Главная | Регистрация | Вход | RSSВоскресенье, 11.12.2016, 05:12

Учителя Алматы

Меню сайта
Категории раздела
Панорама [9]
Образование: модели и методы [60]
Управление [1]
Событие [18]
Воспитание и социализация [40]
Ступеньки к школе [11]
Профессиональное обучение [31]
Коррекционная педагогика [17]
Дополнительное образование [101]
Психологическая служба [47]
Родительское собрание [12]
Автограф на память [13]
Семиречье - взгляд сквозь годы [10]
Хочу поделиться [80]
Хроника [0]
Воспитание о образование в разных странах [2]
Наш опрос
Считаете ли вы результаты ЕНТ справедливыми?
Всего ответов: 1523
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Рубрики журнала » Дополнительное образование

Музыкальная гостиная "В мире старинного романса"
Сценарий музыкальной гостиной
«В мире старинного романса…»

Авторы:
Карнаухова Е.В.,
преподаватель вокала Школы искусств №2-Клуб ЮНЕСКО г.Караганды
Сайтарлы Е.В.,
преподаватель музыкально-теоретических дисциплин Школы искусств №2-Клуб ЮНЕСКО

Данная музыкальная гостиная подготовлена двумя педагогами: преподавателем вокала, подготовившим с учащимися музыкальные номера – песни и романсы, а также преподавателем-музыковедом, составившим теоретическую часть встречи.


На фоне звучащей салонной пьесы в стиле XIX века ведущий читает строки из романса «Дай, милый друг на счастье руку» (сл. и муз. К.Лучина):
Если жизнь не мила вам, друзья,
Если сердце терзает сомненье,
Всё рассеет гитара моя,
В ней тоски и раздумья забвенье.
Я спою вам, друзья, про любовь,
Всех страданий виновницу злую,
Каждый вспомнит свою дорогую,
И сильней забурлит ваша кровь.
Дай, милый друг, на счастье руку,
Гитары звук разгонит скуку,
Забудь скорее горе злое,
И вновь забьётся ретивое.

1. Романс «Море и сердце»

Добрый день, дорогие друзья! Сегодня наша встреча посвящена одному из самых любимейших и популярнейших жанров - романсу! Песни, романсы, баллады – эти и другие жанры музыкально-поэтического творчества были и остаются ничем незаменимой частью русской культуры. Доступные самому широкому кругу слушателей, они давно волнуют и тех, кто равнодушен к искусству, и людей, искушенных в философии, науке, поэзии и музыке. Каждый найдет в поистине безграничном песенном мире то, чему отзовется его душа, на что откликнется его сердце.

2. Романс «Звезды на небе», муз. В.Борисова, сл. Е.Дитерикс

Так что же такое «романс»? Откуда он появился и почему завоевал такую популярность? Романс возник в Испании еще в средние века – так назывались светские песни на испанском языке. В России же первыми образцами романса в XVII были канты, а в XVIII столетии стихи наиболее известных поэтов сразу же подхватывались музыкантами и распевались певцами-любителями. Расцветает романс в XIX веке. Такая популярность этого песенного жанра объясняется тем, что в романсе отражена лирика во всех ее возможных проявлениях, мир личных переживаний человека, понятный всем и каждому.

3. Романс «Говорят я мила…»

В песенный мир на равных правах входят и великие поэты и композиторы, и никому неизвестные стихотворцы и музыканты. Музы, находя в этом мире своих избранников, не делают различий между маститыми и юными, между плодовитыми мастерами и авторами немногих стихотворений, между теми, кто опубликовал многотомные собрания сочинений, и теми, чьи произведения не увидели свет при их жизни…
Лишь немногие русские поэты писали стихи, преимущественно предназначенные для пения, или подражали народным песням, т.е. были поэтами-песенниками. Одним из таких самых известных поэтов-песенников был Алексей Васильевич Кольцов, создавший поистине подлинные народные песни. И сейчас прозвучит один из замечательных романсов этого автора.

4. Романс «Обойми, поцелуй», муз. М.Балакирева, сл. А.Кольцова

Гораздо больше было таких поэтов, чьи стихи стали популярными песнями-романсами, хотя сами авторы изначально не прочили им песенную судьбу. У каждого большого русского поэта немало таких стихов, что, будучи положенными на музыку зазвучали в концертных залах, в аристократических салонах, либо в домах горожан или крестьянских избах.

5. Романс «Утро туманное», муз. В.Абаза, сл. И.Тургенева

6. Романс «Тебя любить, обнять и плакать над тобой», муз. Ширяева, сл. А.Фета

Особенно удивительна и завидна участь тех поэтов, чьи имена в истории русской поэзии забыты и их стихи затеряны в старых альманахах или нотных изданиях, а из всего, чтобы было написано ими, сохраняется в памяти и передается из поколения в поколение только то, что обрело песенную жизнь. Иногда это лишь одна песня, и настолько популярная, что ее автор заслуживает того, чтобы имя его было с благодарностью названо. А между тем в современных сборниках песен и романсов такие произведения печатаются с обозначениями «слова неизвестного автора» или «слова народные». Но, возможно, кому-нибудь из исследователей (или может быть сегодняшних наших гостей!) удастся раскрыть тайну из создания, а также назвать имя поэта, написавшего стихи и этого прекраснейшего романса…

7. Романс «Не пробуждай воспоминаний», муз. П.Булахова, сл. Н.Н.

В начале нашей беседы мы с вами говорили об авторах романсов. А сейчас мы попробуем разобраться, почему же в таком огромном мире произведений данного жанра каждый из них предстает перед слушателем единственной, неподражаемой жемчужиной, ведь, казалось бы, в каждом романсе раскрывается мир чувств человека, чаще всего любовная лирика, то есть эмоциональный строй одинаков. В чем же секрет? Секрет в том, что каждый из нас – это тоже жемчужина, не похожая на другие, каждый из нас по-разному чувствует и выражает свои чувства, а все остальные могут только догадываться о силе наших чувств… Так и авторы романсов по-разному выражали свои чувства, а отсюда появилось множество жанровых разновидностей романсовой лирики. Например, романсы, написанные в жанре популярных в то время танцев – мазурки, полонеза и др. Но царил на балах XIX века, конечно же, вальс…

8. Романс «Я помню вальса звук прелестный», муз. и сл. Н.Листова

Очень часто вальс в романсах использовался для показа женского образа, где становился своеобразным женским портретом, написанном на блестящем и поэтическом фоне бала, маскарада, праздника…

9. Романс «Слушайте, если хотите», муз. А.Шишкина, обр.Сахарова

Бытовой романс звучал в России повсеместно, но главным очагом распространения была все же Москва, где особенно популярной стала городская народная песня (разновидность русского романса). Она звучала и на московских гуляниях, и в театрах, и в домашнем быту…

10. Романс «Тройка», муз. П.Булахова, сл. П.Вяземский

11. Романс «Жаворонок», муз. М.Глинки, сл. Н.Кукольника
Особенно ярко и полно лирические чувства раскрывались в элегиях. К этому жанру в своем творчестве обращались как многие поэты, так и многие композиторы XIX века. Но и сама по себе элегия очень многогранна. Это может быть элегия, раскрывающая скорбное настроение одного человека, его личные переживания, как, например, в следующем романсе…

12. Романс «Лебединая песня», муз. и сл. М.Пуаре

Или же элегия-размышление, раскрывающая глубокое философское содержание…

13. Романс «В минуту жизни трудную (Молитва)», муз. П.Булахова, сл. М.Лермонтова

Широко распространена была в XIX веке в России и манера цыганского пения. Подчеркнутую экспрессивность, резкие смены эмоций, характерные для цыганского пения, можно было встретить и в русских романсах. В репертуар цыганских хоров поначалу входили лишь народные песни (русские и украинские), но позже они стали исполнять и бытовые городские романсы. Первым из них был знаменитый «Соловей» А.Алябьева, а затем и других авторов.

14. Романс «Под чарующей лаской твоею»

Одним из самых выдающихся композиторов, в творчестве которого отразился дух эпохи XIX века – патетика скорбного раздумья ожидания горьких разочарований и светлых порывов к счастью – был Александр Львович Гурилев. Лирика А.Гурилева отличается утонченной камерностью, «домашностью», круг его настроений в значительной мере замкнут в мир печального созерцания, безысходной грусти. В этом плане очень показателен следующий романс…

15. Романс «И скучно, и грустно», муз. А.Гурилева, сл. М.Лермонтова

Лишь два крупных имени поэзии выделяются в вокальном наследии А.Гурилева как определяющих смысл его лирики: М.Лермонтов и А.Кольцов. Чутко прочитывает композитор стихотворения М.Лермонтова. Его можно считать одним из первых талантливых интерпретаторов элегической лирики поэта. В целом же А.Гурилев не придавал особого значения художественному качеству текста. Среди его романсов многие написаны на слова совсем второстепенных, ныне забытых поэтов: Грекова, Груббера, Макарова и др. Но талант композитора с присущей ему искренностью высказывания, изяществом, грацией создавал настоящие жемчужины.

16. Романс «Колокольчик», муз. А.Гурилева, сл. И.Макарова

В некоторых романсах А.Гурилева можно услышать черты «русского итальянизма», так как композитор очень увлекался итальянским мелосом. Приемы «бельканто» можно услышать в его чувственных романсах в духе мечтательного ноктюрна с широкой мелодией, оттененной аркообразным аккомпанементом…

17. Романс «Черный локон», муз. А.Гурилева, сл. А.Б.

Друзья! Сегодня мы с вами лишь слегка соприкоснулись с великолепным миром романса… Но, я надеюсь, каждый из нас получил огромное удовольствие от этой встречи. И как было сказано вначале, каждый из нас нашел в поистине безграничном песенном мире то, на что откликнулось его сердце…
О, если б мог выразить в звуке
Всю силу страданий моих,
В душе моей стихли бы муки,
И ропот страданий затих!

Спасибо! До новых встреч, друзья!

Использованная литература:
1. Музыкальные жанры. – Москва: «Музыка», 1968 г.
2. Творческие портреты композиторов. Популярный справочник. – Москва: «Музыка», 1989 г.
3. Л.Д.Никитина, История русской музыки. Популярные лекции. – Издательский центр «Академия», 1999 г.
Категория: Дополнительное образование | Добавил: EVS (23.12.2013) | Автор: Елена Сайтарлы E
Просмотров: 638 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 1
1 Direktor   (05.02.2014 10:18)
Елена, очень понравилось, что в своем творчестве вы популяризируете уже не столь популярный вид вокального творчества, как РОМАНС. А ведь прекрасная поэзия в сочетании с красивой музыкой производит на слушателя благотворное влияние, заставляет сопереживать, испытывать волнующие эмоции.

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz


  • Copyright "Школа" Интернет-портал "Детство-kz"© 2016
    Сайт управляется системой uCoz