Главная | Регистрация | Вход | RSSПонедельник, 05.12.2016, 09:24

Учителя Алматы

Меню сайта
Категории раздела
Панорама [9]
Образование: модели и методы [60]
Управление [1]
Событие [18]
Воспитание и социализация [40]
Ступеньки к школе [11]
Профессиональное обучение [31]
Коррекционная педагогика [17]
Дополнительное образование [101]
Психологическая служба [47]
Родительское собрание [12]
Автограф на память [13]
Семиречье - взгляд сквозь годы [10]
Хочу поделиться [80]
Хроника [0]
Воспитание о образование в разных странах [2]
Наш опрос
Считаете ли вы результаты ЕНТ справедливыми?
Всего ответов: 1521
Статистика

Онлайн всего: 11
Гостей: 11
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Рубрики журнала » Ступеньки к школе

Особенности М. Монтессори-педагогики в условиях внедрения в образовательный процесс дошкольных организаций.
Штаус Г. С.
воспитатель I категории
Казахстан г. Караганда
КГКП детский сад "Алпамыс"
Тема: «Особенности М. Монтессори-педагогики в условиях внедрения в образовательный процесс дошкольных организации».
Содержание
Актуальность
Цель
Задачи
Основная часть
Ожидаемые результаты
Заключение
Литература
Актуальность
Педагогической системе М. Монтессори – более 100 лет, это единственная система в мире, которая до сих пор получает научное подтверждение используемых ею методов развития. Ее используют во многих развитых странах мира, таких как Япония, Италия, Россия, США, Китай, Корея, Индия.
Актуальность системы объясняется тем, что эта уникальная система направлена на воспитание человека, готового изменяться вместе с изменяющимся миром, человека, готового принимать на себя ответственность и самостоятельно решать возникшие проблемы, человека, имеющего своё мнение и готового это мнение отстоять.
Актуальность и практическая значимость Монтессори — системы состоит в следующем:
• эта система предоставляет ребенку свободу выбора;
• позволяет малышу развиваться самостоятельно в его собственном темпе, соответственно его способностям и возможностям;
• использует в основе уникальную, подготовленную педагогическую среду, включающую научно разработанные монтессори-материалы развивающего и исследовательского характера;
• помогает педагогу и родителю понять реальные потребности ребенка и определить в каком «чувствительном» периоде он находится;
• помогает раскрытию гениального потенциала каждого ребенка.
Цель проекта
• Показать специфику педагогики Марии Монтессори и место ребенка в этой педагогической системе.
Задачи
• рассмотреть взгляды Монтессори на особенности развития ребенка, и вытекающие из этих особенностей потребности ребенка
• раскрыть основные понятия педагогической системы.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

• всестороннее развитие ребенка во всех направлениях психической деятельности
• формирование в ребенке инициативности, ответственности в условиях свободы выбора;
• максимальная эффективность освоения задач, заложенных в Монтессори – материалах;
• развитие аналитических функций мыслительной деятельности, когда ребенок может обнаружить и исправить собственную ошибку;
• возможность поэтапного освоения навыка;
• развитие у детей математических представлений (представлений о математических свойствах и отношениях предметов, конкретных величинах, числах, геометрических фигурах, зависимостях и закономерностях);
• развитие сенсорных (предметно-действенных) способов по¬знания математических свойств и отношений: обследование, сопоставление, группировка, упорядочение, разбиение;
• развитие точности восприятия; концентрации внимания; памяти ребенка и умения работать по образцу; приучение к порядку;
• развитие социально-адаптивных навыков и уважения к правам других;
• развитие точной, аргументированной и доказательной речи, обогащение словаря ребенка.

Образовательное пространство, основанное на принципах педагогики М. Монтессори, согласуется с современной философией образования, приобретает инновационный характер. Изменения формы и содержания занятий с детьми, переход от преимущественно фронтальной работы с дошкольниками к индивидуальной деятельности детей в подготовленной среде в полной мере согласуются новыми требованиями к организации дошкольного образования.
Особенности системы М. Монтессори
Как видите, система Монтессори существенно отличается от традиционной педагогики.
Во-первых, это касается отношения к ребенку как к уникальной, неповторимой личности, с собственным планом развития, способами и сроками освоения окружающего мира.
Второе – роль учителя. Главное место в системе Монтессори - пространстве принадлежит ребенку, а учитель лишь помощник, в чьи задачи входит научить правильно, работать с материалом, а также наблюдать за достижениями малыша. И в этом проявляется свобода выбора малыша: он волен двигаться в своем собственном темпе. Самостоятельность – это залог успешной и счастливой жизни. Монтессори-метод призывает не ускорять развитие детей, но и не упустить момент и вовремя раскинуть перед ребенком скатерть самобранку, на которой ему откроется уменьшенная безопасная модель всего нашего мира. Сначала глаза малыша разбегутся, а потом найдут то, что ему нужно здесь и сейчас.
Преимущества системы М. Монтессори
Система М. Монтессори предполагает для ребенка большую свободу и самостоятельность, не исключая вопросы дисциплины.
Пассивная по форме роль педагога, роль наблюдателя, а не начальника, руководителя как у нас. Для того чтобы ребенок стал активным, взрослый берет на себя позицию наблюдателя.
Наличие собственной философской базы. Цель образования ребенка: раскрыть его духовный потенциал, выманить наружу те ценности, которые в свернутом неразвитом виде находятся внутри духовного зародыша в каждом ребенке.
Гуманистический взгляд на ребенка заключается в следующем. Цель пребывания ребенка на планете - развитие, образование из зародыша собственного духовного центра.
Усиление социального аспекта развития детей путем каждодневных упражнений по самообслуживанию и выполнению общественных обязанностей.
Использование оригинальной системы дидактических материалов. Основное назначение дидактических материалов - воспитание чувств ребенка на основе самостоятельности и самоконтроля.
Основная задача педагогики Марии Монтессори заключается в создании условий «стимулирующих и способствующих самостоятельному познанию ребенком окружающего мира».
Упразднение общепризнанных форм поощрений и наказаний. Награда у свободного человека должна быть истинной, не приносящей разочарования. Это может быть награда, исходящая от самого себя, либо награда, высказанная взрослым, но в индивидуальной форме. Материальные награды Мария Монтессори полностью отвергала. Она считала, что они не приносят удовлетворения, а лишь мгновенную радость, мимолетно исчезающую.
Наказания ни в коем случае не должны быть направлены на ребенка в лице всего коллектива, они должны касаться одного ребенка.
Мария Монтессори также отвергала любого рода соревнования. Она считала, что каждый ребенок должен работать в своем индивидуальном темпе и ритме, работать самостоятельно и независимо.
Система Марии Монтессори направлена на развитие гуманных человеческих чувств, связанных с религиозным началом: воспитание плодов «духа» - семи добродетелей - доброты, веры, любви, радости, терпения, смирения, кротости.
Индивидуальность обучения в отличие от нашего общепринятого представления о ней заключается в создании такой развивающей среды, где материал для работы выбирает не взрослый, а сам ребенок. Ребенку предоставляется свобода выбора, темпа, времени работы, а также возможность самоконтроля.
Дети группы Монтессори по сравнению с детьми других групп более раскрепощены в общении, быстрее и легче входят в контакт с незнакомыми людьми, умеют не только аргументировано отстаивать собственную позицию, но и признавать свою неправоту, умеют излагать и объяснять свои мысли, сравнивать свое мнение с мнением других людей.
Система М. Монтессори более чем наша система способствует к воспитанию волевых качеств: целеустремленности, организованности и дисциплинированности.
Дети в группе Монтессори более дисциплинированы и организованы. В их группе никогда не бывает суеты, они постоянно заняты какой-то работой, и, если воспитатели на какой-то период выходят из группы, то они даже не замечают этого и продолжают работать в том же ритме на протяжении длительного периода времени. Внутренняя организованность этих детей выработана на достаточно высоком уровне.
Система Монтессори способствует развитию у детей психических процессов и познавательных способностей.
Фундаментальным для Монтессори является требование иметь в группе только один комплект дидактического Монтессори - материала. Все же вместе эти материалы составляют определенную функцию в ходе свободной самостоятельной работы ребенка, помогающих его развитию в самых разных направлениях. Это материалы для развития психических качеств, для освоения навыков практической жизни, специальные пособия для развития сенсо-моторики, речи и письма, математических способностей и т.д. Большая часть материалов служит «космическому воспитанию», способствующих чувственному пониманию явлений природы, культуры и жизни в социуме. В первую очередь это упражнения из области жизненной практики, которые помогают ребенку заботиться о себе, обучая его правильно застегивать пуговицы, шнуровать ботинки, чистить и резать овощи, сервировать стол и многое другое, чего мама обычно не разрешает делать дома.
А в группах Монтессори дети слышат: «Ты уже взрослый и сможешь справиться с этой задачей сам». Учитель лишь показывает, как правильно обращаться с материалом. Упражнения включают также материалы, которые связаны с переливанием, пересыпанием, ношением и сортировкой предметов – все то, что развивает движения рук и готовит к освоению письма, чтения и на математических абстракциях.
Все предметы должны быть настоящими, ведь в группах Монтессори дети живут не понарошку, а всерьез. Если у малыша падает на пол кувшин и вода разливается по полу, ему очевиден результат: работает еще один принцип педагогики – автоматический контроль ошибок.
Использование системы Монтессори в процессе переходного периода явилось актуальным и необходимым в реализации основных идей концепции дошкольного воспитания, отвечало требованиям времени и давало возможность строить педагогический процесс с учетом специфики дошкольного учреждения.
Средство достижения поставленной цели: не внешнее воздействие на душу и тело ребенка, а в создании вокруг него специально подготовленной развивающей среды. Это среда позволяет ребенку в собственном темпе и ритме развивать сенсорно - персептивную деятельность, психические процессы и познавательные способности, путем предоставления специальных дидактических материалов помогает освоить ребенку навыки практической жизни, безболезненно для здоровья освоить навыки чтения, письма и счета, знакомит детей с предметами, процессами и явлениями окружающей жизни.
Иными словами, основная задача системы Монтессори состоит в создании условий, «стимулирующих и способствующих самостоятельному познанию ребенком окружающего мира.
Также были выявлены отличия в понятии «воспитания», «цели», «принципов» по сравнению с нашими традиционными понятиями в системе педагогике.
Воспитание по Монтессори - это активное содействие нормальному развитию личности ребенка. Основная цель - воспитание сильных людей, людей самостоятельных и свободолюбивых.
Воспитывая детей по системе Монтессори, перед педагогом стоят две цели - биологическая и социальная.
Биологическая цель включает в себя облегчение естественного развития личности ребенка, содействие психофизическому развитию.
Социальная цель непосредственно включает в себя подготовку личности ребенка к следующему возрастному периоду жизни, воспитанию таких качеств, как сила духа, самостоятельности и свободомыслия.
Как основные дидактические принципы системы Марии Монтессори качественно отличаются от наших отечественных принципов воспитания:
1) пассивная по форме педагога.
2) развитие творческих начал у ребенка на основе его наследственных задатков.
3) основной принцип - принцип воспитывающего обучения.
Плюсы и минусы
• Система Монтессори своеобразна и интересна и вполне прогрессивна для начала 20 столетия. Но прошло больше ста лет, сменилось несколько эпох в самых различных науках, и педагогика не исключение.
• Методика Монтессори, безусловно, помогает развить внимание, творческое и логическое мышление, память, воображение, мелкую моторику, но речь не идёт о выращивании гениев или опережающем развитии. Эта методика, как и многие другие, специально созданные "для развития" методики, прежде всего, направлена на работу с детками с ограниченными возможностями.
• Система Монтессори не предусматривает развитие детского художественного творчества, считая его уходом от существующих проблем в вымышленный мир. Монтессори была противницей ролевых игр и игр - соревнований, но для "обычного" ребенка - это необходимые игры, именно в них он развивается творчески, раскрывается его я. Кроме того, отсутствие соревновательного момента может создать сложности при адаптации в реальной жизни. Уже в школе подчас существует жесткая конкуренция. Роли книг в развитии ребенка так же не придается никакого значения, они не запрещены, но и не считаются необходимыми.
• Современные центры развития по системе Монтессори зачастую стараются адаптировать методику к потребностям обычных детей. Из системы выбирают самые интересные элементы, с учетом её сути - дать детям пространство для развития. В руках умного педагога элементы системы Монтессори принесут Вашему ребенку много интересного, познавательного и полезного. Старайтесь сочетать эту методику с другими занятиями и системами раннего развития.

В целом, в основе разрабатываемой М.Монтессори педагогической системы лежат следующие базисные идеи и установки:
- учет возрастной периодизации развития ребенка и актуализация раннего образования и воспитания ребенка;
- необходимость всестороннего изучения ребенка и учет сензитивных периодов его развития;
- предоставление ребенку свободы выбора вида деятельности и её продолжительности
- наличие подготовленной культурно-развивающей среды;
- особая роль педагога.
Гуманистический потенциал системы М.Монтессори определяет её личностная ориентированность, обращенность к природе ребенка, ориентация на его самостоятельность и самодеятельность.
Важным фактором в реализации самостоятельной деятельности ребенка М. Монтессори видит свободу, как право на выбор вида деятельности, её продолжительности, места, партнера и т.д. Такая свобода ограничивается только интересами коллектива, что приводит к формированию положительного социального поведения, уважению членов коллектива, ответственности за свои действия. Концептуальные положения системы М. Монтессори выдвигают приоритетным индивидуальный подход, что позволяет адресно учитывать особенности развития и уникальности ребенка при организации учебно-воспитательной деятельности.
Исходным моментом системы М. Монтессори стал отказ от классно-урочной системы и разработка оригинального учебного процесса, построенного на свободной индивидуальной работе детей в условиях подготовленной среды. Условием правильной организации такой работы становится признание за каждым ребенком права на свободу выбора, автономию, выбор темпа, места, специфичных способов, продолжительности работы и т.д.
Важной новацией М. Монтессори стало переосмысление роли и места педагога в процессе формирования личности ребенка. Активная позиция ребенка в освоении окружающей среды обуславливает изменение позиции педагога от ведущей позиции к развивающей, когда центральное место занимает не прямая передача знаний, а развитие мотивационной сфера ребенка.
Такое взаимодействие приводит к совершенствованию и развитию индивидуальности обоих участников педагогического процесса.
Коллекция оригинальных упражнений, подробно разработанных автором и составляющих "подготовленную среду" для развития ребенка, — одна из сильных сторон Монтессори-педагогики. Производство этих материалов для упражнений стало выгодным бизнесом. Наиболее ценны и качественны Монтессори-материалы, производимые в Голландии, Италии. Уже несколько лет в России налажено производство сопоставимых по качеству Монтессори-материалов в Омске. Монтессори-педагоги постоянно совершенствуют развивающую среду, собирают коллекцию материалов, вкладывают свой талант и способности, многое делая своими руками.
И все же даже все упражнения по Монтессори, собранные в одном детском саду, не сделают его автоматически Монтессори-детским садом, если там не ведется воспитание по педагогическим принципам Монтессори.
Образование по Монтессори - это процесс, при котором ребенок самостоятельно выстраивает свою личность, задействуя потенциал собственной личности. В силу этого роль педагога здесь сильно отличается от привычной для нас: учитель не ведет ребенка, а сам идет за ним. Девизом Монтессори-педагогики стали слова ребенка, обращенные к учителю: "Помоги мне сделать это самому". Педагог, работающий по системе Монтессори, всегда признает за ребенком стремление к самостоятельности и, скажем, никогда не будет завязывать ему шнурки без его просьбы и отвечать на вопросы, которых ему не задавали. "Чем раньше мы начнем воспитывать в детях стремление самим добиваться своих целей, тем скорее создадим сильных, а следовательно, самостоятельных и свободных людей", - говорила Мария Монтессори.
Подготовленная среда должна окружать ребенка в течение всего дня и максимально приближаться к домашней. При этом у ребенка в любой момент должен быть доступ к так называемым "Монтессори-материалам". Это нечто среднее между учебными пособиями и развивающими играми: геометрические тела (цилиндры, конусы, и т. д.), таблички, дощечки, рамки, подвижный алфавит, а также обычные предметы типа чайной ложки, кувшина для полива цветов, совка для сбора мусора. Некоторые из них имеют характерный цвет (например, розовая башня из кубиков-секций, коричневая лестница, красные штанги) или фактуру (шершавые таблички). Есть и довольно сложные модели - например, глобус "континенты", на штыри которого ребенок должен в правильном порядке надеть фигурные дощечки, повторяющие очертания континентов.
Коллекция оригинальных упражнений, подробно разработанных автором и составляющих "подготовленную среду" для развития ребенка, — одна из сильных сторон Монтессори-педагогики. Производство этих материалов для упражнений стало выгодным бизнесом. Наиболее ценны и качественны Монтессори-материалы, производимые в Голландии, Италии. Монтессори-педагоги постоянно совершенствуют развивающую среду, собирают коллекцию материалов, вкладывают свой талант и способности, многое делая своими руками.
И все же даже все упражнения по Монтессори, собранные в одном детском саду, не сделают его автоматически Монтессори-детским садом, если там не ведется воспитание по педагогическим принципам Монтессори.
Заключение
Свой педагогический метод, основанный на активном наблюдении и корнями уходящий в естественные науки, Монтессори называла "методом научной педагогики". Педагогика по Монтессори, предложенная врачом и ориентированная первоначально на детей с проблемами в развитии, в дальнейшем была испробована автором при воспитании детей, не имевших ограничений жизнедеятельности, а также детей, чье развитие опережало развитие сверстников. Плоды этого воспитания были прекрасны вне зависимости от того, к каким детям оно применялось, так как задачей воспитателя было максимальное раскрытие потенциальных возможностей личности при ориентации на общие закономерности, присущие развитию человека.
Она доказала, что разные типы навыков у ребенка лучше всего воспитывать в определенном возрасте, иначе можно упустить самый благоприятный момент для их формирования. Поэтому детские сады и школы основывают свою работу по этой методике на принципе строгой возрастной периодизации. До трех лет малыш впитывает свое окружение через инстинктивное развитие чувств - зрения, слуха, обоняния, осязания. В период от трех до 6 лет ребенка можно назвать "строителем самого себя": он стремится сам выбирать вещи и предмет своей деятельности, сам себя обслуживать, проявлять максимальную независимость от взрослого. А в следующий период (до 9 лет) он становится на позицию "исследователя окружающего мира". Согласно методике Монтессори, для ребенка создается специально подготовленная культурная развивающая среда, в которой тот находит все необходимое для своего развития, "впитывает" правильную речь, получает богатые сенсорные впечатления, осваивает способы обращения с различными предметами. Эту среду ребенок воспринимает и сознательно, и неосознанно, свободно проявляя себя в разных видах деятельности.
Образование по Монтессори - это процесс, при котором ребенок самостоятельно выстраивает свою личность, задействуя потенциал собственной личности. В силу этого роль педагога здесь сильно отличается от привычной для нас: учитель не ведет ребенка, а сам идет за ним. Девизом Монтессори-педагогики стали слова ребенка, обращенные к учителю: "Помоги мне сделать это самому". Педагог, работающий по системе Монтессори, всегда признает за ребенком стремление к самостоятельности и, скажем, никогда не будет завязывать ему шнурки без его просьбы и отвечать на вопросы, которых ему не задавали. "Чем раньше мы начнем воспитывать в детях стремление самим добиваться своих целей, тем скорее создадим сильных, а следовательно, самостоятельных и свободных людей", - говорила Мария Монтессори.
Сегодня педагогика Марии Монтессори переживает пик популярности во всем мире. Тысячи педагогов, признавая педагогическую систему Монтессори уникальной и необычайно эффективной, работает по ее педагогическим принципам. Функционируют тысячи детских дошкольных учреждений по всему миру, основанных на Монтессори-педагогике.
Заповеди Марии Монтессори
Никогда не трогай ребенка, пока он сам к тебе не обратится (в какой-либо форме)
Никогда не говори плохо о ребенке, ни при нем, ни без него.
Концентрируйся на развитии хорошего в ребенке, так что в итоге плохому будет оставаться все меньше и меньше места.
Будь активен в подготовке среды. Проявляй постоянную педантичную заботу о ней. Помогай ребенку устанавливать конструктивное взаимодействие с ней. Показывай место каждого развивающего материала и правильные способы работы с ним.
Будь готов откликнуться на призыв ребенка, который нуждается в тебе, всегда прислушивайся и отвечай ребенку, который обращается к тебе.
Уважай ребенка, который сделал ошибку и сможет сейчас или чуть позже исправить ее, но немедленно твердо останавливай любое некорректное использование материала и любое действие, угрожающее безопасности самого ребенка или других детей, его развитию.
Уважай ребенка отдыхающего или наблюдающего за работой других, или размышляющего о том, что он делал или собирается делать. Никогда не зови его и не принуждай к другим активным действиям.
Помогай тем, кто ищет работу и не может выбрать ее.
Будь неустанным, повторяя ребенку презентации, от которых он ранее отказывался, помогая ребенку осваивать ранее неосвоенное, преодолевать несовершенство. Делай это, наполняя окружающий мир заботой, сдержанностью и тишиной, милосердием и любовью.
Список использованной литературы

1. Монтессори М. Помоги мне это сделать самому // Составители М. В. Богуславский, Г.Б. Корнетов. - М: ИД "Карапуз". 2005. – 272 с
2. Монтессори М. Дети – другие. // С вступительной статьей и комментариями К.Е. Сумнительного. - М: "Карапуз". 2004. – 336 с
3. Монтессори М. Метод научной педагогики, применяемый к детскому воспитанию в Домах ребенка. - М.: Тип. Госснаба, 1993. - 168с.
4. Монтессори М. О принципах моей школы. Пер. с англ. В.3латопольского//Учительская газета. - 1992. - 4 августа. - С.4.
5. Монтессори в России: Новый взгляд.// Сборник научно-практических статей./ Под ред. Сумнительного К.Е. Выпуск I. М. МЦМ, 2003. 124 с.
6. Монтессори М. Разум ребенка. Москва. 1997.- 176с.
7. Монтессори М. Руководство к моему методу. М. Типолитогр. Т-ва И.Н. Кушнерев и К, 1916. - 64с.
8. Монтессори-материал. Школа для малышей. - М. - Изд-во Мастер, 1992. – 80 c.
9. Мэлоу. Т. Монтессори и ваш ребенок. М. МЦМ, 2002 - 64 с.
Категория: Ступеньки к школе | Добавил: msshtaus (16.08.2015) | Автор: Штаус Галина Станиславовна E
Просмотров: 513 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz


  • Copyright "Школа" Интернет-портал "Детство-kz"© 2016
    Сайт управляется системой uCoz