Главная | Регистрация | Вход | RSSСуббота, 03.12.2016, 16:34

Учителя Алматы

Меню сайта
Категории раздела
Панорама [9]
Образование: модели и методы [60]
Управление [1]
Событие [18]
Воспитание и социализация [40]
Ступеньки к школе [11]
Профессиональное обучение [31]
Коррекционная педагогика [17]
Дополнительное образование [101]
Психологическая служба [47]
Родительское собрание [12]
Автограф на память [13]
Семиречье - взгляд сквозь годы [10]
Хочу поделиться [80]
Хроника [0]
Воспитание о образование в разных странах [2]
Наш опрос
Считаете ли вы результаты ЕНТ справедливыми?
Всего ответов: 1520
Статистика

Онлайн всего: 3
Гостей: 3
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Рубрики журнала » Дополнительное образование

"Методика развития творческого воображения учащихся через танцевальную импровизацию"
Т.В.Михасева
КГКП «Школа искусств №2-Клуб ЮНЕСКО»,
преподаватель хореографии
Сосновский А.А.
КГКП «Школа искусств №2-Клуб ЮНЕСКО» г.Караганда,
концертмейстер

Методика развития творческого воображения учащихся через танцевальную импровизацию

Целью хореографических занятий является формирование личности школьника, идейно-нравственной направленности его сознания в отношении к хореографической культуре. Народно-сценический танец одна из основ любой хореографии, требует повышенной эстетической чуткости в его оценке, отборе и исполнении.
Задачей занятий является формирование в учениках танцевальных знаний, умений и навыков на основе овладения и освоения программного материала. Одним из важных базовых учреждений образования в решении этой задачи является школа искусств. Дополнительное образование, дающее школа искусств, имеет свою специфику, в связи, с чем становится особо значимым мастерство педагога, музыканта, хореографа.
Организация дополнительного образования учащихся школы искусств не может быть произвольной, поэтому программа по дополнительному образованию приобретают все большее значение, особенно в свете положения реформы о комплексном развитии способностей детей.
На основе обобщения широкого практического опыта и проведенных исследований были определены и постоянно уточняются цели, задачи, содержание программ по каждому разделу хореографической деятельности.
Комплексное обучение хореографией – классическому, народно-сценическому, современному танцам, развивают у учащихся специальные способности, мышление, внимание, память, эмоциональность, творчество. На этой основе в процессе обучения формируется потребность в самостоятельном творческом труде, эстетические интересы, мотивы, вкусы; складываются взгляды, убеждения.
Одной из задач педагога в формировании хореографической культуры является развитие творческого воображения, одним из методов решения поставленной задачи является танцевальная импровизация.
Танцевальная импровизация на музыку включает упражнения, этюды и экспромты на заданную тему или свободную тему. В задания на импровизацию включены темы, близкие детскому воображению, сюжеты и настроения связанные с природой, сказочными героями любимых книг, мультфильмов и т.д.
Особое внимание следует уделить занятиям с мальчиками, стимулируя их интерес не только мужественными темами танцевального материла, но и повышенностью физической нагрузки.
Учащиеся во время обучения должны получать представления о том, как танцевальное движение выражает внутренний мир человека, что красота – танца это совершенство движений и линий человеческого тела, выразительность, легкость, сила, грация.
Следует поощрять импровизации на тему национальной и современной музыки, развивая творческое воображение учащихся путем бесед, раскрывая характер музыки и стиль танца. Рекомендуется на уроках ритмики, чтобы современные танцы интерпретировались в духе спортивной пластики, водились изобретательные ассоциативные движения из жизни, близкие данной музыке и стилю танца.
Импровизация танцевальных движений невозможна без четкого воображения той или иной заданной темы, ее образов, действующих лиц и т.д.
Развить в учащихся воображение главная задача педагога по разделу импровизация танцевальных движений. Передача знаний за счет систематического проведения бесед, прослушивания музыкального материала, просмотр телепередач, посещение концертов и театров.
Беседы, просмотры и прослушивание должны раскрыть ученикам красоту и образность танцев, связанных с укладом жизни, самобытностью народов.
С первых занятий по импровизации танцевальных движений учащиеся должны четко представить картину того что они должны изобразить педагогу на заданную тему или иную другую тему. Предварительно педагог путем беседы раскрывает тему - это обстановка, действующие лица их характер, повадки, поведение и т.д. Затем следует прослушивание музыкального материала – это характер, темп, ритмический рисунок и прочие музыкальные выразительные средства. Внимательно просмотрев и прослушав, учащиеся самостоятельно применяют танцевальные движения характерных действующих лиц. Одной из задач педагога привить к детям навыки актерской выразительности. Уметь изобразить в танцевальном шаге например повадки кошки, лисы, медведя, зайца и т.д., выразить какой-либо образ в разном эмоциональном состоянии – веселья, грусти и.т.д.
До начала импровизационных движений танца учащиеся должны уметь толковать руками размеры 2/4, 3/4, 4/4 при двухтактовом вступлении, вовремя начать движение и закончить его с концом музыкального предложения, чувствовать характер марша (игровой, песенный, походный, строевой) польки, вальса и уметь передать его в шаге.
Ранее разученные танцевальные движения: ходы – простой шаг с продвижением вперед и назад, переменный шаг с продвижением вперед и назад. Притопы – удар всей стопой. Дроби (дробная дорожка – мелкая непрерывная дробь), с одинарным ударом каблука на месте, с продвижением. Гармошка – одновременные повороты обеих стоп из 1-й свободной позиции в 1-ю закрытую позицию, с продвижением в сторону. Ковырялочка – без подскока и с подскоком, веревочка, молоточки, ключи, хлопушки и прочие движения дадут ученикам самостоятельно применять их в заданной импровизации.
Например, описанная музыкально-танцевальная композиция «Плетень» настраивает учеников на импровизацию простейших танцевальных движений народно-сценического танца. В предварительной беседе преподаватель и концертмейстер раскрывают сюжет народной песни «Тень, тень по тень, тень» пропев и проиграв всю песню, руководитель объясняет, что плетень – это плетеный из веток забор, а действующие лица сказочные герои. Желательно показать картинку с изображением плетня. Подробное объяснение сюжета композиции позволяет учащимся развить творческое воображение, расширить кругозор сказочного мироздания, влиться в характер и образ каждого действующего лица. Далее концертмейстер еще раз проигрывает всю песню, делается полный разбор характера мелодии, ритмический рисунок и т.д. разучиваются слова песни всем коллективом, что позволит учащимся создать ансамблевую композицию, почувствовать ответственность каждого исполнителя.
Мелодия звучит в умеренном ритмичном темпе русского перепляса, размер 4/4. Дети встают в две шеренги напротив друг друга и учатся плести плетень. Для этого вытягивают руки в стороны и соединяют их с руками рядом стоящих с правой и левой стороны, должно быть скрещенное положение. Под мелодию песни «Тень тень» каждая шеренга по очереди (через 4 такта) идут навстречу друг другу хороводным шагом и кланяются. Так же красиво и величаво отступают на свое место и кланяются вновь (4 такта). Далее хороводным шагом в разные стороны образуют круг (8 тактов). Заранее выбирается действующие лица композиции: зайчик, лисичка, медведь, коза. Далее учащиеся вместе с концертмейстером и преподавателем хором поют песню: «Тень, тень по тень, тень, выше города плетень.
Сели звери под плетень, похвалялися весь день.
Похвалялася лиса,
- Моя шубка хороша! (поет «лиса»)
Подражая «повадкам» лисички, выходит в центр круга, та же мелодия звучит в среднем регистре в темпе умеренной польки. Исполняется веревочка с подскоком и переступанием. Лисичка задает ритмический рисунок: 2 четвертные, 4 восьмые - 1 такт, 6 восьмых и 1 четверть – 2 такта. Все остальные учащиеся 2 такта повторяют ритмический рисунок и движения танца. Повторив еще раз это задание лисичка подскоками становится в круг.
Хор поет - Похвалялся зайка,
- Ну-ка догоняй-ка! (поет зайка и подскоками движется в центр круга). Мелодия звучит в верхнем регистре стокатто, легко. Заяц выполняет дробную дорожку, согласно предыдущему ритмическому рисунку, с одинарным ударом каблука на сильную долю (2 такта).
Остальные 2 такта повторяет за зайцем учащиеся. Движения повторяются (4 такта) заяц подскоками становится в круг.
Снова поет хор - Похвалялся медведь,
- Могу песни я петь! (поет медведь, выходя в центр круга). Та же мелодия звучит в басовом регистре чуть медленно. Танцевальные движения – присядка, ковырялочка без подскока. Ритмический рисунок тот же, учащиеся могут выстукивать ритм, руками хлопая в ладоши. Медведь задал тему движений, остальные учащиеся ему отвечают. Теми же танцевальными движениями медведь становится в круг.
Хор поет - Похвалялася коза,
- Всем вам выколю глаза! (выходит в центр круга). Звучит мелодия в среднем регистре с акцентами на сильную долю. Танцует «коза» в центре круга, музыка угрожающая акцент на слабую долю. Дети ногами на месте выстукивают ритмический рисунок:
После выступления козы дети отвечают теми же танцевальными движениями. Коза танцевальным движением входит в круг.
По окончании упражнения на импровизацию учащиеся хороводным шагом идут по кругу – сначала в одну сторону (первая музыкальная фраза), затем в другую сторону (вторая музыкальная фраза).
Методика развития детского воображения, творческого мышления через импровизацию и театрализованные образы, вызывает несомненный интерес у учащихся. Дети предельно внимательны, активны, стараются подражать своим героям, дисциплинирует к творческой и ансамблевой ответственности друг перед другом.
Показателем танцевальной культуры можно считать музыкальность и выразительность, правдивость и искренность в передаче танцевального образа, эмоциональное восприятие хореографического искусства, способность самостоятельно оценить хореографическое произведение.
Категория: Дополнительное образование | Добавил: EVS (02.01.2014) | Автор: Михасева Т.В., Сосновский А.А.
Просмотров: 426 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz


  • Copyright "Школа" Интернет-портал "Детство-kz"© 2016
    Сайт управляется системой uCoz