казахский стих до мировых высот.
Он изменил традиции, существовавшие в литературе до него, внес много новшеств в области стихосложения, разработки тем, образов.
В его стихах трудно выделить какую-то одну тему. Но о чем бы он ни писал, первым долгом обращается к своему народу с мыслями о свободе, о счастье. На его творчестве лежит печать раздумий, отчаяния и скорби с одной стороны, и с другой – страстное желание что-то изменить, надежда быть понятым. Идут рядом глубокое понимание истории, яркое представление прошлого и современная ему жизнь со всеми ее противоречиями и несоответствиями.
События тех лет были настолько грандиозны, разнообразны и в известном смысле противоречивы, а порой и неприемлемы, что прежние друзья и соратники оказались по разные стороны баррикад. Особенно в решении вопросов, касавшихся судеб родного аула. Те мысли и идеи, которые прослеживаются во всем его творчестве, позволяют утверждать, что М. Жумабаев был не только поэтом, публицистом, теоретиком, преподавателем, но и в высоком смысле слова Учителем, народным педагогом, несущим в себе огромный заряд высокой нравственной чистоты и силы несгибаемого духа, мечтающем о лучшей жизни грядущих своих соплеменников.
Стихотворение М. Жумабаева «Огонь» читают Наурызбаева Махаббат, Нурбаева Асия, Кириленко Иван, Шульга Анатолий.

«Из казахских поэтов, писателей я, конечно люблю Абая, после него Магжана.- писал М. Ауэзов. Его поэтическая индивидуальность настолько уникальна, что он перерастает рамки своей эпохи». О том почему такую высокую оценку творчеству Жумабаева дает М. Ауэзов нам расскажет Панфилова Ксения.
Мы привыкли выделять фигуру Абая и связывать именно с ним истоки письменной литературы. Называя Абая, мы, в первую очередь, выделяем его поэтическое мастерство, творческую лабораторию, его манеру письма, литературную школу. Недаром вокруг него появились ученики и подражатели. Раз есть школа – должны быть и ученики. Выдающимся учеником и последователем Абая является Шакарим. После Абая, вслед за Шакаримом в мир поэзии пришли Ахмет и Миржакуп. А начало 20 века венчают имена двух выдающихся поэтов – Султан-Махмута и Магжана.
Магжан своим пламенным щедрым даром проложил поэзию Абая, развил в ней своими глубоко лирическими произведениями, тончайшими зарисовками родной природы само изящество и красоту. Вот почему для нас неразделимы: Любовь, Природа и Магжан. В творческой биографии М. Жумабаева можно выделить 2 основных периода, характеризуются темами любви, настольгии по древним тюркам и обращением к героическому прошлому казахов.
В первый период своего творчества Магжан обучался вместе с замечательными, близкими ему по духу, русскими поэтами /А.Белый, Бальмонт, Брюсов, Блок/, знакомился с их творческими поисками и впоследствии следовал некоторым из них. В стихах Магжана большое место занимает возвышенная романтика, а также символика. Вообще, поэзия по сути своей изначально символична. Сравнение, уподобление, параллелизм, пророчество жизненных перемен – восходят к символу.
Учить любви к поэзии, умению восхищаться точным сравнением, великолепно найденным способом, удачно подобранным словом – можно лишь на примере настоящей неподдельной жемчужины, добытой с таким трудом со дна словесного моря. На что опирался Брюсов, называя Магжана «казахским Пушкиным»? Что он хотел сказать этим? Мне кажется, он прав в том смысле, что Магжан, подобно Пушкину, смог передать в своем творчестве все национальное величие своего народа, его историю, язык, его характер, состояние души.
Стихотворение «Казахский язык» читает
М. Жумабаев в действительности был сама загадка. Он не был человеком, поэтом в простом обычном понимании.
А что мы знаем о нем самом. О минутах озарения, каждодневных делах и заботах, о его семье, родных, о его взаимоотношениях с ними? Об этом расскажет Уалинова Хакима.
Предки М.Жумабаева - выходцы из ветви Есентанрык, рода Атыгай Среднего жуза. У прадеда Магжана-Шоная- было три сына. Последний из них, будущий дед Магжана - Жумабай родился в 1827 году в ауле на берегу озера Сасыкколь. Он был авторитетньгм человеком среди аульчан.
Он занимался разведением скота и торговлей. Накопив денег, совершил паломничество в Мекку и Медину- священные для мусульман города и получил звание кажы. У Жумабая было две жены. От первой жены он имел трех сыновей, вторая жена подарила ему трех дочерей. Своего младшего сына Бекмухамбета, родившегося в 1897 году, родители ласкательно звали Бекен. Так за ним это имя и закрепилось. Как младший сын Бекен стал хозяином шанырака. Отец женил его рано, когда у него родился первый сын, Бекену было всего 15 лет. У Бекена было семь сыновей. Третьего сына, который родился в 1893 году, назвали Абилмагжаном. Чуть позже ласково все стали называть его Магжаном.
Магжан уже с детства показал себя смышленым, умным мальчиком. Дед Жумабай предрекал ему большое будущее. "Именно этот внук прославит мое имя", - говорил он близким, лаская малыша. Его пророческие слова сбылись. М.Жумабаев, став замечательным поэтом, прославил не только имя деда, "весь род Жумабаевых", но и весь казахский народ.
Старшие сыновья- Абумуслим, Кахарман, Магжан - стали жертвами сталинских репрессий, остальные также не избежали тюрем и ссылок, но вернулись живыми. Последним ушел из жизни Мухаметжан.
От Магжана, к сожалению, прямых потомков нет. Но многочисленные потомки его братьев и сестер глубоко чтят своего выдающегося предка и гордятся им..
Стихотворение М. Жумабаева «Альбом» читает Вишенкова Юлия

Судьба не была к нему особенно милостива к М. Жумабаеву, хотя вы слышали, что родился он в относительно обеспеченной семье, получил хорошее образование. Но настало время, когда имя Магжан зазвучало на поэтическом небосклоне. Об этом расскажет Мартель Наталья.
В 1923 году работал в издательстве литературы восточных народов в Москве и одновременно учился в литературном институте. Писать стихи Магжан начал с 14лет. Первый сборник стихотворений"Шолпан"был издан 19-летним Магжаном в Казани. С этих пор имя молодого поэта стало известно не только казахам, но и татарам, башкирам, другим представителям тюркоязычных народов.
И засияло слово Магжана, заворожило, как звезда, на поэтическом небосклоне.
Неуклонно следуя творческому наследию Абая, Магжан своими необыкновенно лирическими,философскимипронзительно-правдивыми произведениями занял достойное место в мировой
культуре.
Родная земля
Мне, как мать, земля родная
Подарила белый свет,
Словно солнце, озаряя
Годы юношеских лет.
Плоть от плоти, я с тобою
Ты вместила целый мир,
Без тебя мне свет не мил,
Нет мне места под луною.
Не забыть озер мне тихих.
Где я днями пропадал,
На двухлетнем жеребенке
Эту степь объезжал.
От меня, как озорница,
Юность спряталась в туман,
Но хотел б я с ней сразиться
В аксуек, в алтыбакан
Мы судьбе подвластны, - знаю,
Но и в дальней стороне
Будет родина степная,
Как березка, жить во мне.
Вот какая земля Магжана! Это она научила его видеть цвет, образы. Это она дала ему способность слышать, как звучат живые краски, сливаясь в живописную гармонию родной природы, воспевать ее красоту. Только такая земля могла наделить большим и неповторимым талантом поэта. Талантом, способным целый мир заворожить.
О бескрайне любви к своей Земля , к своей Родине, нашедшей свое отражение в Лирике М. Жумабаева Расскажет Шаматаева Динара.
Творчество Магжана пробило себе дорогу к сердцам его почитателей. Это возвращенное миру имя талантливого поэта, человека беззаветно любившего свой край, свой народ. И куда бы судьба его ни закинула, он хранил эту любовь в своем горячем сердце.
Только человек, который любит свой край, мог написать такие строчки. Не любящий природу человек, незамечающий ее красоты, - мертвый человек. Кредо поэта: .••я.".
Во все времена писатели, поэты, художники воспевали родную природу. М.Жумабаев - известный мастер пейзажной лирики. Его поэзия неповторима, своеобразна. А сколько любви, искренности к родному краю в этих строках, где каждая, как жемчужины на шее степной красавицы:
Говоря о природе, Магжан сравнивает ее с матерью, ребенком, любимой.
И бежит вода, звеня,
И смеется в свете дня,
Рассказать о чем-то хочет-
Как ребенок все лопочет, ..
Разливается ручей,
Свежею водой умылась,
Празднично принарядилась,
И красуется Земля.
Слышишь эти строки. и перед глазами широкая степь, по которой гуляет вольный ветер, шалун-ветер гонит волны, они как бы догоняют друг друга.
Магжан изображает внешний мир в том виде, какой ему придало настроение поэта. Оно служит средством выражения лирического чувства.
Предлагаем послушать одно из стихотворений М. Жумабаева, выражающее чувство поэта «Мое желание». Читает Амангельды Ботагоз.

Огонь поэзии Магжана не погас благодаря жене Магжана Зулейхе, сохранившей ему не только верность, но и его наследие. О любви двух молодых людей Магжана и Зулейхи расскажет Колтаева Айнур.
Личная жизнь поэта трагична. Зулейху он заприметил, когда ей было 15 лет, написал ей даже послание в стихах. Затем будучи в Омске, узнал, что красавица тяжело больна. Примчался в Петропавловск. Зулейха уже 17 суток находилась в тифозном беспамятстве, а ее молодой муж умер.
Вновь они встретились на свадьбе друга, как дружки молодых. Приближался день свадьбы Магжана и родственницы Зулейхи, определенной в невесты родителями. Его отец уже приехал из родного аула со всеми свадебными атрибутами и скотом для калыма.
Но Магжан и Зулейха уже не в силах были противиться своим чувствам. Магжан просит Зулейху стать его женой - она отказывает. Магжан не уступает. Он ставит условие: завтра уезжает из города и будет ждать Зулейху в Челябинске 2 недели. Если она не приедет, он никогда не вернется в родные края. Не прошло и недели, как Зулейха появилась в Челябинске. Отсюда они уедут в Оренбург.
Этот поступок поэта не только расстроил выгодный с точки зрения договаривающихся сторон брак, который все с нетерпением ждали, но и был вызовом традициям и обычаям народа.
Зулейха сыграла большую роль в трудной жизни и сложной судьбе поэта. Ей довелось испить чашу гораздо горше, чем в свое время женам декабристов. За семь лет, прожитых с Магжаном в Карельских лагерях, она 14 раз ездила на свидание к нему. Добиралась в глухие места Карелии всегда с огромным риском. Все друзья удивлялись самоотверженности Зулейхи.
По крупицам собирала она литературное наследие Магжана. Что ей это стоило, трудно теперь представить. Ведь она умела читать только по-арабски, не умела пользоваться каталогами. Не зная тонкости библиотечного дела, Зулейха буквально не выходила из библиотеки. Страницу за страницей она просматривала газеты и другие издания тех лет, которые выходили в Омске, Оренбурге, Троицке, Уфе, Казани, Петропавловске, Ташкенте, Алма-Ате. Одновременно изучала современную казахскую письменность. Результатом этого труда явилось три тома произведений Магжана.
Эстетические и художественные взгляды Магжана формировались в годы общественной активности и противоборства – 3 русские революции, национально-патриотическое движение Алаш, горячие споры о будущем степи. В этот период тяжелым испытание в жизни М. Жумабаева явились по сфабрикованному обвинению арест и ссылка в Карелию. К счастью вмешательство М. Горького спасло Магжана от еще более тяжких наказаний, и освобожденный из ссылки поэт возвращается домой. Однако вскоре он вновь безвинно репрессирован.
Ту ураганную ночь, которая пришлась на судьбу Магжана, не дай Бог испытать никому. Нам дороги сегодня свидетельства тех, кто или разделил испытания, выпавшие на его долю, как, например, верный друг и жена Магжана, другие близкие родственники, друзья, кто просто знал его, был хотя бы в какой-то мере причастен к делам, творчеству поэта.
Горячее участие по отношению к незаконно репрессированному талантливому поэту проявил Иван Шухов. Журнал "Простор" сделал достоянием читателей письмо вдовы поэта, Зулейхи Жумабаевой,
которое по праву можно считать своеобразным документом времени. Послушайте письмо Зулейхи Жумабаевой. Читает Бейсенова Самал
"Многоуважаемый Иван Петрович!
Когда мне сообщили о том, что Вы, истинный казахстанский писатель, проявляете интерес к творчеству Магжана Бекеновича Жумабаева и попросили Х.Х. Махмудова подготовить переводы на русский язык некоторых лирических стихотворений для ознакомления ваших читателей, я не выдержала-заплакала, по - видимому, впервые за три десятилетия слезами радости. За добрую инициативу Вас благодарят люди! Что касается меня, то уверяю: не перестану благодарить Вас до последних дней своих. В гибели Магжана, конечно, повинны чужие нравы и произвол периода культа личности. Мой супруг -выдающейся поэт М.Жумабаев - является автором общественных лирических стихотворений, эпических поэм и переводов произведений классиков русской и мировой литературы. Его произведения, изданные в 1917-1937 годах, весьма популярны не только среди казахов.
Его высоко художественные, пленительные во всех отношениях лирические стихотворения - о весне, о любви, о дружбе, о красоте природы, о прекрасной человеческой жизни, о богатстве духовного мира, о светлом будущем своего народа, о свободе личности -многие читатели и почитатели его таланта знают наизусть. Магжан Жумабаев принадлежит к числу самых образованных казахов, его считают самым сильным, самым выдающимся поэтом в истории казахской литературы послеабаевского периода...
М.Б.Жумабаев читал лекции по казахской литературе и стилистике казахского языка студентам КУТВ (Коммунистического университета трудящихся Востока). Кстати, среди его студентов были Ильяс Джансугуров, Б.К. Кенжебаев. Когда М.Жумабаев был арестован в начале 30-х годов, я обратилась с письмом к Горькому (который моего мужа ценил очень высоко!). Он живо откликнулся и, благодаря его
вмешательству, муж был освобожден из тюрьмы. 30 декабря 1937 года без предъявления каких-либо обвинений он вторично был арестован, и на этот раз М.Горького уже не было в живых...
М.Жумабаев 8 июля 1960 года решением военного трибунала Туркестанского военного округа был посмертно реабилитирован.
Учитывая вышеизложенное, убедительно прошу вашего содействия в разрешении издать избранные произведения моего мужа, что является основной, единственной целью всей моей жизни.
С уважением, Зулейха Жумабаева, Алма-Ата, 15 октября 1965".
Вы видите, что это письмо дает представление о верной супруге поэта, разделившей все тяготы его судьбы, сумевшей сберечь, несмотря на долгие годы испытаний, многие прекрасные творения поэта, а главное поведать правду о его жизни.
Надо сказать, что в своих произведениях он всегда оставался рядом с народом, призывал к просвещению женщин. Об этом нам расскажет Таранченко Светлана.
М.Жумабаев всегда оставался на стороне широких народных масс, испытавших двойной гнет. Особенно гневно звучал голос поэта в период массовой мобилизации казахской бедноты на тыловые работы. Об этом поэт написал цикл стихотворений в 1916, в котором наиболее сильным, талантливым является "Орамал" - "Платок". Девушка вышивает платок для своего любимого, которого отправили рыть окопы, надев серую шинель и сунув в руки лопату.
"На белый батист ложатся
не линии красного шелка,
а жемчужина моих слез".
Это произведение сразу же приобрело широкую популярность.
Любовь Магжана к родному краю и родному народу - беспредельна. В его произведениях слышатся и пессимистические нотки воспевание старины, чувствуется идеализация прошлого казахского народа. Для Магжана нет ничего выше и достойнее любви. В своем рассказе "Грех Шолпан", опубликованном в журнале "Простор" в 1922 году, Магжан Жумабаев поведал нам историю женщины, которая ради любви к своему мужу изменяет ему и заставляет нас задуматься над вопросами чести, любви, долга, верности. Если Абай устами Пушкинской Татьяны впервые дал возможность девушке говорить о своих переживаниях, то Магжан языком прозы сумел донести до нас самые глубокие психологические переживания, эмоционально пробудить в сердце читателя жалость и сострадание к несчастной девушке Шолпан. Героиня рассказа своей смертью искупает право на любовь, право самой выбирать путь любящим и нежным сердцем.
Отрывок рассказа "Грех Шолпан " - читает Успанова Зарина
".. .Третье, четвёртое, пятое ведро. Каждый раз, когда на неё обрушивалась ледяная вода, тело несчастной женщины вздрагивало. Через некоторое время оно уже лежало без всякого движения.
Шолпан очнулась к полудню следующего дня и, с трудом открыв глаза, прошептала:
- Где мое дитя? Почему он не приходит посмотреть?
С этими словами она прижала край одеяла , как будто убаюкивала ребёнка. Губы ее произнесли "бай, бай", и она, потеряв сознание, откинулась на подушки.
К вечеру, вместе с угасающим днём, душа Шолпан покинула эту грешную землю".
Тяжелая и трудная доля досталась героям произведений Магжана. Что же касается судьбы, какая выпала на долю Магжана, трудно найти более
трагическую. Талантливый поэт, которого по праву можно считать не просто достойным преемником Абая, но и классиком казахской поэзии, был дважды незаконно репрессирован, подвергнут унижениям и гонениям, лишен права писать. Но на примере его судьбы еще раз убеждаешься, что великий талант не подвержен мраку забвения, что он рано или поздно, в какую темницу бы его ни заключили , подобно яркому солнечному лучу вырвется на волю и озарит все вокруг себя ярким светом.
М. Жумабаев всегда философски относился к жизни и смерти человека. Размышляя о смысле жизни, сердце поэта билось в созвучии со временем. Одно из его произведений философского плана поэма «Сокровенная» в этом году признана книгой года. Для вас эту поэму прочитают ученики 7 «А» класса
Поэзия Магжана ни на минуту не прекращала своей жизни. Его стихи живут в народе, как безымянное, народное достояние. А какое признание может быть истинней и выше?
Он оставил в наследство потомкам свое слово, пламенные стихи, которые так понятны и близки нынешнему поколению. Его талант уникален по своей природе и сути. И мы сегодня прикоснулись к его творчеству. На этом мы заканчиваем свою работу. Всех благодарим и всего вам хорошего.
Категория: Воспитание и социализация | Добавил: Amira (06.06.2012) | Автор: Лаура Омарова E
Просмотров: 4279 | Рейтинг: 4.2/6
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz


  • Copyright "Школа" Интернет-портал "Детство-kz"© 2016
    Сайт управляется системой uCoz