Главная | Регистрация | Вход | RSSЧетверг, 08.12.2016, 19:16

Учителя Алматы

Меню сайта
Категории раздела
Панорама [9]
Образование: модели и методы [60]
Управление [1]
Событие [18]
Воспитание и социализация [40]
Ступеньки к школе [11]
Профессиональное обучение [31]
Коррекционная педагогика [17]
Дополнительное образование [101]
Психологическая служба [47]
Родительское собрание [12]
Автограф на память [13]
Семиречье - взгляд сквозь годы [10]
Хочу поделиться [80]
Хроника [0]
Воспитание о образование в разных странах [2]
Наш опрос
Считаете ли вы результаты ЕНТ справедливыми?
Всего ответов: 1522
Статистика

Онлайн всего: 9
Гостей: 9
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Рубрики журнала » Ступеньки к школе

Умственное воспитание и развитие интеллекта детей через математические игры
Умственное воспитание
и развитие интеллекта в математике
через дидактические игры.

Огромную роль в умственном воспитании и в развитии интеллекта играет математика.
Сегодня, а тем более завтра математика будет необходима огромному числу людей различных профессий. В математике заложены огромные возможности для развития мышления детей, в процессе их обучения с самого раннего возраста.
Работая в детском саду, я всегда ставлю перед собой такие педагогические задачи: выполнение задач в игровой форме, развивать у детей память, внимание, мышление, воображение, так как без этих качеств немыслимо развитие ребенка в целом.
Дети младшей группы, пришедшие ко мне, в основном не посещали детский сад ранее, поэтому проводя занятия я заметила, что они редко отвечают на вопросы, сомневаются в своих ответах, внимание и память слабо развиты.
Как педагога меня это очень насторожило, и я решила провести срез знаний, с помощью которого я смогла выявить детей, особо нуждающихся в моей помощи. Дети не могли ориентироваться во времени, многие не знали геометрические фигуры. Изучая литературу, я пришла к выводу, что используя различные дидактические игры, занимательные упражнения в своей работе, я смогу исправить пробелы знаний у детей. В этом году я начала работать над поставленной передо мной целью: «Развитие интереса у детей, формирование математических представлений посредством занятий по математике».
Занятия по математике я провожу в игровой форме, используя при этом дидактические игры.
Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. (В.А. Сухомлинский).
Все дидактические игры я для себя разделила на несколько групп:
1. Игры с геометрическими фигурами
2. Игры на ориентировки в пространстве
3. Игры путешествие во времени
4. Игры на логическое мышление
5. Игры с цифрами и числами
В настоящее время продолжаю обучение детей в закреплении знаний о форме геометрических фигур с целью повторения материала, предлагала детям узнать в окружающих предметах форму круга, треугольника, квадрата. Например, спрашиваю: Какую геометрическую фигуру напоминает дно тарелки? (поверхность крышки стола, лист бумаги т.д.)
С целью закрепления знаний о геометрических фигурах. Проводила игру типа ЛОТО. Детям предлагала картинки ( по 3-4 шт. на каждого), на которых они отыскивали фигуру, подобную той, которую я демонстрировала. Затем, предлагала детям назвать и рассказать, что они нашли. Занимаясь с детьми, я поняла, что дети, вновь пришедшие в детский сад плохо знают геометрические фигуры, поэтому с ними я занималась в основном индивидуально, давая детям сначала простые упражнения, а затем более сложные.
В своей работе использую множество дидактических игр и упражнений, различной степени сложности, в зависимости от индивидуальных способностей детей. Например, такие игры как НАЙДИ ТАКОЙ ЖЕ УЗОР, СЛОЖИ КВАДРАТ, ПОДБЕРИ ПО ФОРМЕ, ЧУДЕСНЫЙ МЕШОЧЕК, КТО БОЛЬШЕ НАЗОВЕТ.
Дидактическую игру ГЕОМЕТРИЧЕСКАЯ МОЗАИКА использую на занятиях и в свободное время, с целью закрепления знаний о геометрических фигурах, с целью развития внимания и воображения у детей.
Перед началом игры детей делю на две команды в соответствии с уровнем их умений и навыков. Командам даю задания разной сложности. Например:
а) Составление изображения предмета из геометрических фигур
( работа по готовому расчлененному образцу)
б) Работа по условию (собрать фигуру человека, девочка в платье)
в) Работа по собственному замыслу (просто человека)
Каждая команда получает одинаковые наборы геометрических фигур. Дети самостоятельно договариваются о способах выполнения задания, о порядке работы. Каждый играющий в команде по очереди участвует в преобразовании геометрической фигуры, добавляя свой элемент, составляя отдельный элемент предмета из нескольких фигур. В заключении дети анализируют свои фигуры, находят сходства и различия в решении конструктивного замысла.
К каждому занятию стараюсь изготовить новую интересную таблицу. А некоторые таблицы использовала несколько раз, но давала уже более сложные задания, различные по цвету, форме и величине. Задание такого характера:
 Назовите самый большой треугольник?
 Какого цвета самая маленькая фигура?
 Назовите все квадраты, начиная с самого маленького.
 Закрась все круги красным цветом, а квадраты - синим, и т.п.
Такие же задания дети выполняют в свободное от занятий время, только геометрические фигуры были разложены на столе или на полу. Использование дидактических игр на занятиях и в свободное время способствует закреплению у детей памяти, внимания, мышления. Поэтому в дальнейшем буду продолжать использовать в своей работе различные дидактические игры и упражнения.
Пространственные представления детей постоянно расширяются и закрепляются в процессе всех видов деятельности. Дети овладевают пространственными представлениями: слева, справа, вверху, внизу, впереди, сзади, далеко, близко.
Я поставила перед собой задачу научить детей ориентироваться в специально созданных пространственных ситуациях и определять свое место по заданному условию. Дети свободно выполняют задания типа: Лена встань так, чтобы справа от тебя был шкаф, а сзади – стул. Ксюша сядь так, чтобы впереди тебя сидел Андрей, а сзади - Вова. При помощи дидактических игр и упражнений дети овладевают умением определять словом положение того или иного предмета по отношению к другому: Справа от куклы стоит заяц, слева от куклы – пирамида и т.д. В начале каждого занятия проводила игровую минутку: любую игрушку прятала где-то в комнате, а дети ее находили, или выбирала ребенка и прятала игрушку по отношению к нему (за спину, справа, слева и т.д.). Это вызывало интерес у детей и организовало их на занятие. Выполняя задания по ориентировке на листе бумаги, некоторые дети допускали ошибки, тогда я давала этим ребятам возможность самостоятельно найти их и исправить свои ошибки. Для того чтобы заинтересовать детей, чтобы результат был лучше, предметные игры с появлением какого-либо сказочного героя. Например, игра НАЙДИ ИГРУШКУ, - “Ночью, когда в группе никого не было” – говорю детям, – “к нам прилетал Карлсон и принес в подарок игрушки. Карлсон любит шутить, поэтому он спрятал игрушки, а в письме написал, как их можно найти. Распечатываю конверт, читаю: “Надо встать перед столом воспитателя, и пройти 3 шага и т.д. ”. Дети выполняют задание, находят игрушку. Затем, когда дети хорошо стали ориентироваться, задания для них усложнила – т.е. в письме были не описание местонахождения игрушки, а только схема. По схеме дети должны определить, где спрятан предмет. Существует множество игр, упражнений, способствующих развитию пространственных ориентировок у детей: ГДЕ СПРЯТАЛСЯ ЖУЧЁК, НАЙДИ ПОХОЖУЮ, КАК ПРОЙТИ К ЗАЙКЕ, ПОМОЖЕМ ХУДОЖНИКУ, ПУТЕШЕСТВИЕ ПО КОМНАТЕ и многие другие игры. Играя с детьми, я заметила, что они стали хорошо справляться со всеми заданиями, стали употреблять слова для обозначения положения предметов на листе бумаги на столе.
В дошкольном возрасте у детей начинают формироваться элементы логического мышления, т.е. формируется умение рассуждать, делать свои умозаключения.
С целью развития у детей мышления, я использую различные игры и упражнения.
Это задания на нахождение пропущенной фигуры, продолжения ряды фигур, знаков, на поиск чисел. Знакомство с таким заданиями начала с элементарных заданий на логическое мышление – цепочки закономерностей. В таких упражнениях идет чередование предметов или геометрических фигур. Детям предлагала продолжить ряд или найти пропущенный элемент.
Кроме того давала задания такого характера: продолжить цепочку, чередуя в определенной последовательности квадраты, большие и маленькие круги желтого и красного цвета. После того, как дети научились выполнять такие упражнения, задания для них усложняю. Предлагаю выполнить задания, в котором необходимо чередовать предметы, учитывать одновременно цвет и величину.
В дальнейшем перешла на отвлеченные предметы. Детей очень увлекают игры типа: КОГО НЕ ХВАТАЕТ? Предлагаю детям представить, какой формы могут быть космические существа. Затем показываю плакат, на котором изображены космические “человечки”. Дети находят, какого “человечка” не хватает, анализируют и доказывают. Такие игры помогают развивать у детей умение мыслить логически, сравнивать сопоставлять и высказывать свои умозаключения.
Особое место среди математических игр занимают игры на составление плоскостных изображений предметов, животных, птиц из фигур. Детям нравится составлять изображение по образцу, они радуются свои результатам и стремятся выполнять задания еще лучше.
Для закрепления знаний, полученных на занятиях я даю детям домашние задания в виде дидактических игр и упражнений. Например: СОБЕРИ БУСЫ, НАЙДИ ОШИБКУ, КАКИЕ ЦИФРЫ ПОТЕРЯЛИСЬ?, и т.п.
Дети стараются выполнить свое задание правильно, не допуская ошибок, чтобы получить за это веселое солнышко, а не хмурую тучку с дождиком. Родители тоже очень серьезно относятся к выполнению домашнего задания с детьми. В уголке для родителей выставляю папку с дидактическими играми, объясняя цель и ход игры.
Используя различные дидактические игры в работе с детьми, я убедилась в том, что играя, дети лучше усваивают программный материал, правильно выполняют сложные задания. Подтверждением того служит срез знаний.
Применение дидактических игр повышает эффективность педагогического процесса, кроме того, они способствуют развитию памяти, мышления у детей, оказывая огромное влияние на умственное развитие ребенка. Обучая маленьких детей в процессе игры, стремлюсь к тому, чтобы радость от игр перешла в радость учения.
Учение должно быть радостным!

Игра «Пчёлки»
Соотношения один-много, большой-маленький.
Цель: формирование математических представлений о количестве и величине.
Задачи: учить детей сравнивать предметы по количеству, понимать и правильно употреблять слова: много, мало, один. Учить детей сравнивать и подбирать предметы по величине, понимать и правильно использовать в речи слова большой-маленький.

Игра «Танграм»
Эта одна из несложных игр. Называют её и «Головоломкой из картона», «Геометрическим конструктором» и т.д.
Игра проста в изготовлении. Квадрат размером 8*8см. из картона, одинаково окрашенный с обеих сторон, разрезают на 7 частей. В результате получается 2 больших,1 средний и 2 маленьких треугольника, квадрат и параллелограмм. Используя все 7 частей, плотно соединяя их одну к другой, можно составить очень много различных изображений по образцам и по собственному замыслу.
Успешность усвоения игры в дошкольном возрасте зависит от уровня сенсорного развития детей. Дети должны знать не только названия геометрических фигур, но и их свойства, отличительные признаки, владеть способами обследования форм зрительным и осязательно-двигательным путем, свободно перемещать их с целью получения новой фигуры. У них должно быть развито умение анализировать простые изображения, выделять в них и в их окружающих предметах геометрические фигуры путем разрезания и составлять их из частей.

Игр «Геометрическое домино»
Цель: Учить детей различать и называть геометрические фигуры и их цвет, развивать зрительное восприятие, внимание, мышление.
Правила игры: Нужно внимательно посмотреть на полученные плашки. Играют 4-5 детей. Игра начинается с плашки имеющей две одинаковые геометрические фигуры. Затем каждый игрок поочерёдно выкладывает свою плашку по одной, ища при этом соответствия и называя их. Тот, у кого не имеются таковые, пропускает ход. Выигрывает тот, кто первым выложит все свои плашки.

Игра «Собери фигуру»
Цель: Учить детей различать и называть геометрические фигуры. Учить составлять их из определённого количества деталей. Упражнять детей в самостоятельных поисках путем составления фигур на основе предварительного обдумывания хода решений.
Правила игры: Предложить детям внимательно посмотреть на готовый образец и постараться сделать также. В игре участвуют 3 игрока. В ходе работы можно задавать вопросы: Какая эта фигура? Какого она цвета? У детей по старше : На сколько частей разделили эту фигуру? Побеждает тот игрок, который без ошибок соберёт большее количество геометрических фигур.

Игра «Снеговики»
Цель: Развитие внимания и наблюдательности у детей.
Правила игры: Нужно внимательно посмотреть на рисунки и узнать, чем отличаются снеговики друг от друга. Играют двое, и выигрывает тот, кто укажет больше различий в рисунках. Первый играющий называет какое-нибудь различие, затем предоставляется слово другому и т.д., игра заканчивается, когда кто-то из партнёров не сможет назвать новое отличие (ранее не отмеченное).
Начиная игру, взрослый может обратиться к ребёнку примерно так:
«Вот зайчишка у реки
Встал на задних лапках…
Перед ним снеговики
С мётлами и в шапках.
Заяц смотрит, он притих,
Лишь морковку гложет,
Но что разного у них-
Он понять не может.
А теперь посмотрите на рисунок и помогите зайчику понять, что разного у этих снеговиков. Сначала посмотри на шапку…»
(4 картинки со снеговиками - найти разные отличия между ними.)

Игра: Найди игрушку
Задача: Учить детей ориентироваться по плану в групповой комнате.
Материал:1. Фланелеграф.
2.Вырезанные из картона 1 большой и 8 маленьких прямоугольников, 16 маленьких квадратиков, обозначающих стол воспитателя, детские столики и стульчики в групповой комнате.
3. Игрушка, которую прячут.
4. Маленький красный кружок, с помощью которого на плане отмечается, куда спрятана игрушка.
Руководство: Игра проводится в той части групповой комнаты, где находится стол воспитателя и 2 ряда детских столиков со стульчиками.
Дети рассаживаются за столиками. Перед ними – фланелеграф. На нём воспитатель при участии детей делает план комнаты. Сначала он отмечает на плане расположение окон и дверей, затем помещает большой прямоугольник – стол воспитателя, далее – маленькие прямоугольники и квадратики – детские столики со стульчиками. При этом называются имена детей, сидящих за каждым столиком.
Такое поэлементное составление плана облегчает ориентировку детей в одинаковых объектах, которыми являются детские столики.
Далее один из детей выходит из комнаты, а воспитатель вместе с остальными ребятами прячут игрушку, делая отметку на плане красным кружком. Водящими по очереди становятся все играющие.
Примечание: При отсутствии фланелеграфа может быть использован план, который рисуется на листе бумаги при детях.

К играм «Найди игрушку» или «Чьё это место?».

Игра: Поможем художнику.
Задача: Учить детей создавать образы на основе схематического изображения.
Материал: 1. Большой лист бумаги, прикреплённый к доске с нарисованным на нём схематическим изображением человека.
2. Цветные карандаши или фломастеры.
Руководство: педагог сообщает детям, что один художник не смог нарисовать картину до конца и попросил ребят помочь ему закончить работу. Воспитатель показывает детям схематическое изображение в форме геометрических фигур и говорит, что сейчас они все вместе помогут художнику. Ребята будут дорисовывать рисунок по намеченным линиям, и в конце работы дети говорят, что же у них получилось.

Игра: Домино.
Задача: Учить детей классифицировать предметы.
Материал: Для игры изготавливается набор из 28 карточек. На каждой карточке – по 2 картинки. Всего в различных сочетаниях представлено 7 видов рисунков: люди, звери, рыбы, птицы, насекомые, деревья, цветы (по 8 картинок каждого вида). 4 изображения каждого вида реалистические, а 4 – обобщенно-схематические. Реалистические изображения: 4 разных зверя, 4 разные рыбы, 4 цветка, 4 птицы, 4 насекомые, 4 человека, 4 дерева. Обобщенно-схематические изображения: зверя, рыбы, цветка, птицы, человека, насекомого, дерева (схемы предельно лаконичны). Каждая схема также представлена в четырёх экземплярах.
После этого изготавливаются сами игровые карточки домино. На карточках в разных сочетаниях даны по одному реалистическому рисунку и по одному обобщенно-схематическому.
Руководство: Педагог раскладывает перед детьми карточки домино. Все вместе разбирают, что изображено на карточках. Дети называют все картинки и с помощью воспитателя находят «хитрые картинки» - схемы, подходящие для каждой группы картинок (люди, звери, рыбы, птицы, насекомые, деревья, цветы).
Воспитатель объясняет правила игры, подчёркивая, что прикладывать друг к другу можно и одинаковые обычные картинки и подходящие для нескольких картинок «хитрые картинки».
Ребята берут по 5 карточек, и игра начинается. Первое время пока дети осваивают правила игры, хорошо, если одним из участников будет воспитатель, который при необходимость всегда может помочь ребёнку подобрать картинку. Если у кого – то из детей нет подходящей картинки, нужно брать карточки из оставшихся. Выигрывает тот, кто первым выложит все картинки.
Категория: Ступеньки к школе | Добавил: пончик (08.11.2014) | Автор: Абишева Нургуль Муратовна E
Просмотров: 446 | Комментарии: 4 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 4
4 елена9521   (12.02.2015 22:39)
Используя предложенные игры педагог быстрее добьется поставленных целей, т.к. для ребенка это будет игра, а для педагога педагогический процесс. По своему опыту знаю, что это более результативные приемы и методы работы с дошкольниками. Буду использовать предложенные игры в работе. Спасибо за подготовленный материал.

3 амина26   (29.01.2015 20:21)
прошу вас выслать мне сертификат. Спасибо.

2 Таня8339   (29.01.2015 20:21)
Здравствуйте, большое спасибо за вашу содержательную, полезную статью. Вы очень подробно описали те методы и приемы, которые используете в своей работе. Особенно ценны математические игры с описанием и правилами. Спасибо вам и новых успехов.

1 амина26   (29.01.2015 20:20)
Хорошая практика для детей. У детей развивается мышление в ходе игры.

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz


  • Copyright "Школа" Интернет-портал "Детство-kz"© 2016
    Сайт управляется системой uCoz