Главная | Регистрация | Вход | RSSВторник, 06.12.2016, 13:10

Учителя Алматы

Меню сайта
Категории раздела
Панорама [9]
Образование: модели и методы [60]
Управление [1]
Событие [18]
Воспитание и социализация [40]
Ступеньки к школе [11]
Профессиональное обучение [31]
Коррекционная педагогика [17]
Дополнительное образование [101]
Психологическая служба [47]
Родительское собрание [12]
Автограф на память [13]
Семиречье - взгляд сквозь годы [10]
Хочу поделиться [80]
Хроника [0]
Воспитание о образование в разных странах [2]
Наш опрос
Считаете ли вы результаты ЕНТ справедливыми?
Всего ответов: 1521
Статистика

Онлайн всего: 4
Гостей: 4
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Рубрики журнала » Дополнительное образование

"Особенности исполнения музыкального материала на уроках народно-сценического танца"
Сосновский А.А.
КГКП «Школа искусств №2-Клуб ЮНЕСКО» г.Караганда
Концертмейстер

Особенности исполнения музыкального материала на уроках народно-сценического танца

Хореография и сопутствующая ей музыка, выполняют важную миссию в формировании гармонически, разносторонне развитой личности. Специфика их участия в этом важном социальном процессе обусловлена природой, выразительными средствами музыки и танца, их функциями в общественно жизни, особенностями развития общества на нынешнем этапе. Оптимальное развитие хореографического искусства во многом зависит от характера и качества воспитания и образования подрастающего поколения. Одним из базовых учебных учреждений по подготовке эстетического воспитания и образования является школа искусств и в частности отделение хореографии.
Задачей занятий по хореографии является формирование в учащихся танцевальных знаний, умений и навыков на основе овладения и освоения программного материала. Через «призму» музыкальных и хореографических образов в процессе овладения языком музыки и пластики, выразительными средствами музыкального и танцевального исполнительства.
Учащихся обучают умению видеть и ценить красоту в человеке, обществе, природе, бороться с негативными явлениями в жизни.
Придерживаясь содержания программы, руководитель может творчески подходить как к проведению занятий, так и к постановочной работе. Выбирая произведение педагог определяет его содержание, жанр, стиль, форму, структуру, эмоциональную насыщенность, силу психологического воздействия на детей, в особенности драматического развития, возможность художественного исполнения, продолжительность исполнения и т.д.
Помимо оценки и анализа каждого отдельного народного танца, важно соотношение их с музыкальным сопровождением, логичные расположения с годовой программой. Учащимся следует давать для ознакомления и освоения художественные произведения различных эпох, жанров, народностей, стилей и т.д. Рекомендуется также воспроизводить, прослушивать подлинный популярный или иной национальный народный танец, доступный для детей разного возраста. Учащиеся во время обучения должны получить представление о том, как танцевальные движения выражают внутренний мир человека, что красота танца – это совершенство движений и линий человеческого тела, выразительность, легкость, сила, грация.
Для достижения цели и задач, указанных выше, педагог и концертмейстер (далее баянист) должны действовать согласно учебной программы подобрать соответственный и логический музыкальный материал.
Концертмейстер должен быть технически подготовленным баянистом и помощником педагога. Навыки владения инструментом охватывает очень много различных сторон исполнительства. Техника – это не только беглость пальцев и подвижность кистей рук, но и умение пользоваться самыми различными движениями меха, владение всевозможными средствами музыкальной выразительности, штрихами, нюансами, танцевальными оттенками, различными ритмическими рисунками и т.д. Умение играть двойными нотами и аккордами, умение правильно исполнять мелодию и аккомпанемент.
Все выше перечисленные навыки присущи баянисту-исполнителю. У концертмейстера стоят свои задачи и навыки игры. В первую очередь концертмейстер хореографии должен отлично знать и чувствовать расположение клавиш на клавиатуре, навык различных приемов игры, беглость пальцев, свободу движения кистей, свободно работать мехом не меняя ритмического рисунка.
Движения меха имеют огромное значение в аккомпанементе народного танца. Сила, красочность и характер звука не могут быть переданы правильно, если концертмейстер не владеет различными навыками движения меха.
Владение мехом – это один из важнейших видов техники игры на баяне. В народном танце техника движения мехом – это извлечение красивого звука, выделение ритмического рисунка, характера и манеры исполнения, акцентирование на сильной доле каждого такта (кадриль, полька и т.д.) плавное задушевное звуковедение в хороводе.
Тремолирование мехом украшает залихватскую мелодию плясовых (кадриль, лезгинка, румынский, молдавский танцы).
Так же необходимо овладеть различными движениями меха, связанными с выполнением динамических оттенков. В нотах не всегда подробно указываются динамические оттенки. В танцевальной музыке выставляются нюансы лишь в начале произведения, указывающие только общую силу движения танца. Но это не значит, что весь танец нужно играть ровным звуком. Для выразительного исполнения тех или иных движений танца, необходимо в образ той или иной народности, выразить характер, национальный колорит, прибегая к определённым нюансам, ярко выявляя кульминацию. В то же время нужно помнить и о тех границах в изменениях звучания, которые определены нюансом, выставленным в начале музыкаль-ной фразы. Например, если общее звучание плохое, то изменения в громкости допускаются в пределах pp-mf. Если общее звучание громкое, то изменения в силе звука могут быть в рамках mf-ff.
Баянисту весьма необходимо умение внезапно изменять силу звучания. Контрастная смена силы звука применяется при сопоставлении «можор-минор», различных по характеру мотивов и фраз. Примером могут служить кадрили, польки, переплясы Е.Кузнецова.
Автор многих обработок народных танцев широко использует приемы движения мхом, что придает оригинальную окраску народному творчеству.
Следующим звеном аккомпанемента народного танца является беглость пальцев. При игре на баяне в быстром темпе, где по 16-32 тактах звучат шестнадцатые ноты с аккордами на сильной доле, следует подобрать нужную и правильную пальцовку. При исполнении быстрого темпа неправильно подобранная аппликация приведет к техническому сбою, ошибкам, срывам ритма.
Нельзя доверять исполнение только пальцам. Необходимо приучить себя к мысленному контролю. Нужно помнить порядок чередования клавиш хотя бы в наиболее трудных местах, знать ноты, помнить о пальцах, которые заняты в том или ином пассаже. Во время занятий народного танца концертмейстер сосредотачивает свое внимание не только на содержании музыкального сопровождения, но и на движениях танцующих. В процессе репетиций концертмейстер должен уметь и контролировать различные танцевальные движения, помнить ноты, аппликатуру, клавиши. Только при этом условии любая случайная ошибка не приведет концертмейстера в замешательство. Баянист не остановится, он будет уверенно продолжать играть.
На каждом занятии народного танца отрабатываются отдельно взятые упражнения, движения различных «па» концертмейстер обязан уметь играть музыкальное сочинение с любой музыкальной фразы. Для этого необходимо проверять свою память играть, не глядя в ноты, на клавиатуру, внимательно следить за движением ног танцующих.
Нередко авторы обработок народного танца для разнообразия используют одну и ту же тему в разных тональностях, обогащая ее различными обработками.
Поэтому концертмейстер должен уметь играть танцевальный материал в разных позициях. Термин «позиция» применительно к баяну означает особенности аппликатуры определенного круга тональностей.
Начинающие концертмейстеры-баянисты предпочитают играть сочинения в одной удобной для них позиции. Такой подход к овладению инструментом отрицательно сказывается на общем развитии исполнительной техники. Поэтому концертмейстеру-баянисту необходимо хорошо освоить игру во всех трех позициях.
Свободное чтение нот с листа – это умение исполнить произведение по нотам с первого раза без ошибок в нужном темпе и характере. Этот навык тем же является одним из видов техники игры на баяне. Он необходим всем музыкантам и особенно аккомпаниаторам, ансамблистам или оркестрантам.
Для успешного развития навыки чтения нот с листа необходимы следующие условия:
1. Отличное знание звуков и их запись на нотоносце.
2. Отличное знание клавиатуры баяна.
3. Необходимый запас «слов» - знание основных приемов игры, наиболее характерных последовательностей звуков, встречающихся в мелодии и аккомпанементе, знание и чувствование ритмов танцевальной музыки и.т.д.
4. Умение пользоваться средствами музыкальной выразительности.
Соблюдение штрихов, нюансов, темпа, ритма – все это поможет концертмейстеру лучше передать характер музыки той или иной народности. Правильно со вкусом подобранные музыкальные произведения вместе с выше перечисленными навыками исполнительской техники сумеют правдиво раскрыть содержание танца, его характер, эмоциональную насыщенность, национальный колорит.
Педагогическая обработка танцевального номера должна как можно правдивее раскрыть учащимся основную идею постановки.
Хореографическую работу на уроках, выступлениях различных конкурсах должны отличать высокая организованность и дисциплина, культура поведения и настоящая воспитанность в общении между детьми – учащимися, детьми и педагогами.
Категория: Дополнительное образование | Добавил: EVS (02.01.2014) | Автор: Сосновский А.А.
Просмотров: 448 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz


  • Copyright "Школа" Интернет-портал "Детство-kz"© 2016
    Сайт управляется системой uCoz