Главная | Регистрация | Вход | RSSПятница, 09.12.2016, 14:35

Учителя Алматы

Меню сайта
Категории раздела
Панорама [9]
Образование: модели и методы [60]
Управление [1]
Событие [18]
Воспитание и социализация [40]
Ступеньки к школе [11]
Профессиональное обучение [31]
Коррекционная педагогика [17]
Дополнительное образование [101]
Психологическая служба [47]
Родительское собрание [12]
Автограф на память [13]
Семиречье - взгляд сквозь годы [10]
Хочу поделиться [80]
Хроника [0]
Воспитание о образование в разных странах [2]
Наш опрос
Считаете ли вы результаты ЕНТ справедливыми?
Всего ответов: 1522
Статистика

Онлайн всего: 7
Гостей: 7
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Рубрики журнала » Дополнительное образование

Мартыненко И.Н. "Начальный этап работы над ритмом на уроках сольфеджио"
Подготовила преп.теоретического отделения, Мартыненко И.Н., ШИ №2 г. Караганда
«Ритм в музыке - это пульсация,
свидетельствующая о жизни…»
А.Г. Рубинштейн.
Цель : Формирование чувства ритма у учащегося - одна из наиболее важных задач музыкальной педагогики.
Современные научные исследования свидетельствуют о том, что музыка и музыкальное воспитание играют особую роль во всестороннем, полноценном развитии ребенка. Развитие музыкальных способностей, как и формирование основ музыкальной культуры нужно начинать в дошкольном возрасте.
Музыка - одно из могучих средств эстетического воспитания детей, воспроизводящее окружающую нас действительность в звуковых образах. Общение с музыкой способствует музыкально-эстетическому становлению ребенка, развивает основы его умения воспринимать в музыке определенное содержание, а музыкальная деятельность оказывает положительное влияние на общее развитие ребенка. Музыкальное воспитание детей должно быть направлено на развитие восприимчивости к языку музыки, образному представлению, а также на потребность слушать музыку.
Развитие ритмического слуха является неотъемлемой частью в развитии музыкальности детей. Оно помогает вызвать желание активно и с радостью участвовать в различных видах музыкальной деятельности: восприятии музыки, пении, музыкально-ритмических движениях, игре на музыкальных инструментах, музыкально-дидактических играх и т.д.
Значение развития ритмического слуха в музыкальном воспитании ребенка заключается в том, что оно:
-помогает развитию музыкальных способностей и обогащает эмоциональный мир детей;
-развивает познавательные способности;
-воспитывает активность, дисциплинированность, чувство коллективизма;
Обучение начинается с простых, доступных действий - хлопков, ходьбы в различных темпах и ритмах. Приём внутреннего развития чувства ритма.
Ритм - один из центральных, основополагающих элементов музыки, обусловливающий ту или иную закономерность в распределении звуков во времени. Чувство музыкального ритма - это комплексная способность, включающая в себя восприятие, понимание, исполнение, созидание ритмической стороны музыкальных образов приобщать к исследовательской работе. «Музыкально-ритмическое воспитание оказывает огромное влияние на развитие воли, характера и интеллекта человека...» (Эмиль Жак-Далькроз)
Ритм в теории музыки — соотношения длительностей звуков (нот) в их последовательности.
Ноты могут иметь различную длительность, вследствие чего между ними создаются определенные временные соотношения. Объединяясь в различных вариациях, длительности нот образуют различные ритмические фигуры, из которых складывается общий ритмический рисунок музыкального произведения. Этот ритмический рисунок и есть ритм.
Ритм не привязан ни к каким абсолютным единицам измерения времени, в нём заданы лишь относительные длительности нот (эта нота звучит дольше в 2 раза, а эта- в 4 раза короче и т. д.).
Хочется отметить методические установки К.Орфа, которые до сих пор претворяются в преподавании на занятиях по ритмике и сольфеджио в музыкальной школе. Используются следующие ритмические упражнения: исполнение одной группой детей метра, другой ритма звучащей мелодии «звучащими жестами» или на детских музыкальных инструментах; шагать доли - хлопать при этом ритм; движение под музыку: шагом под четверти, бегом под восьмые, подскоками под четверть с точкой и восьмую, остановка на половинных; отражение метрических долей: хлопок на сильную долю, на слабую - развести руки в стороны, топать ногой на сильную долю или при ходьбе делать на нее акцент; пение гамм в различных ритмах; узнавание по ритмическому рисунку (прохлопанному или сыгранному на детском музыкальном инструменте) или по ритмической записи знакомой мелодии; прохлопать ритм стихотворного текста; запись ритма палочками разной длины или «палочками и воротами»; исполнение ритмической партитуры; упражнения с ритмослогами и ритможестами.

При использовании ритможестов, четверть отмечается хлопком в ладоши, половинная - хлопком и разводом рук в стороны, восьмые - одновременным ударом обеих рук по столу, шестнадцатые попеременными ударами рук. Наиболее распространенным вариантом ритмослогов является произнесение четверти - «та», половинной - «ту-у», двух восьмых - «ти-ти», четырех шестнадцатых «ти-ли-ти-ли» или «ти-ри-ти-ри». Точка озвучивается прибавлением «й». Например, четверть с точкой и восьмая - «та-й-ти». Ритможесты и ритмослоги могут использоваться как вместе, так и порознь.
Еще один вид ритмического упражнения - сольмизация, то есть ритмичное проговаривание текста с названием нот. Она является особенно полезной при первичной обработке нового примера, особенно для учеников с нечистой интонацией, так как позволяет, не отвлекаясь на чистоту пения, сосредоточиться на ритмической стороне.
Из наглядных пособий, в работе над ритмом используются карточки. На каждой карточке изображена длительность (четверть, половинная) или ритмическая группа (две восьмые, четыре шестнадцатые и т.д.). Из них ученики выкладывают на столе ритм исполненного примера.
Большую помощь в освоении ритмических групп оказывают ритмические слоги; они удобны в вокальном отношении, их можно не только читать, но и пропевать, фиксируя в сознании учащихся тот или другой ритмический рисунок не только ритмически, но и звуковысотно:
Все ритмическое воспитание, все упражнения подчинены основной цели правильному ритмическому восприятию детьми изучаемого или слушаемого музыкального материала, а также воспитанию у них навыков ритмического аккомпанемента. Возможны различные варианты ритмического аккомпанемента: дети аккомпанируют на музыкальных инструментах (фортепиано, металлофон, блок-флейты и т. д.) хормейстеру, поющему знакомые песни; одна группа учащихся аккомпанирует другой.
Очень важно воспитать с 1-го класса распевность: звуки пропевать активно, а не только слегка касаясь их голосом. Имея в виду воспитание распевности ещё до знакомства с размером, надо объяснить сравнительную протяжённость звуков во времени более долгих и более коротких звуков. Начинать можно с четвертей или восьмых в прибаутках, песенках, где на каждый слог приходится только один звук. Например: «Андрей – воробей», «Дон – дон», «Приди, приди, солнышко», «Дождик».
Хлопками, ударами о стол можно отмечать длительность звуков (та, ту - долгие, ти-ти – короткие). Можно их записать, чтобы учащиеся поняли, что характер и настроение песни зависит от ритма:

Я использую для этого карточки.

Начинаем с простых ритмических фраз, встречающихся в песнях.

Чтобы сохранить интерес к урокам, сосредотачиваю внимание детей на изобразительности звука, музыкальной фразы. Сравниваю звук, фразу, ритм с каким-либо действием: бегом лошадки, стуком дождя, криком кукушки и т.п. Детям нравится игровая форма работы: выложить карточками ритм знакомой песни, а затем спеть, простучать (на шумовых инструментах, металлофоне).

У детей постепенно вырабатывается умение простучать ритм в доступных произведениях, если для развития ритмического слуха используются наглядные пособия, ритмические карточки, ритмические кубики, музыкально-ритмические движения (игры, упражнения, игра на шумовых инструментах).
Начинаем с четвертной, так как она – основа движения большинства песен (пульс). Её можно отмечать движением руки. Например: «Котик», « Баюшки, баю» и т.д.
Ощущение основной доли движения, даёт возможность перейти к знакомству с 2-х дольным и 3-х дольным размером, затактом. Например: закрепляем понятия сильной и слабой доли.
Для пения: «На горе - то калина», «У кота воркота».
Для слушания: «Пойду я в зелёный сад», «Пойду ль я, выйду ль я», «Дождик».
Ритмическая запись, прохлопывание ритма песни – это подготовительный этап к записи диктантов (мелодий). Тактирование оказывает большую помощь при записи мелодий, помогая легче заметить, где ставить тактовую черту, а также, сколько звуков приходится на каждую долю. В качестве примера можно использовать песни: «Лепёшки», «А баюшки, баю», «Ой, звоны звонят».
Работа над воспитанием ощущения основных длительностей включает разные формы, в том числе и чтение слов. Следует отметить еще один важный момент: ритм слова дети должны воспринимать из естественного проговаривания, а не специального растягивания слогов. Достаточно часто занимаясь освоением четвертей и восьмых, педагоги осваивают эти длительности, проговаривая слова размеренно и по слогам — де-ре-во, те-ле-фон – нивелируя ритм. Это противоречит самому важному в развитии чувства ритма – привитию навыка слышать ударение в слове, выделять этот слог как более долгий (ДЕ-ре-во, те-ле-ФОН).
Несомненно, что для работы над четвертями подходят только двухслоговые слова с ударением в первом (кош-ка, за-яц и т.д.), в том числе и потому, что основным в работе будет размер две четверти. Для работы над восьмыми удобными являются слова из четырех слогов с ударением на третий (обезьяна, погремушка).
Слова из трех слогов с ударением на первый (БА-боч-ка, ДЕ-воч-ка) и третий (кро-ко-ДИЛ, о-гу-РЕЦ) представляют собой простые комбинации четвертей и восьмых.
На данном этапе не включаются в работу слова с затактом (ар-БУЗ, пе-ТУХ, ро-МАШ-ка, ма-ШИ-на, куз-НЕ-чик и т.д.)
Ценность ритмических слогов состоит в том, что:
— любая из ритмических последовательностей разучивается достаточно быстро;
— ритмические длительности и группы усваиваются успешнее и естественнее;
— с помощью ритмических слогов быстрее и легче осуществляется перевод слов в ритм;
— ритмическими слогами легче и свободнее импровизировать и сочинять;
— ритм подразумевает движение и вызывает двигательные реакции — это всегда радость и удовольствие для детей.

Во втором классе продолжается дальнейшее знакомство с народной песней. На каждую изучаемую тему можно подобрать примеры из народной музыки. Знакомство с новым ритмом начинается с прослушивания музыкального фрагмента, включающего данный ритм (лучше из знакомой ученикам музыки); при повторном исполнении ученики дирижируют. Затем, используя принцип проблемного обучения, содержание фигуры выясняется в диалоге с учащимися. Далее на доске пишется простейший пример в этом ритме; им может быть гамма, тетрахорд, секвенция и т. д. Ученики сольмизируют, а затем поют с тактированием пример вначале индивидуально, потом вместе.
Ритмическая группа используются песни: «Вдоль да по речке», «И шли дивки», «Подружки», «Уж я молода».
Другая ритмическая группав песнях: «Пойду лук я полоть», «Королёк», «Ой, черёмуха».
При разучивании прохлопываем ритм и поём, прорабатываем ритмическую группу, например, ритмослогами:

Ритмические игры развивают у детей образное восприятие музыки. Форма игры создает условия для раскрытия эмоционального мира каждого ребенка и усвоения им необходимых знаний, понятий, формирования навыков в обстановке эмоционального комфорта.
В процессе игры создаются условия для общения детей в паре, в группе, проявляются личностные качества, а педагог в процессе игры имеет возможность корректировать отношения между детьми, активизировать творческую деятельность группы, создавать условия для наиболее полного проявления каждого ребенка в рамках заданных правил. Последнее особенно важно, т. к. внутренняя дисциплина необходима детям в музыкально-художественной деятельности.
Исходя из этого, музыкальный материал для ритмических игр должен быть образным, содержащим игровые элементы.
Ритмические игры сначала отрабатываются как ритмические диктанты. Параллельно идет работа над мотивами, фразами, формой, координацией в пространстве или в работе с предметом, развитием памяти, внимания.
Отдельно хотелось бы остановиться на проблемах, связанных с тактированием. Тактирование или, как его, не совсем верно, называют, дирижирование - важнейшая форма организации исполнения и восприятия музыки на уроках сольфеджио. При выработке жеста, надо следить за его четкостью. Расстановка «точек» здесь гораздо продуктивнее плавности. Ученики должны осознавать, что «точка» заканчивает предыдущую долю и начинает следующую. Рука должна быть согнута в локте, его сгиб - рядом с телом, но не прижат к нему. Надо приучать учеников к скупым взмахам (работает кисть и нижняя часть предплечья, кисть не опускается ниже пояса и не поднимается выше подбородка); размашистые движения неминуемо смажутся при ускорении темпа. Дирижирование двумя руками (симметричными движениями) практикуется в младших классах, затем оно сменяется движением одной руки.
Одна из ошибок учеников при тактировании - его неравномерность.
Еще один способ устранения неравномерности дирижирования - его замена отстукиванием долей рукой или ногой (последним пользуются на занятиях по инструменту учащиеся духовых специальностей). Такая замена может быть только временной. Иначе, если она войдет в привычку, ученик будет мешать восприятию остальной группы.
Трудным обычно оказывается и ритм «четверть с точкой и восьмая». Особое внимание следует уделить ритмической группе - трудной для усвоения; при сравнении ритмических групп преподаватель объясняет значение точки после четверти. Его освоение осложняется тем, что начало доли здесь попадает на точку, то есть существует только во внутреннем представлении, не взятием звука. В этом случае, помогает запись слигованными нотами. А.Островский рекомендует здесь также исполнение вслух продолжения ноты, записанного точкой, а затем акцентирование тянущейся ноты в момент наступления следующей доли.
Аналогичные проблемы возникают при исполнении синкопы, в основе которой лежит столкновение двух акцентов - метрического на сильной доле такта и ритмического на слабой. Первый толчок внутренний, второй - объективно звучащий. Е.Давыдова указывает, что, если учащийся не будет чувствовать эти два акцента, то не создастся эффект синкопы, получится как бы сдвиг тактовой черты или потеря чувства размера. Для устранения трудностей могут быть предложены способы, описанные выше при работе над ритмом «четверть с точкой и восьмая». Синкопа играет особую роль— неожиданная ритмическая задержка на слабой доле, из-за чего на ней возникает «лишний» акцент в такте. Синкопа, словно сжатая пружина, сообщает музыке дополнительную остроту, упругость.
Для 3 класса предлагается: простучать ритм примеров со счетом вслух и проговорить ритм слогами с дирижированием; сочинить примеры на данные ритмы, в том числе с приведенными словами. Простучать по памяти ритм знакомого примера; простучать ритмическую партитуру, разделившись на группы, или двухголосные примеры двумя руками; найти примеры на данные ритмы в произведениях по специальности; петь мелодию, одновременно простукивая записанный на нитке ритм; сочинить вторые фразы на данный ритм.
Относительно более сложным является изучение пунктирного ритма, в силу противоречия между его написанием и исполнением. При пении шестнадцатая произносится слитно со следующей долей, вроде форшлага, а в записи она связана ребром с предыдущей долей. Впрочем, после небольшого пояснения, ученики обычно легко справляются с освоением данного ритма.
Г.И. Шатковский предлагает: "Сначала научить детей "говорить" на элементарном музыкальном языке, затем - читать и лишь затем - писать".
Известный психолог Б.М. Теплов отмечал: "Раннее включение детей в творческую деятельность очень полезно для художественного развития, вполне естественно для ребенка и вполне отвечает его потребностям и возможностям".
Применение на уроках сольфеджио творческих форм работы, направленных на развитие музыкально-творческого воображения учащихся, способствует созданию на занятиях атмосферы увлеченности и активно развивает мышление детей, их музыкальные способности в целом.

Список используемой литературы
1.Апраксина О.А. Музыкальное воспитание в русской общеобразовательной школе. – М.; Л., 1948.
2.Гармонический человек: Из истории идей о гармонически развитой личности: Сб. статей/ Сост. П.С.
3.Трофимов; Под ред. В.А. Разумного и П.С. Трофимова.- М., 1965.
4.Музыкальное воспитание в школе/ Сост. О.А. Апраксина – М., 1978. Вып.13.
5.Асафьев Б. Избранные статьи о музыкальном просвящении и образовании.- Л., 1973.
6.Локшин Д.Л. Хоровое пение в русской школе.-М., 1957.
Категория: Дополнительное образование | Добавил: 5soldo (06.11.2013) | Автор: 5soldo E
Просмотров: 1137 | Комментарии: 1 | Теги: ДМШ, Ритм, упражнения, ДШИ, Сольфеджио | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 1
1 landreval   (28.07.2016 11:27)
Доброго времени суток, уважаемая коллега! Очень интересно написано о ценности и пользе ритмических слогов через чтение слов, естественное проговаривание, даны отличные и простые примеры. импонирует также тот факт, что педагог обучает детей и формирует определённые навыки в обстановке эмоционального комфорта через народные песни, использование народных инструментов, игру и пение в группах, игровые элементы. Читая статьи такого уровня отмечаю (уже не первый раз! и к моей большой радости), что применяю на своих уроках методы и формы ( в данном случае- над ритмом) идентичные Вашим! Замечательная и нужная статья! Желаю Вам успехов в дальнейшей творческой работе!

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz


  • Copyright "Школа" Интернет-портал "Детство-kz"© 2016
    Сайт управляется системой uCoz